Система управления древней греции афины. Государственное управление в древней греции. Органы местного самоуправления

Хронологическими рамками античности принято считать IX в. до н. э. - V в. н. э. В этих рамках выделяют различные этапы, наиболее общими из которых являются архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Географическими границами являются соответственно пределы греческого и римского влияния.

Современные историки относят образование Греции к III тыс. до н. э. Греки называли себя эллинами. Согласно легендам Эллин (Hellen) является родоначальником племени эллинов. Его сыновья считались предками главных греческих племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев). Слово «эллин» италики (группа индоевропейских племен Древней Италии) перенесли на всех греков. В ходе своего продвижения греки на побережьях Черного и Средиземного морей основали города, со временем преобразовавшиеся в города- государства.

А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и другие авторы книги «История Древнего мира. Древняя Греция» отмечают, что греческие предания в основе своей соответствуют реальным фактам истории и являются наследием действительно существовавшей в III-II тыс. до н. э. богатой эгейской культуры. В этой связи интересны представления самих греков о возникновении и устройстве их государства, которые можно найти в таких величайших памятниках философской мысли данного периода, как наследие Платона

Одним из основных условий существования государства философ считал необходимость соблюдения гражданами законов, установленных правителем, поскольку законы ставят своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всех.

Однако, устанавливая законы, правителю необходимо учитывать общественное мнение; в государстве всегда должна существовать некая часть населения, разделяющая взгляды законодателя. Ведь если закон плох, его необходимо менять. Но пока закон существует, пусть в несовершенном виде, он обязателен для выполнения всеми гражданами, поскольку не может стоять целым и невредимым государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, а по воле частных лиц становятся недействительными и уничтожаются.

В данной связи немаловажное значение имеет форма управления государством. С этой точки зрения Платон выделяет следующие виды государственного правления: последовательно переходящие одна в другую аристократию - тимократию (или тимархию) - олигархию - демократию - царскую власть - тиранию.

Аристократическое правление - власть лучших. Эта форма применялась на заре рода человеческого. Она видится Платону наиболее справедливой среди других форм власти, которые представлялись философу в той или иной мере «болезнями» государства. При аристократии правят самые достойные, подготовленные для управленческой деятельности. Вследствие нарушения гармонии в этом обществе между ними возникает конфликт: одни властители желают наживы, приобретения земель и домов, золота, другие - добродетелей и древнего устроения. В ходе борьбы они приходят к среднему к установлению частной собственности на землю и недвижимость,распределив их между собой. Таким образом, форма власти переходит в Тимократию - нечто среднее между аристократией и олигархией. Тимократия форма государственного устройства, при которой господствует меркантилистский подход. Однако крайнее богатство не афишируется, жилища окружаются оградами, а удовольствиям предаются втайне. На государственные должности больше не ставятся мудрые люди, а законы переписываются в пользу имущих.

Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти находятся богатые, а неимущие не участвуют в управлении. Такого рода строй держится на применении вооруженной силы или же устанавливается путем запугивания. В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность граждан, даже допускают ее, поскольку стоящие у власти не хотят ограничивать ее законом. Они, воспользовавшись ошибками граждан, скупают их имущество или дают под процент ссуду с тем, чтобы становиться еще богаче и могущественнее. Такое государство не является единым, в нем существуют два государства: богачей и бедняков, противостоящих друг другу. В результате бунта последних государство переходит на демократическую форму правления.

Демократия - свободное государство, предоставляющее равные возможности каждому гражданину. Характерной чертой такого общества является то, что нет никакой надобности участвовать в управлении, даже если человек к этому способен; не обязательно и подчиняться, если не желаешь. Все принудительное вызывает возмущение как нечто недопустимое. Это ведет к тому что граждане перестают считаться с законами и из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство - тирания.

Тиран приходит к власти, раздавая обещания частным лицам и обществу. Придя к власти, он будет вынужден уничтожить тех, кто помогал ему, оставив наихудших и ничтожных, чтобы сохранить власть. Последние будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его.

Однако рассмотренные выше идеи Платона основаны на положении о том, что государственное устройство находится в тесной зависимости от нравов, которые господствуют в государстве. С тем чтобы устранить имеющиеся недостатки государственного устройства, Платоном предложена своя «идеальная» модель государства.

В этой связи Платон высказывает идею о целесообразности разделения труда в обществе - специализации на производстве определенных продуктов или оказании определенных услуг, так как можно сделать все в большом количестве; лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и вовремя, не отвлекаясь на другие работы. А потому обнаружится, что сапожник - это сапожник, а не кормчий вдобавок к сапожному делу, земледелец - земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, военный человек - военный человек, а не делец вдобавок к своим военным занятиям и т. п.

Важно, что Платон видел в разделении труда основу для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Однако известно, что попытка философа осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (на Сицилии) потерпела неудачу. Вопросы политики и государства, являясь предметом дискуссий философов античности (например, полемика между Аристотелем и Платоном, Сократом и Ксенофонтом), подчас рассматривались самым реалистичным образом.

Аристотель государство (как и экономику) понимал следующим образом: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен исходя из имеющихся возможностей, наилучшим образом управлять людьми - такими, каковы они есть, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

Несмотря на то что философская мысль античности акцентировала внимание на человеке, его счастье, добродетелях, нельзя забывать о том, что в основе данных философских систем лежал экономический интерес.

По представлению мыслителей Древней Греции, целью жизни человека является «счастье», но каждый человек мог понимать его по-своему. В результате помещения философами во главу угла счастья, в стороне осталось достойное и недостойное поведение, допустимое и недопустимое в отношениях с другими людьми. Мыслители Эллады это поняли. И появляется еще одно понятие - «добродетель». Добродетели, или душевные качества, оказываются функцией, зависящей от социального положения человека. При этом, согласно древнегреческой философии, трудовая деятельность связана с наименьшей степенью обладания добродетелями.

Так, согласно Аристотелю, раб «должен обладать добродетелью в малой степени, в такой, чтобы его своеволие и вялость не наносили ущерба исполняемым работам».

В трактате «Большая этика» Аристотель приходит к выводу о том, что государственная общность поддерживается посредством пропорциональности в обмене товарами через ценовой эквивалент (серебро). В то же время пропорциональность (справедливость) взаимоотношений является основой общественной жизни.

Во II в. до н. э. начинает формироваться новое сильное государство Рим, которое со временем поглотило Грецию, хотя во многом наследовало направления развития греческой цивилизации.

В формировании Рима как государства следует выделить несколько периодов развития: первобытная община (царский Рим) - Рим (город- государство / полис), республиканский Рим, Рим - империя, под властью которой находилась значительная территория Европы, средиземноморское побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия, Сирия.

Началом истории Рима считается IX в. до н. э. В этот период возникли первые поселения на холмах: Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин, Целий. Основание Рима (754-753 гг. до н. э.) связывают с легендой об Энее и его потомках Ромуле и Реме, когда предположительно объединились племена, жившие в этой местности. Обозначили ритуальным обрядом центр, а затем пропахали борозду будущих границ (стен) города - это было начало. По свидетельству Плутарха, Ромул образовал войско из всех способных носить оружие и разделил его на отряды. Каждый отряд (легион) состоял из трех тысяч пехоты и трехсот всадников. Прочие составляли народ (популус ). Сто лучших граждан были избраны советниками и названы патрициями , собрание их - сенатом (советом старейшин). Римляне были поделены на две группы - богатые и бедные, патриции и клиенты, что означало покровители и покровительствуемые, и каждой из них вменялись определенные функции. «Первые растолковывали последним законы, защищали их на суде, были их советниками и опекунами во всем...» Хотя Ромула и рассматривали как царя, он таковым себя не считал, и скорее его можно было назвать вождем (лидером) римского народа. Следующим шагом со стороны Ромула стало похищение сабинянок, женщин и девушек соседнего народа сабинов (сабинцев), с целью пополнения населения. После ряда военных действий было заключено перемирие, по которому во главе Рима стали два царя - Ромул и Татий. Затем «было избрано сто новых патрициев. Число солдат легиона увеличилось до шести тысяч пехоты и шести сотен конницы. Было составлено три трибы, названных: первая - в честь Ромула - «Рамны», вторая «Татия», в честь Татия, и третья - «Лукеры», по имени священной рощи, где спасались многие, искавшие себе убежище и получавшие затем права гражданства... Каждая триба состояла из десяти курий... Цари не сразу совещались друг с другом - каждый имел сперва отдельное совещание с сенаторами, и затем все собирались вместе на общий Совет». Плутарх свидетельствует, что Ромул ввел культы, в частности «священного огня», и должность весталок. Он издал и ряд законов. После гибели Татия и победы над этрусками и кемирййцами Ромул заменил монархией народную форму правления, что изменило, в свою очередь, и ритуал (церемониал) властвования. «Он стал носить красивый хитон и пурпурную тогу и занимался делами, сидя на кресле со спинкой. Его всегда окружали молодые люди, названные целерами за ту быстроту, с какою они исполняли данные им приказания. Другие шли впереди него, разгоняя палками народ. Они были подпоясаны ремнями, чтобы связать немедленно всякого, на кого им укажут».

Однако Ромул не оставил идею народовластия: «...он внушал и римской аристократии мысль стремиться к уничтожению монархии, к образованию свободного государства, учиться управлять и быть управляемыми попеременно». Процарствовав 37 лет, Ромул пропал, и о его кончине ничего не известно.

В республиканский строй Рим вступил как хорошо организованное государство, но не как resprivata (частное дело царей), а как res publico, (общее дело римлян). Его правители внесли свой вклад в построение государства: «...Нума связал граждан религией, а Сервий - законами, Нума был творцом религиозного права (fas), а Сервий Туллий - гражданского, человеческого (ius)».

Республика в переводе с латинского определяется как «форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования». Это и было сделано в Риме, однако он долгое время оставался республикой аристократической.

Первоначально в Риме избирали двух консулов сроком на один год, чтобы не было единовластия. Они правили поочередно, сменяя друг друга каждый месяц. С возникновением республиканского Рима изменилась и структура системы управления, да и собственно управление: единовластие как таковое было отторгнуто, весомость приобрело народное голосование, возросла значимость согласований принимаемых решений, расширился круг ответственности звеньев управления и т. д.

Значимым реформатором в управлении государством в широком смысле слова, т. е. по видам управления, его элементам, звеньям, уровням, был Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). С его именем связано начало эпохи императорского Рима, или принципата. Принципат (principatus ) - в римской истории образ правления, установленный Августом и продержавшийся до второй половины III в. н. э. Возникновение принципата относится к 27 г. до н. э., когда Октавиан Август закончил реорганизацию государства восстановлением правильного управления взамен господствующей анархии и водворил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. С правовой точки зрения, принципат есть диархия (двоевластие), при которой носителем власти является, с одной стороны, народ и Сенат, с другой - император. Принцепс в теории не самодержавный монарх, а просто магистрат, слуга единственного суверена - народа. Компетенция и власть принцепса ограничены строго конституционными рамками.

Однако в Древнем Риме император (повелитель) был носителем всей полноты военной, административной, судебной власти. Данный титул присваивали полководцу, если после битвы, которой он руководил, на поле боя оставалось более 6 тыс. погибших противников римлян. Это происходило следующим образом: легионеры, проходя в победном марше мимо полководца, стучали щитами и выкрикивали «Да здравствует император!»

Преобразованию в управлении империей послужили радикальные социальные меры, главной из которых было определение социального статуса каждого сословия (сенат, всадники, военные, римские граждане (свободнорожденные), вольноотпущенники, муниципальная аристократия», рабы, а также половозрастные группы и общественные формирования). Были внесены изменения в территориальные образования и их положения (города, поенные поселения, муниципии, провинции, региональные части империи).

Существенные изменения система управления государством претерпела при Диоклетиане (император с 284 по 305 г.). Прежде всего им была утверждена система соправителей. Вместо единственного в Риме центра управления (резиденция императоров) он создал несколько центров управления в г. Никомедии, Милане и др. и разделил империю на две части: Западную и Восточную. Был введен пышный императорский двор и церемониал (наподобие восточных государств), этим Диоклетиан демонстрировал неограниченную власть над подданными. В экономике Диоклетиан реформировал монетную систему, введя полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной, установил цены на продукты питания и потребности повседневной жизни, ужесточил налоговую систему, заменив натуральный налог денежным. Не обошли изменения и армию. Римское войско было переформировано в действующую армию, пограничные части и преторианскую гвардию, был введен рекрутский набор, в том числе за счет варварских племен. При Диоклетиане Рим вступил в период доминанта (режим неограниченной власти императора). Диоклетиан также выступил гонителем христианства и сторонником восстановления прежних религий, что снискало ему «славу» Герострата.

В 305 г. Диоклетиан добровольно уходит в отставку. Последующие императоры и их соправители до Константина I Великого больше занимались выяснением отношений между собой и боролись за власть, мало заботясь об управлении в государстве.

Лишь с приходом к власти императора Константина I положение в государственном управлении обрело новое понимание. Император Константин I Великий (306-337 гг.) отказался от язычества, проникся идеями и догмами христианства. Последнее к тому времени обрело многих сторонников, сложилась церковная иерархия с системой управления, включая методы, ритуалы. Христианство стало государственной религией, Константин принял крещение на смертном одре. В области управления Константин после победы над Лицинием (324 г.) сделался единодержавным правителем (императором) и западной и восточной частей Римской империи. Столицу в 330 г. он перенес в г. Византий (после его смерти город назвали Константинополем, ныне Стамбул). По своей роскоши этот город был более блистателен, чем Рим.

Выступив против разногласий и раздоров церковных иерархов, Константин в 325 г. собрал под своим началом I Вселенский Собор. В дальнейшем императоры Западной Римской империи внесли мало нового в управление государством (в церковное управление и в управление хозяйством), и даже законодательно - правовое обеспечение управления оказалось запутанным и неопределенным. В борьбе за власть, в междоусобных, захватнических войнах, подавлении восстаний императоры и претенденты на императорский трон не гнушались ничем (интриги, подкупы, убийства, казни и др.) и использовали любые средства. Столица перемещалась из одного города в другой (Милан, Рим, Равенна и обратно). Императоры сменяли один другого через небольшой отрезок времени. В тот период происходили гонения на христиан и восстановление язычества. Лишь Феодосий I Великий (379 395 гг.) сумел восстановить дисциплину и боеспособность армии, укрепил государственность, поддержал христианство, созвал Второй Вселенский Собор (381 г.), указами утвердил решения этого Собора и запретил язычество. Кроме того, случилось так, что Феодосий вынужден был покаяться перед Миланским епископом Амвросием. Он был первым императором, склонившим голову перед авторитетом церковной власти. Последний император западной части Римской империи Ромул Августул (475-476 гг.) был низложен предводителем одного из наемных германских отрядов в армии императоров Западной Римской империи Одоакром (433-493 гг.) в 476 г. Так Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная Римская империя, получившая название Византия в 330 г., просуществовала до 1453 г., до завоевания ее турками. Одоакр правил Италией до 493 г. И хотя формально он считался полководцем, назначенным Зеноном, фактически это был первый германский военный правитель. В конце своего правления Одоакр потерпел поражение от остготов и погиб. И Италии возникло государство остготов.

Влияние достижений древнеримской цивилизации на практику управления столь велико, что ощущается и сегодня. Это проявляется прежде всего в государственном устройстве ряда европейских государств, в которых сложились традиции централизованной власти. Как представляется, подобная тенденция характерна практически для всех романских стран, которые подвергались экспансии Римской империи, в противоположность, например, германским государствам, которые вплоть до XIX столетия не имели какой-либо сильной централизованной основы власти.

План

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней
Греции.

2. Государство в Спарте.

3. Государство в Афинах:

а) образование Афинского государства;

б) реформы Солона и Клисфена;

в) афинская демократия в V-IV вв. до н.э.
4. Афинское право.

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней Греции.

Новая ступень в развитии цивилизации была связана с появлением ан­тичного (греко-римского) общества, которое возникло и достигло расцвета в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. Государства Древней Греции, а затем Древ­него Рима положили начало всей государственной и правовой истории Евро­пы, передав традиции своей политической и правовой культуры европейским и другим народам, выросшим на почве особого античного мира.

Первые очаги цивилизации и протогосударства возникли в Южной Греции в начале II тыс. до н.э. (Критское и Микенское царства). Они во многом напоминали государства Древнего Востока. Знаменитая Троянская война (XITI в до н.э.), известная по поэмам Гомера, резко ослабила Микен­ское и другие ранние ахейские царства, что привело их к упадку и гибели в результате завоевания племенами греков-дорийцев (XII в. до н.э.). Вновь на несколько веков восстановился первобытнообщинный строй, разложе­ние которого и новое повторное формирование государственности отно­сится уже к IX-VIII вв. до н.э.

Особые природно-географические условия Греции (горный рельеф, влажный морской климат, недостаток плодородных земель, отсутствие мощных рек с их разливами, наличие камня, дерева, руд металлов) способ­ствовали разложению общинного хозяйства и развитию личного хозяйства. Здесь не нужны были коллективные ирригационные работы, как на Восто­ке. Если общества Древнего Востока были цивилизациями великих рек, то античный мир, а особенно греческий, был морской цивилизацией. Здесь высокого развития достигли торговые связи, денежное хозяйство, товарное производство для нужд рынка и частная собственность.

Преобладание частной собственности над государственной привело к формированию коллектива равноправных граждан-собственников, кото­рые стали стремиться прямо влиять на управление государством. В клас­сический период развития Древней Греции (V - IV вв. до н.э.) появилось гражданское общество, развитое гражданское самосознание, возникло са­мо понятие «гражданин».

Государства Древней Греции оформились в виде полисов - неболь­ших политических общин граждан - частных собственников, объединен­ных вокруг центра полиса - города. По причине горного рельефа страны, долгой изолированности жителей одних долин от других, возникло множе­ство государств-полисов. Единого, централизованного государства в Древ­ней Греции так и не сложилось.


Быстрое развитие частной собственности, рост социального расслое­ния приводили к острой социально-политической борьбе, переходу власти от одного класса, партии, социальной группы к другой и смене одной фор­мы правления - другой. В греческих полисах утвердились различные фор­мы республик, тираний и даже монархий. Осмысление этого богатого опы­та и привело к становлению политической науки в Греции. При этом пре­обладали республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. В отличие от Древнего Востока, граждане в греческих полисах гораздо сильнее влияли на власть и сами участвовали в формиро­вании органов государственного управления.

В VI-IV вв. до н.э. на первый план в Греции выдвинулись два наибо­лее крупных и сильных полиса-города - Афины и Спарта. Они долгое вре­мя прямо или скрыто враждовали друг с другом в борьбе за гегемонию в Греции. В Афинах оформилась развитая демократическая республика, а в Спарте - военно-аристократическая республика.

2. Государство в Спарте

В IX в. до н.э. греки-дорийцы основали в области Лакония на юге Греции несколько поселений, слившихся затем в город Спарту. Многочис­ленное местное население из греков-ахейцев они или вытеснили в горы или превратили в рабов - илотов.

Сами завоеватели-дорийцы стали полноправными гражданами - спартиатами, коллективно владевшими всей землей и рабами-илотами, прикрепленными к земле. Сами спартиаты могла заниматься только воен­ным делом, но не земледелием, ремеслами, торговлей или искусствами. Реформы законодателя Ликурга (VIII в. до н.э.) окончательно законсерви­ровали общественный и государственный строй Спарты.

Главными органами власти были совет старейшин (герусия), 2 царя -архагета, коллегия 5 эфоров и народное собрание (апелла), которое выбирало должностных лиц только из знати и не могла их затем контролировать. Оно могло быть распущено, а его решения могли быть отменены царями или старейшинами. Таким образом, в Спарте утвердилась аристократия (в переводе - «власть (кратос) лучших (аристос))». Консервативный государственно-политический строй Спарты оставался почти неизменным в течение нескольких веков.

3.Государство в Афинах

Более сложная государственная организация сложилась в Афинах.

По преданию, в VIII в. до н.э. мифический герой Тесей объединил 4 греческих племени в области Аттика в единый афинский народ и стал его первым царем - басилевсом.

Родоплеменная знать (эвпатриды) получила исключительное право занимать государственные должности. Крестьяне-земледельцы (геоморы),

ремесленники (демиурги), торговцы, безземельные батраки (феты) и дру­гие бедняки, составлявшие вместе большинство свободных коренных жи­телей и объединяемые общим названием «демос» (простой народ) отстра­нялись от реальной власти.

После реформ Тесея эвпатриды получили большую политическую власть. Они ограничили власть царя-басилевса религиозной сферой, сделали ее выборной и приравняли басилевса к другим высшим правителям - архон­там, которые выбирались только из знатных эвпатридов. Право выбирать и контролировать архонтов, осуществлять высшую судебную власть перешло к совету родоплеменное знати - ареопагу, который состоял только из эвпат­ридов. Роль народного собрания в этот период резко снизилась.

Вместе с тем, выросло и экономическое могущество родоплеменной знати. Широкие слои крестьян попадали в правовую и экономическую зависимость от аристократии, разорялись и за долги закладывали землю, а иногда личную свободу. Массовое обезземеливание крестьян, расцвет долгового рабства и кабальных условий аренды земли привели к резкому росту недовольства всех слоев демоса и острым социальным и политическим конфликтам.

Б) Реформы Солона и Клисфена.

Для сплочения всех свободных коренных жителей в единую общ­ность потребовались глубокие социально-политические реформы. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Особо выделяются долговая реформа и отмена долгового рабства, цензовая реформа, создание новых органов власти - гелиэи (суда) и Совета 400. Теперь право на заня­тие высших должностей архонтов принадлежало не только родоплеменнои знати, но и богатой верхушке демоса. Однако широкие слои народа были ограничены в политических правах.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилеги­ям родоплеменной знати. Однако компромиссный характер реформ не уст­раивал ни эвпатридов, потерявших неограниченную власть, ни демос, ко­торый не был в полной мере допущен к власти. Борьба аристократов и де­моса продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата и его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили государственные порядки Солона и проводили мероприятия в интересах демоса. Тираном в Афинах считался незаконный единоличный правитель, который, однако, не обяза­тельно устанавливал жестокий режим.

Продолжением демократизации государственного строя Афин стали реформы Клисфена (509 г. до н.э.). В основу государственного строя была положен чисто территориальный принцип.

Государство было разделено на 100 демов (своеобразных районов), в каждом из которых было самоуправление. Демы объединялись в 10 фил (больших округов), также имеющих органы самоуправления и своих выбор-

ных представителей в общегосударственных органах. Старые роды и племе­на оказались разделены между разными округами и районами, в результате политическое влияние родовой знати было окончательно подорвано.

Состав Совета государства (булэ) был увеличен с 400 чел., выбирав­шихся ранее по родам и племенам из богатых и зажиточных граждан, до 500 чел., выбиравшихся теперь исключительно по территориальным окру­гам (филам) вне зависимости от имущественного положения. Совет 500 контролировал весь административный аппарат, готовил проекты законов, распоряжался казной.

Была учреждена коллегия 10 стратегов (по одному от филы), управлявших вооруженными силами.

Позднее была введена процедура остракизма - особого голосования на­рода об изгнании из полиса того гражданина, чья деятельность вызывала осу­ждение большинства и могла привести к установлению единоличной власти.

в) Афинская демократия в V-IV вв. до н.э.

Высшим этапом демократических реформ в Афинах стала деятельность вождей демоса - Эфиальта (462 г. до н.э.) и Перикла (460-429 гг. до н.э.). Ареопаг, совет знати, потерял практически все властные полномочия и остался только лишь судом по религиозным делам. С именем стратега Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к. все полноправные коренные жители, включая и бедных, получили право выбираться на все государственные должности. Гарантией участия бедных граждан в управлении стало введение государственного жалованья, правда, невысокого, всем должностным лицам (за исключением стратегов) и участникам народных собраний.

Высшим органом власти стало народное собрание (экклессия), реше­ния которого могла отменить только оно само. В его работе могли участ­вовать все взрослые полноправные граждане-мужчины. Народное собра­ние принимало законы и частные постановления, объявляло войну и мир, выбирало и проверяло деятельность всех должностных лиц. При этом лю­бой гражданин мог выбираться на любую должность. Всего таких должно­стей в Афинах было около 700. Правом законодательной инициативы об­ладали все граждане и должностные лица.

Таким образом, в Афинах сложилась прямая демократия (буквально - «власть народа»), при которой основная масса полноправных свободных граждан-мужчин непосредственно участвовала в реализации власти, а все органы управления выбирались гражданами, из числа всех граждан и были ответственными перед собранием граждан.

Однако при наличии юридического равноправия коренных граждан их реального равенства не было. Обострились конфликты между богатыми и бедными гражданами, а также противоречия между всеми гражданами и неполноправными, но свободными иностранцами (метеками), в самих Афинах и афинскими гражданами и другими греческими полисами-союзниками в Афинском морском союзе. Обострились и противоречия между всеми сво­бодными и рабами. Афинская демократия к концу V. до н.э. вступила в дли­тельный кризис, который углубился в результате поражения Афин в Пелопо­несской войне против Спарты. Острая социальная и политическая борьба в полисе, попытки олигархических переворотов, разорение крестьянства край­не ослабили Афинское государство. В 338 г. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были разгромлены Македонией и фактически завоеваны, потеряв независимость и прежние политические порядки. В 146 г. до н.э. Греция вместе с Македонией были завоеваны Римом и превращены в рим­скую провинцию.

4. Афинское право

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права.

Источниками права считались вначале родоплеменные обычаи, а с конца VII в. до н.э. - законодательные акты верховных органов власти. Пер­вым исторически известным законодателем Афин был тиран по имени Дра-конт (621 г. до н.э.). Его законы были посвящены новой организации суда, наказаниям за разные нарушения общественного уклада, была запрещена кровавая месть. Практически за любое преступление, даже за кражу овощей с огорода или праздный образ жизни, назначалась смертная казнь. Позже вы­ражение «драконовские законы» стало синонимом крайне жестоких законов. Большинство законов Драконта было отменено Солоном в начале VI в. до н.э., который сам составил новое обширное законодательство. Законы Солона (594 г. до н.э.) касались организации государственной власти, правового ста­туса граждан, долговых обязательств, порядка составления завещаний, за­крепления частной собственности на землю и т.д.

В V - IV в. до н.э. главным источником права стали многочисленные законы народных собраний и постановления различных должностных лиц. Однако это законодательство в целом было неупорядоченным и часто про­тиворечивым. Многие основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны достаточно определенно и полно.

Правовой статус населения в Афинах был довольно четко урегули­рован. Резко различался статус рабов и свободных, а среди свободных -полноправных рабов и неполноправных иностранцев (метеков).

Право собственности и обязательства. В Афинах было развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собст­венника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства.

Различались «вольные» (из договоров) и «невольные» (из причине­ния вреда) обязательства. Развитие торговли определяло широкое распространение договоров купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищест­ва и др. Именно в Афинах впервые оформился институт ипотеки - залог земли или другой недвижимости с целью получения займа. При этом за­ложенное имущество оставалось во владении и пользовании должника, но без права распоряжения.

Семья в Афинах оставалась патриархальной. Женщины были огра­ничены в политических и гражданских правах. Признавалось наследование по закону и по завещанию.

В уголовном праве различались преступления против государства и личных интересов, однако граница между ними была довольно условной. Среди наказаний, обычных для древнего права (смертная казнь, штраф, конфискация имущества, обращение в рабство) в Афинах к гражданам могла применяться и лишение политических прав (атимия). Телесные на­казания применялись только к рабам.

Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение, обычно, исходило от частных лиц.

Самостоятельная работа

Вопросы для самопроверки

Чем отличалось государственное устройство Спарты и Афин?

Что говорит о наличии демократии в Афинах?

Почему нельзя говорить о демократии в Спарте?

Чем отличается афинская демократия от современных форм демократии?

Как приобретался статус полноправного гражданина в Афинах?

Чем отличались права бедных и богатых граждан в Афинах?

Как гарантировалось участие бедных граждан в управлении государ­ством в Афинах?

Какие взаимоотношения существовали между властью и народом в Афинах и Спарте?

В чем причины ограниченности демократии в Афинах?

Могли ли знатные и богатые граждане в Афинах добиваться приня­тия нужных им решений при демократическом строе?

ГРЕЦИЯ. С самого начала своего развития европейская цивилизация показала ряд отличительных черт в управлении экономической и общественной жизнью общества. С точки зрения нашего курса древний период европейской культуры интересен не только как наше прошлое, но и как становление многих существующих сегодня принципов, методов и традиций в области менеджмента.

В древней Греции две с половиной тысячи лет тому назад начинается становление современной европейской цивилизации с рыночной экономикой, высокой культурой демократического управления и свободном развитии личности. Основным хозяйствующим элементом греческого общества был мелкий собственник.

Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, в множестве самих греческих государств-полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200.

Греческие полисы отличались друг от друга по ряду факторов, Наибольшими крайностями из которых являлись демократическая и олигархическая формы организации, получившие классическое отражение, соответственно, в Афинах и Спарте. И в том и в другом полисе налицо довольно большое количество негражданского населения, стоявшего в различных степенях зависимости от полисного гражданского коллектива, но в каждом из них утвердились свои системы эксплуатации рабов.

В VIII-VII вв. до н. э. в Афинах сложилось демократическое государство. В 621 г. до н.э. в Афинах была впервые произведена запись действующих законов. Кодификацию можно рассматривать как серьезную уступку эвпатридов демосу, чрезвычайно страдавшему от произвола архонтов, судивших по неписаному обычному праву. Дальнейшее изменение механизма управления афинским обществом связывается с именем Солона, которого античная историография рисует идеальным законодателем, стоявшего над классами и сословиями и имевшего целью их примирение.

Опираясь на народное собрание Солон провел ряд экономических и политических реформ. наиболее важной экономической реформой была отмена долгов, освободившая массу рабов-должников и облегчившая положение крестьянства. Запрещалась гарантия долга личностью должника и продажа его в рабство за долги. Далее Солон ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения, в то время как раньше земля наследовалась родом и не подлежала отчуждению. В результате реформ Солона в Аттике появляется слой мелких и средних свободных земельных собственников - неотъемлемая часть всякого города-государства античности, его социальная основа.



Среди проведенных Солоном экономических мероприятий, следует отметить закон, запрещавший вывоз хлеба из аттики и поощрявший вывоз оливкового масла. На языке сегодняшнего времени это означает интенсификацию ведения хозяйства, более рациональное использование ресурсов. Поощряя разведение интенсивных культур - оливы, винограда и др. - Солон издал законы, регулирующие посадку деревьев, ирригацию, правила о совместном пользовании колодцами, ранее принадлежавшими отдельным родам или семьям, и т.д. Разведение интенсивных культур было доступно не только крупным землевладельцам, но и средним слоям демоса, в интересах которых и проводились эти законы. Мероприятия Солона способствовали превращению Аттики из страны хлебопашества в страну, в экономике которой главное место занимали высокоинтенсивные садово-огородные культуры, дававшие значительную товарную продукцию.

В целях поощрения и развития торговли и ремесленного производства Солон ввел закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. При Солоне в Афинах была проведена унификация единиц мер и веса.



Таким образом, в отличие от Востока здесь главным сектором был мелкий частный. Экономическая независимость небольшой семьи, отдельной полноправной личности, то есть Демократизация экономической жизни и наличие широкого слоя граждан - собственников (в соответствии с нынешней терминологией - среднего класса) должны были неизбежно вылиться в демократизацию всей общественной системы. Администрация полиса формировалась исключительно с помощью выборов при участии всех граждан.

Для создания реальной возможности участия в государственных учреждениях и преодоления равнодушия к государственным делам Перикл ввел плату за отправление обязанностей присяжного в судах, в заседаниях. В 451 г. Перикл возобновил старый закон, ограничивавший право гражданства условием обязательного происхождения от обоих родителей афинских граждан. Закон гласил: “афинянами могут быть только люди, происходящие от обоих афинян”. Закон вызвал массу недоразумений и судебных процессов и всякого рода обманов и мошенничеств. Около 5 тысяч человек, уличенных в обмане, было продано в рабство. Полноправных же граждан оказалось всего-навсего немного больше 14 тысяч. (Аристотель упоминает цифру 20 тысяч, определяя количество афинских граждан-чиновников, которые содержались во многом благодаря взносам членов морского союза. Афинская демократия всегда оставалась демократией меньшинства. Периклу приписывается еще введение театральных денег, выдававшихся гражданам на покупку марки или билета на театральные представления, что являлось естественным продолжением и развитием оплат и за несение государственных обязанностей, в особенности за военную службу, установившихся во время греко-персидских войн. Состоятельная часть граждан несла всевозможные общественные повинности в виде оснащения военных судов, устройства зрелищ, оплаты хоров и отправления государственных должностей, связанных с большими тратами. Если сопоставить численность граждан с количеством должностей в Афинах, то можно предположить, что практически все граждане-горожане и значительная часть сельских жителей участвовали в непосредственном управлении государством. Интересно и другое сопоставление: 14 тысяч граждан и 230 тысяч жителей Афин.

Власти греческих городов-государств, как правило, вмешивались в местную экономическую жизнь, особенно заботясь о бесперебойном снабжении рынка хлебом. Велась борьба со спекуляцией. за порядком и торговлей на рынках в Афинах наблюдали специально избранные надзиратели, за внешней торговлей - избранные для этой цели попечители торгового порта.

Наиболее типичной формой организации хозяйственной деятельности в ремесле и в обрабатывающей промышленности был эргастерий. Для Аттики и Афин периода “пятидесятилетия” было характерно сосуществование рабского и свободного труда в ремесле. Мастерские ремесленников, работавших лично или с помощью одного-двух рабов, были мелкими предприятиями, существовавшими при наличии больших и даже очень больших мастерских - своего рода рабских мануфактур древности.

Но в целом при Перикле чисто искусственными мерами поддерживался свободный труд и устанавливалась норма применения рабского труда: число рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено приблизительно до четверти общего числа работников.

Доходность эргастериев была очень велика: стоимость квалифицированного раба в V-1У вв. до н.э. полностью окупалась за 2-3 года его работы в ремесленной мастерской. Из этого следует, что доход рабских мастерских был весьма значителен, с излишком покрывал как стоимость рабочей силы, так и все расходы, связанные с организацией эргастерия. Эргастерий приносили не меньший доход, чем “морская торговля”, т. е. самая прибыльная статья античной коммерции.

Греческая история помогает понять многие теоретические положения и практику управления межгосударственными экономическими отношениями. Согласно теории развития национального хозяйства оно на определенном этапе своего развития достигает оптимального состояния. Говоря языком менеджмента, оптимальное состояние - это состояние наибольшей эффективности деятельности национального хозяйства. Оптимальное состояние - это состояние равновесия и стабильности (относительной). Национальное хозяйство в своем оптимальном состоянии обладает исключительно мощной энергетикой, то есть способностью преобразовывать внешнюю среду, которой для нее является вся жизнь данного государства и окружающие ее другие национальные хозяйства. Это преобразующее действие проявляется через экспансию. Последняя может выступать в различных формах.

Греческая преобразующая сила в одном случае реализовывалась как греческая мирная колонизация. Среди ее причин следует отметить возникновение относительного перенаселения вследствие недостаточного развития производительных сил, стремление торговцев закрепиться на путях в иноземные страны и обосноваться там, а также политическая борьба в метрополиях, часто сопровождавшаяся диким террором. Греческая колонизация распространялась на различные территории региона Средиземного и Черного морей.

Колонии достаточно быстро становились самостоятельным полисом. Хотя колонии и метрополии обычно не образовывали союзов и не имели общего гражданства, но прибывшие в колонию жители метрополии становились ее гражданами, а вернувшиеся к старому очагу колонисты без труда восстанавливали свое гражданство. В колонизации приняли участие различные области, районы и города Эллады: и более отсталые, и более развитые. В соответствии с этим и в колониальной экспансии преобладал либо аграрный, либо торгово-ремесленный аспект. Взаимоотношения греческих колонистов и местного варварского населения складывались различно. Но они всегда оказывали влияние друг на друга. Эллинское воздействие, несомненно, ускорило ход экономического, социального и культурного развития варваров.

Значительно и влияние колонизации на метрополию. Из периферийных районов идут в Грецию золото, серебро, олово, продукты питания (рыба, хлеб), рабы. Значение последнего вида товаров все более возрастает. Это ускорило социальные процессы, протекавшие в городах балканской, островной, малоазиатской Греции, повлияло и на политическую борьбу.

Меру воздействия оптимального состояния экономики на окружающий мир очень легко проиллюстрировать и на примере делосской симахии или афинской архэ - морского союза греческих государств (5 век до христианской эпохи). В состав союза входило около двухсот неодинаковой величины и значения государств. Число жителей всей территории, подвластной Афинам, доходило до 10-15 миллионов, что в 45-60 раз превышало население собственно Афинского государства. Право распоряжаться этими, а также поступавшими за счет взимания торговых пошлин значительными суммами позволили Афинам стать и экономическим лидером в регионе.

Определенные экономические выгоды от пребывания в морском союзе извлекали и союзники Афин. Он помогал греческим государствам преодолевать возникшее в условиях развития товарного производства затруднения, связанные с узостью местного полисного рынка и неизбежными при множестве государств столь же множественными границами и таможенными пошлинами. При помощи морского союза частично преодолевалась экономическая ограниченность полиса. Разбушевавшаяся стихия и пираты всегда угрожали купцам и мореходам. Морской союз решал и эту проблему, так как фактически захватил в свои руки контроль за торговлей в бассейне Эгейского моря и через проливы, усилил торговые связи с полисами Причерноморья. Все греческие полисы получили возможность пользоваться торговым флотом афинян и могли беспрепятственно торговать в зоне влияния союза.

Еще одним важным периодом воздействия на внешний мир, включая массовую эмиграцию греков, массовую колонизацию, является создание мировой державы Александром Македонским. Сегодня многими историками эллинизм рассматривается как греческий дар временно присоединенному миру. На развалинах державы Александра Македонского возникли государства, которые принято называть эллинистическими государствами. В истории средиземноморских народов эллинистические государства представляют прогрессивный этап общественного развития. В отношении политического строя эллинистические общества представляют соединение черт классического полиса с древневосточной монархией. Управление в эллинистических царствах по сравнению с полисом построено на началах большего централизма.

Политические деятели, философы и другие идеологи греческого общества искали выход из социального и политического тупика, в котором оказались греческие рабовладельческие классические полисы. Предлагались для этого различные пути: Платон и Аристотель занимались теоретической разработкой наилучшего общественного и государственного устройства, но как ни различны были их построения, однако выйти за рамки представлений о государстве как полисе они не смогли.

Сократ обнаружил, что управленческие способности могут переноситься с общественных на частные дела. В своем раннем исследовании об универсализации менеджмента, Сократ заметил, что менеджмент в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определенно не может управлять общественными. Однако, греки, возможно, слишком отступали от правил всеобщности Сократа. Военные и муниципальные лидеры регулярно менялись, создавая хаос в правительственных делах и создавая проблемы во время угроз со стороны лучше организованных, более профессиональных армий Спарты и Македонии.

В своей работе “Политика” Аристотель писал “Тот, кто никогда не учился подчинению, не может руководить”. В его дискуссии об управлении домашним хозяйством он, как и Сократ, говорил о сходстве между искусством управления государством и домашним хозяйством. Оба связаны с управлением собственностью, рабами и свободными гражданами с одной только разницей в величине суммарных операций.

Однако, греческая экономическая философия в значительной степени была анти-деловой, и торговля коммерция предполагались ниже достоинства греческого человека. Работы будучи неблагородной для греческого аристократа и философа, должны исполняться рабами и неуважаемыми гражданами. Рабочие и торговцы был лишены гражданства в греческой демократии, из-за низкого уважения рабочим и торговым профессиям. Но в отличие от иудейской традиции греки активно занимались финансово-кредитной деятельностью. Аттика и Афины стали самым важным торгово-ремесленным центром не только Балканской Греции, но и всего древнегреческого мира. Наиболее распространенной финансово-ростовщической операцией в приморских городах Греции были “морские ссуды”, т.е. отдача денег под залог товаров или под большие (“морские”) проценты судовладельцам (18% годовых в те времена не считалось слишком высокой нормой). К этой основной операции присоединялась масса всевозможных мелких сделок и махинаций. Греки были не слишком законопослушными гражданами: обманы, подлоги, клевета и масса всевозможных кляуз и доносов составляют содержание бесконечных мелких и крупных судейских тяжб, которыми так богата греческая литература IV в. Из речей ораторов видно, что помимо отдачи денег под морские проценты спекулировали и на денежном курсе, что при множестве находившихся в обращении монет было весьма выгодным занятием. Развитие денежных операций приводило к расширению деятельности меняльных лавок (трапез), превращавшихся в своеобразные банкирские конторы.

Несмотря на антиторговую философию, эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованного правительства, первые попытки закрепить свободу индивидуума, начало научного метода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то, что управление различными организациями требует одни и те же управленческие навыки.

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Формируется политическое общество, часто называемое военной демократией.

Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Поэтому в античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация приводила к острой политической борьбе, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, и были существенным препятствием для политического объединения страны, делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, естественные условия среды обитания предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система стала одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

По своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за границой которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микромиром со своими формами политического устройства, традициями, обычаями и т.д. Полис заменил распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. наибольшее влияние среди нескольких сотен древнегреческих полисов приобретают два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком противоборства этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится огромной созидательной силой.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами) . Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

РАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ, ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Древние греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Это и будет греческий материк, который делится на 3 основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).


ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ История Греции - это есть история отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис- это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Самыми крупными в греческом мире являлись только два полиса- Афины и Спарта, которые и оказали большое влияние на судьбу других полисов. Из последних более значительными были: Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др. На рисунке полис в древней Греции руины.




МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ: 1)Демократический. Он означает то, что все граждане полиса вне зависимости от социального, материального, имущественного положения имели право участвовать в политической жизни полиса: заниматься созданием законом, голосованием, обсуждением важных государственных вопросов. Таким полисом являлись Афины.


2)Аристократический. Второй вид полиса Древней Греции. В данном случае во власти участвует не весь демос – народ, а только отдельные выборные слои общества – аристократы, которые в силу своего особого происхождения, ума, таланта, способностей имеют исключительное право реализовывать свои политические права, занимаясь правотворчеством, обсуждение важных дел в государственных органах. Аристократическим полисом была Спарта.


3)Олигархический. Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти опять таки не является демос, а является определенный круг людей, который обладают большими материальными богатствами, большой экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где занимались решение государственных задач люди знатные и богатые.






Государство возникло на территории Аттики, где первоначально жили четыре племени, каждое из которых имело свое Народное собрание, Совет старейшин и выборного вождя Базилевса. С переходом к производящей экономике произошел раздел общинной земли на участки, происходила имущественная дифференциация, что в конечном итоге приводило к образованию верхушки богатых людей и обнищанию масс свободного населения, многие из которых из долгов попадали в рабство. Классовости также способствовало ремесло и торговля, так как Афины имели непосредственный доступ к морю. Так, богатые люди начинали руководить и подчинять себе бедных.


ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС. Тесей разделил всё население на три основные группы: 1)Эфпатриды – родоплеменная знать, которая обладала исключительным правом занимать государственные должности 2)Геоморы – люди, которые занимались земледелием 3)Демиурги – люди, которые занимались ремеслом. Кроме того, были лица, не входившие ни в одну из групп, например, торговцы и крестьяне, которые составляли основную массу населения и были лишены права занимать государственные должности, они лишь могли участвовать в Народном собрании, в компетенции которого не входили особо важные политические вопросы.





СПАРТА Спарта - Древнегреческий полис, который можно полностью противопоставить Афинам. Как было уже замечено, в Афинах правил демос, в Спарте же правила аристократия, родоплеменная знать. Спартанский полис образовался в результате слияния двух племен - дорийцев и микенцев. Именно эти племена решили объединиться в имя достижения общей цели, чтобы направить всю силу против врагов. В каждом племени Спарты был свой царь. Спарта по форме правления представляла собой республику. Цари играли роль военачальников, которых избирали из родоплеменной знати.


ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ: 1)Свободное население. В него входили прежде всего спартанские граждане – самые привилегированные слои общества, хотя участвовать в Народном собрании мог только тот, кто имеет землю в собственности. Также к свободному населению можно отнести периэков - жители полиса, которые не обладали статусом гражданства, но, тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить в армии. 2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя рабство и имело место, оно не получило большого распространения. Большую массу зависимых составляли так называемы Илоты – представители захваченного населения.



СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 1)Народное собрание (принимало законы, избирало чиновников, решало вопросы войны и мира) 2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти, состоящий из пяти человек, который избирались сроком на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются вопросы внутренней и внешней политики) 3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались из старейших граждан; в совете было 28 человек, которые непосредственно обсуждали законопроект перед принятием его на Народном собрании).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции Москва)Новиков. Всеобщая история Москва) Крашенинников. История государства и права зарубежных стран Москва) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва 2003





 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!