Опасные ситуации связанные с дорожным движением. «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах. Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах»

МБОУ «Гремячинская ООШ»

Занятие подготовила и провела классный руководитель 5 класса Трескова Татьяна Федоровна

Тема занятия: Опасные ситуации на дорогах с пешеходами (Дорожные «ловушки»)

Цель: - изучение опасных дорожных ситуаций, в которые попадают

пешеходы;

Выработать правильное поведение на улицах и дорогах;

Формирование умелых действий, обеспечивающих безопасность на

дороге.

    (1 слайд) Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте ребусы.

(дорога, переход, знаки, пешеход)

Кто нарушил правила? (слайд 2)

А вы знаите правила дорожного движения?

    Вопрос – ответ: «Знатоки ПДД» (слайд 3)

1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

2. Как и где лучше переходить улицу?

3. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дорогам?

4. Где следует ожидать транспорт?

5. Что означает данный знак?

6. Где должны ходить пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии тротуара?

7. Кто такой пассажир?

8. Что означает данный знак?

Посмотрите внимательно на слайд. К чему приводят данные дорожные ситуации?

    Причины ДТП (слайд 4) (формулируется тема)

Основные группы дорожных ситуаций повышенной опасности «ловушек»: закрытый обзор, неожиданный выход на проезжую часть, ошибочный прогноз, отвлечение внимания, «пустынная» улица, опасные действия пешехода в результате испуга.

Знание «ловушек» должно стать основой формирования умелых соответствующих дорожной обстановке действий, обеспечивающих безопасность в транспортной среде.

    Опасность для ребенка в дорожных ситуациях

(учащимся раздаются тексты, по которым они готовятся и рассказывают об опасных ситуациях на дороге и как их предотвратить) (слайд 5)

1). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с закрытым обзором .

Пропустив автомобиль, ребенок выходит на проезжую часть сразу же после того, как он проедет. Находясь рядом, автомобиль может скрывать за собой встречное транспортное средство. Стоящее транспортное средство (пропускающее пешеходов, поломавшееся и т. д.) может скрывать от пешехода движущийся транспорт, а от водителя - пешеходов. Ребенок перебегает дорогу, когда желтый сигнал светофора меняется на зеленый, думая, что успеет завершить переход, пока стоящие автомобили еще не начнут движение, и не видит за ними автомобиля, подъезжающего к пешеходному переходу. Выход ребенка на проезжую часть из-за предметов, затрудняющих обзор ребенку и водителю (кустов, деревьев и т. д.), не позволяет последнему вовремя увидеть опасность и принять меры для ее предотвращения. Внезапное появление детей во дворах из подъездов, домов, из-за кустарников и деревьев, других строений зачастую не позволяет водителям своевременно принять меры безопасности.

Общественный транспорт, из которого вышел ребенок, скрывает его от водителей, проезжающих мимо остановки и не позволяет ребенку вовремя заметить движущийся к нему автомобиль.

Для перехода улицы надо осмотреться и найти место установленное для перехода улицы.

2). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с ошибочным прогнозом .

Готовясь к переходу проезжей части, ребенок ошибочно оценивает будущее направление движения транспортного средства, выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом. Увидев движущийся в его сторону автомобиль, начинает переходить улицу, не имея необходимого для этого резерва времени. Осмотрев проезжую часть один раз и увидев автомобиль, при переходе проезжей части больше не смотрит в его сторону, уверенный, что успеет перейти дорогу. Однако автомобиль может увеличить скорость или изменить направление движения, из переулка или двора может появиться другое транспортное средство. Двигаясь по проезжей части, ошибочно рассчитывать, что водитель видит его и сумеет объехать или своевременно остановиться. Ребенок ожидает, что водитель автомобиля, двигающегося с включенным ближним светом фар или подфарниками, увидит его и при необходимости своевременно остановит автомобиль. Однако в условиях взаимного ослепления водителей светом фар встречных машин, уличным освещением, отражающимся от проезжей части, темной одежды пешехода на фоне темноты пешеходу легче заметить автомобиль, чем водителю пешехода. Ребенок начинает переходить проезжую часть сразу после того, как задняя часть автомобиля поравнялась с ним, не ожидая, что машина может иметь прицеп. Переход проезжей части на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу не является гарантией безопасности: транспортное средство может заехать на пешеходный переход из-за неправильных действий водителя, неисправности транспортного средства, сложившейся аварийной ситуации.

Пешеходы, не закончившие переход в момент включения красного сигнала светофора, сравнительно спокойно идут дальше, думая, что водители транспортных средств, стоящих в ожидании зеленого сигнала, видят их и пропустят. Однако водитель машины, приближающейся к перекрестку в момент переключения сигналов светофора, может, не останавливаясь, поехать на загоревшийся для него зеленый свет, не замечая из-за стоящих машин идущего пешехода.

3). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с отвлечением внимания . Опасность движения по улице группой - отвлечение внимания: друг на друге при разговоре, на впереди идущих со стороны тех, кто идет сзади; на находящихся на другой стороне улицы - со стороны тех, кто еще не перешел ее. Сконцентрировав свое внимание на группе детей (ребенке), па родителях или других родственниках, находящихся на противоположной стороне улицы, ребенок начинает перебегать проезжую часть перед движущимся автомобилем, которого он не замечает. Думая о животном или о предмете, на который может наехать автомобиль, ребенок выбегает на проезжую часть, чтобы спасти его, подвергая себя смертельной опасности. Боясь опоздать на автобус, на занятия в школе, кружке, ребенок бежит через проезжую часть, не видя других движущихся машин и не думая об опасности, которой себя подвергает. Ребенок, внимание которого занято собственными мыслями (о школе, о доме, о кино, о мороженом и т. д.), переходя проезжую часть, не видит и не слышит приближающегося к нему транспортного средства. Стремясь перейти улицу перед машиной, находящейся сравнительно близко, ребенок не замечает встречную машину, создающую угрозу его жизни.

4). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с неожиданным выходом на проезжую часть. Надеясь проскочить дорогу перед близко идущим транспортом, ребенок внезапно выходит (выбегает) на проезжую часть. Водители транспортных средств, увидев на проезжей части человека, не могут вовремя остановить их, так как скорость автомобилей в 10--12 раз выше скорости пешехода. Транспорт мгновенно остановить нельзя.

5). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с «пустынной» улицей .

«Пустынные» улицы с редким движением машин не менее опасны, чем улицы с оживленным движением. На улицах, по которым машины ходят редко, дети часто выходят на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно предполагая, что «улица пуста». Не увидев машины и не слыша ее приближения из-за уличного шума, дети попадают под приближающийся автомобиль.

6). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с испугом .

Ребенок должен понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должен бояться улицы. Чувство страха парализует действия ребенка, делает его менее находчивым в момент опасности. Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающегося транспорта, скорость движения автомобиля.

Переход проезжей части по пешеходному переходу опасен, когда водители создают помехи для движения пешеходов: проезжают мимо, не снижая скорости, внезапно подают звуковые сигналы, не пропускают пешеходов, приближаются к ним почти вплотную, заставляя пешехода отшатываться в сторону полосы встречного движения. Проход пешеходов под арками домов рядом с едущим грузовиком опасен. Уровень шума, создаваемого грузовой машиной, резко возрастает под аркой, вследствие акустического эффекта. Это пугает, что способствует возникновению критических ситуаций. Опасные ситуации создаются при движении пешеходов по тротуару мимо выезда из-под арки дома, когда водители выезжают на тротуар на высокой скорости и пугают проходящих пешеходов.

    Справка о ДТП. (слайд 6)

(по страницам газеты «Осинское Прикамье»)

    Зашифрованное письмо” (слайд 7)

Работа в парах (группах)

Пришли письма, посвящённые Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно.

Карточки:

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!”

1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.

2. “Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!”

1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.

3. “Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей”.

1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!”

2. “Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!”

3. “Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей”.

7. К рисункам найти и сформулировать правила безопасного поведения на дороге. (слайды 8-14)

(рисунки показываются на экране, учащиеся находят соответствующее правило на столе, зачитывают его и вывешивают на доску)

Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем.

Это опасно потому, что водитель не может остановить машину сразу.

Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.

На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

Выйдя из автобуса, не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.

Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте

водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

Умейте пользоваться светофором.

Нельзя ходить по бордюру. Это опасно.

Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо передвигаться только по тротуару или обочине!

Основная опасность, которая подстерегает юных велосипедистов, - это дорога. Категорически запрещается ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Не следует забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.

    Итог занятия. (слайд 15) http://www.dddgazeta.ru/

Главная опасность - стоящий автомобиль!

Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность.

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.

Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины.

Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Задачи: показать причины дорожно­транспортных происшествий по вине
пешеходов; необходимость соблюдения правил безопасного поведения
на улицах и дорогах.
Содержание
Примечание
­ Мы уже знаем, что вещи не бывают ни добрыми, ни злыми, ни
опасными, ни безопасными. Такими их делает сам человек. Все вещи
люди придумали для своего удобства. Они очень помогают людям в
жизни: быстро доехать, поговорить и пообщаться с человеком, который
находится далеко, быстро приготовить обед, постирать и т. д.
Но если мы не умеем правильно пользоваться ими, не будем знать
их свойства, то вещи могут нам навредить.
­ Самое главное – понимать, как и когда вещи могут стать
опасными. А сегодня мы с вами поговорим, как рождаются опасные
ситуации на дороге. Скажите, что же для нас может представлять
опасность на дороге?
(машины, велосипеды, …)
На этих картинках – два дорожных случая. Но у них есть одно
общее обстоятельство. Как вы думаете – какое?
(И в том и в другом случае водитель и пешеход не видят друг друга
до самого последнего момента.)
­ Правильно! А когда они увидят, то уже будет поздно. Ведь
машина не может остановиться сразу же, даже если водитель нажмёт на
тормоз. Машина ещё несколько метров будет быстро скользить по
дороге. Так быстро, что пешеход не успеет сделать даже два шага
назад.
Намного безопаснее, если водитель и пешеход видят друг друга
издалека. Тогда и шофёр успеет затормозить заранее, и пешеход
сможет вовремя остановиться.
Поэтому вы должны помнить первое правило безопасного
поведения на дороге: ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.
Что для этого мы делаем?
(Стоит замедлить шаг, приостановиться, когда подходите к арке, к
углу дома, в общем, к любому месту, откуда может неожиданно
выехать машина)
­ Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это
место для перехода. Он пойдёт спокойно, потому что для шофёра
выскочивший на дорогу человек означает неожиданность, и неизвестно,
сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.
Эта неожиданность подстерегает и тогда, когда кто­то играет
рядом с дорогой или зимой катается на санках с горки. Посмотрите на
рисунок. Что же может случиться здесь?
(дети рассуждают)
Два рисунка
На доске
рисунок

А теперь поговорим о том, как переходить дорогу. Если есть
светофор, он и покажет нам, когда идти, а когда стоять и ждать. А вы
знаете, как переходить дорогу по светофору? (дети отвечают)
Выполняй закон простой:
Красный свет зажёгся –
Стой!
Жёлтый вспыхнул –
Подожди!
А зелёный свет
Иди!
(на доске: Соблюдай правила перехода через улицу!)

­ Давайте отдохнём! Я буду показывать цвета светофора, вы на красный
цвет – будете стоять, на жёлтый – хлопать – готовитесь идти, а на
зелёный – шагать на месте – можно переходить.
­ Итак, продолжим. Представьте, что вы приготовились переходить
дорогу. Загорелся зелёный свет – что значит? Можно переходить. Но и
тут не надо бросаться с тротуара на дорогу. Бывает, у какой – то
машины не исправны тормоза, и она может неожиданно выехать на
полосу перехода. Поэтому выходить на дорогу и переходить её надо
очень спокойно. Переходить, а не перебегать!
­ Лучше всего переходить улицу с группой других людей. Но
конечно, не в том случае, если они вдруг пошли на красный свет –
бывают и такие взрослые.
­ Представьте, горит красный свет, но поблизости нет машин. Что
же делать? Стоять и ждать? Чего ждать, если машин нет, можно и
перебежать? (дети рассуждают) Никогда не переходи улицу на красный
свет, даже если нет машин!
­ Но мы живём в посёлке, где нет светофоров. Как же нам быть?
Есть такое пешеходное правило: когда ждёшь перехода, никогда
не стой на краю тротуара. Когда сходишь с тротуара на дорогу, надо
сначала посмотреть налево – не едет ли какая ­ либо машина. А когда
дойдёшь до середины – надо посмотреть направо, потому что как раз
оттуда может появиться машина.
­ А теперь вопрос: почему улицу надо переходить строго прямо, а
не наискосок?
(Догадаться легко: чем меньше времени ты находишься на проезжей
части, тем лучше. Но это не означает, что следует перебегать улицу
бегом.)
Бывает и так, что мы превращаемся из пешехода в водители.
Потому что есть один вид транспорта, который близок взрослым и
детям. Это – велосипед.
Наступила весна, на улице тепло и все мальчишки и девчонки
вытащили из сараев свои велосипеды, катаются и играют целыми
днями. У кого же есть велосипеды?
На доске
Физкультминутка
На доске
рисунок
На доске запись,
рисунок

Рисунок
На доске
А вы знаете, когда появился велосипед и как он выглядел?
Изобрели его раньше, чем мотоцикл и автомобиль. Первые велосипеды
сильно отличались от современных. Они были деревянными и больше
напоминали самокат. Педалей у них не было. Ездок просто
отталкивался от земли ногами, а потом поджимал их и ехал по инерции.
Поэтому их называли «беговыми машинами». Шин и цепной передачи
тоже ещё не было – всё это придумали гораздо позже.
Сегодня есть велосипеды на любой вкус – детские, женские,
складные, дорожные, спортивные. Но правила безопасности одинаковы
для всех велосипедистов.
Эти правила надо твёрдо знать и соблюдать. Ведь велосипед не
просто игрушка, а реальное транспортное средство.
Первое, что надо знать: по дорогам, где ездят автомобили,
школьникам разрешается ездить на велосипеде только с 14 лет. Как
же вам быть, не кататься что ли? А до этого возраста можно кататься
внутри дворов, в парках, на стадионах.
­ Вы, конечно, знаете, как бережно относятся водители к своим
автомобилям. И это не только потому, что машина дорого стоит.
Просто от надёжности автомобиля зависит безопасность шофёра.
Хороший водитель никогда не выезжает из гаража, если у его машины
что­то неисправен.
Велосипед, конечно, не так сложно устроен, как автомобиль, но и он
должен быть надёжным. Поэтому перед поездкой обязательно вы
должны проверять, как работают руль и тормоза, хорошо ли закреплено
сиденье, накачены ли шины. Не забудьте о звуковом сигнале – звук
должен быть громким и отчётливым.
­Бывает так, что вы решили или вас решили прокатить на
велосипеде, на багажнике или раме. Можно? Почему?
На самом деле эта затея опасна и для тебя, и для твоего пассажира.
Перегруженным велосипедом трудно управлять. Выбоина на дороге или
неожиданное препятствие – и всё, велосипед упал и вы на земле.
­ Итак, мы с вами повторили самые такие ситуации, в которых мы
можем оказаться на дороге. Что же должны помнить, находясь на
дороге?
­ И в заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение, которое
написал Сергей Михалков. Называется «Шагая осторожно».
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,

Слайд 2

Тема № 1:

«Опасные ситуации на дорогах»

Слайд 3

Полная статистика ДТП за 2010 -2011 -2012 г

  • Слайд 4

    Статистика ДТП по Кемеровской области:

    • 842 автоаварий, в результате которых 90человек погибло и 1165 травмировано. В результате ДТП погибло 3 и травмировано 82 детей.
    • По вине водителей, управляющих транспортом в состоянии опьянения зарегистрировано 44 автоаварий.
  • Слайд 5

    ЗАПОМНИ:

    От твоих знаний ПДД зависит твоя жизнь!

    А теперь - ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ!

    Слайд 6

    У асфальтовой дороги Возмущались носороги: - Пешеходам нет пути! Как дорогу перейти?

    Здесь не катится автобус.
    Здесь трамваи не пройдут.
    Здесь спокойно пешеходы
    Вдоль по улице идут.
    Для машин и для трамвая
    Путь-дорога есть другая

    (тротуар)

    Слайд 8

    А как ты знаешь дорожные знаки?

    Посреди дороги дети,
    Мы всегда за них в ответе.
    Чтоб не плакал их родитель,
    Будь внимательней, водитель!

    В дождь и в ясную погоду
    Здесь не ходят пешеходы.
    Говорит им знак одно:
    "Вам ходить запрещено!"

    «Движение пешеходов запрещено»

    Слайд 10

    В этом месте пешеход
    Терпеливо транспорт ждет.
    Он пешком устал шагать,
    Хочет пассажиром стать.

    «Место остановки автотранспорта»

    Не один здесь знак, а много:
    Здесь железная дорога!
    Рельсы, шпалы и пути –
    С электричкой не шути.

    «Железнодорожный переезд»

    Слайд 12

    НЕМНОГО СТАТИСТИКИ:

    • Виновниками дорожных происшествий с велосипедистами в 70 случаях из 100 оказываются сами велосипедисты!
    • До 70% уличных травм дети получают по дороге из школы домой!
  • Слайд 13

    Правила Дорожного Движения:

    • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
    • При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
    • При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
    • При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
  • Слайд 14

    • Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
    • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
    • При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  • Слайд 15

    • В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
    • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
    • При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Слайд 16

    • Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
    • Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
    • Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • Слайд 17

    «Семь правил ПДД для детей»

  • Слайд 18

    Правило первое

    Выберите безопасное место для перехода.Если вблизи нет пешеходного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь.

    Слайд 19

    Правило второе и третье

    Перед переходом обязательно остановитесь, прежде чем ступить на проезжую часть, и внимательно осмотрите дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра - так, чтобы видеть приближение машин.

    Осмотритесь и прислушайтесь. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна.

    Слайд 20

    Правило четвёртое

    Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в «ловушку». Правило пятое. Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша, переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.

    Слайд 21

    Правило шестое и седьмое

    Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой,чтобы вовремя заметить изменение обстановки.Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.

    Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.

    Слайд 23

    Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может сразу же остановиться, а будет продолжать ехать по инерции!

    Слайд 24

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    2. «Памятка водителю»

    Слайд 25

    Тема № 2:

    «Безопасность в общественном и личном транспорте»

    Слайд 26

    Вспомним правила этикета в общественном транспорте.

    В транспорте мы ежедневно проводим много времени. И очень часто впечатления, полученные там, портят нам настроение на целый день. Наивно думать, что в один прекрасный день все люди начнут соблюдать правила этикета, и пребывание в автобусе или метро перестанет быть для нас слишком обременительным. Но нужно начинать. И почему бы не с себя самого? Какие же правила этикета действуют в транспорте?

    Слайд 27

    • Правила поведения в общественном транспорте при посадке гласят, что первыми входят:
    1. пожилые люди,
    2. дети,
    3. женщины.
    • Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения. При входе необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.
  • Слайд 28

    • Для того чтобы не стать виновником скандала в общественном транспорте, надо соблюдать правила этикета, по возможности не наступать людям на ноги, не толкаться, не опираться на других пассажиров, не разглядывать людей в автобусе, метро, троллейбусе, трамвае и т.д.
    • Многие полагают, что мужчины обязаны уступать места в транспорте женщинам. Однако это не совсем так. Уставший мужчина, возвращающийся домой после тяжёлого рабочего дня, должен сам решить, хватит ли у него сил на благородный поступок уступить место прекрасной даме, если та вовсе не кажется измученной трудовыми буднями.
  • Слайд 29

    Толкаться, суетиться, запрыгивать на ходу!
    Наступать людям на ноги!
    Громко разговаривать, кричать!
    Высовывать голову из окна!

    Посмотри:

    Где в салоне расположены запасные выходы.
    Прочитай инструкцию, как ими пользоваться!

    Обязательно держись за поручни!
    Не располагайся возле выхода!
    Если увидел бесхозную сумку или пакет –
    сообщи взрослым или кондуктору!

  • Слайд 30

    Пожар в общественном транспорте

    Алгоритм действия:

    • Немедленно сообщи о возгорании водителю или кондуктору.
    • Оповести пассажиров, разбуди спящих.
    • Защити рот и нос от дыма платком, рукавом.
    • Пригнись, выбираясь из салона, не касаясь металлических частей.
    • Закрой окна, чтобы ветер не раздувал пламя.
    • В поезде уходи от пламени в передние вагоны., плотно закрывая за собой двери.
    • Если есть угроза для жизни – не пытайся спасти багаж.
    • Из вагона выпрыгивай лишь в крайнем случае, при этом надев на себя для амортизации побольше одежды или вместе с матрасом.
  • Слайд 31

    Опасности в автомобиле

    • Самое опасное место в автомобиле – рядом с водителем!
    • Необходимо пользоваться ремнями безопасности!
    • Для детей – специальные кресла!
    • Если столкновение неизбежно – наклони голову к ногам, закрыв её руками!
    • Выбравшись из машины – отойди от неё на расстояние 15-20 м.
  • Слайд 32

    Задание № 1:

    • Рассмотрите внимательно рисунок и выберите предметы, которыми можно разбить стекло при аварии автомобиля (троллейбуса, трамвая).
  • муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    основная школа №20

    Исследовательская работа

    « Анализ опасных ситуаций на дорогах, связанных с детьми и меры профилактики нарушений ДТП »

    Содержание

    II . Основная ч асть

    1.Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой

    2.Основные причины ДТП

    3. ДТП в нашем поселке

    4.Анализ уровня знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми и подростками

    5.Проект по формированию безопасного поведения на дорогах

    6.Результат

    III . Заключение.

    IV . Список использованной литературы

    Введение

    Каждый день, выходя из дома, мы даже не догадываемся, насколько в России опасно ходить пешком. По телевизору, в одной из программ новостей, мы услышал и о том, что на дорогах городов и посёлков России, каждый день гибнут дети.

    Почти половина пострадавших на дорогах в Дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) – это именно пешеходы. Для сравнения - в США на 100 пострадавших в ДТП, только 2 пешехода, В Европе – 4. Мы «обгоняем», как по числу самих происшествий, так и по серьёзности их последствий.

    По словам, Главного, инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктора Кирьянова, каждый год 1 сентября за парты не садится буквально целая школа: это дети, погибшие в автомобильных авариях. К началу учебного года на больничных койках, лежит количество учеников равное численности 15 школ – и это ещё по самым скромным подсчётам.

    Кто виноват? Водители или п ешеходы? Нас это очень тронуло, и мы заинтересовались данной проблемой. Захотелось внести свой вклад для предотвращения новых трагедий, особенно с участием детей. Ра ссматривая эту проблему, у нас возникли вопросы:

    Почему гибнут дети? Кто в этом виноват?

    В каком возрасте больше гибнет детей и почему?

    Количество пострадавших детей в России, в городе Бор в ДТП.

    Как помочь ученикам нашей школы избежать и предупредить ДТП?

    В пои сках ответов на эти вопросы, мы определил и тему своей работы: «Анализ опасных ситуаций на дорогах, связанных с детьми и меры профилактики нарушений ДТП »

    Много раз мы слышали в новостях по телевизору: « В дорожном происшествии погиб ребенок…» Почему на дорогах происходит так много аварий, в которых погибают дети? Особенно сейчас, когда постоянно растет количество машин, а вместе с ним число некультурных водителей, опасных происшествий – нужно быть предельно осторожным! Часто мы видим людей, которые перебегают дорогу в неположенных местах, переходят дорогу на красный свет. Одним словом, нарушают правила дорожного движения. Получается, что нарушают правила и водители, и пешеходы.

    Актуальность

    С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей Правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.

    Согласно официальной статистике, ежегодно на дорогах г. Бор под колеса машин попадает четвертая часть детей. Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность.

    Сохранить жизнь и здоровье детей – значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети.

    Вот уже 5 лет мы изучаем курс ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), поэтому знаем правила поведения на дороге. Мы замечаем, как люди просто игнорируют эти правила! Остановитесь на минуту, и вы увидите, например, как папа ведет ребенка через дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора. Ребенок же усваивает все это и со временем сам начинает нарушать правила. Нам стало интересно: как можно повлиять на нарушителей и сократить число дорожных происшествий?

    Цель работы выяснить:

      Почему дороги являются зоной повышенной опасности, в особенности для детей и подростков?

      Как можно повлиять на ситуацию и сократить количество ДТП?

    Гипотезы:

      Большинство детей не соблюдают правила дорожного движения.

      Большинство детей знают правила дорожного движения недостаточно хорошо.

    Задачи:

    1. Проанализировать художественную и методическую литературу по проблеме изучения и соблюдения Правил дорожного движения для уточнения понятия «Грамотный пешеход», выявить основные причины ДТП, закономерность между нарушением ПДД и дорожным травматизмом.

    2. Познакомиться с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

    3. Изучить особенности, присущие детскому возрасту и влияющие на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

    4. Разработать и внедрить проект, включающий пути эффективного формирования «Грамотного пешехода» в начальной школе.

    Для достижения цели мы использовали следующие методы :

    Изучение литературы по проблеме.

    Наблюдение,

    Тестирование,

    Беседа,

    Анализ результатов.

    Основная часть

      Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой.

    Решая первую задачу, мы проанализировали литературу с целью обоснования, уточнения основного понятия нашей работы: формирование «Грамотного пешехода».

    В книжном уголке надо расставить иллюстрации по ПДД, картинки с изображением переходов, светофоров.

    Попросить детей составить рассказ по иллюстрациям. Проследить за тем, чтобы ребята говорили полными предложениями, правильно согласовывали род, число и падеж существительных и прилагательных.

    Чтение художественной литературы:

      Е. Житков «Светофор»;

      А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

      А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;

      А. Петров «Я бегу через дорогу»;

      В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;

      И. Серяков «Законы улиц и дорог».

      В. Кожевникова «Светофор»;

      С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»;

      Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»;

      О.Тарутин «Самый лучший переход».

    Заучивание стихотворения Берестова «Светофор».

    Это понятие «Грамотный пешеход» мы получили через рассмотрение общих понятий: ПДД, ДТП, пешеход.

    Когда появились первые автомобили, стало ясно, что на дорогах нужны особые правила.

    «Правила дорожного движения» - это закон, устанавливающий порядок движения на дорогах. Они обязательны для всех участников движения - водителей, пешеходов, пассажиров

    Событие, возникающее в процессе движения, при котором ранены или погибли люди, повреждены машины, называется дорожно-транспортным происшествием или ДТП .

    Пешеход – это участник дорожного движения.

    Грамотный пешеход – это участник дорожного движения, который знает и соблюдает ПДД.

      Основные причины ДТП

    С увеличением количества машин на дорогах вырос риск попадания в ДТП. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным, ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет до 1500 и получает ранения свыше 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших – в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

    В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10000 единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше. Чем во Франции и Германии.

    Мы обратились в Борскую Центральную Районную больницу к травматологу Шаброву Александру Юрьевичу с вопросом: - Сколько в месяц обращается пациентов с травмой? Сколько – с травмами ДТП?

    По данным за февраль месяц всего поступило 52 человека из них: 40 человек с бытовыми травмами и 12 человек с ДТТ.

    Сделали вывод: Из-за спешки, халатности, из-за того, что люди переоценивают свои возможности 12 человек из 52 все - таки попадают в больницу с травмами ДТП, 4 человека из них дети.

    Мы прочитали некоторые части Государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Там указывается, что основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

    Нарушение правил перехода проезжей части (61,9%)

    Неподчинение сигналам светофора (11,8%)

    Неожиданный выход из-за транспортного средства (15,3%)

    Игра на проезжей части (4,2%)

    Неумелое управление велосипедом (3%)

    Мы провели выборочное анкетирование в школе. Это дети начальной школы, среднего и старшего звена. Всего опрошенных - 124 человека из них:

    Нарушают правила перехода проезжей части – 65 человек (52%)

    Не подчиняются сигналам светофора – 24 человек (19%)

    Неожиданный выход из-за транспортного средства – 12 человек (10%)

    Играют на проезжей части – 5 человек (4%)

    Неумелое управление велосипедом – 18 человек (15%)

    В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель – май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего – в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 7 до 8, когда дети идут в школу, а также с 14 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП, являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

    Постояв на перекрестке, мы наблюдали за пешеходами и сделали следующие выводы. Утром с 7.00 до 7.30 прошло 318 человек и 32 человека переходили дорогу в неположенном месте, днем с 12.30 до 13.00 – прошло 153 человека из них 16 человек нарушили правила дорожного движения, вечером с 16.00 - 16.30 – прошло 224 человека и 33 человека снова перешли дорогу в неположенном месте.

    Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумение правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к этой проблеме со стороны учебных заведений.

    Несмотря на то, что изучать Правила дорожного движения начинают уже в детском саду, а в школе есть специальный предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), результаты исследований показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

      ДТП в нашем поселке

    В нашем поселке было очень много ДТП, пока не появился наземный переход.

    Поселок пересекает дорога, по которой на огромной скорости мчатся машины. Около дороги стоит наша школа, следовательно, работа по правилам дорожного движения начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Несмотря на это, дети оказываются в затруднительных ситуациях. Дети из-за спешки бегут, через дорогу не думая о своей безопасности. Год назад две девочки вместо того, чтобы подняться по переходу, побежали через дорогу. Одна пробежала, другую сшибли. Переломы, сотрясение мозга.

    Страшный случай был несколько лет назад, когда вместо наземного перехода стоял светофор. Автобус приехал из Нижнего Новгорода. Из автобуса вышли пассажиры, среди них был мальчик со своей мамой. Мама поторопилась, и, не дождавшись, когда уедет автобус, побежала через дорогу. Из-за автобуса выехал автомобиль и на полном ходу, на глазах у сына, сшиб маму. Пролетев несколько метров, женщину спасти, не удалось.

    Эту историю знает каждый житель нашего поселка. Это урок для всех и для взрослых, и для детей. Но иногда взрослые забывают о том, что дети копируют действия, поступки взрослых, своих родителей.

    Исследования показали, что многие родители не думают о детях и о последствиях, перебегая через дорогу с ними в неположенном месте.

    В анкетировании принимали участие 56 родителей начальной школы. На вопрос: Знаете ли вы правила дорожного движения? Родители однозначно ответили: Да.

    На вопрос: Соблюдаете ли вы правила дорожного движения при детях, идущих рядом с вами? Большая часть родителей, а именно 44 человека (79%) ответили: Да. 12 человек (21%) – считают, что пока ребенок с ними, ничего не случится, даже если они переходят в неположенном месте.

    М аленькие дети не могут быстро сообразить, что делать в ситуации, когда внезапно появляется автомобиль. Им кажется, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП. А ведь по нашей дороге мчатся машины с огромной скоростью. Дорога редко бывает пустой. Поэтому в 2011 году был построен мост через дорогу (наземный переход) – это спасение для всех жителей поселка.

      Анализ уровня знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми и подростками.

    В нашем исследовании приняли участие 137 учащихся нашей школы.

      Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения?

    На этой диаграмме мы видим, что с правилами дорожного движения знакомили всех детей и подростков.

      Кто именно знакомил?

    На диаграмме №2 мы видим, что 32% опрошенных знакомили с правилами дорожного движения учителя, по 20% - воспитатели и жизнь и 15% - родители.

      Как ты считаешь, необходимо ли соблюдать правила дорожного движения?

    На диаграмме №3 мы видим, что 86 человек (63%) считают, что необходимо соблюдать правила дорожного движения, 39 человек (28%) считают, что это делать необязательно и лишь 12 человек (9%) – иногда надо соблюдать правила дорожного движения.

      Всегда ли ты соблюдаешь правила на дороге?

    На диаграмме №4 мы видим, что 92 человека (67%) из 137 – соблюдают правила дорожного движения и лишь 2 человека (1%) никогда не соблюдают правила дорожного движения.

      Проект по формированию безопасного поведения на дорогах

    Анализ публицистической и методической литературы по проблеме изучения и соблюдения Правил дорожного движения выявил основные причины ДТП.

    Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

    Влияние на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

    Разработка памяток по соблюдению основных положений Правил дорожного движения для детей, родителей и водителей.

    Создание обучающего видеофильма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    Выводы

    1. Основные причины ДТП:

    Нарушение правил перехода проезжей части;

    Неподчинение сигналам светофора;

    Неожиданный выход из-за транспортного средства;

    Игра на проезжей части;

    Неумелое управление велосипедом;

    Время года;

    Время суток.

    2. Оформлены памятки, буклеты по ПДД (Приложение 1)

    3. Проводятся игры, викторины, классные часы по ПДД.

    4. Создан ролик по ПДД «Мы выбираем жизнь» (Приложение 2)

    5. Была проведена акция «Соблюдаем правила движения» (Приложение 3)

    6. Результат

    Эффективность проекта можно только будет определить через определённый период времени, т.к. эта работа требует ежедневных повторении, отработки, уважения со стороны всех участников дорожного движения.

    - Наш проект рассчитан на долгосрочный период времени, так как эффективность проделанной работы мы сможем оценить, изучив статистику ДТП с участием детей через год. Распространение памяток не ограничится одной акцией. Мы планируем продолжить проведение рейдов с участием детей, родителей, конкурсов по созданию новых памяток, листовок, плакатов.

    Заключение

    В ходе исследования, мы узнал и , что в большинстве случаев ребята забывают о мерах предосторожности и когда они поставлены перед срочным выбором: как поступить, то легко впадают в состояние безысходности и незащищенности.

    Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза подтвердилась.

    Чтоб жить, не зная огорченья,

    Играть, трудиться и мечтать,

    Ты должен правила движенья

    всегда и всюду соблюдать!

    Литература

    1.Астахов. П. Я и дорога.-М:ЭКСМО,2009

    2.Воронова.Е.А.Красный.Желтый Зеленый. -Ростов на Дону: ООО «Феникс»,2008

    3. Комментарий к правилам дорожного движения Российской Федерации.-М.: ИДТР, 2009

    4 . http : // vladnews . ru

    5. http : // bezopasnaya - ezda . info /

    6.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.

    7.Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.

    8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.

    9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.

    10. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.



  •  

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!