Применение данных кадастров и мониторинга земель. Земельные отношения и земельный кадастр. Земельный кадастр как подсистема государственного кадастра недвижимости

Государствен-

ный земельный кадастр представляет собой систему необ-

ходимых и достоверных сведений о природном, хозяйствен-

ном и правовом положении земель Российской Федерации,

местоположении и размерах земельных участков, об их ка-

чественной характеристике, о владельцах земельных

участков, правовом режиме землепользования, об оценке

земельных участков, иных необходимых и достоверных све-

дений о земле. Государственный земельный кадастр явля-

ется основой, а по некᴏᴛᴏᴩым вопросам частью государс-

твенных отраслевых кадастров (водного, лесного, эколо-

Для полноценного государственного земельного кадастра

необходимо проведение космических топографо-геодезичес-

ких, картографических, почвенных, геодезических и дру-

гих обследований и изысканий. Земельный кадастр ведется

Государственным комитетом Российской Федерации по зе-

мельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем) и его

органами на местах по единой для всей страны системе за

счет средств бюджета. Необходимо, ɥᴛᴏбы сведения всех

разделов кадастра были объективными и достоверными, со-

ответствовали фактическому состоянию земель и их ис-

пользованию. Объективность и достоверность кадастра,

поддержание его данных на уровне современности обеспе-

чиваются непрерывностью кадастровых работ. Для опера-

тивного обновления земельно-кадастровых сведений ис-

пользуются материалы текущих обследований, съемок и мо-

ниторинга земель. Другим требованием, предъявляемым к

кадастру, будет сопоставимость кадастровых данных

как в разрезе административно-территориальных единиц и

государственно-территориальных образований, так и с

данными о земле, содержащимися в кадастрах других при-

родных ресурсов (лесном, водном, горном) Сопостави-

мость кадастровых данных определяется единством методов

ведения кадастра на всей территории Российской Федера-

ции - по единой методике, разрабатываемой Госкомземом.

Все кадастровые сведения о земле оформляются документа-

ми: специальной базовой (постоянной), периодически об-

новляемой и ежегодно составляемой документацией. По

ϲʙᴏей форме земельно-кадастровая документация может

быть текстовой (цифровой) и планово-картографической с

применением современных технических систем. Состав зе-

мельно-кадастровой документации, ее формы унифицированы

и утверждаются Госкомземом. Ответственность за досто-

верность сведений и данных, помещаемых в кадастровой

документации, несут руководители местных комитетов по

земельным ресурсам и землеустройству, на кᴏᴛᴏᴩых возла-

гается ведение земельного кадастра. Госкомзем организу-

ет все работы по картографированию земельных угодий,

обследованию, изысканию и оценке земель, разрабатывает

методические указания и инструкции по ведению кадастра,

обобщает и анализирует земельные отчеты субъектов РФ.

Правительству Российской Федерации национальный доклад

о состоянии и использовании земель, составляемый им

совместно с органами охраны природы России на базе

данных государственного земельного кадастра и монито-

ринга земель. Мониторинг земель представляет собой сис-

тему наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за

состоянием земель. Объектами мониторинга земель являют-

ся все земли Российской Федерации. К задачам мониторин-

га земель ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: ϲʙᴏевременное выявление изменений

состояния земель, оценка данных изменений, прогноз и вы-

последствий негативных процессов; информационное обес-

печение ведения государственного земельного кадастра,

землепользования, землеустройства, государственного

контроля за использованием и охраной земель, иных функ-

ций государственного управления земельными ресурсами, а

также владельцев земельных участков. Учитывая зависимость от

целей наблюдения и охватываемой территории мониторинг

земель может быть федеральным, региональным и локаль-

ным. По϶ᴛᴏму мониторинг земель осуществляется в соот-

ветствии с федеральными, региональными и местными прог-

раммами. Собранные путем мониторинга материалы служат

правовым основанием для принятия необходимых решений

компетентными государственными органами в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии

с задачами их повседневной деятельности в области ис-

пользования и охраны земель. Следовательно, органы, ве-

дущие мониторинг, сами не принимают решения, обязываю-

щие пользователей земель и других природных ресурсов

совершать те или иные действия по установлению земель-

ных правонарушений или проведению работ, устраняющих

угрозу ухудшения состояния земель и окружающей природ-

ной среды. Нужно помнить, такие правообязывающие решения могут прини-

мать государственные органы, ведущие земельный кадастр,

контроль за использованием земель, землеустройство и

др. Мониторинг, будучи мероприятием по наблюдению за

состоянием земель, повышает эффективность деятельности

органов государственного управления земельными ресурса-

ми. Стоит сказать - полученные материалы объективно характеризуют физи-

ческие, химические, биологические процессы в окружающей

природной среде, уровень загрязнения почв, водных объ-

ектов, последствия его влияния на растительный и живот-

ный мир. Это дает возможность органам государственного

управления предъявлять определенные требования к земле-

пользователям по устранению правонарушений в области

использования и охраны земель, а также привлечению к

ответственности лиц, виновных в данных нарушениях. Общий

мониторинг за состоянием окружающей природной среды в

целом возлагается на Министерство природных ресурсов РФ

и его территориальные органы в республиках в составе

Российской Федерации, краях, областях, автономных обра-

зованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Мониторинг

земель - часть общего мониторинга. Стоит сказать - положение о монито-

ринге земель в Российской Федерации утверждено поста-

1992 г.1 Мониторинг земель будет составной частью

общего мониторинга за состоянием окружающей природной

среды. Он охватывает, как уже было сказано, все земли

Российской Федерации независимо от форм собственности,

целевого назначения и характера использования земель.

1.САПП. 1992. ь 17. Ст. 1350.

_________________________________________________________

В процессе мониторинга проводятся систематические наб-

людения (съемки, обследования и изыскания) за состояни-

ем земель. При ϶ᴛᴏм выбудут изменения и производится

оценка состояния землепользований, угодий, полей,

участков, процессов, связанных с изменением плодородия

почв, их загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами,

радионуклидами, другими токсичными веществами. Изучает-

ся также состояние земель населенных пунктов, объектов

нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ,

свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений,

стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных про-

мышленных отходов и радиоактивных материалов, а также

других промышленных объектов. Все наблюдения за состоя-

нием земель, осуществляемые при мониторинге посредством

съемок с космических аппаратов, высотных самолетов, с

помощью малой авиации, а также наземных съемок и наблю-

дений, подразделяются в зависимости от сроков и перио-

дичности их проведения на базовые (на момент начала ве-

дения мониторинга), периодические (через год и более) и

оперативные (фиксирующие текущие изменения) Мониторинг

земель ведется Государственным комитетом по земельным

ресурсам и землеустройству, Минприродоресурсы РФ при

участии Минсельхозпрода РФ и других заинтересованных

министерств и ведомств. Стоит сказать - полученные данные накапливаются

в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной

информационной системы. Госкомзем и его органы на мес-

тах представляют в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие органы исполнитель-

ной власти Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации согласованные с Минприродоресурсы РФ сведения

(доклады) о состоянии земель в регионе, а при выявлении

особо опасных процессов направляют оперативные ϲʙᴏдки.

Мониторинга ведутся также для изучения экологического

состояния других природных ресурсов (вод, атмосферного

воздуха, лесного фонда и т.д.) Органы государственно-

го, производственного и общественного экологического

контроля используют данные мониторинга земель, подзем-

ных и поверхностных вод, атмосферного воздуха и других

природных объектов в ϲʙᴏей повседневной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Постановлением Совета Министров - Правительства Рос-

дарственная программа мониторинга земель Российской Фе-

дерации1. Кстати, эта программа разработана в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с

вышеназванным постановлением Правительства Российской

предусматривает поэтапное введение на территории Рос-

сийской Федерации мониторинга земель, представляющего

собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда

для ϲʙᴏевременного выявления изменений, их оценки, пре-

дупреждения и устранения последствий негативных процес-

_________________________________________________________

1 САПП. 1993. ь 6. Ст. 491.

_________________________________________________________

В ближайшие годы зада-

чами мониторинга, как ϶ᴛᴏ определено Программой, явля-

ются: - формирование нормативно-правовой и научно-мето-

дической базы мониторинга земель; - ландшафтно-экологи-

ческое районирование территории Российской Федерации с

введением ареалов основных негативных процессов по ви-

дам и степени их воздействия на состояние земель; -

формирование информационной базы мониторинга земель; -

совершенствование существующих и внедрение новых мето-

дов, технических средств и технологий мониторинга зе-

мель; - формирование организационных структур монито-

ринга земель. В результате выполнения Государственной

программы мониторинга земель Российской Федерации будет

создана информационная база данных о состоянии земель-

ного фонда. Это позволит обоснованно судить о степени

суммарного воздействия негативных процессов и явлений,

вскрывать закономерности в развитии и ϲʙᴏевременно про-

водить диагностику и оценку данных процессов и явлений,

разрабатывать меры по предупреждению и устранению пос-

ледствий негативных влияний техногенного и природного

характера, на более высоком качественном уровне осу-

ществлять контроль за состоянием земель, их использова-

нием и охраной. Начиная с 1996 года в Российской Феде-

рации создается многоуровневая информационная база мо-

ниторинга земель, налаживается постоянно действующая

система прогноза, предупреждения и устранения последс-

твий негативных процессов, влияющих на качество и ис-

пользование земель.

Рациональное использование земли и обеспечение постоянного повышения ее плодородия обусловливает необходимость организации всестороннего количественного и качественного учета земель на основе единого земельного кадастра (6, стр. 44)

Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, категориям земель, а также о качественной характеристике и ценности земельных угодий. Положение о Государственном земельном кадастре принято Постановлением Правительства Российской Федерации № 622 от 25 августа 1992 года.

Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель; их изъятии и предоставлении; определении платежей за землю; проведение землеустройства; оценке хозяйственной деятельности; осуществлении государственного контроля связанного с использованием и охраной земель. Кроме того, материалы государственного земельного кадастра используются для обоснования размещения и специализации сельскохозяйственного производства по зонам и экономическим районам и внедрения научно-обоснованных систем ведения земледелия и животноводства.

Государственный земельный кадастр содержит достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве и качестве земель и их экономической оценке. Сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге. Регистрация данных производится на основании решения вышестоящих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения участков и выдачи документов.

Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию. Учету подлежат угодья всех категорий земель. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, характеристику их по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам, группировку почв. Оценка земель производится с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Сведения об оценке отражаются в земельно-кадастровых документах.

Каждая часть земельного кадастра имеет свое конкретное назначение, содержание и характеризуется соответствующими методами ее ведения. Вместе с тем между ними имеется определенная взаимосвязь и логическая последовательность их осуществления. Поэтому только в полном единстве каждая часть кадастра представляет земельный кадастр как систему.

Ведение государственного земельного кадастра на всех уровнях возложена на соответствующие комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Введение мониторинга земель на территории России предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 15 июля 1992 г. «О мониторинге земель».

Основными задачами мониторинга земель являются:

Формирование нормативно-правовой, научно-методической и информационной базы мониторинга земель;

Ландшафтно-экологическое районирование территории России с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;

Совершенствование существующих и внедрение новых методов технических средств и технологий мониторинга земель;

Формирование организационных структур мониторинга земель.

Выполнение государственной программы мониторинга земель России позволит, обосновано судить о степени воздействия негативных процессов, своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов, разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных явлений, а также осуществлять на более высоком качественном уровне контроль за состоянием земель, их использованием и охраной.

Глава 6

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ДРУГИЕ СФЕРЫ ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государство, осуществляя земельную политику, регулирует зе­мельные отношения правовыми, экономическими, организацион­ными и другими мерами.

Правовые меры содержат элементы обязательности, властного принуждения и властного вмешательства государства в область зе­мельных отношений путем осуществления законодательной (нор­мативно-правовой), административной и судебной функций. В тех случаях, когда землеустройство не может быть произведено по согласию самих землевладельцев, оно становится предметом пра­вового регулирования. Например, отвод земель для государ­ственных и общественных нужд при строительстве крупных до­рог, водохранилищ, расширении городов ущемляет интересы землевладельцев, так как нередко связан с их переселением, по­явлением неудобств в использовании земель или сокращением площадей принадлежащих им участков. Тем не менее государ­ство осуществляет эти действия в принудительном порядке, а также разрабатывает компенсационные меры (предоставление землевладельцам новых земель, компенсация ущерба и упущен­ной выгоды и т. п.).

Экономические меры регулируют земельные отношения путем учета экономических интересов землевладельцев и землепользо­вателей. К таким мерам относятся дифференциация земельного налога, предоставление льготных кредитов и т. д. Для их разработ­ки и осуществления нужна информация о размерах, качественных характеристиках земельных участков, ограничениях и обремене-ниях в использовании земли.

Организационные меры включают различного рода действия, на­правленные на реализацию государственной земельной политики. К ним относятся, в частности, организация переселения, консуль­тативная деятельность, пропагандистское обеспечение земельных реформ и многое другое. Собственно землеустройство может за­нимать в них большее или меньшее место в зависимости от того, насколько активно государство использует в указанных целях зем­леустроительную службу.

Одной из важных функций управления земельными ресурсами и государственного регулирования земельных отношений являет­ся планирование использования земель. Такие планы утверждаются властными органами соответствующего уровня.

В ряде западноевропейских стран проекты планов использова­ния земель обсуждаются на референдумах и только после всенародного одобрения и утверждения в установленном порядке полу­чают обязательный характер. На их основе устанавливают целевое назначение земель на перспективу, места новой застройки, освое­ния и мелиорации, состав природоохранных территорий, площа­ди отвода земель для нужд промышленности, транспорта и иного назначения и т.д.

В Российской Федерации до последнего времени аналогичную функцию выполняли генеральные схемы использования и охраны земельных ресурсов (страны, субъекта Федерации), а также схемы землеустройства административных районов.

Для реализации планов использования земель разрабатывают специальные программы (государственные и муниципальные). Эти программы включают разделы по финансовому, материально-техническому и другим видам обеспечения и составляются при участии специалистов по землеустройству.

В системе землеустройства многих стран важное значение име­ет и такая функция управления земельными ресурсами, как госу­дарственный контроль за использованием и охраной земель, призван­ная предотвращать любые нарушения принципов рационального землепользования.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

В соответствии с законами Российской Федерации (как и в большинстве стран мира) земельные участки относятся к недви­жимому имуществу. Любое недвижимое имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации в спе­циально утвержденных для этой цели реестрах.

Регистрация прав на земельные участки, по существу, дает точ­ную картину земельных отношений в государстве и служит право­вой и информационной основой для управления земельными ре­сурсами. От землеустройства она отличается тем, что не включает мероприятий, преобразующих землевладение и землепользование в экономическом, техническом и правовом отношениях (землеус­тройство, напротив, является главным образом преобразователь­ной деятельностью, реорганизующей и устраивающей территорию и использование земель).

Таким образом, землеустройство и земельная регистрация раз­личны по содержанию и по своему существу независимы друг от друга. Вместе с тем все изменения, вносимые в землепользование землеустройством, должны быть зарегистрированы. Именно по­этому в большинстве стран мира обычно за землеустройством сле­дует перерегистрация прав на недвижимое имущество.

Даже если при сделках купли-продажи, наследования, дарения, обмена и т. п. площади и местоположение земельных участков не меняются, перед регистрацией все равно совершаются землеуст­роительные действия в виде уточнения площадей, наличия огра­ничений и обременении в использовании участков, составления планов участков и др.

В некоторых случаях, впрочем, возможна регистрация земле­владений до землеустройства и вне всякой связи с ним. Это про­исходит, как правило, в странах с хорошо налаженной системой учета и регистрации земель, когда при осуществлении сделок с недвижимостью площади, конфигурация и местоположение учас­тков не меняются, а изменяется только их владелец.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

В соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ от 2 января 2000 г. государственный земельный кадастр - это систематизиро­ванный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель, сведений о территориальных зонах, а также о наличии расположенных на зе­мельных участках и прочно связанных с ними объектов.

При государственном кадастровом учете земельных участков осуществляются их описание и индивидуализация (с присвоением кадастрового номера) в Едином государственном реестре земель. В результате каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других, произвес­ти его качественную и экономическую оценку.

Взаимоотношения между земельным кадастром и землеустрой­ством двоякие. С одной стороны, в данные земельного кадастра, так же как и в данные земельной регистрации, после проведения землеустройства немедленно вносятся соответствующие исправ­ления. С другой стороны, данные земельного кадастра являются информационной основой при проведении землеустроительных действий. Это касается кадастровых планов, дежурных земельно-кадастровых карт, сведений о территориальных зонах, ограниче­ниях и обременениях в использовании земель, площадях, земле­владельцах и т. п.

Встречается неправильное мнение, что формирование земель­ных участков (объектов земельной собственности) - это функция кадастра, а не землеустройства. Однако это не так. Во-первых, зе­мельный кадастр - это сведения о земельных участках, а не про­цесс, определяющий изменение их формы, местоположения и площадей. Во-вторых, осуществление земельного кадастра -это чисто техническое действие, связанное с поддержанием в нор­мальном состоянии документации государственного кадастрового учета, а не мероприятие, направленное на реорганизацию земель­ных площадей, имеющее природоохранный, организационно-экономический и правовой характер. В-третьих, основная задача земельного кадастра - это обеспечение доброкачественной ин­формацией государственных органов, осуществляющих управле­ние земельными ресурсами. При землеустройстве же важно орга­низовать рациональное использование и охрану земель, то есть осуществить другую, по сути главную, функцию управления земельными ресурсами.

По результатам землеустройства, земельного кадастра и регист­рационных действий землевладельцы и землепользователи полу­чают документы (свидетельства о государственной регистрации их прав, свидетельства на право собственности на землю, госакты и т. п.), дающие основание приступить к использованию земельных участков.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления из­менений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений. Наиболее целесообразно осуще­ствлять мониторинг в системе землеустройства, потому что основ­ным его содержанием являются комплексные работы: съемки, изыскания, наблюдения, маршрутные и площадные обследова­ния, которые лучше всего могут сделать землеустроители. Кроме того, мониторинг земель проводится по всем категориям земель, землевладельцам и землепользователям, земельным участкам и угодьям, формируемым и организуемым в процессе землеустрой­ства; при этом широко используются архивные материалы и тех­нические средства землеустроительных организаций.

Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Российской Федерации,

местоположении и размерах земельных участков, об их ка-

чественной характеристике, о владельцах земельных

участков, правовом режиме землепользования, об оценке

земельных участков, иных необходимых и достоверных све-

дений о земле. Государственный земельный кадастр явля-

ется основой, а по некоторым вопросам частью государс-

твенных отраслевых кадастров (водного, лесного, эколо-

гического, горного). Сведения государственного земель-

ного кадастра подлежат обязательному применению при

планировании использования и охраны земель, при подборе

оптимальных вариантов участков для их предоставления и

изъятия, при совершении сделок с землей, определении

размеров платежей за землю, проведении землеустройства,

оценке хозяйственной деятельности и осуществлении дру-

гих мероприятий по использованию и охране земель. Госу-

дарственный земельный кадастр ведется по единой для

всей Российской Федерации системе. Порядок ведения го-

сударственного земельного кадастра устанавливается Фе-

деральным законом о государственном земельном кадастре.

ведения государственного земельного кадастра, которое

утверждено постановлением Правительства Российской Фе-

тах земельной собственности, землепользования и аренды

земли, о целевом назначении земельных участков, харак-

тере их использования. Государственная регистрация (за-

пись) этих данных

1 САПП. 1992. ь 9. Ст. 609.

_________________________________________________________

дится на основании решений компетентных органов о пре-

доставлении земель, определении границ земельного

участка в натуре после оформления и выдачи документов,

удостоверяющих право на земельный участок. Во-вторых,

кадастр содержит данные количественного учета земель в

соответствии с их фактическим состоянием и использова-

нием. В нем указываются сведения о распределении зе-

мельных площадей по субъектам земельной собственности,

землепользования, аренды земель, угодьям, населенным

пунктам, районам. Отдельно выделяются земли особо охра-

няемых территорий, места проживания малочисленных наро-

дов, а также нерационально используемые, нарушенные,

малоценные земли, деградированные сельскохозяйственные

угодья и земли, загрязненные опасными веществами. Све-

дения о качественном состоянии земель также содержатся

в кадастре. Они состоят из данных, получаемых в резуль-

тате проведения земельно-кадастрового районирования,

группировки почв и классификации земель на категории,

классы и подклассы в зависимости от их природных (ес-

тественных) свойств и признаков (механического состава

почв, подстилающей породы, рельефа, негативных процес-

сов - эрозии, засоления, заболачивания, технологичес-

ких, экологических, градостроительных свойств - ц

т.д.), влияющих на использование земли. Каждой выделен-

ной группе почв земель присваивается определенный пока-

затель (балл), определяющий их сравнительную ценность

по естественным (природным) свойствам. В документах ка-

дастра дается оценка земель, т.е. определяется их срав-

нительная ценность как средства производства в сельском

хозяйстве и пространственного (операционного) базиса, а

также степень эффективности их использования. Критерии

оценки земель различаются в зависимости от целевого

назначения земель. Наряду с общим критерием для всех

земель - местоположением земельного участка - для оцен-

ки земель сельскохозяйственного назначения основным

критерием служит производительная способность земли,

для земель лесного фонда - продуктивность земель, их

природоохранное, рекреационное значение, для земель на-

селенных пунктов-функциональное использование, степень

социального и инженерно-транспортного обустройства,

экологическая ситуация. Оценка земель выражается в сис-

теме натуральных (в ц/га) и стоимостных (в руб./ га)

показателях, показывающих, насколько использование од-

них земель доходнее, выгоднее использования других. Зе-

мельный кадастр предназначен для обеспечения местных

администраций, других государственных органов и заинте-

ресованных предприятий, учреждений, организаций, а так-

же граждан сведениями о земле в целях организации ее

рационального использования и охраны; регулирования

других земельных отношений землеустройства, обоснования

размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятель-

ности (ст. 110, 111 ЗК).

Для полноценного государственного земельного кадастра

необходимо проведение космических топографо-геодезичес-

ких, картографических, почвенных, геодезических и дру-

гих обследований и изысканий. Земельный кадастр ведется

Государственным комитетом Российской Федерации по зе-

мельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем) и его

органами на местах по единой для всей страны системе за

счет средств бюджета. Необходимо, чтобы сведения всех

разделов кадастра были объективными и достоверными, со-

ответствовали фактическому состоянию земель и их ис-

пользованию. Объективность и достоверность кадастра,

поддержание его данных на уровне современности обеспе-

чиваются непрерывностью кадастровых работ. Для опера-

тивного обновления земельно-кадастровых сведений ис-

пользуются материалы текущих обследований, съемок и мо-

ниторинга земель. Другим требованием, предъявляемым к

кадастру, является сопоставимость кадастровых данных

как в разрезе административно-территориальных единиц и

государственно-территориальных образований, так и с

данными о земле, содержащимися в кадастрах других при-

родных ресурсов (лесном, водном, горном). Сопостави-

мость кадастровых данных определяется единством методов

ведения кадастра на всей территории Российской Федера-

ции - по единой методике, разрабатываемой Госкомземом.

Все кадастровые сведения о земле оформляются документа-

ми: специальной базовой (постоянной), периодически об-

новляемой и ежегодно составляемой документацией. По

своей форме земельно-кадастровая документация может

быть текстовой (цифровой) и планово-картографической с

применением современных технических систем. Состав зе-

мельно-кадастровой документации, ее формы унифицированы

и утверждаются Госкомземом. Ответственность за досто-

верность сведений и данных, помещаемых в кадастровой

документации, несут руководители местных комитетов по

земельным ресурсам и землеустройству, на которых возла-

гается ведение земельного кадастра. Госкомзем организу-

ет все работы по картографированию земельных угодий,

обследованию, изысканию и оценке земель, разрабатывает

методические указания и инструкции по ведению кадастра,

обобщает и анализирует земельные отчеты субъектов РФ.

Правительству Российской Федерации национальный доклад

о состоянии и использовании земель, составляемый им

совместно с органами охраны природы России на основе

данных государственного земельного кадастра и монито-

ринга земель. Мониторинг земель представляет собой сис-

тему наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за

состоянием земель. Объектами мониторинга земель являют-

ся все земли Российской Федерации. К задачам мониторин-

га земель относятся: своевременное выявление изменений

состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и вы-

последствий негативных процессов; информационное обес-

печение ведения государственного земельного кадастра,

землепользования, землеустройства, государственного

контроля за использованием и охраной земель, иных функ-

ций государственного управления земельными ресурсами, а

также владельцев земельных участков. В зависимости от

целей наблюдения и охватываемой территории мониторинг

земель может быть федеральным, региональным и локаль-

ным. Поэтому мониторинг земель осуществляется в соот-

ветствии с федеральными, региональными и местными прог-

раммами. Собранные путем мониторинга материалы служат

правовым основанием для принятия необходимых решений

компетентными государственными органами в соответствии

с задачами их повседневной деятельности в области ис-

пользования и охраны земель. Следовательно, органы, ве-

дущие мониторинг, сами не принимают решения, обязываю-

щие пользователей земель и других природных ресурсов

совершать те или иные действия по установлению земель-

ных правонарушений или проведению работ, устраняющих

угрозу ухудшения состояния земель и окружающей природ-

ной среды. Такие правообязывающие решения могут прини-

мать государственные органы, ведущие земельный кадастр,

контроль за использованием земель, землеустройство и

др. Мониторинг, будучи мероприятием по наблюдению за

состоянием земель, повышает эффективность деятельности

органов государственного управления земельными ресурса-

ми. Полученные материалы объективно характеризуют физи-

ческие, химические, биологические процессы в окружающей

природной среде, уровень загрязнения почв, водных объ-

ектов, последствия его влияния на растительный и живот-

ный мир. Это дает возможность органам государственного

управления предъявлять определенные требования к земле-

пользователям по устранению правонарушений в области

использования и охраны земель, а также привлечению к

ответственности лиц, виновных в этих нарушениях. Общий

мониторинг за состоянием окружающей природной среды в

целом возлагается на Министерство природных ресурсов РФ

и его территориальные органы в республиках в составе

Российской Федерации, краях, областях, автономных обра-

зованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Мониторинг

земель - часть общего мониторинга. Положение о монито-

ринге земель в Российской Федерации утверждено поста-

1992 г.1 Мониторинг земель является составной частью

общего мониторинга за состоянием окружающей природной

среды. Он охватывает, как уже было сказано, все земли

Российской Федерации независимо от форм собственности,

целевого назначения и характера использования земель.

_________________________________________________________

1.САПП. 1992. ь 17. Ст. 1350.

_________________________________________________________

В процессе мониторинга проводятся систематические наб-

людения (съемки, обследования и изыскания) за состояни-

ем земель. При этом выявляются изменения и производится

оценка состояния землепользований, угодий, полей,

участков, процессов, связанных с изменением плодородия

почв, их загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами,

радионуклидами, другими токсичными веществами. Изучает-

ся также состояние земель населенных пунктов, объектов

нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ,

свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений,

стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных про-

мышленных отходов и радиоактивных материалов, а также

других промышленных объектов. Все наблюдения за состоя-

нием земель, осуществляемые при мониторинге посредством

съемок с космических аппаратов, высотных самолетов, с

помощью малой авиации, а также наземных съемок и наблю-

дений, подразделяются в зависимости от сроков и перио-

дичности их проведения на базовые (на момент начала ве-

дения мониторинга), периодические (через год и более) и

оперативные (фиксирующие текущие изменения). Мониторинг

земель ведется Государственным комитетом по земельным

ресурсам и землеустройству, Минприродоресурсы РФ при

участии Минсельхозпрода РФ и других заинтересованных

министерств и ведомств. Полученные данные накапливаются

в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной

информационной системы. Госкомзем и его органы на мес-

тах представляют в соответствующие органы исполнитель-

ной власти Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации согласованные с Минприродоресурсы РФ сведения

(доклады) о состоянии земель в регионе, а при выявлении

особо опасных процессов направляют оперативные сводки.

Мониторинга ведутся также для изучения экологического

состояния других природных ресурсов (вод, атмосферного

воздуха, лесного фонда и т.д.). Органы государственно-

го, производственного и общественного экологического

контроля используют данные мониторинга земель, подзем-

ных и поверхностных вод, атмосферного воздуха и других

природных объектов в своей повседневной деятельности.

Постановлением Совета Министров - Правительства Рос-

дарственная программа мониторинга земель Российской Фе-

дерации1. Эта программа разработана в соответствии с

вышеназванным постановлением Правительства Российской

предусматривает поэтапное введение на территории Рос-

сийской Федерации мониторинга земель, представляющего

собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда

для своевременного выявления изменений, их оценки, пре-

дупреждения и устранения последствий негативных процес-

_________________________________________________________

1 САПП. 1993. ь 6. Ст. 491.

_________________________________________________________

В ближайшие годы зада-

чами мониторинга, как это определено Программой, явля-

ются: - формирование нормативно-правовой и научно-мето-

дической базы мониторинга земель; - ландшафтно-экологи-

ческое районирование территории Российской Федерации с

введением ареалов основных негативных процессов по ви-

дам и степени их воздействия на состояние земель; -

формирование информационной базы мониторинга земель; -

совершенствование существующих и внедрение новых мето-

дов, технических средств и технологий мониторинга зе-

мель; - формирование организационных структур монито-

ринга земель. В результате выполнения Государственной

программы мониторинга земель Российской Федерации будет

создана информационная база данных о состоянии земель-

ного фонда. Это позволит обоснованно судить о степени

суммарного воздействия негативных процессов и явлений,

вскрывать закономерности в развитии и своевременно про-

водить диагностику и оценку этих процессов и явлений,

разрабатывать меры по предупреждению и устранению пос-

ледствий негативных влияний техногенного и природного

характера, на более высоком качественном уровне осу-

ществлять контроль за состоянием земель, их использова-

нием и охраной. Начиная с 1996 года в Российской Феде-

рации создается многоуровневая информационная база мо-

ниторинга земель, налаживается постоянно действующая

система прогноза, предупреждения и устранения последс-

твий негативных процессов, влияющих на качество и ис-

пользование земель.

Статья 67.

Государственный мониторинг земель

1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 68.

Землеустройство

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Статья 69.

Организация и порядок проведения землеустройства

1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

4. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

5. В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся порядка проведения землеустройства, см. также Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве».

Статья 70.

Государственный земельный кадастр

1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

КонсультантПлюс: примечание.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!