Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства. Ассоциативное мышление: зачем и как

Инструкция

При ассоциативном мышлении в памяти человека возникают различные образы, каждый из которых в какой-то мере индивидуален: он порожден подсознанием и опытом. Именно поэтому образы влекут за собой друг друга, и цепочка из них получается неповторимая для каждого человека, даже если вначале присутствует несколько стандартных стереотипных ассоциаций.

Именно ассоциативное мышление является основой творческого процесса, который происходит в голове человека. Это мышление свойственно каждому, независимо от возраста, пола, национальности, убеждений и так далее. У детей не возникает проблем с использованием ассоциативного мышления. Примером этому легко может служить способность ребенка играть с любым предметом, наделяя его вымышленными свойствами. Детское воображение создает гораздо более интересные и необычные игрушки, чем любая фабрика по их производству.

Так как социальная структура, которой является человеческое общество, базируется на некоторых стереотипных вариантах поведения, то в процессе взросления человек усваивает их. Это происходит, начиная самого раннего детства, но им не ограничивается. Благодаря подобным процессам ассоциативное мышление у людей начинает основываться не только на собственном опыте, но и на том, чему они научились, то есть, появляется некий общий для всех людей набор ассоциаций. Именно их называют стереотипами. Несмотря на повсеместное негативное отношение к стереотипам, без их существования невозможно было бы себе представить человеческое общество.

Ассоциативное мышление очень важно для работы мозга, так как именно на этой способности базируется память и умение генерировать идеи, в том числе, и для формирования собственной жизни. Творчество – это не только создание какого-либо произведения искусства, удачного или нет, на творчестве основывается вся жизнь человека. Можно сказать, что жизнь – это и есть главный для человека творческий процесс. Именно поэтому различные знания, которые могут помочь формированию новых образов и идей, помогают людям устроить свою жизнь наилучшим образом.

Особенность ассоциативного мышления в том, что его можно непрерывно развивать и улучшать, что позволяет расширить свой потенциал. Работать над этим особенно важно представителям творческих профессий, но и всем остальным тоже не повредит. Развитию ассоциативного мышления способствуют различные упражнения. Например, самое простое – это составление цепочек ассоциаций. Вы просто берете любое слово или ситуацию, а дальше успевайте записывать, какие ассоциации будут всплывать в голове. Еще одно хорошее упражнение – поиск пути ассоциаций. Нужно взять два слова и написать между ними путь из ассоциаций. Любые упражнения, в процессе которых нужно работать с ассоциациями, помогают развить этот тип мышления.

Образование ассоциаций - одна из основ нашего интеллекта. мышление и память построены на способности связывать каждую новую единицу информации с тем, что уже усвоено нашим мозгом, стало его достоянием.

Ассоциации могут возникать по смежнос­ти (например, в пространстве: пирамида - Египет, огонь - печь, кенгуру - Австралия, младенец - колыбель, мысль - мозг и во вре­мени: декабрь - рождество, начать - продол­жать, детство - юность).

Очень часто возникают ассоциации по сходству (меч - нож, птица - самолет, хрус­таль - стекло) или по контрасту (яркий - тус­клый, соглашаться - возражать, скрытный - откровенный, старательно - небрежно).

Существуют и другие виды ассоциаций, которые обусловлены логическими связями между объектами, например причинно-след­ственными отношениями: удар молнии - по­жар, лечение - выздоровление оскорбле­ние - месть; родовидовыми отношениями: млекопитающее - человек, наука - биохи­мия, число - простое число, строение - ста­дион; отношениями «часть - целое»: крове­носная система - артерия.

Тренируя способность образовывать ассо­циации, мы одновременно делаем несколь­ко очень важных вещей: тренируем беглость мышления, развиваем мнемические способ­ности (то есть укрепляем память), стиму­лируем воображение, а значит, и творческое мышление. Ассоциативный тренинг - важная часть многих современных систем развития творческого потенциала личности, решения изобретательских и управленческих задач.

В ассоциативном тренинге используются различные упражнения, в том числе на со­здание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Разумеется, полезно тренировать себя и в образовании на­правленных ассоциаций, когда нужно связать между собой разнородные предметы и явле­ния, создать в своем воображении яркий чув­ственный образ, чаще всего зрительный.

Итак, начинаем тренировку. Некоторые упражнения помогут не только потрениро­ваться в развитии своих ассоциативных спо­собностей, но и оценить их уровень, например скорость их образования или степень шаблон­ности.

Непроизвольные ассоциации

Для этого эксперимента желательно ис­пользовать магнитофон или диктофон. Если фиксировать ассоциации на бумаге, то оце­нить скорость их образования будет сложнее. Приготовьте еще и секундомер. Прикройте листком бумаги список слов, который вы ви­дите ниже. Готовы? Теперь откройте первое слово, включите магнитофон и секундомер. Перечисляйте в микрофон все слова, которые приходят вам в голову в связи с прочитан­ным словом (называются только отдельные существительные в именительном падеже, не фразы). На одно слово-стимул дается ми­нута. Сделайте то же по очереди с другими словами.

Впечатление

Необходимость

Календарь

Карандаш

Изменение

Эксперимент

Ожидание

Катастрофа

Влюбленность

Как оценить проделанное? Можно определить свою продуктивность в условиях непро­извольного ассоциирования (среднее коли­чество ассоциаций на один стимул). Что еще? Можете выяснить, какой тип ассоциаций у вас преобладает (о типах мы говорили раньше). Один человек на все слова-стимулы будет ре­агировать одинаково, например ассоциация­ми по смежности. Практически он перечислит то, что видит вокруг себя или на картине, ко­торую рисует в своем воображении. У другого человека может возникнуть очень мало ассо­циаций по смежности; большинство связей у него образуется, например, по контрасту. Кто- то сосредоточен на логических связях между предметами и явлениями. Есть люди, которые дают много ассоциаций, непонятных сторон­нему наблюдателю. Такой результат чаще все­го говорит об их богатом личном культурном и эмоциональном опыте.

Вообще-то оценка эмоциональной значи­мости тех или иных слов-стимулов не свя­зана напрямую с тренировкой интеллекту­альных способностей. Но вы, скорее всего, отметите разницу в количестве ассоциаций на слова различных групп. В нашем списке присутствовали три варианта слов. К пер­вому относятся те, что обозначают пред­меты, которые вы видите непосредственно перед собой (например, календарь на стене или часы на руке). Включены также слова, обозначающие объекты, отсутствующие, но знакомые и при этом эмоционально «ней­тральные» (роща, эксперимент, дорога). И наконец, слова, несущие эмоциональную нагрузку (катастрофа, влюбленность, ошиб­ка, необходимость). Возможно, резкие раз­личия в количестве ассоциаций на слова разных групп помогут вам обозначить свою эмоциональную проблему; например, если до сих пор вы не могли понять, что же за­ставляет вас испытывать душевный диском­форт, мешает решить какую-то практичес­кую задачу, является причиной конкретного конфликта в семье или на работе.

Два списка

Мы приготовили для вас несколько спис­ков слов. Вам нужно против каждого слова в списке написать другое, первое пришедшее вам в голову слово. Специально придумывать и подыскивать слова не надо. Записывать сло­во нужно так: вы ставите справа от этого слова точки, пока не возникнет ассоциация, записы­ваете ее и переходите к следующему слову из списка.

Например:

баскетбол

Апельсин

Итак, вот наши списки слов для ассоции­рования:

Поздравление

Конфликт

Карандаш

Прическа

Терроризм

Конструкция

Искусство

Поединок

Землетрясение

Телевизор

Чтобы оценить результат, подсчитаем ко­личество ассоциаций по смежности, сходству и контрасту в трех сериях. При этом можно учесть и скорость ассоциативного процесса, и особенности наших эмоциональных реакций; в этом нам поможет количество точек перед каждой ассоциацией. Не исключено, что сло­ва, вызвавшие явные затруднения в ассоци­ировании, помогут выделить какую-то вашу эмоциональную проблему.

А теперь потренируемся в образовании на­правленных ассоциаций.

Что может быть зеленым?

Для этого упражнения понадобится неболь­шая подготовка. Из бумаги нарежьте квадра­тики различных цветов или просто напишите названия цветов спектра и дополнительных цветов на листочках бумаги. Сложите заготов­ки в какую-нибудь емкость - банку или короб­ку и вынимайте карточки наугад. Допустим, это оказался зеленый цвет. За минуту вам нужно назвать все, что может быть зеленым. Можно записывать слова на магнитофон или на бумаге. Простое задание? Посмотрим! Итак, что может быть зеленым? Блузка, трава, кактус, тетрадь, континент, изумруд, крокодил, забор... Стоп, минута прошла. Попробуйте оценить количе­ство найденных ассоциаций так: сколько среди них неспецифических связей - например, блуз­ка и забор могут быть зелеными, а могут быть и любого другого цвета; сколько связей неотъем­лемых, но очевидных - например, трава, кактус, изумруд... Но особо высокой оценки заслужива­ет присутствие в вашем ассоциативном потоке оригинальных связей. Скажем, зеленым может быть континент (Австралия), лицо человека, змий как символ известного пристрастия и т.п.

Сделайте то же с другими цветами. Это упражнение стимулирует воображение, тре­нирует беглость мышления, развивает вер­бальные навыки. Через какое-то время вы за­метите, что будет расти не только количество ассоциаций в минуту, но и их оригинальность.

Упражнение прекрасно подходит и для заня­тий с детьми самого разного возраста. Его мож­но проводить и в соревновательной форме.

Если вы ставите перед собой цель трени­роваться упорно и серьезно, это упражнение можно разнообразить практически до беско­нечности. Например, вместо названий цветов использовать такие признаки, как форма, раз­мер, качество поверхности предметов, вкус, свойства характера и многие другие аспекты. Предлагаем такой список признаков:

шершавый, быстрый, колючий, тя­желый, бесконечный, медлительный, пу­шистый, хрупкий, тусклый, аккуратный, краткий, выпуклый, интересный, звонкий, простой, кривой, открытый, надежный, упругий, пресный, серьезный, хмурый, твердый, приветливый, сухой, широкий, мягкий, скучный, веселый, бугристый, яр­кий, беззаботный, громкий, холодный, вы­сокомерный, забавный и т.д.

Используйте эти признаки для тренировки, группируя их между собой или вперемешку.

Интересный вариант - ассоциирование с символическим материалом (это могут быть буквы кириллицы, латинского алфавита, арабские цифры, геометрические фигуры и тела и другие символы).

В качестве стимулов можно брать также имена людей, названия стран, химических элементов и др. Например, выясните, какие ассоциации возникают у вас:

с именами: Роман, Аркадий, Светла­на, Никита, Джордж, Елизавета, Майя, Михаил, Валентин и т.д.

с названиями стран: Испания, Англия, Россия, Кения, Индия, Никарагуа, Канада, Панама, Шотландия, Бразилия; Австра­лия, Египет, Франция, Беларусь, Италия, Хорватия, Колумбия, Палестина, Сирия, Япония, Германия, Алжир и т. д.

Ассоциации со знаменитостями

В этом упражнении предлагается сравнить известную личность с самыми разными пред­метами и явлениями, например с животным, в том числе насекомым, птицей, а также цвет­ком, деревом, предметом мебели, погодным явлением, стихийным бедствием, кулинарным изделием, временем года, транспортным сред­ством, персонажем какого-либо произведе­ния, видом спорта, музыкальным инструмен­том, предметом одежды, числом или цифрой и т.д. Выбор объектов для потока ассоциаций может быть довольно широким: популярные телеведущие, звезды эстрады, актеры, литера­турные герои, знаменитые спортсмены.

Символ профессии

Попробуйте связать каждый предмет из следующего списка с как можно большим числом известных вам профессий:

колесо, дерево, кисть, рельсы, маят­ник, дрель, зеркало, ножницы, глина, доро­га, весы, футбольный мяч, молоток, очки, гиря, лодка, экран, игла, камень, крыло.

Например, зеркало - с этим предметом связана работа парикмахера, водителя, гри­мера, микробиолога (зеркало - деталь микро­скопа), фокусника, врача-отоларинголога или стоматолога, хирурга, логопеда, актера, зер­кальных дел мастера, мебельщика, продавца в магазине одежды и т. д.

Как и многие упражнения нашего ассоци­ативного тренинга, это упражнение будет по­лезно и детям разного возраста. Если нет под рукой заранее заготовленного списка предме­тов, в качестве слов-стимулов можно исполь­зовать названия любых предметов, которые попали в данный момент в ваше поле зрения: монетка, тюбик с помадой, ключ, пластиковая бутылка, ложка, CD-диск, лампа, птичье перо, коробок спичек, часы и т. д.

Немыслимые ассоциации

Еще в 70-е годы прошлого века украинские ученые провели серию опытов по направлен­ному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевид­ная связь между этими отдаленными поняти­ями. Причем каждая промежуточная ассоциа­ция оказывается вполне естественной: пятерка - хорошая отметка, хорошая отметка - поощрение, поощрение - подарок, подарок - велосипед.

Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния меж­ду двумя понятиями.

Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». здесь мар­шрут из естественных ассоциаций может быть следующим:

небо - туча,

туча - дождь,

дождь - вода,

вода - питье,

питье - чай.

Попробуйте измерить смысловое рассто­яние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):

пейзаж - холодильник,

окурок - лягушка,

зависть - пальма,

гурман - хранилище,

багажник - младенец,

мороз - середина,

строитель - освобождение,

джунгли - рекорд,

старшина - драма,

исповедь - оркестр,

поленница - серебро,

телеграмма - легенда,

гордец - поход,

тесто - криминалист,

сокровище - змея,

ворота - литература,

минута - подосиновик,

свидетельство - рычаг,

требование - хоровод,

человечество - остров.

Между прочим, известный американский психолог С. Медник обращает внимание на важность отдаленного ассоциирования как одной из составляющих творческого потен­циала. Он предложил своеобразный тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-стимула, к примеру, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ас­социацию, которая соединила бы эти два поня­тия (в данном случае она выражается словом «зеленый»). Тест может быть и другого рода. Даются три слова, скажем: «небо», «кровь», «Дунай». Требуется придумать определение, которое подходило бы ко всем этим трем сло­вам (в данном случае «голубой»).

Идея этого теста используется в следую­щем упражнении.

Чужие ассоциации

Немного раньше мы уже потренировались в образовании ассоциаций на названия стран. Интересно, сможете ли вы включиться в ас­социативный процесс другого человека? На­сколько вы владеете общечеловеческим запа­сом ассоциаций? Попробуйте справиться со следующим заданием.

Не стоит полагаться на память , выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.

То же и с ассоциациями.

Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.

Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1

Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации . Во второй части - в несвязанные ассоциации.

Связанные ассоциации

Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.

Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.

* путешествие,
* вагон,
* билет,
* кондуктор,
* чемодан,
* пассажир,
* попутчик,
* вид,
* окно,
* станция...

В следующем раунде игры мы играем в
Несвязанные ассоциации

* путешествие,
* расход,
* закат,
* бомбёжка,
* полиэтилен,
* маска,
* ребёнок,
* ужас,
* воротник

И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.

В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.

Например

Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.

Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.

Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.

Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».

В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2
«Убегающая ассоциация»

Ведущий называет слово. Например «гардероб».

За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.

Например: Гардероб,

* скелет,
* аптека,
* весы,
* небо,
* ракета,
* мультфильм,
* детство,
* Румыния,
* бубен,
* валет,
* пудинг,
* холмы...

В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3
«Пристёгнутая ассоциация»

Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.

Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.

По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.

Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.

Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё мышление.

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Что такое ассоциации?

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул - реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками , и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке .

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
  • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
  • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!