Особенности охраны труда складского хозяйства: учитываем опасные и вредные факторы. Требования к исходным материалам, заготовкам, полуфабрикатам. Требования к производственному оборудованию

Какими документами регулируется охрана труда в складском хозяйстве

Складское хозяйство может быть в любом производстве: машиностроение, строительство, пищевые комбинаты, нефтебазы, автотранспортные предприятия и др. От специфики отрасли и производства будут зависеть требования к безопасности на складах. Они будут регламентироваться разными документами.

Например, если склад принадлежит АТП (автотранспортному предприятию), то необходимо руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 (утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28). В разделе 3.5 данного документа обозначены требования к организации складов. Если рассматривать склад ГСМ (горюче-смазочных материалов), то нужно руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (утверждены постановлением Минтруда России от 6 мая 2002 г. № 33). Если речь идет о складах на предприятиях машиностроения, то безопасность будет регулироваться Положением по охране труда при складировании материалов ПОТ РО-14000-007-98 (утверждены Департаментом машиностроения Минэкономики России 25 февраля 1998 г.).

Склады химических веществ с высокими окисляющими свойствами (поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции) относятся к опасным производственным объектам (далее - ОПО). Поэтому придется руководствоваться еще и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Правилами безопасности химически опасных производственных объектов (утверждены приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 559).

Какие вредные и опасные факторы присутствуют на складах

Опасные и вредные факторы зависят от:

  • физических и химических свойств хранящихся на складе материалов;
  • применяемых технологий хранения;
  • используемой для обработки и перемещения на складе техники.

Вредные вещества на складе химикатов

Например, если мы рассматриваем склад химикатов, то для определения перечня опасных и вредных факторов необходимо обратить внимание на такие документы, как:

  • паспорт безопасности;
  • сертификат соответствия;
  • санитарно-гигиенические заключения и другие документы.

В паспорте безопасности производитель дает рекомендации по безопасности хранения, применения и утилизации данного вещества. Санитарно-гигиеническая характеристика содержит рекомендации, по каким вредным факторам необходимо вести производственный контроль, если данное вещество присутствует в воздухе рабочей зоны, в смывах, в стоках и т. д.

Опасные и вредные факторы зависят также от физических свойств и агрегатного состояния хранимых веществ. Если на складе хранятся жидкие кислоты (азотная, серная, соляная и др.), то в перечень вредных веществ попадают пары (или туманы) данных веществ. Они летучи и имеют свойство испаряться (даже при закрытой таре).

Химические вещества могут храниться в сухом виде (щавелевая кислота, лимонная кислота, щелочи - гидроксид натрия, калия и др.). В этом случае большое значение имеет технология хранения. При повышении влажности воздуха из-за большой гигроскопичности данных веществ могут появляться дополнительные вредные факторы.

Технология хранения химикатов должна также учитывать возможность взаимодействия веществ друг с другом. Например, в одном помещении нельзя хранить концентрированные кислоты и щелочи.

Вредные вещества на складе пищевой продукции

Организуя хранение пищевых продуктов, приоритет необходимо отдать соблюдению технологии хранения: поддерживать необходимый температурный режим и влажность.

Вредными факторами при хранении пищевых продуктов являются:

  • биологический фактор;
  • охлаждающий микроклимат;
  • химические вещества, применяемые для обезвреживания и обеззараживания помещений и емкостей хранения.

Применяемая техника для обработки грузов и материалов, хранящихся на складе, добавляет вредные и опасные факторы.

Если используются погрузчики с бензиновым двигателем, в воздух рабочей зоны будут выделяться углеводороды нефти (бензин), туманы масел. Электропогрузчики таких вредных веществ не выделяют.

Применение движущихся механизмов создает травмоопасный фактор и требует дополнительных мер безопасности. Опасности, которые представляет используемая техника, и меры безопасности, которые нужно принять, перечислены в эксплуатационных документах в разделе «Требования безопасности».

На складах также может возникать необходимость работы со стремянок и лестниц. В таких случаях появляется опасный фактор - работа на высоте.

Какие мероприятия по снижению риска для работников нужны на складе

Чтобы снизить риск для работников складов, необходимо проводить следующие мероприятия:

  • выдавать СИЗ;
  • проводить предварительные и периодические медосмотры;
  • обучать безопасным приемам работ;
  • проводить инструктажи по безопасности труда;
  • организационно-технические (наносить сигнальную разметку на движущиеся механизмы, обозначать на полу места передвижения колесных погрузчиков).

При выборе СИЗ важно как можно полнее определить перечень опасных и вредных факторов и уровень их воздействия. Степень защиты СИЗ должна соответствовать уровню воздействия вредных факторов. Приобретаемые СИЗ должны иметь сертификат или декларацию о соответствии. В этих документах содержится информация о том, требованиям каких нормативных документов соответствует СИЗ и от каких факторов оно защищает.

В ближайших номерах мы подробнее расскажем об охране труда на конкретных видах складов.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли проводить спецоценку вакантного аналогичного места?

В компании провели спецоценку аналогичного вакантного рабочего места. СНИЛС не указали, так как работника пока нет. Когда примем работника, нужно снова провести спецоценку конкретного места?
Галина НИКОЛАЕВА (Москва)

Да, если на вакантном аналогичном рабочем месте проведена СОУТ и СНИЛС не указан, то иного выхода, как провести спецоценку после принятия нового работника, законодательством сейчас не предусмотрено.

Можно ли использовать результаты аттестации рабочих мест, если сроки ее действия истекли?

На предприятии была проведена аттестация рабочих мест в 2009 году. Ввиду финансовых затруднений очередная аттестация в 2014 году не была проведена. В настоящий момент проводится уже специальная оценка условий труда. Можем ли мы использовать результаты АРМ за 2009 год до момента подписания отчета по спецоценке?
Татьяна СЕРКОВА (Екатеринбург)

Если следовать строго букве закона, то предоставлять льготы работникам за пределами срока действия результатов аттестации рабочих мест или спецоценки нельзя. Например, часть первая статьи 117 Трудового кодекса содержит единственное условие предоставления дополнительного отпуска работнику за работу во вредных условиях труда. Это - результаты спецоценки. Срок действия результатов спецоценки, а ранее - аттестации рабочих мест - составляет пять лет. По его окончании отпадают основания для предоставления льгот работникам.

Впрочем, работодатель может предоставлять льготы работникам, в том числе дополнительные отпуска, исходя из своих экономических возможностей. Порядок и условия их предоставления определяются коллективным договором, локальными актами работодателя (ч. вторая ст. 116 ТК РФ).

Кем оплачивается справка о допуске к управлению транспортным средством?

За чей счет проводится медицинский осмотр для получения медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н? За счет работодателя или работника?
Александр ОСЕЛЕДЕЦ (Москва)

За счет работодателя. Справка на допуск к управлению транспортным средством выдается по результатам предварительного или периодического медосмотра, предусмотренного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Поскольку данные виды медосмотров оплачиваются работодателем, то и справка оплачивается им же.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ

Поможет вам

Уточнить правила охраны труда на складах автотранспортных предприятий

Выяснить, какие правила охраны труда применяются на складах ГСМ

ПОТ РО-14000-007-98

Узнать, какие требования безопасности установлены для складирования материалов в машиностроении

Уточнить, какие правила безопасности нужно выполнять на складах, где хранятся химические вещества

Запомните главное:

1 Учитывая разнообразие складских хозяйств, требования нормативной документации будут отличаться в зависимости от отраслевой принадлежности.

2 Наличие тех или иных опасных и вредных факторов зависит: от физических и химических свойств хранящихся на складе материалов, применяемых технологий хранения, используемой для обработки и перемещения на складе техники.

3 Движущиеся механизмы техники, используемой при обработке грузов, а также работа с лестниц и стремянок создают дополнительные травмоопасные факторы.

4 В дополнение к традиционным мерам обеспечения безопасности работников на складах необходимо наносить сигнальную разметку на движущиеся механизмы, обозначать на полу места передвижения колесных погрузчиков.

Светлана СТАСЕНКО, специалист по охране труда ООО «Авиакомпания “ЭйрБриджКарго”» (Москва)

ПОТ РО-14000-007-98

ПОЛОЖЕНИЕ

ОХРАНА ТРУДА ПРИ СКЛАДИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ

Дата введения 1999-07-01

СОГЛАСОВАНО Письмом Федерации Независимых профсоюзов России от 06.01.98 № 109/2

УТВЕРЖДЕНО Департаментом экономики машиностроения Министерства экономики Российской Федерации 25 февраля 1998 г.

Положение. Охрана труда при складировании материалов (далее - Положение) разработано Инженерным Центром обеспечения безопасности в промышленности, являющимся головной отраслевой организацией по охране и безопасности труда предприятий, учреждений и организаций машиностроительного комплекса Министерства экономики Российской Федерации, имеющей право утверждающей подписи отраслевой нормативной правовой документации по охране и безопасности труда (Соглашение от 25.12.97 № 18-1320).
Положение разработано на основе действующего законодательства, стандартов системы безопасности труда, строительных норм и правил, санитарно - гигиенических нормативов, правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и других объектов, подконтрольных органам госгортехнадзора, Межотраслевых правил охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, других нормативных правовых актов по охране и безопасности труда с использованием отраслевых стандартов, правил и положений бывших союзных машиностроительных министерств и учитывает результаты экспертизы предприятий и организаций бывшего Комитета Российской Федерации по машиностроению.
Положение содержит основные требования к складским помещениям и площадкам для складирования материалов, требования к размещаемым на хранение грузам и материалам, требования к их размещению на хранение и условиям хранения и обработки грузов и материалов и действует на всей территории Российской Федерации.
С введением в действие настоящего Положения аналогичные отраслевые правила и положения по охране и безопасности труда при складировании материалов, утвержденные министерствами и ведомствами бывшего СССР и РСФСР, не применяются и подлежат приведению в соответствие с настоящим Положением нормативные и другие акты организаций по охране и безопасности труда.

ВВЕДЕНИЕ

Положение разработано во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской федерации" в качестве отраслевого нормативного документа.
Положение может применяться всеми предприятиями, учреждениями, организациями и производствами машиностроительного профиля вне зависимости от ведомственной принадлежности, формы собственности и сферы хозяйственной деятельности.
Положение соответствует требованиям Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.07.93 № 129.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Положение устанавливает единый порядок организации и обеспечения условий хранения и складирования материалов, веществ, продукции и сырья (далее материалов), не требующих особых мероприятий для сохранения их свойств и параметров внутренней среды.
Положение не распространяется на складирование минеральных удобрений и химических средств защиты растений, взрывчатых и радиоактивных веществ, каучука, целлулоида, сельскохозяйственной продукции.
1.2. Вводимые в эксплуатацию по завершению строительства, реконструкции или технического перевооружения складские помещения должны удовлетворять требованиям настоящего Положения.
1.3. Требования отдельных пунктов Положения, выполнение которых в действующих складских помещениях связано со значительными капитальными затратами, могут быть по срокам их осуществления решены администрацией организации по согласованию с органами государственной инспекции охраны труда при субъекте Российской Федерации и с другими государственными органами контроля и надзора в части подконтрольных им объектов или принадлежности вопросов.
1.4. Все организации, включая проектные, конструкторские, научно-исследовательские и др., обязаны выполнять (предусматривать в проектах, инструкциях и другой документации) требования настоящего Положения.
1.5. Наряду с настоящим Положением в организации должны соблюдаться требования других действующих нормативных и правовых актов по гигиене, охране и безопасности труда.
1.6. На основе настоящего Положения и с учетом конкретных условий, в организации должны быть разработаны и, после согласования с профсоюзным органом, утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда для работников, обслуживающих складские помещения и выполняющих работы по складированию материалов.
1.7. Служба охраны труда организации должна осуществлять контроль за своевременной (в соответствии с перечнем) разработкой, пересмотром инструкций и обеспечением ими работников, а также должна оказывать содействие и методическую помощь в их разработке.
Перечень инструкций должен быть составлен службой охраны труда при участии руководителей подразделений и служб главных специалистов, утвержден руководителем организации и разослан структурным подразделениям.
1.8. Контроль за выполнением инструкций возлагается на руководителей структурных подразделений (служб), заведующих складами, начальников участков, бригадиров.
Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.
1.9. Основными физическими опасными и вредными производственными факторами по ГОСТ 12.0.003, характерными для процессов складирования материалов, являются:
перемещаемые изделия, заготовки, материалы;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная влажность воздуха;
повышенная или пониженная подвижность воздуха;
недостаток естественного освещения;
острые кромки, заусенцы, шероховатость поверхности заготовок и др.
1.10. Основными химическими опасными и вредными производственными факторами по ГОСТ 12.0.003, характерными для процессов складирования материалов, являются: вещества токсического или раздражающего воздействия (лакокрасочные материалы, кислоты, щелочи, горючие и ядовитые газы в баллонах и др.), проникающие в организм работника через органы дыхания, кожный покров и слизистую оболочку.
1.11. Безопасность работ при складировании и хранении материалов должна обеспечиваться:
1.11.1. Выбором способов складирования и хранения материалов;
1.11.2. Выбором технологических процессов складирования материалов;
1.11.3. Выбором производственного оборудования и площадок для складирования материалов;
1.11.4. Обучением работающих и организацией работ;
1.11.5. Применением средств индивидуальной защиты;
1.11.6. Включением требований безопасности в нормативно-техническую и технологическую документацию.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ СКЛАДИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ

2.1. Складирование материалов - технологический процесс приемки, выгрузки, размещения на хранение, хранения и выдачи материалов в производство, при этом:
2.1.1. Материалы, доставляемые железнодорожным транспортом, должны выгружаться на складе в любое время суток.
Материалы, доставляемые автомобильным транспортом, должны приниматься на складе в рабочее время в соответствии с договором с поставщиком или транспортной организацией.
Задержка транспортных средств на складе не допускается;
2.1.2. При поступлении грузов в открытом подвижном составе (железнодорожном или автомобильном) на складе должна быть осуществлена проверка их состояния;
2.1.3. При поступлении грузов в крытом подвижном составе на складе перед снятием пломб должен быть проведен внешний осмотр. При обнаружении дефекта пломбы должна быть проведена проверка всего груза по счету-фактуре поставщика;
2.1.4. Принятые грузы на складе должны быть отсортированы, распакованы, приняты и уложены на места хранения;
2.1.5. Способы укладки грузов, материалов на складе зависят от их формы, массы, свойств;
2.1.6. Отпускаемые со склада материалы должны предварительно отбираться, комплектоваться, упаковываться.
2.2. Применяемые при складировании материалов процессы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.020 и предусматривать:
2.2.1. Устранение непосредственного контакта работников с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное на них воздействие;
2.2.2. Замену процессов и операций с возможным воздействием вредных и опасных производственных факторов на работника, на процессы и операции, при которых указанные факторы либо отсутствуют, либо имеют меньшую интенсивность воздействия;
2.2.3. Механизацию или дистанционное управление операциями и процессами при наличии опасных и вредных производственных факторов;
2.2.4. Рациональную организацию производства работ по складированию материалов;
2.2.5. Применение средств индивидуальной защиты.
2.3. Требования безопасности к производственным процессам складирования материалов должны быть изложены в технологической документации.
2.4. Складирование грузов следует выполнять с соблюдением требований ГОСТ 12.1.007, ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.010, ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 19433, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, настоящего Положения, Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и другой нормативной технической документации, утвержденной в установленном порядке.
2.5. Операции складирования грузов, материалов на складах и погрузочно-разгрузочных площадках должны производиться в соответствии с технологической планировкой, техническими условиями на груз и с соблюдением действующих санитарных норм и противопожарных правил.
2.6. При складировании материалов должно обеспечиваться:
2.6.1. Рациональное использование площадей;
2.6.2. Сохранность качества материалов;
2.6.3. Возможность беспрепятственного осмотра и погрузки любой единицы груза;
2.6.4. Безопасность производства работы;
2.6.5. Максимальное использование средств механизации и автоматизации.
2.7. Использование грузозахватных устройств, создающих опасность повреждения груза, тары или падения груза, не допускается.
2.8. Строповку складируемых грузов следует производить инвентарными стропами или специальными грузозахватными устройствами, изготовленными по утвержденному проекту (чертежу).
2.9. Не допускается строповка груза, находящегося в неустойчивом положении, а также поправка положения стропов и других строповочных приспособлений на приподнятом грузе.
2.10. Разгрузка транспортных средств с эстакад, не имеющих отбойных брусьев, не допускается.
2.11. В целях обеспечения безопасности работников и сохранения целостности упаковки запрещается при подъеме металла в пачках (пакетах) зачаливать их за обвязку.
2.12. Во избежание опрокидывания запрещается загружать двусторонние стеллажи только с одной стороны.
2.13. Размотку, намотку, резку, навеску каната необходимо производить так, чтобы не образовывались затянутые петли - жучки.
При резке каната рекомендуется предварительно место рубки в 3-3,5 диаметра каната с обеих сторон обвязать мягкой отожженной проволокой на длину обмотки не менее 4-5 диаметров каната.
Начальный конец обмоточной проволоки должен быть загнут и введен в прядь каната, а ходовой конец по завершению обмотки пропущен под витки и обрезан. Только после заделки образуемых после рубки концов каната можно приступать к его рубке. Рубку необходимо производить на стальной плите острым кузнечным зубилом.
2.14. Работы по приемке, сортировке, разгрузке и разделке металлического лома должны быть механизированы и производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 2787.0 и НРБ-96.
2.15. Выдача в производство лома с закрытыми полостями (пустотелых предметов) без специальной проверки и их вскрытия запрещается.
2.16. Разгрузка огнеупоров на складе, как правило, должна быть механизирована.
2.17. При разгрузке железнодорожных вагонов разгружаемые материалы необходимо располагать с таким расчетом, чтобы расстояние между габаритами подвижного состава и грузом было не менее 1 м, а между грузом и задней стенкой поворотной кабины железнодорожного крана - не менее 0,8 м.
2.18. Запрещается передвижение вагонов, находящихся под погрузкой или выгрузкой, без предварительного удаления из них работников.
Вагоны, находящиеся под погрузкой или выгрузкой, должны быть отцеплены от локомотива, застопорены башмаками с обеих сторон, и зона производства работ должна быть блокирована от подачи на эти пути подвижного состава.
2.19. При нахождении на железнодорожных путях работающих кранов на железнодорожном ходу, подвижной состав должен подаваться составителем только после накладки на рельсы тормозных башмаков для остановки вагонов. Маневры с вагонами, погрузка или выгрузка которых не закончена, допускается производить только по согласованию с руководителем погрузочно-разгрузочных работ.
2.20. Не разрешается нахождение на железнодорожных путях и эстакадах работников, не имеющих отношения к разгрузке вагонов. Соответствующие плакаты и знаки должны быть вывешены на видных местах вблизи зоны производства работ.
2.21. Подача вагонов для разгрузки сырья и топлива в приемные устройства и на склады должна производиться механизированной тягой.
2.22. Погрузка, разгрузка, укладка и транспортировка тары с нефтепродуктами должны быть механизированы.
2.23. При отсутствии средств механизации скатывать и накатывать бочки на транспортные средства следует по деревянным накатам, снабженным на концах металлическими полукольцевыми захватами.
2.24. Резервуары перед заполнением должны быть проверены. Особое внимание должно быть обращено на проверку исправности днища, сварных швов, корпуса резервуара, дыхательных и предохранительных клапанов, герметичности вентилей и другого оборудования.
2.25. При получении опасных грузов необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ 19433. При этом:
2.25.1. Работы с грузами, перевозимыми автомобильным транспортом, должны выполняться в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и РД 3112199-0199;
2.25.2. Работы с грузами, перевозимыми железнодорожным транспортом, должны выполняться в соответствии с требованиями Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
2.26. Действие Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом не распространяется на технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри организации, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования, а также на перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза, определяемого количественно в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза.
2.27. Действие Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом не распространяется на технологические перевозки опасных грузов внутри организации, применяющей их, осуществляющей их производство, обработку, хранение или уничтожение, а также на перевозки радиоактивных веществ.
2.28. Разгрузка опасных грузов с транспортных средств должна производиться под контролем ответственного лица грузополучателя, как правило, силами и средствами грузополучателя с соблюдением мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.
2.29. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах одновременно не более одного транспортного средства без права доступа в эту зону посторонних лиц. У автомобильного транспорта при этом должен быть заглушен двигатель, а водитель должен находиться за пределами зоны погрузки-разгрузки, если он не управляет грузоподъемными средствами, приводимыми в действие от двигателя транспортного средства.
2.30. Грузополучатели опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, должны иметь соответствующую лицензию органов госгортехнадзора на выгрузку этого груза. Выгрузка должна производиться с соблюдением требований Устава железных дорог, Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и другой нормативной технической документации.
2.31. Перед началом выгрузки опасных грузов на сливно-наливной эстакаде локомотив должен быть выведен из зоны производства работ, вагоны-цистерны надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь выгрузки вагонов другого подвижного состава.
При невозможности перевода стрелок в положение, исключающее попадание подвижного состава на путь выгрузки, должны предусматриваться другие технические меры, исключающие такую возможность.
2.32. Запрещается погрузка и выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, в местах общего пользования, а также на специально выделенных местах, но не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов.
2.33. Запрещается производить погрузку и выгрузку взрыво- и пожароопасных грузов во время грозы.
2.34. Погрузка и разгрузка опасных грузов ручным способом должны производиться с соблюдением мер личной безопасности привлекаемых к выполнению этих работ работников.
2.35. Места (посты) для погрузки, выгрузки опасных грузов, а также места для стоянки автомобилей с этими грузами должны выбираться с таким учетом, чтобы они были не ближе 125 метров от жилых и производственных строений, грузовых складов и не ближе 50 метров от магистральных дорог.
2.36. Перевозка неочищенной после транспортировки опасного груза порожней тары должна производиться в том же порядке, что и перевозка данного опасного груза.
2.37. Очистка порожней тары должна производиться с соблюдением мер безопасности и с применением средств индивидуальной защиты.
2.38. Грузополучатель после выгрузки опасного груза должен произвести очистку транспортного средства (контейнера) от остатков этого груза и, при необходимости, их дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию.
2.39. Запрещается слив нефтепродуктов при неисправностях в трубопроводной системе, арматуре, насосных агрегатах, при недостаточной освещенности.
2.40. Слив нефтепродуктов должен производиться по утвержденным схемам и с соблюдением мер безопасности при производстве работ и противопожарной безопасности.
2.41. Для слива из цистерн масел и вязких нефтепродуктов должен применяться нижний слив. При подготовке к сливу необходимо проверить герметичность соединения рукавов.
2.42. При пользовании сливными рукавами необходимо следить за тем, чтобы в них не попадали грязь, пыль, песок, вода. Запрещается сливные рукава прокладывать по земле, они должны укладываться на специальные стойки.
2.43. Для открытия сливных приборов запрещается применение ломов, молотков, кувалд и другого инструмента, дающего при ударах искры. Слив нефтепродуктов из неисправных цистерн следует производить через верх.
2.44. Светлые нефтепродукты надлежит сливать через горловину цистерн (верх). При сливе через горловину приемный рукав с сеткой-фильтром должен быть опущен в цистерну так, чтобы фильтр на 25-30 мм не доходил до нижней образующей цистерны. Рукав, опущенный в горловину цистерны, необходимо закрепить, крышку прикрыть, на горловину цистерны накинуть брезентовый чехол.
2.45. При сливе утечка нефтепродуктов (через соединения, сальники, задвижки и др.) не допускается.
2.46. В холодное время года вязкие нефтепродукты необходимо предварительно подогревать паром с доведением до необходимой степени текучести.
При подогреве в железнодорожной цистерне змеевики следует включать в работу только после полного их погружения.
Включение пара должно производиться до начала слива.
2.47. В процессе слива нефтепродуктов необходимо периодически контролировать уровень жидкости в резервуарах (первый замер - через 5 минут после начала слива, повторные - не реже чем через каждый час).
Если при заполнении емкостей выявятся какие-либо отклонения, необходимо их устранить или, если необходимо, прекратить слив.
2.48. Контролировать наполнение резервуаров необходимо для того, чтобы в резервуарах оставался свободный объем для компенсации температурного объемного расширения (резервуары должны заливаться до уровня на 150-200 мм ниже кромки наливного отверстия).
2.49. После слива необходимо произвести очистку железнодорожной цистерны от остатков продукта.
2.50. Задание на перекачку нефтепродуктов из одной емкости в другую оформляется указанием, записываемым заведующим складом в специальную книгу, хранимую в насосной станции. Перекачку должны производить машинисты склада, несущие ответственность за эксплуатацию насосных агрегатов и за перекачку нефтепродуктов.
2.51. Перед началом работы насосов для перекачки нефтепродуктов должна быть включена приточно-вытяжная вентиляция.
2.52. Насосы для перекачки нефтепродуктов перед включением должны быть сообщены хотя бы с одним резервуаром.
2.53. Резервуар, из которого производится перекачка, следует отключить только после того, когда будет полностью открыта задвижка другого резервуара, в который производится перекачка.
2.54. Одновременное открытие (закрытие) задвижек резервуара, из которого производится перекачка, и другого резервуара, в который производится перекачка, запрещается.
2.55. Перед пуском насоса необходимо проверить правильность открытия соответствующих задвижек на трубопроводах и хлопушек в резервуарах.
2.56. После пуска насоса при достижении на напорной линии рабочего давления необходимо, следя за показаниями контрольно-измерительных приборов, открыть задвижку на напорной магистрали.
2.57. Во избежание гидравлического удара, могущего привести к аварии на трубопроводе, открывать задвижки и вентили следует медленно.
2.58. При обнаружении загазованности воздуха выше ПДК в помещении насосной станции, в которой отсутствует автоматическое включение вентиляции от датчиков газоанализаторов, необходимо прекратить перекачку нефтепродуктов и обеспечить активное вентилирование помещения.
2.59. Лотки, канавы, сборники, колодцы необходимо по мере загрязнения (не реже одного раза в месяц) очищать и промывать водой.
2.60. Отогревание замерзших вентилей баллонов допускается производить горячей водой или смоченной в горячей воде ветошью. Пользование открытым пламенем или паром для отогревания вентилей баллонов запрещается.
2.61. Для проверки герметичности вентилей баллонов следует применять мыльную пену.
2.62. При обнаружении утечки газа из баллонов необходимо под руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, срочно выполнить следующее:
2.62.1. Баллоны с негорючими и неядовитыми газами удалить из помещения склада и уложить на землю до полного прекращения выделений газов;
2.62.2. Баллоны с горючими газами удалить на расстояние не менее 100 м от жилых или производственных помещений, уложить на землю до полного прекращения выделения газов, приняв необходимые меры по исключению возможности их воспламенения;
2.62.3. Баллоны с ядовитыми газами удалить от жилых или производственных помещений на расстояние не менее 100 м, уложить их на землю вентилями вниз и принять меры по вызову специалистов станции наполнения для возврата на станцию баллонов с неисправными вентилями;
2.62.4. Баллоны с аммиаком необходимо опустить вентилями в емкости с водой, баллоны с хлором, сернистым газом, сернистым ангидридом опустить вентилями в емкости с известковым раствором;
2.62.5. По окончании выделений газов из баллонов (прекращение появления пузырьков на поверхности жидкости) насыщенные жидкости необходимо из емкостей слить в ямы, расположенные на расстоянии не менее 500 м от жилых помещений и источников воды, и засыпать песком или землей.
2.63. Перекачка жидкого хлора в емкости для хранения и из танка хранения для промышленного применения может осуществляться вытеснительной подачей с использованием сухого сжатого воздуха или азота, или специальными насосами. При этом давление сжатого воздуха или азота в системе вытеснительной подачи должно быть больше, чем давление хлора в танке, но не должно превышать 16 кгс/см2.
2.64. Перед каждым приемом жидкого хлора трубопровод должен быть продут сухим воздухом или азотом.
2.65. Передавливание хлора при открытом вентиле на линии сжатого воздуха запрещается. Если при подаче сжатого воздуха вентили на воздухопроводе не открываются или открываются туго, они должны быть подогреты горячей водой или паром.
2.66. Во избежание при перекачке чрезмерного повышения давления в хлоропроводе запрещается закрытие арматуры на входе и выходе хлоропровода. Закрытие арматуры с обоих концов хлоропровода допускается только после полного опорожнения его от жидкого хлора.
2.67. При перерывах в потреблении жидкого хлора не более суток допускается оставлять продукт в трубопроводе. При этом запорная арматура на складском танке, из которого передавливается хлор, должна оставаться открытой.
2.68. При перерывах в потреблении жидкого хлора свыше суток трубопроводы должны быть освобождены от хлора и продуты сухим воздухом или азотом.
2.69. При работе с едкими веществами запрещается:
2.69.1. Ремонтировать сосуды до полного освобождения их от содержащихся в них веществ с обязательной промывкой их водой;
2.69.2. Хранить на складах кислоты и другие едкие жидкости без соответствующей упаковки;
2.69.3. Производить в складских помещениях какие-либо работы с применением открытого огня без разрешения руководителя объекта и представителя пожарной охраны;
2.69.4. Переносить наполненные баллоны одним работником;
2.69.5. Катать бочки с едкими веществами и подвергать их резким толчкам;
2.69.6. Переливать кислоту из бутыли в другую посуду без специальной установки, обеспечивающей фиксацию наклона бутыли.
2.70. Транспортирование стеклянной тары (бутылей) с едкими веществами допускается в деревянных ящиках с мягкой прокладкой, а также в плетеных корзинах. Ящики и корзины должны быть снабжены ручками для переноски.
2.71. Тара для транспортирования кислот и щелочей должна быть из материалов, стойких к воздействию этих веществ. Переноска и перевозка емкостей с едкими жидкостями должна производиться с использованием специальных носилок, тележек.
2.72. При работе с едким натром (каустической содой) необходимо соблюдать следующие правила:
2.72.1. Едкий натр должен храниться в железных барабанах;
2.72.2. Перед открытием барабана с едким натром его необходимо обстучать со всех сторон молотком для того, чтобы отделить сплавившуюся массу едкого натра от стенок барабана.
2.73. Дробление и помол извести в складских помещениях допускается производить на специальных дробильно-помольных установках, оборудованных эффективными аспирационными системами.
2.74. Ремонт металлических резервуаров, в которых хранились легковоспламеняющиеся и горючие нефтепродукты, с применением электро- или газосварки должен производиться по наряду-допуску после их соответствующей подготовки.
2.75. Огневые работы на складах хранения и участках приготовления экзотермических смесей должны производиться как при работах с повышенной опасностью - по наряду-допуску.

... Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле...

Для курения должны быть отведены и обустроены специальные места, обозначенные соответствующим знаком по ГОСТ 12.4.026 и оборудованные средствами пожаротушения (ящиком с песком, бочкой с водой).

3.132. Склады для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами могут быть открытыми, полузакрытыми, закрытыми и размещаться не ближе 20 м от производственных, административно-бытовых и складских зданий, не ближе 50 м от жилых домов и не ближе 100 м от общественных зданий.

3.133. Для защиты от грозовых разрядов склады баллонов с горючими и взрывоопасными газами должны быть оборудованы молниеотводами шпилевого или метелочного типов.

3.134. Закрытые склады для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны быть одноэтажными с покрытием легкого типа и не иметь чердачных помещений.

3.135. Стены, перегородки, покрытия склада для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны быть из несгораемых материалов не ниже второй степени огнестойкости.

3.136. Окна и двери склада для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны открываться наружу, стекла окон и дверей должны быть матовыми или покрашены краской белого цвета.

3.137. Во избежание чрезмерного нагрева баллонов со сжатыми и сжиженными газами солнечными лучами окна склада должны выходить на северную сторону, высота подоконной части должна быть не менее 1,5 м от пола. Высота складского помещения для хранения баллонов со сжиженными и сжатыми газами должна быть не менее 3,25 м от пола до нижних выступающих частей покрытия здания.

3.138. Полы склада для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны быть ровными с нескользкой поверхностью, а полы склада для хранения баллонов с горючими газами, кроме того, из материалов, исключающих искрообразование при ударе о них каких-либо предметов.

3.139. Полы склада для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами и разгрузочной площадки (рампы), примыкающей к складу, должны быть на уровне пола кузова автомобиля, перевозящего баллоны.

3.140. Помещения склада для хранения баллонов со сжиженными и сжатыми газами должно быть разделено на отсеки стенами из несгораемых материалов. Каждый отсек должен иметь отдельный выход наружу.

3.141. Склады для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны оборудоваться естественной или принудительной вентиляцией.

3.142. Температура воздуха на складе хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами не должна превышать 35 °C.

3.143. Освещение складов для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. Освещенность поверхности пола склада должна быть не менее 10 лк.

3.144. В закрытых складских помещениях (сараях) для хранения угля должны быть устроены вытяжные трубы и другие устройства для постоянного проветривания пространства над поверхностью хранящегося угля. Каждый сарай или навес для хранения угля должен одной продольной стороной выходить на проезд.

3.145. Закрытые помещения для хранения угля (подвальные, полуподвальные помещения, помещения первого этажа) должны иметь несгораемые стены и перекрытия. При этом должно быть обеспечено постоянное проветривание пространства над поверхностью угля, хранящегося в этих помещениях.

3.146. При хранении угля в закромах каждый отдельный закром или группа закромов, примыкающих один к другому, по объему не должны превышать 2000 куб. м при максимальной площади 400 кв. м, и высота укладки (навала) должна быть не более 8 м.

3.147. Бункера для хранения угля должны быть изготовлены из несгораемых материалов (металла или железобетона), без ограничения размеров. Бункера из сгораемых материалов (деревянные) допускаются как исключение для хранения в них угля сроком не более одного месяца.

3.148. Вход на территорию смолохранилища и смоловарни работникам, не имеющим отношения к хранению или варке смолы, запрещается.

У входа на территорию смолохранилища и смоловарни должны быть вывешены плакаты "Вход посторонним лицам запрещен".

3.149. Стены, покрытия, перегородки здания смоловарни и хранения смазочных материалов для изложниц должны быть из несгораемых материалов.

3.150. Курение и пользование открытым огнем в помещениях смоловарни и хранения смазочных материалов для изложниц запрещается.

3.151. Системы отопительные зданий смоловарни и хранения смазочных материалов для изложниц должны быть водяные или паровые. Применение печного отопления, электрических нагревательных приборов не допускается.

3.152. Устройство и оборудование складов и площадок для складирования строительных материалов должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, правил пожарной безопасности.

3.153. Склады строительных материалов должны быть соответствующим образом обустроены (планировка площадки, покрытие площадки, ограждение, освещение, отвод ливневых вод, подъездные пути и т.д.) и иметь оборудование для производства погрузочно-разгрузочных работ.

3.154. Склады строительных материалов должны быть оборудованы средствами пожаротушения (ведрами, емкостями с водой, лопатами, баграми, ящиками с песком, огнетушителями и др. по перечню, определяемому органами пожарной охраны), иметь подъезды и проезды в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

3.155. Склады для хранения строительных материалов могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми. Закрытые склады предназначены для хранения отделочных материалов, электроизделий, деревянных конструкций и др. материалов, подверженных порче от воздействия атмосферных осадков. Эти склады должны быть отапливаемыми, если отрицательные температуры могут привести к порче хранимых материалов.

3.156. Полузакрытые склады (навесы) предназначены для хранения материалов и изделий, подверженных порче от непосредственного воздействия атмосферных осадков. Навесы должны располагаться друг от друга на расстоянии не менее 10 м.

3.157. На открытых складах могут храниться грузы, не подверженные порче от атмосферных осадков (железобетонные изделия, песок, щебень и т.д.).

3.158. Склады для хранения цемента должны обеспечивать его защиту от увлажнения, распыления и загрязнения. Цемент должен храниться в контейнерах, в силосах с периодическим (не реже одного раза в 15 дней) аэрационно-пневматическим разрыхлением и перекачиванием. Цемент в мешках должен храниться в закрытых сухих помещениях.

3.159. Не допускается хранение цемента во временных складах амбарного типа, под навесами, в ларях, на открытых площадках под брезентовыми укрытиями, вблизи грузов, выделяющих аммиак. Не допускается хранение цемента разных марок и видов в одной емкости.

22 июня 2017, 20:33

ПОЛОЖЕНИЕ- ОХРАНА ТРУДА ПРИ СКЛАДИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ПОТ РО-14000-007-98 (утв- Минэкономики РФ от 25-02-98) (2017) Актуально в 2017 году

3.30. На полах складских помещений должны быть нанесены масляной краской линии разметки, определяющие продольные и поперечные проходы и проезды между штабелями или стеллажами, и словами - название хранимого на них груза.

3.47. Границы площадок складирования в цехе должны быть обозначены хорошо видимыми линиями разметки, выполненными белой несмываемой краской.

ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний (с Изменением N 1)

5.1.4 Желтый сигнальный цвет(контрастный - черный) следует применять для:

а) обозначения элементов строительных и иных конструкций, которые могут явиться причиной получения травм работающими: низких балок, выступов и перепадов в плоскости пола, малозаметных ступеней, пандусов, мест, в которых существует опасность падения (кромки погрузочных платформ, грузовых поддонов, неогражденных площадок, люков, проемов и т.д.), сужений проездов, малозаметных распорок, узлов, колонн, стоек и опор в местах интенсивного движения внутризаводского транспорта и т.д.;

е) постоянных ограждений или элементов ограждений, устанавливаемых на границах опасных зон, участков, территорий: у проемов, ям, котлованов, выносных площадок, постоянных ограждений лестниц, балконов, перекрытий и других мест, в которых возможно падение с высоты.

Поверхность ограждения должна быть целиком окрашена лакокрасочными материалами желтого сигнального цвета или иметь чередующиеся наклонные под углом 45°-60° полосы желтого сигнального и черного контрастного цветов.

Ширина полос - 20-300 мм при соотношении ширины полос желтого и черного цвета от 1:1 до 1,5:1;

и) обозначения площадей, которые должны быть всегда свободными на случай эвакуации (площадки у эвакуационных выходов и подходы к ним, возле мест подачи пожарной тревоги, возле мест подхода к средствам противопожарной защиты, средствам оповещения, пунктам оказания первой медицинской помощи, пожарным лестницам и др.).

Границы этих площадей должны быть обозначены сплошными линиями желтого сигнального цвета, а сами площади - чередующимися наклонными под углом 45°-60° полосами желтого сигнального и черного контрастного цветов. Ширина линий и полос - 50-100 мм;

5.1.4.1 На поверхность объектов и элементов, указанных в 5.1.4 перечисления а) и в), допускается наносить чередующиеся наклонные под углом 45°-60° полосы желтого сигнального и черного контрастного цветов. Ширина полос - 50-300 мм в зависимости от размера объекта и расстояния, с которого должно быть видно предупреждение.

5.1.6 Зеленый сигнальный цвет(контрастный - белый)следует применять для:

Обозначениябезопасности (безопасных мест, зон, безопасного состояния);

Обозначения пути эвакуации;

7.1.1Сигнальную разметку выполняют в виде чередующихся полос

7.2 Назначение и правилаприменения сигнальной разметки

7.2.1Красно-белую и желто-черную сигнальную разметку следует применять в целяхобозначения:

Опасностистолкновения с препятствиями, опасности поскользнуться и упасть;

Опасностиоказаться в зоне возможного падения груза, предметов, обрушения конструкции, ееэлементов и т.п.;

Строительныхи архитектурных элементов (колонн, углов, выступов и т.п.), узлов и элементовоборудования, машин, механизмов, арматуры, выступающих в рабочую зону илипространство, где могут находиться люди;

Границ полосыдвижения (например переходы для работающих в зоне ведения строительных работ,движении транспортных средств в зоне ведения дорожных работ);

7.2.2Еслипрепятствия и места опасности существуют постоянно, то они должны бытьобозначены сигнальной разметкой с чередующимися желто-черными полосами, еслипрепятствия и места опасности носят временный характер, например при дорожных,строительных и аварийно-спасательных работах, то опасность должна бытьобозначена сигнальной разметкой с чередующимися красно-белыми полосами.

7.2.5Зелено-белую сигнальную разметку следует применять для обозначения границполосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации(например направляющие линии в виде «елочки», рисунок 11 б).

7.3.1 Полосысигнального и контрастного цветов могут располагаться на сигнальной разметкепрямо (вертикально или горизонтально), наклонно под углом 45°-60° илизигзагообразно («елочка»).

Утверждено

Департаментом экономики

машиностроения

Министерства экономики

Российской Федерации

письмом Федерации независимых

профсоюзов России

ОХРАНА ТРУДА ПРИ СКЛАДИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ
ПОТ РО-14000-007-98
"Положение. Охрана труда при складировании материалов" (далее - Положение) разработано Инженерным центром обеспечения безопасности в промышленности, являющимся головной отраслевой организацией по охране и безопасности труда предприятий, учреждений и организаций машиностроительного комплекса Министерства экономики Российской Федерации, имеющей право утверждающей подписи отраслевой нормативной правовой документации по охране и безопасности труда (Соглашение от 25.12.97 N 18-1320).

Положение разработано на основе действующего законодательства, стандартов системы безопасности труда, строительных норм и правил, санитарно-гигиенических нормативов, правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и других объектов, подконтрольных органам госгортехнадзора, Межотраслевых правил охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, других нормативных правовых актов по охране и безопасности труда с использованием отраслевых стандартов, правил и положений бывших союзных машиностроительных министерств и учитывает результаты экспертизы предприятий и организаций бывшего Комитета Российской Федерации по машиностроению.

Положение содержит основные требования к складским помещениям и площадкам для складирования материалов, требования к размещаемым на хранение грузам и материалам, требования к их размещению на хранение и условиям хранения и обработки грузов и материалов и действует на всей территории Российской Федерации.

С введением в действие настоящего Положения аналогичные отраслевые правила и положения по охране и безопасности труда при складировании материалов, утвержденные министерствами и ведомствами бывшего СССР и РСФСР, не применяются и подлежат приведению в соответствие с настоящим Положением нормативные и другие акты организаций по охране и безопасности труда.
Введение
Положение разработано во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" в качестве отраслевого нормативного документа.

Положение может применяться всеми предприятиями, учреждениями, организациями и производствами машиностроительного профиля вне зависимости от ведомственной принадлежности, формы собственности и сферы хозяйственной деятельности.

Положение соответствует требованиям Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.07.93 N 129.
1. Общие требования
1.1. Положение устанавливает единый порядок организации и обеспечения условий хранения и складирования материалов, веществ, продукции и сырья (далее - материалов), не требующих особых мероприятий для сохранения их свойств и параметров внутренней среды.

Положение не распространяется на складирование минеральных удобрений и химических средств защиты растений, взрывчатых и радиоактивных веществ, каучука, целлулоида, сельскохозяйственной продукции.

1.2. Вводимые в эксплуатацию по завершению строительства, реконструкции или технического перевооружения складские помещения должны удовлетворять требованиям настоящего Положения.

1.3. Требования отдельных пунктов Положения, выполнение которых в действующих складских помещениях связано со значительными капитальными затратами, могут быть по срокам их осуществления решены администрацией организации по согласованию с органами государственной инспекции охраны труда при субъекте Российской Федерации и с другими государственными органами контроля и надзора в части подконтрольных им объектов или принадлежности вопросов.

1.4. Все организации, включая проектные, конструкторские, научно-исследовательские и др., обязаны выполнять (предусматривать в проектах, инструкциях и другой документации) требования настоящего Положения.

1.5. Наряду с настоящим Положением в организации должны соблюдаться требования других действующих нормативных и правовых актов по гигиене, охране и безопасности труда.

1.6. На основе настоящего Положения и с учетом конкретных условий в организации должны быть разработаны и после согласования с профсоюзным органом утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда для работников, обслуживающих складские помещения и выполняющих работы по складированию материалов.

1.7. Служба охраны труда организации должна осуществлять контроль за своевременной (в соответствии с перечнем) разработкой, пересмотром инструкций и обеспечением ими работников, а также должна оказывать содействие и методическую помощь в их разработке.

Перечень инструкций должен быть составлен службой охраны труда при участии руководителей подразделений и служб главных специалистов, утвержден руководителем организации и разослан структурным подразделениям.

1.8. Контроль за выполнением инструкций возлагается на руководителей структурных подразделений (служб), заведующих складами, начальников участков, бригадиров.

Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.

1.9. Основными физическими опасными и вредными производственными факторами по ГОСТ 12.0.003, характерными для процессов складирования материалов, являются:

перемещаемые изделия, заготовки, материалы;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

недостаток естественного освещения;

острые кромки, заусенцы, шероховатость поверхности заготовок и др.

1.10. Основными химическими опасными и вредными производственными факторами по ГОСТ 12.0.003, характерными для процессов складирования материалов, являются: вещества токсического или раздражающего воздействия (лакокрасочные материалы, кислоты, щелочи, горючие и ядовитые газы в баллонах и др.), проникающие в организм работника через органы дыхания, кожный покров и слизистую оболочку.

1.11. Безопасность работ при складировании и хранении материалов должна обеспечиваться:

1.11.1. Выбором способов складирования и хранения материалов.

1.11.2. Выбором технологических процессов складирования материалов.

1.11.3. Выбором производственного оборудования и площадок для складирования материалов.

1.11.4. Обучением работающих и организацией работ.

1.11.5. Применением средств индивидуальной защиты.

1.11.6. Включением требований безопасности в нормативно-техническую и технологическую документацию.
2. Требования к процессам складирования материалов
2.1. Складирование материалов - технологический процесс приемки, выгрузки, размещения на хранение, хранения и выдачи материалов в производство, при этом:

2.1.1. Материалы, доставляемые железнодорожным транспортом, должны выгружаться на складе в любое время суток.

Материалы, доставляемые автомобильным транспортом, должны приниматься на складе в рабочее время в соответствии с договором с поставщиком или транспортной организацией.

Задержка транспортных средств на складе не допускается.

2.1.2. При поступлении грузов в открытом подвижном составе (железнодорожном или автомобильном) на складе должна быть осуществлена проверка их состояния.

2.1.3. При поступлении грузов в крытом подвижном составе на складе перед снятием пломб должен быть проведен внешний осмотр. При обнаружении дефекта пломбы должна быть проведена проверка всего груза по счет-фактуре поставщика.

2.1.4. Принятые грузы на складе должны быть отсортированы, распакованы, приняты и уложены на места хранения.

2.1.5. Способы укладки грузов, материалов на складе зависят от их формы, массы, свойств.

2.1.6. Отпускаемые со склада материалы должны предварительно отбираться, комплектоваться, упаковываться.

2.2. Применяемые при складировании материалов процессы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.020 и предусматривать:

2.2.1. Устранение непосредственного контакта работников с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное на них воздействие.

2.2.2. Замену процессов и операций с возможным воздействием вредных и опасных производственных факторов на работника на процессы и операции, при которых указанные факторы либо отсутствуют, либо имеют меньшую интенсивность воздействия.

2.2.3. Механизацию или дистанционное управление операциями и процессами при наличии опасных и вредных производственных факторов.

2.2.4. Рациональную организацию производства работ по складированию материалов.

2.2.5. Применение средств индивидуальной защиты.

2.3. Требования безопасности к производственным процессам складирования материалов должны быть изложены в технологической документации.

2.4. Складирование грузов следует выполнять с соблюдением требований ГОСТ 12.1.007, ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.010, ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 19433, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, настоящего Положения, Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и другой нормативной технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2.5. Операции складирования грузов, материалов на складах и погрузочно-разгрузочных площадках должны производиться в соответствии с технологической планировкой, техническими условиями на груз и с соблюдением действующих санитарных норм и противопожарных правил.

2.6. При складировании материалов должно обеспечиваться:

2.6.1. Рациональное использование площадей.

2.6.2. Сохранность качества материалов.

2.6.3. Возможность беспрепятственного осмотра и погрузки любой единицы груза.

2.6.4. Безопасность производства работы.

2.6.5. Максимальное использование средств механизации и автоматизации.

2.7. Использование грузозахватных устройств, создающих опасность повреждения груза, тары или падения груза, не допускается.

2.8. Строповку складируемых грузов следует производить инвентарными стропами или специальными грузозахватными устройствами, изготовленными по утвержденному проекту (чертежу).

2.9. Не допускается строповка груза, находящегося в неустойчивом положении, а также поправка положения стропов и других строповочных приспособлений на приподнятом грузе.

2.10. Разгрузка транспортных средств с эстакад, не имеющих отбойных брусьев, не допускается.

2.11. В целях обеспечения безопасности работников и сохранения целостности упаковки запрещается при подъеме металла в пачках (пакетах) зачаливать их за обвязку.

2.12. Во избежание опрокидывания запрещается загружать двусторонние стеллажи только с одной стороны.

2.13. Размотку, намотку, резку, навеску каната необходимо производить так, чтобы не образовывались затянутые петли - жучки.

Начальный конец обмоточной проволоки должен быть загнут и введен в прядь каната, а ходовой конец по завершению обмотки пропущен под витки и обрезан. Только после заделки образуемых после рубки концов каната можно приступать к его рубке. Рубку необходимо производить на стальной плите острым кузнечным зубилом.

2.14. Работы по приемке, сортировке, разгрузке и разделке металлического лома должны быть механизированы и производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 2787.0 и НРБ-96.

2.15. Выдача в производство лома с закрытыми полостями (пустотелых предметов) без специальной проверки и их вскрытия запрещается.

2.16. Разгрузка огнеупоров на складе, как правило, должна быть механизирована.

2.17. При разгрузке железнодорожных вагонов разгружаемые материалы необходимо располагать с таким расчетом, чтобы расстояние между габаритами подвижного состава и грузом было не менее 1 м, а между грузом и задней стенкой поворотной кабины железнодорожного крана - не менее 0,8 м.

2.18. Запрещается передвижение вагонов, находящихся под погрузкой или выгрузкой, без предварительного удаления из них работников.

Вагоны, находящиеся под погрузкой или выгрузкой, должны быть отцеплены от локомотива, застопорены башмаками с обеих сторон, и зона производства работ должна быть блокирована от подачи на эти пути подвижного состава.

2.19. При нахождении на железнодорожных путях работающих кранов на железнодорожном ходу подвижной состав должен подаваться составителем только после накладки на рельсы тормозных башмаков для остановки вагонов. Маневры с вагонами, погрузка или выгрузка которых не закончена, допускается производить только по согласованию с руководителем погрузочно-разгрузочных работ.

2.20. Не разрешается нахождение на железнодорожных путях и эстакадах работников, не имеющих отношения к разгрузке вагонов. Соответствующие плакаты и знаки должны быть вывешены на видных местах вблизи зоны производства работ.

2.21. Подача вагонов для разгрузки сырья и топлива в приемные устройства и на склады должна производиться механизированной тягой.

2.22. Погрузка, разгрузка, укладка и транспортировка тары с нефтепродуктами должны быть механизированы.

2.23. При отсутствии средств механизации скатывать и накатывать бочки на транспортные средства следует по деревянным накатам, снабженным на концах металлическими полукольцевыми захватами.

2.24. Резервуары перед заполнением должны быть проверены. Особое внимание должно быть обращено на проверку исправности днища, сварных швов, корпуса резервуара, дыхательных и предохранительных клапанов, герметичности вентилей и другого оборудования.

2.25. При получении опасных грузов необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ 19433. При этом:

2.25.1. Работы с грузами, перевозимыми автомобильным транспортом, должны выполняться в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и РД 3112199-0199.

2.25.2. Работы с грузами, перевозимыми железнодорожным транспортом, должны выполняться в соответствии с требованиями Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

2.26. Действие Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом не распространяется на технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри организации, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования, а также на перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза, определяемого количественно в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза.

2.27. Действие Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом не распространяется на технологические перевозки опасных грузов внутри организации, применяющего их, осуществляющего их производство, обработку, хранение или уничтожение, а также на перевозки радиоактивных веществ.

2.28. Разгрузка опасных грузов с транспортных средств должна производиться под контролем ответственного лица грузополучателя, как правило, силами и средствами грузополучателя с соблюдением мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару, с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!