Размер обеспечения муниципального контракта. Перечисление оплаты для обеспечения исполнения контракта. Выбор способа обеспечения государственного контракта

Дата: 17.07.2017

Закон о контрактной системе в ст. 96 устанавливает требование об установлении заказчиком при проведении закупочных процедур обеспечения исполнения обязательств по контракту. Однако на практике возникают различные ситуации, когда организатор, выполняя данное требование 44-ФЗ, по каким-либо причинам нарушает действующее законодательство о закупках.

Практика ФАС России

Предоставление нового обеспечения исполнения обязательств по контракту

В УФАС России поступила жалоба заявителя, полагающего, что документация заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования (III-й класс) не соответствует требованиям 44-ФЗ в части установления в проекте контракта не предусмотренной действующим законодательством возможности замены (предоставлении нового) обеспечения исполнения контракта. Организатор торгов указал, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, то последний обязуется в течение пяти рабочих дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в соответствии с его условиями и требованиями действующего законодательства. Между тем, 44-ФЗ не предусмотрено условие замены обеспечения исполнения контракта в случае, если такое обеспечение перестало быть действительным. Рассмотрев материалы данного дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что доводы заявителя обоснованы, а организатор торгов нарушил требования ст. 96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Тверской области от 27.03.2017 № 05-6/1-34-2017, извещение № 0136300051117000004).

Ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта

В УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме по ремонту улично-дорожной сети. По мнению заявителя, организатор торгов в проекте контракта указал ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган установил, что заказчик в проекте контракта указал размер обеспечения исполнения обязательств по нему в размере 306 500 рублей 00 копеек (5 % от НМЦК). Однако в извещении и закупочной документации организатор торгов указал иную сумму - 970 000 рублей. Указание в проекте контракта ненадлежащих сведений о размере обеспечения контракта нарушает требования ч. 1 ст.34, ч. 1, 6 ст. 96 закона 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ (Решение УФАС по Республике Крым и г. Севастополю от 07.03.2017 по делу №06/384-17, извещение № 0875300011317000007).

Окончание срока действия контракта и срок действия обеспечения его исполнения

Заявитель подал жалобу в УФАС России на действия заказчика при проведении электронного аукциона на завершение реконструкции Тезянской шлюзованной системы Ивановской области. Согласно первому доводу жалобы заказчик не указал в документации о закупке дату окончания срока действия контракта, что не позволяет при выборе способа его обеспечения в виде предоставления банковской гарантии установить срок ее действия. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта прописано, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и «…действует до ______». То есть, заказчик не прописал срок действия контракта, соответственно, определить срок действия банковской гарантии невозможно. Организатор торгов пояснил, что незаполненность данного пункта является технической ошибкой. Таким образом, заказчик нарушил п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 закона 44-ФЗ.

В соответствии со вторым доводом жалобы организатор закупки в проекте контракта устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения его исполнения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что в проекте контракта прописаны и срок действия банковской гарантии, и срок возврата денежных средств (10 рабочих дней), внесенных в качестве обеспечения исполнения контакта. Таким, образом документации о закупке содержит требования, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 96 и ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе. В связи с чем, Комиссия УФАС России рассматриваемый довод жалобы признала необоснованным (Решение УФАС России по Ивановской области от 29.05.2017 №07-15/2017-060, извещение № 0333100007017000015).

Превышение срока действия банковской гарантии на 30 календарных дней

В УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения «Канализация и водостоки». По мнению заявителя, организатор торгов в нарушение ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, установил требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать на 30 календарных дней конечный срок выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему договору. Комиссия УФАС пришла к выводу, что довод заявителя обоснованный, а установление указанного в проекте контракта документации об электронном аукционе требования нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (Решение УФАС России по Ивановской области от 10.10.2016 07-15/2016-240, извещение №0333100000316000097).

Превышение размера обеспечения исполнения контракта

Проектом контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от стоимости одного из двух этапов по контракту. Вместе с тем в извещении о проведении конкурса указан размер обеспечения контракта, составляющий 50% от НМЦК, что противоречит требованиям ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ. Заказчик пояснил, что при формировании закупочной документации допущена техническая ошибка в части указания в проекте контракта размера авансового платежа - вместо 50 % установлен 30 %. Изучив материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что, устанавливая размер обеспечения исполнения контракта 50 % от НМЦК, который, при этом, превышает размер аванса, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 96 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 06.09.2016 № КС-265/2016, извещение № 2035000000116000012).

Установление фиксированного размера обеспечения исполнения контракта

В антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при формировании документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части улицы со строительством сетей водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации. По мнению заявителя, проект контракта заказчика неправомерно закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта - 5 % от НМЦК. При этом организатором закупки не учтен вариант снижения НМЦК на 25 % и более процентов и не указана необходимость предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 закона 44-ФЗ. На основании представленных доказательств, учитывая, что заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, комиссия УФАС пришла к выводу, что организатор торгов нарушил ч. 1 ст.96 закона 44-ФЗ (Решение УФАС России по Калининградской области от 15.03.2017 № КС-31/2017, извещение № 0135300006517000002).

Практика судов

Округление цены контракта в процентном соотношении

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно признал его уклонившимся от заключения контракта по причине неисполнения требования, предусмотренного ст. 37 закона 44-ФЗ, а именно: победителем представлена банковская гарантия на сумму, не соответствующую требованиям ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ (не превышает в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона).Комиссия УФАС установила, что предложенная цена победителем по электронному аукциону на 24,9973 % ниже НМЦК. Антимонопольный орган в своем решении пришел к выводу, что заказчик необоснованно признал победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, так как предложенная им цена контракта не уменьшилась на 25 % и более от НМЦК. Нормы ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ в данной ситуации не могут быть применены, так как предложенная победителем цена контракта ниже НМЦК на 24,9973 % и порог в 25 % не был достигнут. Округления цены контракта в процентном соотношении до целого, 44-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного, антимонопольная служба признала Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 70 44-ФЗ. Арбитражный суд первой инстанции поддержал УФАС и отказал заказчику в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заказчика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года № 18АП-13138/15, электронный аукцион № 0301300371015000007).

Непредоставление проекта контракта победителю

Победитель закупки не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Рассмотрев материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу, что у заявителя жалобы не возникла обязанность предоставить обеспечение, поскольку он не получил от заказчика проект контракта с включенными в него условиями, предложенными участником закупки. По причине того, что заказчик не располагал сведениями о получении (неполучении) победителем проекта контракта, у заказчика не наступило право признать участника закупки предложений уклонившимся от заключения контракта.

Суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд не поддержали позицию заказчика, отказывая в удовлетворении заявленных требований о неправомерности принятого решения УФАС. Однако кассационная инстанция, отменяя решение нижестоящих арбитражных судов, установила, что заказчик правомерно признал заявителя уклонившимся от заключения контракта. При этом не могут быть приняты во внимание доводы УФАС, поддержанные судами, о том, что по причине неполучения победителем проекта контракта у него не возникло обязанности предоставить обеспечение, а у заказчика отсутствовали основания считать участника уклонившимся от заключения контракта. 44-ФЗ не связывает обязанность участника запроса предложений по предоставлению обеспечения с какими-либо встречными обязательствами со стороны заказчика, в частности, с необходимостью направления проекта контракта, обращения о согласовании заключения контракта в контрольный орган с единственным поставщиком. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2015 г. N Ф01-4011/15 по делу N А82-2590/2015, запрос предложений № 0171100000514000007)

Частичная оплата обеспечения контракта

Комиссия УФАС установила, что заявитель 17.04.2014 с помощью функционала ЭТП подписал проект контракта и прикрепил платежное поручение, подтверждающее частичное направление на счет заказчика обеспечения контракта. Оставшуюся часть суммы победитель перевел до окончания регламентированного срока подписания контракта 21.04.2014. Антимонопольный орган поддержал заказчика, который разместил в ЕИС протокол о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта и об отказе его заключения.

Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в Арбитражный суд. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, оплатив обеспечение в повышенном размере в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 закона 44-ФЗ, т.е. своевременно, в необходимом размере, до истечения пятидневного срока, предусмотренного законом, и до заключения контракта (принятия заказчиком решения об отказе в заключении контракта), заявитель полностью исполнил возложенные на него обязанности, в силу чего заказчик был не вправе признавать его уклонившимся от заключения контракта. Апелляционная инстанция поддержала решение нижестоящего суда, отметив, что действующим законодательством не предусмотрено направление суммы обеспечения исполнения контракта одним платежом. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г. N 18АП-2901/15, электронный аукцион № 0301100049414000069).

На основании приведенных примеров можно сделать вывод, что не только технические ошибки, но и простое незнание закона о контрактной системе приводит к ошибкам, которые служат основанием для признания заказчика нарушившим 44-ФЗ в части установления требований к обеспечению исполнения обязательств по контракту.

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - № 44-ФЗ). В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса - 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше - как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

С 01 января 2014 года вступил в силу от 05.04.2013 года. ФКС - это принципиально новый закон, который регулирует гражданско-правовые отношения в сфере государственных закупок. Естественно были подвергнуты анализу процедуры проведения закупок, были внедрены нововведения, которые позволяют удовлетворять государственные нужды и обязательства более прозрачно и понятнее, нежели это было в период действия 94-ФЗ.

В данной статье мы рассмотрим, какие возможны варианты по обеспечению исполнения госконтракта по 44-ФЗ. Согласно ст.96 Закона о ФКС Заказчик обязан в конкурсной документации указать размер требуемого обеспечения. Законом предусмотрены несколько его вариантов :

  • Залог денежных средств , т.е. перед заключением договора поставщик должен перевести денежные средства, размер которых установлен конкурсной документацией, на расчетный счет заказчика. Эти денежные средства будут заморожены на весь срок действия контракта и просим обратить внимание, что это не депозит и никакие проценты на эти деньги не начисляются;
  • Банковская гарантия . Банк, входящий в , выдает письменное обязательство о том, что он гарантирует исполнение обязательств, взятых на себя принципалом. В противном случае банк выплатит оговоренную в гарантии сумму заказчику. Банковская гарантия должна стоять на учете в официальном реестре. Стоит она обычно от 2% до 5% от величины обеспечения.

Срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в случае предоставления банковской гарантии тоже регламентирован п. 3 ст. 96 : срок действия документа должен превышать действие соглашения не менее, чем на один месяц.

Размер обеспечения исполнения контракта. В установлены минимальная и максимальная сумма обеспечения, который заказчик имеет право установить в конкурсных требованиях. Она исчисляется в процентах от НМЦК (Начальная максимальная цена контракта) и составляет от 5% до 30% от НМКЦ. Но не менее суммы аванса, если таковой предусмотрен конкурсом.

Итак, расчет стоимости определяется следующим образом:

  • В случае, если составляет более 50 000 000 рублей, заказчик должен установить требование обеспечения исполнения договора в размере от 10 % до 30 % НМЦК, но не менее чем аванс (если в документе предусмотрена его выплата). Если аванс превышает 30 % НМЦК, стоимость устанавливается равная авансу;
  • В случае, если предложенная в заявке поставщика цена снижена на 25 % и более по отношению к НМЦК, поставщик, с которым заключается соглашение, предоставляет гарантийные обязательства в размере, превышающем в 1,5 раза размер, указанные в документации, но не менее чем аванс (если в документе предусмотрена его выплата).

Стоимость может быть уменьшена на сумму выполненных по контракту обязательств.

Если поставщиком по договору является государственное или муниципальное казенное учреждение, то обеспечивать контракт таким участникам не нужно.

Как оформить?

Очень просто! Свяжитесь с сотрудниками или на сайте и мы сами свяжемся с Вами. Оформить банковскую гарантию Вы сможете в короткие сроки - 3 рабочих дня при первичном обращении и 1 рабочий день при повторных. Список документов и этапы оформления .

Это выгодно:

  • Быстро - от 1 рабочего дня
  • Просто - минимальный макет документов
  • Эффективно - 20 банков-партнеров
  • Недорого - минимальные ставки (от 15 000 рублей)

Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учётом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьёй 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счёт, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определённых Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

  • 1) заключения контракта с участником закупки, который является казённым учреждением;
  • 2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  • 3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

В случае, предусмотренном частью 9 статьи 54 настоящего Федерального закона, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней, конкурс признаётся несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются победителю конкурса в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Особенности предусмотренного настоящей статьёй обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33

2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2 , , , 10 части 2 статьи 83 , пунктами 1 , и 4 части 2 статьи 83.1 , пунктами 1 , (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), - , - , , - , , - , - , , , , - (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - , не предусмотрена выплата аванса), , 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!