Субъектами права оперативного управления признаются. Правомочия субъектов права оперативного управления. Право оперативного управления имуществом это

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. Субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Основы правового режима имущества, передаваемого казенным предприятиям на праве оперативного управления, установлены ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" и Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)". Собственником имущества казенного предприятия является Российская Федерация. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственников предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Как дополнительное можно выделить предусмотренное законодательством право собственника изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Права владения, пользования, распоряжения имуществом казенные предприятия осуществляют:

  1. в пределах, установленных законом;
  2. в соответствии с целями своей деятельности;
  3. в соответствии с заданиями собственника;
  4. в соответствии с назначением имущества.

Так, в силу ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Собственником определен порядок использования прибыли предприятия. За счет прибыли от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности, предприятие создает фонды. Средства фондов могут использоваться на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, на другие производственные цели, а также на социальное развитие. Фонды создаются по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Гражданским кодексом РФ предусмотрена обязанность Российской Федерации как собственника нести субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия в случае недостаточности его имущества. Право оперативного управления возникает с момента передачи имущества. Закон не устанавливает обязанности заключения договора между собственником и казенным предприятием, однако и не ограничивает их.

Право оперативного управления имуществом

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. Впервые конструкция права оперативного управления для владения, пользования и распоряжения имуществом предприятиями-несобственниками была разработана академиком А.В. Венедиктовым*(553). Сферой применения права оперативного управления в условиях социалистической плановой экономики были все государственные предприятия, учреждения и организации*(554).

В настоящее время сфера применения и содержание права оперативного управления значительно изменились. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения.

Рассмотрим правовой режим имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за казенным предприятием.

Основы правового режима имущества, передаваемого казенным предприятиям на праве оперативного управления, установлены ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.

Имущество казенного предприятия формируется за счет:

Имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества;

Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

Иных не противоречащих законодательству источников. Право на имущество, закрепляемое за казенным предприятием

на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Собственником имущества казенного предприятия является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственников предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Как дополнительное можно выделить предусмотренное законом право собственника изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Следует иметь в виду, что изъятие имущества возможно лишь в трех предусмотренных законом случаях, а не по усмотрению собственника, как допускал в свое время Закон РСФСР "О собственности в РСФСР". В случае неправомерного изъятия имущества собственником казенное предприятие может обратиться за защитой в суд. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" указывается: при рассмотрении дел по заявлениям казенных предприятий о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям на праве оперативного управления, следует исходить из того, что бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в силу ГК РФ основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом, возложено на соответствующий управомоченный собственником орган.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом казенные предприятия осуществляют:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) в соответствии с заданиями собственника;

4) в соответствии с назначением имущества.

Так, в силу ст. 297 ГК РФ и ст. 19 Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.

Следует также учитывать, что казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

В уставе казенного предприятия определяются также источники формирования и режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за целевым использованием имущества.

Право оперативного управления урегулировано ст.296-300 Гражданского Кодекса РФ.

Субъектами права оперативного управления являются:

1) учреждения, финансируемые собственником

2) федеральные, казенные предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).

Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.

Столь "узкий" характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов. С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения (или казенного предприятия) распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по долгам созданных им учреждений (или казенных предприятий), считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).

В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

Федеральное, казенное предприятие может распоряжаться, владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом только с согласие собственника этого имущества (или является государство), при этом собственник вправе изъять лишнее неиспользуемое или используемое не по назначению имущества. Учреждения владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом, только в пределах установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, выделенным ему по смете.

Если в соответствии с уставом учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то имущество на них приобретенное поступает в самостоятельное распоряжение учреждения.

Имущество, приобретенное учреждением за счет дополнительных доходов, учитывается на самостоятельном балансе.

Как теория было доктринально обосновано в сороковые-пятидесятые годы ХХ столетия. Разработка этой теории представляла собой результат поиска определенной нормативной конструкции. Она позволила бы пользоваться государственным имуществом наиболее эффективно, при этом государство оставалось бы собственником.

Право оперативного управления - это право, которое закрепляется за государственными казенными учреждениями и предприятиями. Объектами могут стать не только недвижимость, но и прочие вещи, которыми пользуются субъекты в процессе деятельности. Исключение составляют только земельные участки.

Право оперативного управления автономных и бюджетных учреждений, а также предприятий распространяется исключительно на государственные и муниципальные объекты. Вместе с этим, законодательно закреплен случай передачи и частных объектов. В таком случае речь идет о формировании частных учреждений. Право оперативного управления распространяется также на продукцию, плоды и прибыль от пользования закрепленными за предприятием или учреждением объектами. Их состав определяется согласно установленному собственником порядку, а стоимость рассчитывается в соответствии с законами об оценочной деятельности.

Право оперативного управления устанавливается на основании федерального закона. Соглашение между собственником и юридическим лицом не является основанием для внесения изменений в закрепленный законом порядок.

Право оперативного управления включает правомочия по распоряжению, пользованию и владению. Целевой характер правоспособности выражен в том, что содержание норм ограничивается ГК, федеральными актами, Законом о предприятиях. Кроме того, ограничивающими являются и цели, в соответствии с которыми осуществляется деятельность субъектов, и назначение объектов, и задания собственника.

В зависимости от субъекта права выделяют право управления бюджетных и частных учреждений, казенных предприятий и автономных учреждений.

Без получения согласия собственника разрешено пользоваться исключительно производимой продукцией, услугами и работами посредством предоставления их на возмездной основе третьим лицам. Всем остальным имуществом, в том числе доходами от деятельности, можно пользоваться только после согласия собственника и в рамках, в соответствии с которыми предприятие осуществляет свою уставную деятельность.

Для частных и право на оперативное управление не предусматривает правомочия распоряжения. Автономному учреждению разрешено свободно распоряжаться исключительно не имеющим статус «особо ценное», а также прибылью от собственной деятельности. Особо ценными называют такие объекты, без наличия которых осуществление уставной деятельности существенно затруднено. Факт принадлежности имущества к указанной категории определяется учредителем в процессе закрепления этого имущества за автономным учреждением в установленном Правительством РФ порядке.

Правомочия по отношению к определенным видам объектов, находящимся за пределами РФ (внешним долям, ценным бумагам, паям, недвижимости) устанавливаются Правительством РФ.

Возникновение права на оперативное управление совпадает с моментом передачи имущества. Основанием для передачи объектов считается односторонняя сделка, которая совершается собственником. , так же, как и его прекращение, регистрируется соответствующим органом.

Правомочия прекращаются согласно общим основаниям действующего законодательства.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это права определенных юридических лиц на имущество создавшего их собственника.

Субъекты прав хозяйственного ведения:

- государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных предприятий;

Учреждения в отношении доходов, полученных от занятия предпринимательской деятельностью.

Объект права хозяйственного ведения – предприятие, как имущественный комплекс.

Субъект права хозяйственного ведения владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом в пределах, установленных Гражданским кодексом:

Он не вправе распоряжаться переданным ему недвижимым имуществом без согласия собственника;

Остальным имуществом он вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Правомочия собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении:

Создание предприятия, определение предмета и цели его деятельности, назначение руководителя предприятия;

Реорганизация и ликвидация предприятия;

Контроль за сохранностью и использованием данного имущества;

Получение части прибыли от использования имущества.

Право хозяйственного ведения прекращается:

По основаниям прекращения права собственности;

В случае правомерного изъятия имущества по решению собственника.

Субъекты права оперативного управления:

Казенные предприятия;

Учреждения.

Объект права оперативного управления – по своей сути аналогичен объекту права хозяйственного ведения.

Субъект права оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имуществе права владения, пользования и распоряжения.

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, а учреждение вообще не вправе распоряжаться переданным ему имуществом.

Собственник имущества, находящегося на праве оперативного управления, вправе:

Осуществлять все полномочия собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении;

изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

  1. Правовое регулирование земельных отношений

В одном из первых декретов победившей в 1917 году Октябрьской революции была отменена частная собственность на землю и другие природные ресурсы, которые объявлялись всенародным достоянием. Земля, её недра, леса, и воды были отнесены к объектам исключительной собственности государства и изъяты из гражданского оборота. Положение коренным образом изменилось, когда наша страна вступила в период перестройки. В отраслевых законодательных актах начала девяностых годов, а вслед за ними в ныне действующей Конституции РФ признана частная собственность на землю. До сих пор, однако, не может окончательно считаться решенным вопрос о содержании права частной собственности на землю и оптимальный механизм его осуществления. Достаточно напомнить, что на долгий срок было приостановлено введение в действие главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского кодекса РФ.



25 октября 2001 года Президент РФ подписал Закон о принятии Земельного кодекса РФ, который вступил в действие со дня его официального опубликования, т.е. с 30 октября 2001 года. Никакой революции в регулировании земельных отношений новый Земельный кодекс не совершил уже потому, что он, по существу, вывел за пределы своего ведения земли сельскохозяйственного назначения, отдав последние на откуп Федеральному закону от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вслед за Конституцией РФ Земельный кодекс РФ закрепляет частную собственность на землю (собственность граждан и юридических лиц), государственную собственность на землю (собственность РФ и собственность субъектов РФ) и муниципальную собственность (собственность муниципальных организаций).

Земли не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Устанавливая это положение, Земельный кодекс РФ, вслед за Гражданским кодексом РФ, закрепляет презумпцию права государственной собственности на землю. Необходимо отметить, что Гражданский кодекс РФ, не ограничиваясь землей, распространяет эту презумпцию и на природные ресурсы. Известное несоответствие в этом вопросе между нормами гражданского и земельного законодательства объясняется тем, что Земельный кодекс РФ относит к предмету своего ведения именно земельные отношения, придавая приоритет в регулировании иных отношений по использованию и охране природных ресурсов нормам таких отраслей законодательства, как лесное, водное, законодательство о недрах и т.д. К тому же следует учитывать, что ныне действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на леса и участки недр, в муниципальной и частной собственности не могут быть водные объекты, кроме обособленных, а животный мир в пределах РФ является государственной собственностью. Закрепление презумпции государственной собственности на землю означает, что земля в пределах территории РФ не может юридически оказаться бесхозной, даже если находится в запустении или вообще заброшена. Закрепление в отношении земли презумпции государственной собственности не означает, однако, что земля не может быть приобретена в собственность по давности владения, т.е. что она вообще изъята из-под действия приобретательной давности. По крайней мере, в отношении земли такой вывод неверен, поскольку в принципе она может быть приобретена в частную собственность по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, к числу которых и относится приобретательная давность. Но, разумеется, речь не может идти о земельных участках, которые в соответствии с земельным кодексом РФ и иными федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Ясно, что их нельзя приобрести в частную собственность и по давности владения. Что же касается лесов, участков недр и водных объектов (кроме обособленных водных объектов), то они в частной собственности вообще не могут быть, а потому действительно изъяты из-под действия приобретательной давности.

Участники земельных отношений могут быть собственниками земельных участков ; землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования; землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков – лица владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды; обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими участками (сервитут). В определении круга лиц, которые могут получить земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, а также содержание их прав на этот участок произошли существенные изменения.

Необходимо отметить, что у тех лиц, которым эти участки до введения Земельного кодекса РФ в действие были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, эти прав сохраняются. В первом случае речь идет о гражданах и юридических лицах, а во втором, что вытекает из юридической природы самого права – только о гражданах. При этом граждане и юридические лица, которые обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться. То же относится и к гражданам, владеющим участками на праве пожизненного наследуемого владения. В этом случае исключение сделано лишь для перехода прав на земельный участок по наследству (как по завещанию, так и по закону). Граждане, которые обладают земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право однократно приобрести их в собственность бесплатно.

Впредь земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам после введения Земельного кодекса РФ в действие земельные участки не предоставляются ни в постоянное (бессрочное) пользование, ни в пожизненное наследуемое владение.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!