Социальные притязания и субъективное право смирнова марина геннадьевна. Социальные интересы и право. Проблемы выражения социальных интересов в праве Право и социальные интересы кратко

  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 183

Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В ПРАВЕ.

§ 2.Опорный понятийный ряд-категории «интерес».

§ 3.Концепции интереса: многообразие альтернатив.

Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВА И ИНТЕРЕСА.

§ 1 .Подходы и проблемы в понимании взаимосвязи права и интереса.

§ 2.Интерес как сущностный компонент права.

§ 3.Вопросы закрепления интересов в российском законодательстве.

Рекомендованный список диссертаций

  • Частно-правовой интерес: Понятие, правообразование, реализация 2004 год, кандидат юридических наук Першин, Михаил Викторович

  • Законные интересы личности в конституционном праве Российской Федерации 2005 год, кандидат юридических наук Коробова, Елена Артуровна

  • Проблемы реализации и защиты интересов в праве 2011 год, кандидат юридических наук Шепелев, Денис Викторович

  • Политико-правовое представительство групп интересов во взаимодействии российской государственности и гражданского общества 2008 год, кандидат юридических наук Гаджиалиев, Али Бахмудович

  • Права и обязанности как парные юридические категории: Вопросы теории 2006 год, кандидат юридических наук Рудаков, Алексей Александрович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерес в праве»

Актуальность темы диссертационного исследования определяется ее непреходящим значением для любого исторического этапа развития правовой жизни общества. Она изначально обречена на актуальность поскольку имеет самое непосредственное отношение к сущности права. Тема интереса звучала уже в римском правоведении. Ведущим ее мотивом в римском праве было обеспечение защиты справедливых интересов свободных людей. Выдающийся немецкий юрист Р. Иеринг воспринял этот подход и впервые выразил его в абстрактно-теоретической форме. Он возвел интерес в ранг основной правовой категории и по праву считается родоначальником юриспруденции интересов. Интересы в ней признаются одновременно детерминантом, содержанием и целью права. Изменение общества неизбежно оказывает сильное воздействие на право. «С интересами народа также изменяется его право, назначение которого в том и заключается, чтобы охранять непреложные жизненные требования общества путем принуждения»1. В настоящее время особая актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена происходящими в стране радикальными экономическими, политико-юридическими и культурными преобразованиями.

Возникающие со сменой общественного строя России качественно иные интересы общества и государства, традиционных и вновь образовавшихся социальных слоев и классов, отдельных групп людей, должностных лиц и граждан требуют адекватного правового выражения. Будучи закрепленными в праве, интересы обретают качество объективного фактора и социального регулятора жизнедеятельности людей в обновляющемся обществе. Своевременно выявляя интересы людей, заслуживающие правового выражения, выстраивая их иерархию и осуществляя их согласование, законодатель нуждается в научно обоснованном понимании самого механизма закрепления интересов в праве. Уровень теорети

1 Иеринг Р. Интерес и право. - Ярославль, 1 880. - С. 83. ческого осмысления процесса трансформации социальных интересов в правовую сферу, уяснение природы правового интереса, определение широко используемых законодателем понятий, производных от категории «интерес» сегодня явно не отвечают потребностям нормотворческой, правореализационной и интерпретационной практики.

Российское общество и его государственно-правовая система находятся в переходном состоянии. Для него характерна жесткая и нередко жестокая борьба за коренные интересы, объектом которых является собственность и власть. Стремительно нарастает острота проблем в области экономической безопасности, национальных отношений, доверия к власти, обеспечения законности и правопорядка, сохранения семьи и здоровья народа. Дисбаланс интересов, присутствующих на федеральном, региональном, национальном и иных уровнях, проявляющийся в разнообразных конфликтах, может достигнуть критической точки. В этой ситуации значительно возрастает роль права как санкционированного государством нормативного средства согласования и защиты правомерных интересов в преодолении негативных тенденций и обеспечении динамизма проводимых реформ.

Одним из факторов, обеспечивающих ныне объективное изучение интереса в праве, следует считать устранение имевшего место в недалеком прошлом идеологического давления на исследователя в области гуманитарного знания. Объективные реалии советского общества и официальные доктрины задавали единственный и вполне определенный подход к изучению интересов и права в социалистическом обществе. Признавая в качестве единственно научной методологию, основанную только на признании первичности бытия и вторичности сознания, исследователь программировался на видение интереса исключительно объективным явлением. Такая интерпретация интереса позволяла говорить об отражении его в праве, но логически не допускала возможности включения его в содержание права. Это делало совершенно недопустимым принятие теории интересов в силу ее якобы буржуазного происхождения.

Пришло время объективно, без идеологической зашоренности исследовать проблему интереса в праве, опираясь на значимые научные результаты, полученные отечественными учеными-юристами в условиях социалистического общества.

Степень научной разработанности темы. Термин «интерес» и связанные с ним различные правовые представления ввели в обиход юриспруденции, стали изучать и широко использовать немецкие юристы во второй половине XIX века. Высказанная Р. Иерингом идея понимания прав как юридически защищенных интересов оказала заметное влияние на воззрения таких видных представителей немецкой юриспруденции, как Г. Еллинек, А. Меркель, Ф. Ре-гельсбергер, А. Тон и др. Понятие интереса применялось ими преимущественно в смысле благ, выгоды или пользы, доставляемой определенным объектом. Интересы понимались Р. Иерингом жизненными требованиями в широком смысле. Различались интересы материальные, связанные с пользованием внешними благами жизни, и духовные или идеальные.

Большое внимание вопросам интереса уделяли представители отечественной юридической науки в конце XIX - начале XX в. Тема интереса находит отражение в плане позитивной разработки или критического анализа в работах Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, И.А. Покровского, Н.С. Таганцева, В.Ф. Тарановского, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича. Н.М. Коркунов выдвинул теорию разграничения интересов, представляющую собой видоизменение основной теории Р. Иеринга. Убежденным противником «базирования» теории права на понятии интереса был Л.И. Петражицкий.

Изучение интереса в отечественной юриспруденции значительно активизировалось во второй половине XX века. Вопросы рассматривались как в общетеоретическом плане, так и в аспекте различных отраслей права. Значительный вклад, глубокие идеи внесли в разработку данной проблемы известные ученые-юристы: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.Н.

Братусь, Н.В. Витрук, В.П. Грибанов, Ю.С. Завьялов, О.С. Иоффе, В.Н. Карта-шов, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Н.С. Малеин, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, В.А. Патюлин, В.Б. Романовская, В.П. Сальников, И.Н. Сенякин, B.JI. Суховерхий, Ю.А. Тихомиров, Ю.К. Толстой, Д.М. Чечот, JI.C. Явич и др. Специальные монографические исследования провели Р.Е. Гукасян, А.В. Кузнецов, С. Сабикенов, В.В. Степанян, Н.А. Шайкенов, А.И. Экимов.

Позитивным результатом проведенной исследовательской работы нужно признать выводы об определяющем значении интереса в правотворчестве и реализации права, об ошибочности сведения его к потребностям (осознанным или неосознанным), о недопустимости отождествления интереса с благом, выгодой или пользой. Следует согласиться с высказанной А.И. Экимовым плодотворной мыслью о том, что изучение интереса в праве должно включать «учет всех его сторон, всех проявлений - от начала его формирования до полной реализации»1.

Однако по-прежнему спорным остается принципиальный теоретико-методологический вопрос о соотношении объективного и субъективного в интересе и даже вопрос о том, входит ли вообще интерес в право или не входит, а только отражается в нем. Для ответа на них необходимо обобщение результатов исследований интереса, проведенных прежде всего в философии, психологии и социологии. Поэтому в диссертации использованы труды классиков и видных представителей этих научных дисциплин, обращавшихся к различным аспектам проблемы интереса (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Вл. Соловьев, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Лавриненко, А.Т. Ханипов, В.А. Ядов, А.С. Ященко и др.).

Объект исследования - интерес как комплексное системно-функциональное образование, характеризующее отношение субъекта к условиям его бытия. Экимов А Н. Интересы и право и социалист ическом обществе, - Л., 1984. - С. II.

Предмет исследования - природа юридического интереса, способы его закрепления и роль в праве.

Цель исследования - раскрыть субъективно-объективную природу интереса, обосновать его укорененность в сфере правовой жизни в качестве сущностного компонента права.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

Провести анализ имеющихся научных материалов по основным направлениям темы, установить проблемные вопросы, предлагаемые варианты решения и связанные с ними системы аргументов;

Выявить элементы структуры интереса;

Обосновать концептуальное видение интереса как единства объективного и субъективного, позволяющее раскрыть действительный механизм взаимосвязи социальных интересов и права; показать и проанализировать структурное единство интереса и права как регуляторов деятельности; выявить основные смысловые значения понятия «правовой интерес» и рассмотреть способы закрепления интересов в российском законодательстве;

Сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенствование деятельности по выявлению, закреплению, обеспечению, реализации и защите правом общественно значимых социальных интересов.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является комплексный системный подход. Применяются разнообразные приемы и методы научного познания, в том числе общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, исторический и логический методы) и специальные (нормативно-правовой, сравнительно-правовой). Особую роль в проведенной научной работе, в исследовании формирования и правового закрепления интересов в законодательстве выполняют активно используемые автором деятель-ностный и аксиологический подходы.

Принцип комплексности позволил расширить теоретическую базу исследования посредством использования специальной литературы по философии, психологии, социологии, различных источников по теории права и отраслевым юридическим дисциплинам.

Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральное законодательство, постановления и определения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, другие правовые акты.

Научная новизна исследования определяется пониманием интереса системно-функциональным образованием, включающим элементы объективной жизненной ситуации, позволяющей субъекту удовлетворить свою потребность, и качества самого субъекта. Интерес в практической фазе своего бытия выступает прежде всего способом деятельности субъекта в ситуации определенного типа. Одинаковый способ деятельности в одних и тех же условиях свидетельствует о совпадении интересов субъектов в данной ситуации. В этом суть предлагаемого нами прагматистского подхода к интересу. Структурное сходство и органическая взаимосвязь интереса и правовой нормы обусловлены самой прагматикой. Общим их элементом предстает алгоритм, правило поведения. Именно это позволяет определенно и утвердительно ответить на вопрос о вхождении интереса в право.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:

1. Категория интереса играет важную роль в развитии правовых учений. Это подтверждается наличием широкого диапазона ценностного отношения к ней в различных направлениях правовой мысли. Популярность теории Р. Иеринга, положившего ее в основание правопонимания, стремление представителей различных правовых школ установить с ней родство и даже генетическую связь свидетельствуют об интегративной роли категории «интерес» в общем учении о праве.

2. Сравнительный анализ частнонаучных представлений об интересе позволяет сформулировать опорный понятийный ряд данной категории. Наиболее часто используемыми предикатами в ее определениях являются: потребность, мотив, деятельность, побуждение, осознание, цель, направленность субъекта. Деятельность должна рассматриваться не чем-то внешним по отношению к интересу, не просто его реализацией. Выступая моментом деятельности, интерес обеспечивает переход субъективного в объективное, обретая тем самым объективную форму собственного бытия.

3. Формирование и понимание интереса немыслимо помимо деятельности. Их диалектика такова, что всякий интерес выступает продуктом предшествующей и атрибутом последующей деятельности. Интерес есть характеристика отношения субъекта к условиям его бытия, выражающаяся в мотивированности и целенаправленности деятельности, преследующей удовлетворение определенных потребностей.

4. Проведенный анализ концепций интереса подтверждает вывод о том, что интерес есть характеристика отношения субъекта к объективным жизненным условиям. Важно подчеркнуть, что субъект предстает особым членом отношения, поскольку обладает уникальными свойствами, связанными с его духовным миром. Сознание является одним из его элементов. Соответственно этому выделяются две формы бытия интереса (или две фазы его развития) -внутренняя (субъектная) и внешняя (объектная). Основной источник, конечную причину своего возникновения интерес находит не во внешнем или внутреннем мире субъекта, а в их взаимодействии, осуществляемом посредством его деятельности.

5. Фиксируется многообразие связей интереса и права. Об их взаимосвязи можно вести речь в смысле функциональной зависимости, в плане детерминации права интересами, в аспекте отражения различных элементов интереса (субъект, объект, мотив, цель и т. д.) в нормативно-правовом материале, в смысле структурной связи, предполагающей наличие у них общих элементов.

6. Основные концепции интереса, используемые в юриспруденции, обладают различным эвристическим потенциалом. Наибольшими объяснительными возможностями обладает смешанная концепция, рассматривающая интерес как единство объективных и субъективных факторов. Субъективная его составляющая выражает личностные качества субъекта, непременно присутствующие в его свободных устремлениях и поступках (ценности, убеждения, верования, симпатии, антипатии и т. д.).

7. Интерес выполняет роль побудителя, ориентира и регулятора деятельности. Эти функции определяются различными элементами его структуры: побудительная - потребностью и мотивом, ориентирующая - объектом и целью, регулятивная - правилом, задающим способ деятельности, правилом поведения в ситуации определенного типа. Основным связующим звеном нормы права, деятельности и интереса, рассматриваемых с формальной стороны, является алгоритм или правило поведения, представленное в диспозиции правовой нормы. Благодаря именно этому компоненту интереса и возможно регулятивное воздействие нормы-правила поведения на деятельность. «Проникая» таким образом в норму, интерес оказывается в сущности права, ибо норма немыслима вне его сущности при любом подходе к правопониманию.

8. Право в сути своей есть нормативно юридически закрепленный государственной волей и защищенный интерес. Именно нормы права (имеются в виду нормы-правила поведения) и заключают в себе основной компонент интереса. Типовой интерес как инвариант поведения в заданной ситуации при известных обстоятельствах может совпасть с моим интересом и стать не только моим интересом, но и моим правом.

9. Рассматриваемый в аспекте регулятивной функции интерес предстает правилом поведения в определенной ситуации. Характер ситуации правовая, политическая, экономическая и т. п.) определяет вид интереса. Проведенный анализ действующего законодательства выявляет многозначность категории правового интереса. Под ней понимается социальный интерес, выраженный в правовой форме. Он обозначает также интересы, возникающие в правовой жизни именно как самостоятельно существующей, наряду с иными сферами общественной жизни. Данная категория обозначает и определенные конструкции, используемые в качестве инструментов правового регулирования. Категории «законный интерес», «охраняемый законом интерес» наиболее отчетливо выражают инструментальный смысл интереса как правовой категории.

Теоретическая значимость исследования определяется сформулированными основными положениями и полученными выводами. Предложенное понимание интереса и приведенные аргументы уточняют и развивают основные разделы теории государства и права, такие как понятие права, правотворчество, норма права, правовые отношения и другие. Признание интереса сущностным компонентом права делает логически необходимым применение данной категории в определении права, ибо понятие есть отражение совокупности существенных признаков предмета. Интерес, наряду с волей, должен присутствовать в дефиниции права. Наполненная новым смыслом, концепция интереса как единства объективного и субъективного позволяет, не впадая в противоречие, объяснить применение данной категории в праве в самых различных значениях. Этим самым закладывается теоретическая основа для дальнейшей разработки целостной концепции правового интереса.

Практическая значимость исследования. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут использоваться в преподавании многих юридических дисциплин - теории государства и права, истории правовых учений, философии и социологии права, юридической психологии. Полученные результаты имеют значение для понимания сущности права, проведения научных исследований объективного и субъективного права, проблем частного и публичного права. для разработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию нормо-творческой деятельности.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России. Ее основные положения:

Докладывались на Всероссийском научно-методическом семинаре преподавателей правовых вузов России «Юридическая техника» (Нижний Новгород, 13-18 сентября 1999 г.); межвузовской научной конференции «Экономика, право, политика» (Нижний Новгород, 18-19 мая 2000 г.); Всероссийском научно-методическом семинаре «Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование» (Нижний Новгород, 11-16 сентября 2000 г.); Всероссийском учебно-методическом семинаре «Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность» (Нижний Новгород, 11-12 сентября 2001 г.);

Излагалась и обсуждалась на итоговых конференциях адъюнктов и соискателей Нижегородской академии МВД России.

Сформулированные в ходе проведенного научного исследования предложения по дальнейшему совершенствованию норм действующего российского законодательства поставлены на учет Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

  • Нормативность и казуальность права: Теоретико-методологический и сравнительно-правовой анализ 2005 год, доктор юридических наук Вележев, Сергей Иванович

  • Пределы и ограничения государственной власти (теоретико-правовое исследование) 2011 год, доктор юридических наук Милушева, Татьяна Владимировна

  • Публичное право: проблемы теории, методологии, практики 2009 год, доктор юридических наук Болгова, Виктория Владимировна

  • Публичное и частное право: вопросы теории и практики: Становление и развитие в условиях правовой системы Российской Федерации 2005 год, кандидат юридических наук Сатонина, Ксения Анатольевна

  • Историко-теоретические основания учения о разделении права на публичное и частное в западноевропейской и российской правовой науке 2002 год, кандидат юридических наук Нестерова, Эвелина Эдуардовна

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Першина, Ирина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научной литературы и проведенный анализ проблемы интереса позволяет сделать вывод о том, что отечественная юриспруденция еще не определилась по ряду вопросов природы, роли и способов закрепления интересов в праве. Основная причина этого видится в недостаточной теоретико-методологической проработке интереса как правовой категории. По мере возрастания внимания к данной проблеме, совокупность дискуссионных вопросов, связанных с ней, не уменьшается, а напротив возрастает. Расхождения в правовых подходах к интересу концентрируются вокруг вопроса о соотношении в нем объективного и субъективного. Наша позиция состоит в признании интереса единством объективного и субъективного. Важно, что эта формула, взятая сама по себе, может иметь весьма различные смысловые наполнения. Многозначность философских терминов «объективное» и «субъективное», широко используемых в юриспруденции, порождает острые и непрекращающиеся дискуссии в правоведении. Считаем необходимым акцентировать внимание на недопустимости сведения субъективного к сознанию и пониманию на этой основе интереса как осознанной потребности. Здесь проявляется та же принципиальная недостаточность, что и в известной формуле - свобода есть осознанная необходимость. Осознание заключенной в потребности необходимости не является достаточным условием формирования интереса, выражающего свойство избирательности, присущее субъекту права, его мотивы и ценности (предпочтения). Субъективная составляющая интереса включает в себя широкий спектр психологических качеств личности, проявлений ее личностного смысла.

Интерес есть реальная, действительная характеристика отношений субъекта с окружающей его средой, его деятельности. Будучи генетически связанным с деятельностью, возникший интерес может иметь и имеет две формы бытия: субъектную и объектную. Они существенно различаются, но обе включают важнейшим элементом логической структуры интереса алгоритм деятельности. Способ деятельности, алгоритм или правило поведения является наиболее адекватным выражением интереса как атрибутивного свойства и регулятора деятельности. На этой основе устойчивый интерес возможно представить с формальной стороны. Типизация приводит к пониманию интереса правилом поведения субъекта в определенной ситуации. Алгоритмическая составляющая интереса дает основание для формального его выражения. В предложенной нами концепции этот момент имеет ключевое значение.

Методология деятельностного подхода позволяет нам утвердительно ответить на вопрос о том, входит ли интерес в право. Реализуется следующая логика. Право есть особый регулятор общественных отношений и жизнедеятельности людей. Технико-юридическими средствами оно задает соответствующие схемы поведения. Интерес, в объектном его выражении, есть атрибут любой практической деятельности. Важнейшее функциональное его назначение состоит в структурировании (алгоритмизации) этой деятельности. Сходство и органическая взаимосвязь правовой нормы-правила поведения и интереса, обусловленные самой прагматикой, выражены здесь весьма отчетливо. Сущностная структурная связь, момент тождества нормы права, деятельности и интереса, рассматриваемых с формальной стороны, состоит в едином, общем для них структурном элементе - правиле поведения. Именно это и позволяет нам утверждать, что позитивное право в сути своей есть нормативно юридически закрепленный и защищенный государственной волей интерес.

Интересы, понимаемые содержательным компонентом права, представлены в нем в своем формальном выражении. Поведение субъекта определенным, предусмотренным диспозицией нормы образом, обеспечивает в заданной ситуации достижение им социально значимого и конкретного по своему характеру результата в форме блага, выгоды, пользы и т. д.

В связи с процессом «перевода» социальных интересов, являющихся неотъемлемой характеристикой фактических общественных отношений, на правовой язык важно различать понятия «социальный интерес» и «правовой интерес». Социальные интересы, после их «обработки» соответствующими нормативными формулами обретают четкие формально-юридические признаки, а вместе с ними и новое качество. Они становятся юридически закрепленными интересами и в этом смысле правовыми интересами.

Понимание права как юридически закрепленного и защищенного государственной волей интереса выражает одну из его граней и предполагает глубокое научное осмысление ряда вопросов. Требует своего ответа вопрос о соотношении в праве воли и интереса. Не менее важным является и вопрос о соотношении интереса с такими сущностными компонентами права как принцип формального равенства, свобода и справедливость.

Немало пробелов и противоречий в научной трактовке роли интереса в разграничении частного и публичного права. Ждет своего исследования специфика выражения интересов в сфере частного и публичного права. Предметом исторической, в буквальном смысле этого слова, дискуссии является вопрос об интересе как материальном критерии разделения права на частное и публичное. Это вопрос о состоятельности известной формулировки Ульпиана. Неразработанными по существу остаются понятия «частный интерес» и «публичный интерес». Материальные и формальные аспекты закрепления интересов в области частного и публичного права привлекают внимание все большего числа ученых-юристов. Особенно актуальна эта задача применительно к частному праву современной России.

Задачей большой важности является разработка теоретических основ своеременного и точного, полного и согласованного выражения в праве интересов общества, государства, социальных групп и граждан. Закон, предоставляющий определенные права и возлагающий обязанности, может различным образом воздействовать на социальные интересы. Он может способствовать осуществлению, распространению и развитию одних интересов, либо сдерживанию или даже подавлению иных социальных интересов. Динамичное развитие правовой сферы современного российского общества и государства приводит к значительному увеличению массива разнообразных интересов граждан и их объединений, государственных органов. В этих условиях законодателю приходится налаживать мониторинг социальных интересов, оценивать их социальную значимость, осуществлять «сортировку», выстраивать последовательность их правового закрепления.

Углубленное изучение интереса в праве необходимо и в связи с процессом становления лоббизма как организационно-правового способа представительства частных интересов в органах государственной власти и управления. Любой элемент социальной структуры - общественный класс, регион, корпорация, этническая общность, профессиональная группа или семья является носителем самых разнообразных интересов. Поведение в конкретной ситуации, характер взаимоотношений с другими субъектами в значительной мере детерминируется его интересами. Общественная жизнь есть продукт взаимодействия людей и иных социальных субъектов, преследующих свои интересы. Отношения между ними могут иметь характер единства и сотрудничества либо конкуренции, противостояния и борьбы. Несовместимость интересов имеет как скрытую, так и явную форму выражения. Это могут быть острые дискуссии в парламенте по вопросам бюджета, налогообложения, регламентации внешнеэкономической деятельности, либо всплески социальной активности, подобные забастовкам или массовым беспорядкам. Разрешение большинства конфликтов между гражданами и хозяйствующими субъектами, имеющих в основе жизненно важные интересы и связанные с их благосостоянием, требует непосредственного участия государственных органов. Исходя из этого, представляется естественным и целесообразным каждой социальной группе, реализовывать гарантированное Конституцией право участия в управлении делами государства, взаимодействия с органами власти и отстаивать свои позиции, добиваясь принятия благоприятных решений. Следовательно, лоббизм, отражая существующие в социальной структуре конфликты и противостояния, является средством легализации, формой выражения непрерывно продолжающейся, порой в неявном виде, борьбы интересов, борьбы за право.

Стихийный характер лоббизма в нашей стране является причиной многочисленных правотворческих, правоинтерпретационных и правоприменительных ошибок, а так же пробелов и иных дефектов российского законодательства. Научно-теоретическое и практическое решение указанных и иных, связанных с проблемой интереса в праве, вопросов в значительной мере будет способствовать успешному реформированию нашего общества и понижению уровня социальной напряженности.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Ирина Евгеньевна Пономаренко


Аннотация

Статья посвящена анализу правового аспекта понятий интереса и социального интереса, получивших значительное распространение в научной юридической литературе. Проведено исследование основных подходов к понятию «интерес» в юридической науке, соотношения категорий «интерес» и «социальный интерес» с точки зрения теории государства и права, а также раскрыт вопрос в том, любой ли интерес, закрепленный в праве, является социальным. В процессе исследования автор пришел к выводу, что социальный интерес – это осознанная потребность субъекта, выражающаяся в его мотивированной деятельности в обществе, закрепленная, регламентированная, реализованная через право и охраняемая государством. В обществе процесс реализации любого интереса непосредственно связан с правом, которое играет главенствующую роль, формируясь под непосредственным воздействием интересов, служит средством их реализации, воплощения в жизнь. В свою очередь в правовых нормах необходимо закреплять реально существующие социальные интересы личности, общества и государства с целью надлежащего регулирования поведения субъектов права и достижения баланса их интересов


Ключевые слова

социальный интерес, правовой интерес, социальный регулятор, правовые ценности, субъект права


Литература

Абдель, В. Х. Источники исламского шариата и отражение в праве интересов человека / В. Х. Абдель // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – М.: Мысль, 1999. – Т. 1. – 750 с.

Бегичев, Б. К. Цели советского трудового права / Б. К. Бегичев // Правоведение. – 1980. – № 5. – С. 43–48.

Бернацкий, В. О. Интерес: познавательная и практическая функции / В. О. Бернацкий. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. – 168 с.

Большой толковый словарь русского

языка. Справочное издание. – СПб.: Норинт,

Большой экономический словарь / под

ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт Новой

экономики, 1999. – 574 с.

Большой юридический энциклопедиче-

ский словарь / сост. А. Б. Барихин. – М.:

Книжный мир, 2000. – 719 с.

Гельвеций, К. Об уме / К. Гельвеций. –

М., 1938. – 401 с.

Глезерман, Г. Е. Исторический мате-

риализм и развитие социалистического обще-

ства / Г. Е. Глезерман. – М., 1977. – 304 с.

Гольбах, П. Избр. философ. произ. /

П. Гольбах. – М., 1963. – Т. 1.

Дидро, Д. Избр. произ. / Д. Дидро. –

М.–Л., 1951. – 478 с.

Здравомыслов, А. Г. Проблема инте-

реса в социологической теории / А. Г. Здра-

вомыслов. – Л.: Издательство Ленинградского

университета, 1964.

Иеринг, Р. Интерес и право / Р. Ие-

ринг. – Ярославль, 1880. – 300 с.

Историческая школа юристов / отв.

ред. В. П., Сальников. – СПб.: Лань, 1999. –

История политических и правовых

учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.:

Издательство НОРМА (Издательская группа

НОРМА–ИНФРА М), 2000. – 352 с.

Кант, И. Соч. / И. Кант. – М.; Л., 1935.

– Т. 4. – Ч. 1. – 260 с.

Михайлов, С. В. Интерес как общена-

данского права / С. В. Михайлов // Государст-

во и право. – 1999. – № 7. – С. 86–92.

Ребер, А. Большой толковый психоло-

гический словарь: в 2 т. / А. Ребер. – М., 2000.

– Т. 1. – 592 с.

Российская социологическая энцикло-

педия / под общ. ред. Г. В. Осипова. – М.:

Норма-Инфра-М, 1998. – 672 с.

Российская юридическая энциклопе-

дия / авт. кол.: Т. Е. Абова, С. А. Авакьян,

Г. Д. Алексеев. – М.: Инфра-М, 1999. – 1100 с.

Сабикенов, С. Н. Право и социальные

интересы / С. Н. Сабикенов. – Алма-Ата: Нау-

ка, 1986. – 199 с.

Словарь русского языка: в 4 т. / под.

ред. А. И. Евгеньевой. – М., 1981. – Т. 1. –

Словарь современного русского лите-

ратурного языка: в 5 т. – М.-Л., 1956. – Т. 5.

Суховерхий, В. Л. О соотношении

субъективного гражданского права и интереса

/ В. Л. Суховерхий // Материалы конференции

по итогам научно-исследовательской работы

за 1966 г. – Свердловск, 1968.

Философский энциклопедический

словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федо-

сеев и др. – М.: Советская энциклопедия,

Ханипов, А. Т. Интересы как форма

общественных отношений / А. Т. Ханипов. –

Новосибирск, 1987. – 256 с.


Интерес является необходимым компонентом правовой психологии человека, играющим первостепенную роль в принятии им юридически значимого решения. Поэтому и плодотворное проектирование норм права оказывается невозможным без учета социальных интересов и потребностей участников регулируемых общественных отношений.

Потребность - устойчивое влечение человека, социальной группы или общества в целом к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования. Потребности могут быть материальными и духовными, например потребности в жилище, в пище, в образовании, дружбе, общественной деятельности и др. Они служат основой интересов, понимаемых как направленность деятельности человека, социальной группы и общества в целом на конкретные материальные или духовные блага.

Человек выделяет из массы предметов и явлений что-либо значимое для себя, для удовлетворения своих потребностей. Для правотворчества особое значение приобретают правовые (законные) интересы - социальные интересы, которые могут быть реализованы благодаря осуществлению юридически значимых действий, вступлению в конкретные правоотншения.

Населению Российской Федерации присущи шесть видов юридически значимых интересов:

интерес в сильном государстве, его органах, способных обеспечивать мирную бесконфликтную жизнь общества, его прогрессивное развитие, стабильность и правопорядок;

интерес в материальных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека: в работе, жилье, в развитой сфере обслуживания, в предметах первой необходимости;

интерес в благоприятной природной среде, природных ресурсах, надлежащем медицинском обслуживании и безопасности;

интерес в духовных благах и нормативно-социальных ценностях, обеспечивающих социализацию личности, ее способность принимать активное участие в жизни и делах общества и государства, получать общее и профессиональное образование;

интерес в социально-правовых и политических институтах, обеспечивающих реализацию способностей, профессиональных знаний, навыков граждан, их активное участие в политической жизни общества, в управлении делами государства;

интерес в материальных благах, обеспечивающих комфортные условия жизни, доступных наиболее обеспеченным слоям общества.

Выявление, учет и верное отражение юридически значимых интересов населения в законах и иных нормативно-правовых актах составляет альфу и омегу правотворческой деятельности как законодательных (представительных) органов государства, так и государственных органов исполнительной власти.

Во-первых, благодаря знанию состояния и уровня направленности интересов граждан и иных участников правоотношений представляется возможным определить последовательность подготовки законов и иных нормативных актов. Правотворческие органы, стремясь создать необходимые условия для реализации наиболее значимых, устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, планируют в первоочередном порядке подготовку проектов нормативно-правовых актов по предметам, связанным с удовлетворением таких интересов. Подготовка же нормативно-правовых актов, затрагивающих менее значимые интересы общества, переносится на более отдаленную перспективу.

Во-вторых, знание интересов участников правоотношений, подлежащих правовому регулированию, позволяет успешно составлять прогнозы эффективности проектируемых норм права. Как показывает многовековая история права, чем больше лиц, интересы которых совпадают с интересами, закрепляемыми проектируемыми нормами права, тем эффективней эти нормы будут действовать. Таким образом, знание устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, направленности этих интересов позволяет делать выводы о том, какая часть населения будет поддерживать и одобрять проектируемые нормы права, а какая к ним будет относиться нейтрально или негативно, и соответственно предсказывать степень эффективности этих норм.

В-третьих, признание того, что проектируемые нормы права не пользуются популярностью у населения, не в полной мере соответствуя его интересам, не означает невозможности принятия этих норм права. Законы, устанавливающие налоги и сборы с физических и юридических лиц, не пользуются и по известным причинам не могут пользоваться большой поддержкой населения. Однако налоговые нормы реально действуют во всех современных государствах благодаря детально разработанному соответствующему правовому механизму. Поэтому полное и всестороннее знание интересов населения позволяет уже на стадии проектирования норм права разработать надежный правовой механизм их реализации, способный обеспечить реальное действие указанных норм независимо от интересов и желаний субъектов правоотношений.

В документах, регламентирующих порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов, нередко содержатся предписания, ориентирующие правотворческие органы на выявление и учет юридически значимых интересов. Так, ст. 20 Закона Воронежской области «О нормативно-правовых актах Воронежской области» предписывает правотворческим органам учитывать предложения заинтересованных органов, депутатов областной Думы, научных учреждений, а также предложения, высказанные в печати или в письмах граждан и объединений.

Круг источников, из которых правотворческий орган может черпать информацию и тем самым выявлять интересы физических и юридических лиц, является достаточно обширным. В частности, он включает:

письма и обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

публикации в печати, выступления по радио, телевидению; решения и программные документы политических партий, общественных организаций, их обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

материалы судебной и иной правоприменительной практики; материалы обсуждений проектов законов и иных нормативноправовых актов;

коллективные споры трудовых коллективов с работодателями, органами управления организаций, учреждений и предприятий;

решения органов местного самоуправления, обращения в органы государственной власти, принимаемые населением в ходе митингов;

материалы социально-правовых исследований, обобщений судебной и иной юридической практики.

Совокупность юридически значимых социальных интересов, подлежащих изучению, в каждом конкретном случае определяется индивидуально и во многом зависит от предмета правового регулирования проектируемого нормативно-правового акта. Для подготовки плана законопроектных работ законодательному (представительному) органу государственной власти, например, достаточно выявить социальные и правовые интересы, реализация которых осложнена или вовсе невозможна из-за дефектов нормативно-правового регулирования - пробелов, противоречий, декларативных, нечетких предписаний. Эти дефекты неизбежно порождают конфликты между участниками конкретных правоотношений, и их разрешение переносится в сферу государства, его судебные и иные правоприменительные органы. И, соответственно, анализ конфликтов позволяет в достаточно полной степени выявить совокупность социальных интересов в целях дальнейшего совершенствования законов и иных нормативно-правовых актов.

Для проектирования действенного механизма правового регулирования, равно как и для составления прогноза эффективности проектируемых норм права, требуется проведение всестороннего анализа социальных интересов физических и юридических лип в соответствующей сфере правового регулирования. Поэтому круг источников, объективирующих социальные и правовые интересы, должен быть максимально широким.

Выявление социальных интересов осуществляется разными способами. Это может быть контент-анализ письменных документов, отражающих социальные интересы граждан, отдельных социальных слоев общества, или, например, социально-правовое исследование с применением анкетирования или интервьюирования, а также разные методы экспертных оценок.

Независимо от используемых методов в ходе исследования социальных и правовых интересов граждан и иных участников правоотношений должны быть получены ответы на следующие вопросы:

какие социальные и юридически значимые интересы граждане, иные участники правоотношений не могут удовлетворить из-за несовершенства действующих федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации;

насколько важны для граждан и иных участников правоотношений интересы, которые остаются неудовлетворенными из-за недостатков действующего законодательства;

каковы конкретные действия, предпринятые гражданами, иными участниками правоотношений для защиты своих юридически значимых интересов; насколько успешными были эти действия; если предпринятые действия не привели к ожидаемым результатам, то почему;

какие конкретные недостатки нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики препятствуют удовлетворению правовых интересов.

Полученные в ходе исследования результаты надлежит всегда оценивать критически. Следует отделять социальные и правовые интересы, которые соответствуют объективным социально-правовым процессам, правильно отражают состояние действующего законодательства и практики его применения, от интересов, которые являются следствием неверного отражения потребностей, конкретно-исторических условий существования общества и отдельных социальных групп.

Несоответствие социальных интересов объективной реальности представляет собой достаточно распространенное явление. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе недооценкой гражданами собственных возможностей, расхождениями между осознанными интересами и реальными действиями, а также завышенными притязаниями, удовлетворение которых нереально на данном этапе общественного развития. Так, проводимые социологами исследования показывают, что социально-правовой психологии россиян присуща фрустрация, т.е. психологическое состояние, связанное с неверием в собственные юридические права, в возможность законным путем удовлетворить свои правовые интересы. Рост преступности, недостаточная защищенность граждан от неправомерных действий должностных лиц, отсутствие надлежащих материальных средств - все это создает значительные препятствия для эффективного действия законов, иных нормативно-правовых актов, усиливает негативные эмоции и настроения среди значительной части россиян.

Довольно распространенной чертой правовой психологии населения является расхождение между правовыми интересами и пониманием способов их удовлетворения. Так, большинство россиян правомерно ратует за укрепление законности и стабильный правопорядок, в то же время 56% опрошенных считают возможным нарушать законы, а 36% - применять насилие. Идеи рынка поддерживают 80%, но 60% опрошенных в представителях обеспеченных слоев общества, наиболее активно реализующих эти идеи, видят только отрицательные черты и именно их винят в развале экономики. Завышенные социальные потребности, присущие примерно 10% россиян, не отражают действительных интересов большей части населения, оказавшейся за чертой бедности.

Таким образом, одним из важнейших направлений социологического обеспечения законотворчества и правотворчества является обстоятельный сбор и изучение социальных и правовых интересов граждан и иных субъектов правоотношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию. При этом надлежит решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить сбор полной и достоверной информации о социальных и правовых интересах и суметь отличить объективные интересы от субъективных, иллюзорных.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Марина Геннадьевна. Социальные притязания и субъективное право: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: СПб., 2002 183 c. РГБ ОД, 61:02-12/834-X

Введение

ГЛАВА І. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ И ПРАВО 11

1.1. Понятие и структура социального притязания 11

1.2. Критерии институционализации социальных притязаний 43

1.3. Многообразие социальных притязаний в сфере права и факторы их определяющие 61

ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ И СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА 86

2.1. Понятие и структура субъективного права 86

2.2. Воплощение социальных притязаний в субъективном праве 122

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ДИССЕРТАЦИИ 168

Введение к работе

\ І

Актуальность темы исследования. Проблемы социальных притязаний в их непосредственной связи с субъективными правами в сфере правового регулирования приобретают особо важную теоретическую и практическую значимость на современном этапе развития российского общества.

Социальные притязания являются ближайшим подступом к праву как юридическому феномену, его ближайшей социальной основой. Они, оказывая прямое влияние на правовое регулирование общественных отношений, через механизм правосознания учитываются в правотворчестве и применении права. Посредством закрепления интересов притязателей в объективном праве и в процессе действия права, их социальные притязания получают свое воплощение в субъективном праве. Это обстоятельство является исходным, ключевым для исследования соотношения, взаимодействия социального притязания и субъективного права.

В отечественной юридической литературе существующие представления о притязаниях в сфере правового регулирования связаны, как правило, с элементами субъективного права. (Н.И. Матузов, P.O. Халфина)

Изучение вопроса «притязаний» в общесоциальном ракурсе, с позиций философии права и социологии права, относится к числу тех проблем общей теории права, которые не только в достаточной степени не разработаны, но даже, по существу, не поставлены. В литературе нет ни одной специальной работы или хотя бы статьи, в которых указанный вопрос исследовался бы как самостоятельная тема.

Необходимость подобных разработок обусловлена смещением исследовательского интереса в отечественной юридической науке в сторону выявления природы права как специфического социального явления, изучения объективных процессов правообразования, поиска тех социальных интересов и притязаний, которые должны лежать в основе правовых решений. Практика показала, что главным фактором неэффективности принимаемого законода-

тельства является как отсутствие механизмов его реализации, так и дефекты

і социального и юридического содержания законов, их неспособность быть

инструментом согласования различных социальных интересов, притязаний.

Итак, проблема социальных притязаний в их правовом опосредовании является в настоящее время чрезвычайно актуальной и практически значимой. Она затрагивает такие жизненно важные вопросы, как удовлетворение возникающих потребностей и запросов людей, повышение их общественной и правовой активности, создание соответствующих позитивных стимулов поведения, трудовой и политической деятельности и т.д.

Учет психологических моментов, заинтересованности людей в своих делах и стремлениях, изучение движущих мотивов их поведения, в том числе в сфере правового регулирования анализ сложного взаимодействия этих факторов составляет одну из важных задач современной правовой науки, социологии и психологии.

Человек с его психологическим складом, интересами, потребностями, волей должен находиться в центре внимания общей теории права. Многие ее вопросы тесно связаны с личностью и ее социально обусловленным поведением. Одной из них является проблема правового опосредования социальных притязаний, интересов субъектов. При этом основная задача для правовой науки заключается в юридическом обосновании, правильном законодательном закреплении указанных притязаний - как в самих правовых нормах, так и в субъективных правах. Благодаря фиксации в позитивном праве у любого участника отношений появляется уверенность: притязание будет постоянно поддерживаться юрисдикцией государства в качестве субъективного права, все иные субъекты обязаны с этим считаться.

Таким образом, социальные притязания закрепляются в объективном праве и в процессе действия права, его реализации находят свое непосредственное отражение в составе субъективного права, его структурных элементах.

Степень разработанности темы. Вопросы социальных притязаний отно-сятся к числу тех проблем юридической науки, которые в достаточной степени не разработаны и требуют специальных исследований.

Отдельные упоминания, в аспекте исследуемых проблем содержатся в работах С.С Алексеева, Ю.И. Гревцова, С.Ф. Кечекьяна, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, Л.С. Явича и др.

В отличие от социальных притязаний проблемы субъективного права в настоящее время достаточно разработаны в отечественной науке. В той или иной мере исследование понятия, структуры, функций субъективного права проводилось в работах С.С. Алексеева, Ю.Я. Баскина, С.Н. Братуся, Ю.И. Гревцова, В.П. Казимирчука, С.Ф. Кечекьяна., Р.З. Лившица, Е.А. Лука-шевой, А.В. Малько., Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, А.В. Полякова, В.М. Сырых, P.O. Халфиной, И.Е. Фарбера, Е.А. Флейшиц, И.Л Честнова, Д.М. Чечета, Л.С. Явича и др.

Вместе с тем некоторые аспекты учения о субъективном праве, в том числе проблемы взаимодействия субъективного права и социальных притязаний нуждаются, по нашему мнению в дополнительной разработке

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы - исследовать понятие, структурные элементы, разновидности социальных притязаний в их взаимосвязи и взаимодействии с субъективным правом, его структурой, с точки зрения общей теории права в целом, а также общесоциальных направлений исследования права - философии и социологии права.

В рамках диссертационной работы выдвигаются и решаются следующие задачи:

исследование понятия и структуры социального притязания;

выделение критериев институционализации социальных притязаний;

рассмотрение многообразия социальных притязаний в сфере права и факторов их определяющих;

анализ понятия и структуры субъективного права в его взаимосвязи с потребностями и интересами притязателен;

обоснование взаимосвязи социальных притязаний и субъективного права.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является действующее в настоящее время в России законодательство, отражение в нем интересов, притязаний субъектов и механизм его реализации в конкретных правовых отношениях. Предметом исследования является природа социальных притязаний и процесс их воплощения в субъективном праве.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. Методологическая база исследования основана на принципе плюрализма. На основе этого принципа при написании работы использован диалектический и исторический подходы, а также широкий круг общих и частных методов исследования, в том числе методы системно-структурного, функционального и сравнительного анализа, а также специально-правовые методы. Именно они позволяют наиболее результативно исследовать связь социального притязания, его структурных элементов с субъективным правом.

Теоретическую базу исследования составили труды ученых, занимаю
щихся юриспруденцией, психологией, философией, социологией. Прежде все
го, это.работы специалистов в области общей теории права и отраслевых юри
дических наук: Алексеева С.С., Баскина Ю.Я., Братуся С.Н., Гревцова Ю.И.,
Гукасяна Р.Е., Казимирчука В.П., Керимова Д.А., Кечекьяна С.Ф., Лазаре-

ва В.В, Лапаевой В.В., Лившица Р.З., Лукашевой Е.А., Малько А.В., Мальцева Г.В., Мамута Л.С, Матузова Н.И., Нерсесянца B.C., Полякова А.В., Сабикенов С.,Сырых В.М. , Фарбера И.Е., Флейшиц Е.А., Честнова И.Л., Чечета Д.М., Экимов А.И., Явича Л.С.

Наряду с современными авторами использованы работы дореволюционных ученых российских и зарубежных: Алексеева Н.Н., Виноградова П.Г., Го-лолобова К.И., Гримм Д.Д., Иеринга Р., Дюги Л., Еллинека Г., Ильина И.А., Канта И., Кистяковского Б.А., Ковалевского М.М., Коркунова Н.М., Магазине-

pa Я.М., Муромцева C.A., Петражицкого Л.И, Регельсбергера Ф., Рождествен-

ского А.А., Шершеневича Г.Ф.

Для раскрытия проблем исследования изучены работы современных авторов по социологии и философии: Вернадского В.О., Гнилицкого Н., Комарова И.С., Мельника В.В., Морозова B.C., Парыгина Б.Д., Пазухина О.Г., Семина А.В., Скляровой А.И., Смелзера Н., Холостовой Е.И..

Эмпирическую базу диссертации составили Конституция РФ, действующее законодательство, постановления Конституционного суда РФ, иная судебная практика, данные периодической печати.

* Новизна исследования, теоретическая и практическая значимость
диссертации заключается, по мнению автора, в выдвижении и обосновании
следующих положений.

Субъективное право и социальное притязание представляют взаи
мосвязанные и взаимодействующие между собой явления. На субъ
ективных правах «замыкается» закономерная для права цепь зави
симостей, идущих от объективных потребностей данного общества
к социальным притязаниям и от них (в условиях сложившихся
юридических систем - через объективное право) - к юридической
свободе поведения.

Социальное притязание - это требование, которое предъявляют ин-
Щ дивиды, социальные группы, иные общности (социальные субъек-

ты) к обществу и государству об осуществлении практических действий, способствующих реализации собственных социальных интересов, а так же их институционализации. В широком смысле социальное притязание представляют собой проявление политического, нравственного, правового сознания субъектов, их стремления к улучшению своего положения.

Социально обусловленные притязания являются движущей силой
деятельности людей. Благодаря им, возникают и развиваются субъ
ективные права.

Обосновывается положение о том, что притязатели своими активными внешними действиями побуждают правотворческие органы к институционализации в нормах права их собственных социальных интересов, тем самым проводится мысль о рукотворности права, т.е. о его сознательном творении. При этом закрепляемые в праве социальные притязания должны отвечать следующим критериям: 1) соответствовие историческим традициям, культуре, социально-экономической и политической ситуации, а также конъюнктуре момента (ожиданиям населения); 2) относительная рациональность социальных притязаний, т.е. закрепленные в норме права социальные интересы должны служить обеспечению целостности, интеграции общества, преодолению политического противостояния; 3) общезначимость отношений, получающих отражение в норме права, в случае объективизации социальных притязаний; 4) формальное равенство субъектов отношений, получающих отражение в норме права, в случае объективизации социальных притязаний; 5) подверженность отношений, получающих отражение в норме права, внешнему контролю и прямая заинтересованность в них общества; 6) не противоречие нормам общечеловеческой морали; 7) реальная исполнимость.

Социальные притязания возникают не самопроизвольно, не в лоне чистого духа и абсолютной свободы. В работе определены и систематизированы факторы, которые формируют социальные притяза-

9 ния и объясняют причины их многообразия (общие и специфиче-

ские социальные условия).

Субъективное право соединяет в себе юридические, экономические, социальные, этические черты и отражает политико-юридические связи, отношения между государством и личностью, их интересы и социальные притязания.

Объективное право определяет те правовые средства, которые обеспечивают удовлетворение социальных интересов и притязаний. Вместе с тем, те или иные социальные притязания людей удовлетворяются вначале фактически, путем защиты таких притязаний в судах, других организациях и только на этой основе затем формулируется норма права. В этом случае социальные притязания появляются из различных правовых ситуаций, т.е. из ситуаций, требующих правового решения. Одним из средств этого решения выступают юридические конструкции.

Выявлению, учету и правильному отражению социальных притязаний в праве способствует анализ общественного мнения. Но выявить социальные притязания этого мало, гораздо важнее их адекватно отразить в законодательстве. В связи с этим в работе исследуются причины не удовлетворения общезначимых притязаний законодателем (лоббизм, низкий уровень деятельности правотворческих органов и др).

Субъективное право и законный интерес - различные формы правового опосредования социальных интересов и притязаний. Законный интерес в отличие от субъективного права выступает не основным, но не менее важным средством закрепления социальных притязаний субъектов.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В процессе

10 подготовки работы кафедрой было организовано ее обсуждение и рецензирова-ние. Результаты исследования изложены в публикациях автора и прошли апробацию: 1) на межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономические, правовые и культурные процессы современной цивилизации» (Владивосток, 24-29 апреля 1998 г.); 2) на научно-практической конференции «50 лет Всеобщей Декларации прав человека и проблемы социально-правовой защиты» (Санкт-Петербург, 10 декабря 1998 г.); 3) на международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (Санкт-Петербург, 24-25 мая 2000 г.).

Отдельные положения работы о взаимодействии социальных притязаний и субъективного права использовались при чтении курса лекций по теории государства и права в юридических вузах г. Санкт-Петербурга. По теме диссертации имеются три публикации.

Структура диссертации подчинена логике исследования и, помимо введения, состоит из двух глав, включающих пять параграфов и список литературы.

Понятие и структура социального притязания

Теория естественного права утверждает, что права человека принадлежат ему от рождения. Однако здесь напрашивается вопрос: кто же создал права человека и в чем их источник? Источник прав человека - сам человек, его потребности, интересы и социальные притязания, его образ существования и развития, т.е. реальные способы его общественной жизнедеятельности. Еще один из основателей раннего либерализма Гуго Гроций выводил право из общественной природы человека. Вслед за ним и мюнхенский профессор Блунчли в своей публичной лекции, посвященной понятию права, связывал право с внутренней потребностью человека и указывал на различные потребности личности, как на источник права. Кроме того, человек выступает в качестве фактического носителя разнообразных прав. Следовательно, общественная, человеческая природа прав очевидна и не требует никаких логически развернутых доказательств. Права - исключительно продукт нормальной общественной жизнедеятельности человека. Рассмотрение же права лишь во взаимосвязи с государством и анализ его как продукта государственной деятельности чреваты весьма серьезными последствиями - превращением человека в «винтик» огромной государственной машины.3 Государство, как нам представляется, лишь инструмент, способ достижения и осуществления права, созданного человеком.

Право появляется и существует там и тогда, где и когда человек ощущает себя способным реально претендовать на что-то, требовать чего-то. Социальные притязания - это основа права, которая затем облекается законом государства в ту или иную форму.

В любом последующем поколении каждый человек должен как бы заново обрести права, выдвигая и отстаивая, свои социальные притязания, затрачивая на это какой-то объем эмоционально-волевой, интеллектуальной, физической энергии («ногами выхаживая» свои права). Если кто-то этого не делает или делает меньше других, то обрекает себя на прозябание в собственном правовом развитии, перечеркивает всякую перспективу для себя как правовой личности. Б. Бауэр, например, писал: «Мысль о правах человека лишь в прошлом столе тии была открыта для христианского мира. Она не является для человека врож денной, а напротив, завоевана им лишь в борьбе против исторических тради ций, в которых до сих пор воспитывался человек. Таким образом права челове ка - не дар природы, они также не получены нами от прошлой истории как на следие - они куплены ценой борьбы против случайностей рождения и против привилегий, доныне передавшихся историей из поколения в поколение. Они - результат образования, и только тот может обладать ими, кто их завоевал и заслужил». Права человека являются результатом выдвижения, отстаивания и закрепления в законодательстве социальных притязаний субъектов, в которых проявляется их извечное стремление к справедливости, равенству и свободе. Так, еще Л. Петражицкий и П. Сорокин говорили о правообразовании, как о процессе, выражающемся во взаимных притязаниях и ожиданиях определенного поведения в интересах решения жизненной проблемы.2 Из сказанного можно сделать вывод, что право берет начало с социаль ных притязаний, придавая им юридическую форму и создавая правовые таран ів тии их реализации.3 Но не все социальные притязания получают свое выраже ние в объективном праве, для того чтобы выяснить, какие из притязаний полу чают институциализацию, обратимся к рассмотрению собственно понятия со циального притязания, его особенностей в сфере правового регулирования.

Вопрос о социальных притязаниях, их роли в правовом регулировании относится к числу тех проблем общей теории права, которые не только в достаточной степени не разработаны, но даже, по существу, не поставлены. В литературе нет ни одной специальной работы или хотя бы статьи, в которых ука-занный вопрос исследовался бы как самостоятельная тема.

Отдельные упоминания, касающиеся социальных притязаний содержатся в ряде работ авторов, непосредственно не относящихся к данной теме (С.С Алексеева, Ю.И. Гревцова, С.Ф. Кечекьяна, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, Л.С. Явича и др.1). Хотя, изучение данного понятия имеет большое теоретическое и практическое значение, так как ориентирует научную мысль на «пред-правовые» процессы.

Термин «притязание» употребляется в юридической литературе, как правило, для обозначения как требования, обращенного к обязанной стороне, так и требования, обращенное к государству, для приведения в действие механизма государственного принуждения, при условии добровольного неисполнения этого требования, обращенного к обязанной стороне, то есть притязание обозначает обе эти возможности в составе субъективного права. Субъективное право на этой стадии приобретает, по выражению С.С. Алексеева, «боевой характер», готово перейти к непосредственному принудительному осуществлению. " Притязание, таким образом, связывается с государством.

Критерии институционализации социальных притязаний

Автор работы, говоря о том, что субъекты (индивиды и социальные группы) своими активными внешними действиями побуждают правотворческие органы к институционализации в нормах права их собственных социальных притязаний, тем самым проводит мысль о рукотворности права, т.е. о его сознательном творении. При этом закрепляемые в праве социальные притязания должны отвечать определенным критериям.

Первым критерий успешного закрепления социальных притязаний в законе является их соответствие историческим традициям, культуре, социально-экономической и политической ситуации, а также конъюнктуре момента (ожиданиям населения). Соответствие историческим традициям означает, что если проводится институционализация какой-либо инновации, то она не должна быть «слишком новой», т.е. совершенно неожиданной, никак не связанной с традицией. К такому выводу, например, приходит Б. Вальденфельс, исследующий проблему инаковости порядка. Он справедливо утверждает, что если бы какой-то порядок существовал «совершенно иначе», чем мой собственный, то он был бы мне принципиально чуждым.1 Объективация инновации, не отвечающей вышеуказанному критерию, может привести к плачевным последствиям. Так, выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установленной после ее осуществления, в работе «Восстановление святынь» писал: «Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ».

Критерий соответствия социальных притязаний социально-экономической и политической ситуации, означает то, что они должны вытекать из реальных общественных отношений, т.к. права личности не «дар законодателя», а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимосвязей людей, состоянием экономического развития общества. Так, в конце 90-х годов в нашей стране, по крайней мере, среди политической активной части населения, сложились завышенные ожидания от принятия новых для нас норм либеральной экономики, парламентаризма, прав человека и т.п. Однако реальность показала, что эти нормы не отвечают социальным условиям их функционирования. Поэтому наступило разочарование в них и осознание необходимости их корректировки.

В качестве второго критерия объективации социального притязания в законе выступает требование об его относительной рациональности, т.е. закрепленные в норме права социальные интересы должны служить обеспечению целостности, интеграции общества, преодолению политического противостояния. Важно отметить, что право - это важнейший инструмент обеспечения единства общества. Общество, представляющее собой сложный конгломерат различных, зачастую противоборствующих друг с другом субъектов социального действия, находит свое единство именно в праве и в государстве.

Понятие и структура субъективного права

Социальные притязания закрепляются в объективном праве и в процессе действия права, его воплощения в жизнь находят непосредственное отражение в составе субъективного права, его структурных элементах.

Вокруг понятия субъективного права издавна шли острые, непрекращающиеся споры. Они объяснялись, с одной стороны, сложностью самого предмета познания, его скрытой сущностью, с другой - позицией исследователей, столкновением различных взглядов и подходов к явлению. Та или иная трактовка категории субъективного права прямо и непосредственно затрагивала интересы притязателей. Н.М. Коркунов отмечал: «Выяснение понятия права в субъективном смысле составляет самый трудный и самый спорный вопрос во всем учении о правоотношениях. Влияние правовых норм на условия осуществления наших интересов представляется настолько разнообразным и имеет столько точек соприкосновения и перехода одной в другую, что разобраться в них и выделить с достаточной определенностью правомочие из других последствий правового регулирования - дело не легкое»1. На это указывал Г.Ф. Шершеневич: «Проблема субъективного права в высшей степени трудная; к ее решению подходили со многих точек зрения, порой прямо противоположных»2.

Существует множество определений, в которых различные авторы пытались выразить то главное и основное, что характеризует субъективное право, как со стороны его сущности, так и со стороны социальной и функциональной роли и значения в обществе.

Прежде чем перейти к современной трактовке субъективного права озна-комимся с определениями данного понятия, которые были предложены в российской дореволюционной литературе.

Приведем некоторые из них. «Субъективное право - это открытая для человека возможность совершения известного рода поступков» или «...Размер возможной самодеятельности лица по отношению к другому лицу или предмету» (С. Муромцев)1; «субъективное право есть признанная законом за данным лицом в известном направлении и в известных пределах свобода действий» (Д.Д. Гримм) ; «субъективное право - это юридическая власть человека над вещами и действиями других лиц или юридическая власть субъекта над объектом» (А.А. Рождественский)3; «субъективное право есть размер личной мощи по отношению к вещам и лицам» или «...объем деятельности, присвоенный отдельной воле в границах установленного порядка; целью и задачей субъективного права является регулирование, распределение и осуществление человеческой мощи над лицами и вещами в процессе социального общения» (П.Г. Виноградов)4; «субъективное право-это власть, основанная на юридической норме» или «...Это возможность предъявлять требования, обязательные для тех, к кому они относятся» (К.И. Гололобов)5; «субъективное право есть сфера влияния и юридической власти человека в обществе» (Н.Н. Алексеев) ; «субъективные права личности - это индивидуальные вольности, основанные на законе» (М.М. Ковалевский) ..возможность хотеть и действовать в соответствии и в границах установленных императивов».

Широко известны так называемые «волевые» концепции субъективного права (Савиньи, Виндшейд, Еллинек, Гирке), трактующие его как «предоставленное правопорядком господство воли», «сферу господства, в пределах і

которой воля индивида является законом для других индивидов»1; «признанную государством волевую мощь человека»2.

Особую значимость представляют концепции субъективного права, осно ванные на понятии «интереса» (Иеринг, Регельсбергер, Коркунов, Шершене вич), т.к. именно они отражают связь субъективного права с социальным притязанием. Родоначальником теории интереса является немецкий юрист Ру дольф фон Иеринг. Видя задачу права в обеспечении интереса, Иеринг пришел к выводу, что субъективное право представляет собой «юридически защищае мый интерес»3 и «интерес есть практическая основа права в субъективном смысле»4. Право для него было "срезом и участником" реальной жизни, отражающим интересы людей и их борьбу за право. "...Иеринга привлекала не спящая, а сражающаяся воля, столкновение воль, конфликт интересов, антагонизм сил, - писал Ж. Карбонье.- В этой концепции есть что-то от Дарвина ("борьба за право" как бы скопирована с "борьбы за существование") и одновременно от Бисмарка ("право - это политика силы").

Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права. Прежде всего необходимо установить содержание понятия «интерес».

В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес».

Одни ученые трактуют понятие «интерес» исключительно как объективное явление и тем самым отождествляют с понятием «потребность», которая действительно представляет собой в известной мере явление объективное. Однако люди, имея одинаковые потребности, нередко поступают по-разному.

Другие исследователи относят интерес к субъективным категориям. Именно так определяют интерес представители психологической науки, считая интерес отражением в сознании человека стремления к удовлетворению потребностей.

По мнению третьих, интерес - это одновременно единство объективного и субъективного, поскольку, будучи объективным явлением, интересы неизбежно должны пройти через сознание человека. Противники данной позиции утверждают, что интересы могут быть осознанными или неосознанными, но осознание интереса ничего не меняет в его содержании, поскольку интерес целиком определяется объективными факторами.

Понятие «интерес» нередко трактуется как выгода или польза. Однако проф. А. И. Экимов считает, что этими терминами обозначается лишь оптимальный способ удовлетворения потребности, который сам субъект оценивает для себя как оптимальный.

Иногда интерес понимается как благо, т. е. как предмет удовлетворения своих потребностей (проф. С. Н. Братусь). Такое использование термина «интерес» в целом укоренилось в юридической литературе. Таким образом, предмет интереса совпадает с предметом потребности, что послужило основанием для отождествления интереса и потребности. Между тем они имеют разную природу и содержание.

Потребность служит материальной основой интереса. Интерес же по своей сущности есть отношение между субъектами, но такое отношение, которое обеспечивает оптимальное (эффективное) удовлетворение потребности. Иногда говорят, что интерес - это общественное отношение, опосредующее оптимальное удовлетворение потребности и определяющее обшиє условия и средства ее удовлетворения.

Отсюда ясно, почему одни и те же потребности порождают зачастую разные, а то и противоположные интересы. Это объясняетеся разным положением людей в обществе, что определяет различие в их отношениях по поводу удовлетворения своих потребностей.

В литературе предлагается различать социальный и психологический интересы. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.

Интерес может существовать и не будучи выраженным в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мертв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т. е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.

Итак, интерес обладает следующими свойствами.

  • 1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
  • 2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.
  • 3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Это качество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.
  • 4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.

Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.

Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах - в правотворчестве и при реализации права.

В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

Как справедливо указывает проф. Ю. А. Тихомиров, социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе. Таким образом, в правотворчестве должна быть расстановка акцентов в отношении интересов. А это, в свою очередь, требует выдвижения определенных целей. Цели отражают потребности и интересы людей, хотя и не являются их зеркальным отражением, чаще всего они отражают желаемое, возможное состояние (с точки зрения субъектов). Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объективного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответствия объективным закономерностям и объективным интересам. Необходимы средства для реализации цели. Иначе говоря, цели должны быть реализуемы.

Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.

Одна и та же норма права оказывает различное мотивационное влияние на поведение людей, находящихся в сходной ситуации.

Регулирование поведения людей с помощью права состоит в определении их юридических прав и обязанностей.

Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.

Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практическом реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.

Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.

В литературе называют три тенденции в правовом обеспечении интересов:

  • 1) возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
  • 2) усиление конкретных правовых средств во взаимоотношениях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которых обеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуальной собственности; государственную защиту получают свобода совести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.;
  • 3) возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!