Указания начальника органа дознания. Орган дознания. Дознаватель. Их процессуальные полномочия. Начальник подразделения дознания

Согласно п. 17 ст. 5 УПК начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Начальник органа сам входит в штат учреждения, наделенного полномочиями органа дознания.

Между тем спорным представляется высказанное в правовой литературе мнение, что под дознавателем, следует подразумевать начальника органа дознания или соответствующее должностное лицо такого органа, уполномоченное начальником органа дознания на производство дознания77.

Подобная позиция не соответствует действующему уголовно- процессуальному закону уже потому, что ставит знак равенства между двумя разными процессуальными фигурами: дознавателем и начальником органа дознания. Действительно, при определенных обстоятельствах руководитель учреждения, наделенного правами органа дознания (его начальник), может выступать в уголовном процессе в качестве дознавателя. Однако и в этом случае такой человек будет обладать более широким объемом прав, нежели любой другой сотрудник, выступающий в этом качестве.

Каждый начальник учреждения, наделенного полномочиями органа дознания, осуществляет руководство возглавляемым им органом дознания. При этом организационное руководство всеми определенного вида органами дознания в полном объеме возложено на руководителя центрального аппарата ведомства: министра внутренних дел, руководителя ФСБ РФ, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России и т. д. Поэтому, когда уголовно-процессуальным кодексом право принятия конкретного процессуального решения предоставлено органу дознания, начальник центрального аппарата ведомства своим приказом имеет право внести дополнительные требования к порядку его осуществления. Так, ведомственные приказы требуют утверждения на- чальниками органов внутренних дел, подразделения (управления) Государственной противопожарной службы и т.д. постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ведомственные нормативные акты требуют от сотрудников органов дознания утверждения не всех решений. Поэтому, когда вышестоящим руководителем не регламентированы дополнительные гарантии законности принятия того или иного процессуального решения, они могут быть определены начальником нижестоящего подразделения. Вплоть до местного органа дознания.

Если же предварительную проверку или дознание осуществляет начальник органа, ни одно из его процессуальных решений (кроме тех, что требуют согласования с прокурором) не утверждаются и не согласовываются. Начальник учреждения, перечисленного в ст. 140 УПК, вправе давать входящему в штат этого подразделения лицу, производящему расследование, исполняющему поручение, указание следователя, и дознавателю собственные указания, отстранять от предварительной проверки (дознания) и поручать их производство другому сотруднику.

В УПК же закреплен следующий перечень прав начальника органа дознания. Начальник органа дознания вправе: 1)

уполномочивать должностное лицо органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и др. (п. 7 ст. 5 УПК); 2)

давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий (п. 17 ст. 5 УПК); 3)

возлагать на дознавателя полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК (ч. 1 ст. 41 УПК); 4)

давать дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 4 ст. 41 УПК); 5)

по ходатайству дознавателя продлять до 10 суток срок предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК); 6)

утверждать составленный дознавателем обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК).

15.9 Органы предварительного следствия

Орган предварительного следствия - это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. ст. 73, 421, 434 УПК), впитавшей в себя максимум предусмотренных законом гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уго- ловного процесса. Органу предварительного следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предварительного следствия.

По общему правилу предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Между тем предварительное следствие может осуществлять и группой следователей, расследующих одно дело (следственной группой). Правом производства предварительного следствия также обладают начальник следственного отдела и прокурор. Соответственно следователи и группа следователей, расследующих одно дело, являются, а начальник следственного отдела и прокурор могут быть органом предварительного следствия.

Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

15.10 Правовое положение и процессуальная самостоятель ность следователя

Следователь как субъект уголовного процесса - это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России78, так как согласно ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации.

Процессуальным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предварительное следствие самостоятельно (ст. 39 УПК), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя-члена следственной группы (ст. 163 УПК).

Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В связи с чем следователь вправе:

1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело; 2)

принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; 3)

самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; 4)

давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении любых оперативно- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия; 5)

в любой момент приступить к производству предварительного следствия, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК; 6)

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).

На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан: 1)

в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК); 2)

принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК); 3)

выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК); 4)

выносить постановление о прекращении уголовного преследования, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих оснований.

Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий.

Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно ст. 37 УПК уполномочен давать следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнения письменные указания. Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора: -

о привлечении лица в качестве обвиняемого; -

о квалификации преступления; -

об объеме обвинения; -

об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; -

об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п.п. 2 - 11 ч. 2 ст. 29 УПК; -

о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; -

об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; -

о передаче уголовного дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 УПК обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК).

Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указаниях, касающихся: -

изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, -

привлечения лица в качестве обвиняемого, -

квалификации преступления, -

объема обвинения, -

избрания меры пресечения, -

производства следственных действий, которые допускают-

ся только по судебному решению (ч. 4 ст. 39 УПК) .

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Органы дознания можно разделить на две группы.

К первой группе относятся перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК . Их уголовно-процессуальные функции:

Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК.

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Для всех указанных органов расследование преступлений не является единственной или основной функцией, в силу чего дознание в данном случае направлено на обеспечение предварительного следствия и лишь по некоторой категории дел, не представляющих большой сложности и не характеризующихся повышенной опасностью, дознание заменяет собой предварительное следствие. На органы дознания возлагается также обязанность выполнения отдельных поручений следователя.

Ко второй группе органов дознания относятся закреплённые в ч. 3 ст. 40 УПК . Полномочия их сводятся лишь к праву возбудить уголовное дело в порядке ст. 146 УПК и производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, совершённых по месту их нахождения или в пределах их территории. Наделение указанных лиц процессуальными полномочиями вызвано отсутствием в месте их расположения другого органа дознания, поэтому осуществление ими процессуальных функций является вынужденным обстоятельством и носит эпизодический характер.

Подследственность между разными органами дознания определяется ст. 150 и 151 УПК.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное следствие в форме дознания, а также его заместитель. Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания предусмотрены только в отношении подчинённых ему дознавателей. Полномочия закреплены в ч. 1 ст. 40.1.

Дознаватель (п. 6 ст. 5 УПК) – должностное лицо органа дознания, полномочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Ст. 41 УПК закрепляет процессуальные полномочия дознавателя.

Дознаватель является самостоятельным участником уголовного процесса и самостоятельно направляет ход расследования уголовного дела. Он также как и следователь несёт персональную ответственность за законность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена. Это проявляется в том, что для него указания прокурора, начальника подразделения дознания и органа дознания обязательны. В соответствии с УПК он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору, а указания начальника подразделения дознания – начальнику органа дознания или прокурору, однако обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнение.

Органы дознания. Значительную роль в расследовании преступле­ний и выполнении процессуальной функции обвинения играют орга­ны дознания. К ним законодатель относит различные органы испол­нительной власти и ряд должностных лиц, для которых уголовно- процессуальная деятельность не является их единственной и основ­ной функцией, как, например, для следователя. Они вступают в уголовный процесс только в случаях и в пределах, прямо предусмот­ренных уголовно-процессуальным законом. Иные полномочия, воз­лагаемые на органы дознания федеральным законодательством, могут быть связаны с уголовным процессом (например, административная, оперативно-розыскная, охранная деятельность), но осуществляются ими вне уголовного процесса. Следовательно, участниками уголовно­го процесса органы дознания являются лишь в той части своих пол­номочий, которые прямо предписаны процессуальным законом.

К органам дознания относятся прежде всего органы исполнитель­ной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Такими полномочиями в настоящее время наде­лены органы внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасно­сти РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркоти­ков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы испол­нения наказаний и некоторые другие .

Кроме того, к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК).

К органам дознания законодатель относит и командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК). И еще одну группу составляют органы государ­ственного пожарного надзора противопожарной службы (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК).

Органам дознания уголовно-процессуальный закон предписывает три вида процессуальной деятельности:

1) перечисленные органы дознания в пределах своих полномочий правомочны осуществлять дознание по делам, по которым не обяза­тельно производство предварительного следствия. Органы дознания проводят расследование уголовных дел в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК. Это, как правило, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, прямо перечисленные в ч. 3 ст. 150 УПК. Дела рас­пределяются между органами дознания с учетом основных функций, которые они выполняют, о чем свидетельствуют предписания ч. 2 ст. 157 УПК. Например, командиры воинских частей осуществляют дознание по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, если преступ­ление совершено военнослужащим;

2) органы дознания могут осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предвари­тельного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК). Выполняя свои основные функции, органы дознания могут первыми обнаруживать совершенное или готовящееся преступление и принимать меры к его пресечению. В таких ситуациях важно принять необходимые процес­суальные меры к сохранению и закреплению имеющихся доказа­тельств, независимо от того, кому будет в дальнейшем подследствен­но дело о данном преступлении. Поэтому орган дознания и наделяет­ся правом в пределах полномочий, определенных ч. 2 ст. 157 УПК, возбудить уголовное дело и произвести те следственные действия, без которых доказательства могут быть утрачены, после чего в установ­ленном законом порядке передает дело следователю (ст. 157 УПК);

3) органы дознания участвуют в осуществлении уголовно-процес- суальной деятельности еще и в случаях, когда следователь в порядке, предусмотренном УПК, дает им соответствующие поручения. Напри­мер, по письменному поручению следователя орган дознания может выполнять отдельные следственные действия по делу, расследуемому следователем. Этот вид процессуальной деятельности органов дозна­ния прямо не указан в ст. 40 УПК, но он предусмотрен применитель­но к полномочиям следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и обязателен для исполнения органами дознания.

Кроме перечисленных органов дознания, в определенных ситуаци­ях некоторые процессуальные полномочия могут приобретать и иные должностные лица, которые также названы законодателем в ст. 40 УПК. К их числу отнесены: 1) капитаны морских и речных судов, на­ходящихся в дальнем плавании, - по делам о преступлениях, совер­шенных на данных судах; 2) руководители геолого-разведочных пар­тий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дозна­ния, - по делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главы дипломатических представи­тельств и консульских учреждений Российской Федерации - по де­лам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК). Перечисленные должностные лица, также как и органы дознания, вправе возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия, но производить дознание в полном объеме они не могут.

Начальник подразделения дознания. Данный участник уголовного процесса впервые появился вследствие изменений, внесенных в УПК Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изме­нений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», и его процессуальное положение регулируется ст. 40 1 УПК. Это долж­ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее спе­циализированное подразделение, которое осуществляет предвари­тельное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17 1 ст. 5 УПК).

Следует отметить, что далеко не все органы, осуществляющие опе- ративно-розыскную деятельность и согласно п.

1 ч. 1 ст. 40 УПК при­знаваемые органами дознания, выделяют в своей структуре специа­лизированные подразделения для осуществления процессуальной деятельности по расследованию уголовных дел. Такие подразделения создаются прежде всего в органах внутренних дел, поскольку они рас­следуют значительное количество преступлений в форме дознания.

Поэтому и начальник подразделения дознания, наделенный про­цессуальными полномочиями, может быть только там, где такие спе­циализированные подразделения созданы. Он осуществляет процес­суальное руководство дознавателями. Его следует отличать от началь­ника органа дознания, который есть в каждом органе дознания и руководит им. Начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания (в том числе заместитель начальника органа дозна­ния), уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий и осуществлять иные процессу­альные полномочия, предусмотренные УПК (п. 17 ст. 5 УПК).

Процессуальное положение начальника подразделения дознания имеет некоторое сходство с процессуальным положением руководи­теля следственного органа и состоит в процессуальном руководстве деятельностью дознавателей, но объем его полномочий значительно уже.

Начальник подразделения дознания вправе распределять нагрузку между дознавателями и поручать дознавателю проверку сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятие соответст­вующего решения по этим сообщениям. Он может поручать дознава­телю производство неотложных следственных действий или произ­водство дознания по уголовному делу, может изымать дела у одного дознавателя и передавать другому с указанием оснований такой пере­дачи. В случае необходимости начальник подразделения дознания может сам возбуждать уголовное дело, принимать его к своему произ­водству и производить дознание в полном объеме. При этом он поль­зуется полномочиями дознавателя. Кроме того, он может создавать группу дознавателей для расследования преступления и руководить ею (ч. 2 ст. 40 1 УПК).

Осуществляя контроль процессуальной деятельности дознавате­лей, начальник подразделения дознания может проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении рассле­дования или о производстве отдельных следственных действий, о применении к подозреваемому меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Он может также отменять поста­новления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вносить прокурору ходатайства об отмене незакон­ных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в воз­буждении уголовного дела.

Указания начальника подразделения дознания даются в письмен­ном виде и по всем вопросам обязательны для исполнения дознавате­лем. Дознаватель может не согласиться с указаниями начальника под­разделения дознания и обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору, но это не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 40 1 УПК). Начальник подразделения дознания осуществляет опре­деленное процессуальное руководство дознавателями, но полнота властных полномочий принадлежит все же прокурору: только проку­рор может отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя, утверждать обвинительный акт или постановление о прекращении дела, возвращать дело дознавателю для доследования и т. п.

Дознаватель. Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме доз­нания, а также иные процессуальные полномочия (п. 7 ст. 5 УПК). Лицом, правомочным осуществлять уголовно-процессуальную дея­тельность, являются дознаватели, включенные в состав соответствую­щего подразделения дознания. Но, как уже отмечалось выше, такие специализированные подразделения создаются не во всех органах дознания. Кроме того, начальник органа дознания вправе возложить полномочия дознавателя и на любое иное должностное лицо, входя­щее в оперативный состав органа дознания (ч. 1 ст. 41 УПК). При этом уголовно-процессуальный закон устанавливает очень важное ог­раничение: полномочия по проведению дознания не могут быть воз­ложены на то лицо, которое проводило или продолжает проводить оперативно-розыскные мероприятия по данному уголовному делу (ч. 2 ст. 41 УПК).

Как субъект уголовного процесса, дознаватель наделяется процес­суальными полномочиями, указанными в ч. 3 ст. 41 УПК, а также в гл. 32 УПК. При производстве дознания дознаватель вправе, в преде­лах и порядке, установленных процессуальным законом, осуществ­лять необходимые следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу, принимать процессуальные решения, осуществлять иные полномочия. Однако его решения в случаях, предусмотренных в законе, требуют согласия начальника органа дознания или прокуро­ра, а также судебного решения.

При этом и указания прокурора, и указания начальника органа дознания обязательны для исполнения дознавателем. Его несогласие с ними позволяет обжаловать их, но не приостанавливает их исполне­ния. Поэтому дознаватель в своей процессуальной деятельности не обладает такой процессуальной самостоятельностью, которая есть у следователя. Более подробно полномочия и деятельность дознавателя рассматриваются в соответствующих главах настоящего учебника.

Еще по теме § 4. Органы дознания. Начальник подразделения дознания. Дознаватель:

  1. 3. Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание
  2. 3. Особенности окончания дознания с обвинительным актом
  3. 13.2. Особенности производства дознания в Вооруженных силах РФ
  4. 5. Производство неотложных следственных действий органом дознания

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Вопрос 362. Следователь, руководитель следственного органа, процессуальный статус. Начальник подразделения дознания, орган дознания и дознаватель: процессуальный статус.

Следователь.

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 40.1 ст. 5 УПК).

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ч. 1 ст. 38 УПК).

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК).

Руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

Руководитель следственного органа уполномочен (ч. 1 ст. 39 УПК):

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные статьей 39 УПК, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти) (ч. 5 ст. 39 УПК).

Начальник подразделения дознания.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен (ст. 401 УПК):

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, – полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении полномочий, предусмотренных статьей 40.1 УПК, начальник подразделения дознания вправе (ч. 3 ст. 40.1 УПК):

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ч. 4 ст. 40.1 УПК).

Орган дознания.

Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК):

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются (ч. 2 ст. 40 УПК):

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 УПК;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 УПК;

3) осуществление иных предусмотренных УПК полномочий.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на (ч. 3 ст. 40 УПК):

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст. 40 УПК, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Дознаватель.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5 УПК).

Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 УПК, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК).

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен (ч. 3 ст. 41 УПК):

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Из книги Запаховые следы участников происшествия: обнаружение, сбор, организация исследования. Методические рекомендации автора Гриценко Владимир Васильевич

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 39. Руководитель следственного органа 1. Руководитель следственного органа уполномочен:1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

Статья 40. Орган дознания 1. К органам дознания относятся:1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;2) органы

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания 1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145

Из книги Уголовный процесс: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 39. Руководитель следственного органа (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ) 1. Руководитель следственного органа уполномочен:1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Статья 40. Орган дознания 1. К органам дознания относятся:1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) милиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания (введена Федеральным законом от 06.06.2007 N 90-ФЗ) 1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему

Из книги автора

10. ПОЛНОМОЧИЯ В ХОДЕ ОРД ПРОКУРОРА, СЛЕДОВАТЕЛЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ОРГАНА, ВЫШЕСТОЯЩЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ОРГАНУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ОРД 1. Полномочия прокурора в ходе ОРД на основании Закона об ОРД.Прокурор вправе: рассматривать жалобу лица,

Из книги автора

16. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: начальник подразделения дознания и дознаватель Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:1) поручать дознавателю проверку сообщения о

Из книги автора

20. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: руководитель следственного органа Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.Руководитель следственного

Из книги автора

69. Задачи прокурорского надзора за законностью деятельности следственного аппарата, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Основные задачи надзорной деятельности прокуратуры РФ в сфере работы следственного аппарата, органов дознания и

Из книги автора

Вопрос 363. Потерпевший, частный обвинитель и их представители: процессуальный статус. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его

Из книги автора

Вопрос 364. Гражданский истец, гражданский ответчик и их представители: процессуальный статус. Гражданский истец – это участник процесса со стороны обвинения, а гражданский ответчик – участник процесса со стороны защиты.Гражданским истцом (ст. 44 УПК) является физическое

Из книги автора

Вопрос 366. Подозреваемый: процессуальный статус. Уведомление о подозрении в совершении преступления. Задержание подозреваемого: основания, процессуальный порядок, сроки. Особенности осуществления адвокатом защиты подозреваемого. Подозреваемый – лицо, в отношении

Из книги автора

Вопрос 367. Обвиняемый: процессуальный статус. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого (ст. 47 УПК):- вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;- вынесен обвинительный акт.Обвиняемый вправе:1) знать, в чем он обвиняется;2) получить копию

Из книги автора

Вопрос 369. Защитник: процессуальный статус, полномочия. Особенности коллизионной защиты. Защитник – лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ст. 49 УПК).В качестве



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!