Для своевременного выполнения государственного оборонного заказа. Государственный оборонный заказ. Хищение средств производится как на уровне заказчика, так и на уровне исполнителя. Основными мошенническими схемами являются

Современная отечественная бронетехника востребована и в России, и за рубежом, что дает возможность предприятиям работать на полную мощность. Фото Виталия Кузьмина

Впервые в новейшей истории нашей страны председателем Военно-промышленной комиссии РФ (ВПК) является сам президент России, и это есть некий сигнал, показывающий особую важность оборонно-промышленного комплекса (ОПК) для дальнейшего развития высокотехнологичных отраслей производства, экономики и страны в целом. И те, кто причастен в той или иной степени к ОПК, должны сделать для себя в первую очередь необходимые выводы, обеспечивающие эффективную работу всего комплекса.

Это касается руководителей разного уровня, от которых зависит состояние российского ОПК, и достаточно большого количества чиновников. Мы все видим, как президент регулярно заслушивает руководителей Минобороны России и оборонно-промышленного комплекса. Успешно проводятся учения, стрельбы, пуски межконтинентальных БР, проверки функционирования важнейших систем вооружения и специальной военной техники. Все это очень положительно влияет на укрепление авторитета ВС РФ, способствует сплочению страны.

Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу решил много вопросов, которые появились при прежнем руководителе военного ведомства. Но до настоящего времени не решен очень важный, на мой взгляд, вопрос - вопрос обеспечения вооружением, военной и специальной техникой Вооруженных сил Российской Федерации, выполнения в установленные правительством и президентом сроки опытно-конструкторских работ, серийного изготовления вооружения, своевременного выполнения государственного оборонного заказа.

Срыв сроков выполнения большого количества важнейших работ достигает нескольких лет. Эта проблема, если ее не решить, с каждым годом будет углубляться, потому что все виды и рода войск ВС РФ все больше и больше при создании современного вооружения используют высокие технологии, новейшие технические достижения, современные программно-аппаратные модули и целые платформы. И причины кроются не в нерадивости отдельных исполнителей гособоронзаказа, они имеют более глубинный характер.

Мне представляется уместным, если эти причины рассмотреть глазами, что называется, рядовой организации – исполнителя гособоронзаказа. В большинстве случаев это – акционерное общество с большим процентом акций у государства и являющееся «дочкой» какой-либо управляющей компании интегрированной структуры. При этом, чтобы показать причины, а они будут характерны для абсолютного большинства случаев, в качестве примера исполнителем гособоронзаказа возьмем предприятие ОПК, которое имеет опыт создания важнейших систем, работает несколько десятков лет в этом направлении, реально создало и поставило на боевое дежурство несколько поколений систем, сохранив при этом свою школу, экспериментально-испытательную базу, имеет как минимум собственное опытное производство и 1–2 тысячи работников.

ВО ГЛАВЕ УГЛА – ЭКОНОМИКА

Первая причина – экономическая. Она является наследием прежнего финансового менеджмента Минобороны России. Несмотря на объективную обоснованность цены задаваемой опытно-конструкторской работы (ОКР), подтвержденной военным представительством, головной научно-исследовательской организацией Минобороны, военные чиновники, проявляя якобы государственную рачительность, цену работы, выносимой на конкурс, уменьшают в два раза относительно предварительных обоснований и в два раза уменьшают срок ее исполнения. Причем без каких-либо объяснений.

Организация – претендент на исполнение этой работы, имеющая все необходимое для выполнения задания гособоронзаказа, не может отказаться от работы даже на таких условиях, потому что большой коллектив может лишиться работы и соответственно зарплаты и возникает еще много других и вполне понятных сопутствующих причин. Учитывая, что организация – претендент на выполнение этой работы исключительно ориентирована на гособоронзаказ, практически не имеет каких-либо других коммерческих заказов (что плохо и неправильно), она «проседает» на базовых экономических показателях в своем регионе. Средняя зарплата на этом предприятии становится в 1,5–2 раза ниже, чем по региону. Это, в свою очередь, приводит к утечке кадров, особенно талантливых молодых специалистов, которые не обременены другими какими-либо обязательствами перед этим предприятием. Такие потери уже более существенны, и становится затруднительным ожидать прорывных разработок и создания вооружения, конкурирующего на мировом рынке, если талантливые молодые специалисты не будут задерживаться в ОПК.

Но на этом экономические проблемы для исполнителя гособоронзаказа не заканчиваются. Можно привести и другой пример, характерный для исполнителя гособоронзаказа, когда есть головной исполнитель, который заключает договор с другими предприятиями, входящими в кооперацию исполнителей. И зачастую головной исполнитель гособоронзаказа на собственные работы предусматривает финансовые ресурсы в требуемом объеме, а некоторым смежникам достается по остаточному принципу, хотя цена работы согласована с военным представительством и достаточно сложно ее еще уменьшить. И когда у руководителя такого предприятия не хватает твердости, авторитета, то тогда работа выполняется с ущербом для этого предприятия, задерживается выдача зарплаты работникам со всеми вытекающими последствиями.

Такие ситуации не являются выдуманными и единичными. К сожалению, они вполне реалистичны и имеют конкретные примеры на сегодняшний день.

Из-за недостаточности выделяемых денежных средств заказчиком, отсутствия оборотных ресурсов у самого исполнителя становится невозможным продолжать работы, а также значительно затягиваются сроки выполнения заданий гособоронзаказа. В последующем это неизбежно приводит к увеличению объемов финансирования для завершения создания перспективных образцов вооружения или в связи с длительными сроками их создания, морального устаревания, невозможности достижения заданных параметров опытных образцов работы прекращаются. К сожалению, такие случаи в последнее время не единичны.

Указанная экономическая причина устраняется вполне понятно и логично. Следует принимать обоснованные решения при определении цен на работы, а если допущена ошибка, то ее необходимо своевременно устранять. Но для этого нужно признать свою ошибку, а это далеко не всегда происходит, и заказчиком не принимается никаких мер по ее исправлению. О причинах этого будет сказано чуть позже.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ИНТЕГРАЦИИ

Вторую причину несвоевременного выполнения гособоронзаказа можно охарактеризовать как организационную. Как правило, каждое акционерное общество входит в состав какой-либо интегрированной структуры и имеет свою управляющую компанию. Целью последней является организация высокотехнологического производства конкурентной продукции, повышение экономической эффективности, обеспечение роста экспорта и диверсификация производства.

На современном этапе развития технологий и создания эффективной продукции по сравнению с тем, что создавалась несколько десятилетий назад, не требуется производить ее большое количество, а значит, нет необходимости только для внутренних нужд иметь крупные серийные производства. Такое производство становится нерентабельным. Поэтому вполне оправданно решение создавать крупные корпорации и холдинги, имеющие возможность выйти на мировой рынок. Но для этого многое необходимо предпринять и многое сделать. Однако далеко не всем интегрированным структурам удается получить необходимые результаты.

В большинстве своем стратегические цели, возложенные на них, не выполняются, и все сводится к бестолковой накачке, малоэффективному контролю и дисциплинарному спросу за срыв установленных сроков, а порой еще и происходит навязывание всяких договоров на оказание услуг со стороны управляющих структур, чтобы как-то оправдать свою коммерческую сущность и зарабатывать деньги для обеспечения высоких окладов своим работникам. Чтобы придать существующим предприятиям оборонно-промышленного комплекса инвестиционное развитие, создать условия для успешного выполнения гособоронзаказа, повысить эффективность управления, организуя центры компетенций по конкретным направлениям деятельности, снижая при этом затраты и создавая в конечном счете условия для производства конкурентно способной продукции, необходим совершенно другой механизм управления производством и подготовки кадров для реализации указанных целей. Безусловно, это сложная, но достойная задача, которую необходимо решать.

Кроме того, хорошо бы активизировать работу профильных министерств, федеральных агентств и госкорпораций, сосредоточив их внимание на обеспечении взаимосвязи фундаментальной науки Российской академии наук с прикладной, имеющей выходы на конкретные результаты для использования в финишной продукции, создаваемой предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса.

ПОРА ПЕРЕНЯТЬ ОПЫТ ПРОШЛОГО

Третьей причиной, которая по значимости, по мнению автора, может считаться первоочередной, является отсутствие в Минобороны России заказывающих структур, обеспечивающих по видам вооружений выполнение всех задач их жизненных циклов – от создания, серийного изготовления, ремонта, поддержания в боеготовом состоянии и до утилизации.

Именно такой подход к системе вооружения ВС РФ, реализуемый в течение многих десятилетий, показал свою эффективность. Именно в этом случае в структуре заказчика вооружения, военной и специальной техники имелись все необходимые для решения данной задачи атрибуты. Это и подчиненные военные представительства, и научно-технические организации, и полигоны, и космодромы, и финансовые органы, а также юридические и другие подразделения.

Существующий приказ министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2014 года № 029 и Инструкция по реализации Министерством обороны Российской Федерации функций государственного заказчика государственного оборонного заказа в части вооружения, военной и специальной техники ввели в контур взаимодействия большое количество органов военного управления, отвечающих за отдельные функции, но нет структуры, отвечающей за весь комплекс вопросов, который необходимо решать заказчику вооружений, военной и специальной техники и нести за это ответственность.

Советом безопасности Российской Федерации в 2000 году была сформирована Концепция создания единого заказывающего органа, и был запущен механизм реформ видовых заказчиков. К сожалению, сложившаяся система вооружения, включающая в себя видовые заказывающие органы, подчиненных им военпредов, военных инженеров-испытателей на полигонах, научных сотрудников в научно-исследовательских организациях Минобороны, была ликвидирована, а единый заказывающий орган не был сформирован.

Невозможно рассчитывать на успех какой-либо деятельности, если в целом за эту деятельность никто не отвечает. Необходимо устранить эту проблему и вернуть полнокровную структуру заказывающих органов, отвечающих за все вопросы обеспечения ВС РФ вооружением, в том числе за эффективное использование выделяемых бюджетных средств на государственную программу вооружения, создание перспективных вооружений в заданные сроки и поддержание их в боевой готовности.

Сегодня ответственность за эти важнейшие функции размыта между многочисленными структурами. Это, в свою очередь, приводит к тому, что недопустимо долго формируются военными органами тактико-технические и технические задания (ТТЗ и ТЗ) на опытно-конструкторские работы, а также директивы, определяющие порядок объектовых испытаний опытных образцов вооружения. Военпреды тоже не обременены заботой об отработке вооружения в заданные сроки.

Должны быть созданы условия, которые обеспечивали бы завершение отработки систем и комплексов, находящихся в большой степени готовности, вводились бы в эксплуатацию и принимались бы на вооружение. На мой взгляд, совсем не очевидна в правильности мера, когда опытно-конструкторская работа, не укладывающаяся по выполнению в установленные сроки, исключается из гособоронзаказа и не финансируется. В этом случае проигрывают все,и первую очередь ВС РФ, которые лишаются возможности использовать перспективное вооружение как можно быстрее. И как отмечалось ранее, в настоящее время реалии таковы, что некоторые системообразующие опытно-конструкторские работы закрываются и не доводятся до их принятия на вооружение. И в этом случае вина в первую очередь лежит на заказчике. Было бы правильно, если каждый случай прекращения ОКР стал бы чрезвычайным и тщательно исследовался, чтобы в последующем можно было бы исключить причины срыва при реализации других работ. А причины могут быть разные – организационные, технические, экономические и другие. Мне приходилось говорить об этом еще пять лет назад в материале «Барьеры перед инновационным развитием вооружений», опубликованном в «НВО» (№ 5, 11–17 февраля 2011 г.).

В упомянутой статье я обращал внимание на то, что, для того чтобы создать необходимый научно-технический потенциал в отечественной промышленности, Минобороны России выделяются в рамках государственной программы вооружений большие финансовые ресурсы на соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также базовые технологии. Кроме того, каждый этап создания перспективного вооружения принимается заказчиком, который обязан нести ответственность за их качественное и своевременное выполнение и, наконец, за эффективное использование бюджетных средств на эти цели. А этого в настоящее время не происходит. Более того, странно слышать иногда негодование со стороны Минобороны России на претензии промышленности в задержке выдачи ТТЗ на опытно-конструкторские работы и другие директивные указания на проведение отработки опытных образцов вооружений. Ведь понятно же, если значительно затягиваются заказчиком сроки выдачи ТЗ на опытные образцы, то, естественно, и уменьшается время выполнения этой работы.

БОЯЗНЬ НАКАЗАНИЯ

А теперь о причинах нежелания заказчика устранять экономические ошибки. Мне неоднократно жаловались представители заказывающих структур о многочисленных запросах прокуратуры по поводу корректности их действий. При этом у многих постоянно присутствует боязнь оказаться под следствием и появляется стремление максимально обезопасить свою семью от лишних переживаний.

А малочисленность заказывающего органа (буквально один человек обеспечивает сопровождение нескольких направлений) не позволяет оперативно решать вопросы, возложенные на заказчика.

В мае текущего года исполнится 70 лет со дня образования Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО), которое в течение 55 лет (до его ликвидации) успешно обеспечивало функции государственного заказчика для РВСН. До настоящего времени стоят на боевом дежурстве ракетные комплексы, которые значительно перекрыли установленные гарантийные сроки эксплуатации, подтверждая заданные тактико-технические характеристики в ходе ежегодно проводимых реальных пусков межконтинентальных баллистических ракет.

В течение 1994–2001 годов мне была оказана честь возглавлять эту славную структуру. Поэтому, пользуясь случаем, позвольте поздравить всех ветеранов ГУРВО, военпредов, инженеров-испытателей, военных ученых с этой знаменательной датой.

Я абсолютно уверен в том, что только единая заказывающая структура, возглавляемая заместителем главнокомандующего или командующего видом или родом войск, включающая в себя все необходимые для успешного функционирования составляющие или находящиеся в подчинении – военпредов, военных ученых, экономистов, юристов, инженеров-испытателей на полигонах и единолично отвечающая за своевременное создание и серийное изготовление с заданными характеристиками техники, способна эффективно решать задачи обеспечения вооружением.

Только специалисты, имеющие профессиональные знания законодательной и нормативной базы создания и отработки техники, обладающие опытом практического выполнения всех этапов жизни вооружения и владеющие всеми процессами и алгоритмами функционирования системы вооружения, могут эффективно выполнять задачи по реализации государственных программ вооружения, государственных оборонных заказов, других федеральных целевых программ. Поэтому заказывающие структуры всегда формировались за счет офицеров, имеющих опыт испытаний на полигонах, контроля разработки и изготовления на предприятиях ОПК, из научных сотрудников научно-исследовательских учреждений (НИУ) МО РФ и тщательного отбора кадров с персональной ответственностью рекомендующих в заказывающие органы.

Существующая сегодня практика выполнения функций заказчика в виде дополнительной нагрузки кроме других должностных обязанностей офицеров оперативных управлений штабов видов и родов войск, главкоматов, командований и служб, различных департаментов Минобороны России не обеспечивает компетентного решения вопросов обеспечения вооружения и размывает ответственность.

Было бы целесообразно провести анализ деятельности заказывающих органов прежних лет и все лучшее использовать и сегодня.

В этой же обойме, обеспечивающей эффективную деятельность оборонно-промышленного комплекса, находится институт генеральных и главных конструкторов направлений вооружения. Здесь представляется важным назначать на эти должности инженеров с большой буквы, имеющих опыт создания такого рода продукции и снискавших на этом поприще как минимум уважение и почет коллег.

1. Система размещения и исполнения государственного оборонного заказа - состояние и направления развития в 2019 г.:

  • Цели Гособоронзаказа – 2018. Влияние Контрактной системы закупок (44-ФЗ) на регулирование поставок для предприятий ОПК;
  • Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года - обновленный перечень процедур для определения поставщиков. Переход к электронным закупкам. Особенности проведения электронных аукционов. Обязательность усиленной квалифицированной электронной подписи. Запрет бумажной формы проведения закупок с 1 января 2019. Изменения в правилах ведения различных реестров в ЕИС. Обновленные правила проведения открытых конкурсов. Изменения в размере суммы обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.
  • Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 № 1663 "Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок"

2. Учет действующей нормативно-правовой базы в системе ГОЗ. Обзор и комментарии к основным НПА, регламентирующим порядок размещения и исполнения контрактов в сфере государственного оборонного заказа 2019 года:

  • Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 г. N 1465 (Новое Положение о государственном регулировании цен на продукцию по гособоронзаказу);
  • Федеральный закон 263-ФЗ от 29.07.2018 (Новая редакция 275-ФЗ в отношении уполномоченных банков);
  • Федеральный закон от 29.12.2017 N 469-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 УПК РФ»;
  • Изменения в 223-ФЗ (496-ФЗ от 31.12.2017 и 505-ФЗ от 31.12.2017) и в 44-ФЗ(504-ФЗ от 31.12.2017) вступившие в силу с 1 июля 2018 года;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04 мая 2018 г. № 543 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности»;
  • Приказ Министра обороны от 8.10.2018 № 554 о порядке и сроках представления (истребования) Отчета о выполнении государственного контракта, контракта по ГОЗ;
  • Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 (зарегистрирован в Минюсте России 18.04.2019)

3. Требования системы внешнего сопровождения денежных средств:

  • Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу. Грубое нарушение требование по исполнению госконтрактов ГОЗ
  • Понятие и особенности «нецелевого использования» финансовых средств;
  • Проблемы закупок в рамках кооперационных связей: тендерные конкурентные отборы и закупки у единственного поставщика, роль и задачи предварительных квалификационных отборов для решения программ локализации производств для импортозамещения;
  • Примеры из судебно-арбитражной практики в системе гособоронзаказа.

4. Риск-ориентированная система контроля: когда ждать проверку ФАС:

  • Система мониторинга платежей по гособоронзаказу – основа прозрачности взаимоотношений участников контрактных обязательств;
  • Как открыть личный кабинет в Единой информационной системе ГОЗ;
  • Идентификатор государственного контракта (ИГК): значение, содержание и характерные признаки при контрактации ГОЗ;
  • Критерии риск-ориентировок: как они влияют на систему контроля в сфере ГОЗ?

5. Формирование цен на продукцию ГОЗ с учетом: введение единых правил ценообразования при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа. Что является ресурсами ГОЗ? Для чего выделяются денежные ресурсы. Что подразумевается под госрегулированием ценообразования выделяемых ресурсов ГОЗ?

  • Новые принципы и подходы к формированию цен на оборонную продукцию: правило «исходного треугольника.
  • Определение прогнозных цен, методы ценообразования: метод анализа рыночных индикаторов»; «метод сравнимых цен»; модифицированный «затратный метод»; «индексный» метод расчёта цен; базовые цены продукции и порядок их применения; временной диапазон планирования цен. Мотивационная модель ценообразования в сфере ГОЗ; новые методы определения цен и установления начальной (максимальной) цены закупки: порядок формирования и обоснования; перевод ориентировочной цены в фиксированную цену, в т.ч. поставляемую единственным поставщиком.

6. Факторы госрегулирования, влияющие на формирование цены продукции ГОЗ.

  • Обоснование выбора метода определения цен при поставках продукции оборонного назначения. Источники информации и порядок подтверждения заявленного уровня себестоимости. Прибыль и рентабельность по-новому. Условия получения (основания неизъятия) дополнительной фактической прибыли при исполнении ГОЗ. Состав затрат, принимаемых в качестве основы себестоимости при определении цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. При каких условиях теперь можно предприятию получить финансовый результат больше 20%?
  • Влияние способа выбора Исполнителя на ценообразование в сфере ГОЗ. Тендерные отборы Исполнителя: выбор способа определения начальной (максимальной) цены контракта. Рекомендации ФАС по проведению торгов, обеспечивающих принцип «чем больше я плачу налогов государству, тем дороже я продаю товар государству». Закупка у единственного поставщика: государственное регулирование ценообразования на всех этапах планирования, исполнения и завершения контракта в сфере ГОЗ.
  • Новые возможности увеличения сметы в рамках заключенного гос. контракта. Что делать если у Поставщиков цены полезли вверх, а контракт выполнять надо? Возможность пересчета цены продукции: условия и порядок пересмотра цен.

7. Учетная политика предприятия – документ, свидетельствующий о корректности целевого использования. Что сделать для создания Учетной политики, как надежного инструмента регулирования процессов распределения средств на отдельных счетах предприятий?

8. Меры по снижению рисков привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований целевого использования государственных средств при выполнении контрактов ГОЗ.

9. Какая информация должна войти в современную редакцию Контракта ГОЗ.

  • Формула программно-целевого метода управления государственными оборонными заказами: как она работает в системе управления промышленного предприятия, производственной кооперации ГОЗ, корпорации;
  • Рамочные контракты, особенности применения рамочных соглашений в системе ГОЗ.

10. Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках ГОЗ: не смешиваем затраты на «гражданку и оборонку».

  • Требования законодательства о необходимости ведения раздельного учета, ответственность за неисполнение требований НПА по данному вопросу;
  • Особенности организации раздельного учета затрат в соответствии с Постановление Правительства РФ №47 в редакции Постановления от 04 мая 2018 г. № 543. Состав и содержание расходов предприятия. Методика распределения прямых и косвенных затрат. Внепроизводственные затраты. Обоснование и подтверждение распределения накладных расходов в разрезе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, в т.ч. заработной платы административного персонала, электроэнергии, аренды производственных или офисных помещений и т.п. Оптовые закупки и формирование складских запасов. Как взаимодействуют кассовый метод и метод начислений затрат в системе раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности?

11. Роль военных представительств государственного заказчика при выполнении госзаказа и приемке его результатов. Правовая база деятельности военных представительств. Заключение о цене военной продукции. Часто встречающиеся замечания по расчетно-калькуляционным материалам, виды контроля и проверок со стороны ВП.



12. Основные различия между банковским и казначейским сопровождением: какие контракты подлежат казначейскому сопровождению с 01 января 2018 г.?



13. Банковское сопровождение ГОЗ:

  • Федеральный закон № 263 от 29.07.2018. Переход из ранее уполномоченных банков в иной уполномоченный банк, определенный решением Правительства Российской Федерации, в том числе порядок перевода остатков отдельных счетов. Изменения режима отдельного счета.
  • Запрещенные банковские операции;
  • Оформление платежных поручений.

14. Банковское сопровождение контрактов ГОЗ в зависимости от типа операций и оформление документов к ним:

  • Переводы между отдельными счетами. Можно ли применить «перекрестное» финансирование с нескольких отдельных счетов для исполнения гособоронконтрактов?
  • Операции по оплате товаров, услуг, работ, цена которых подлежит государственному регулированию;
  • Операции по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС и иные обязательные платежи в бюджетную систему РФ. Ограничения по данному вопросу со стороны Центробанка.
  • Заработная плата: какие документы необходимо предоставить в Уполномоченный банк для выплаты денежных средств в оплату труда? На что обращают внимание контролеры при проверке оплаты труда. Спорные ситуации начисления и выплаты заработной платы.
  • Особенности иных, не запрещенных режимом отдельного счета, операций:
  1. тщательно планируем иные расходы на 5 или 3 млн. рублей, т.к. неиспользованные в текущем месяце лимиты не переносятся на следующий период;
  2. платежи в пользу Поставщиков, не открывающих отдельные банковские счета
  3. иные расходы в пользу физических лиц запрещены, а что делать с оплатой командировочных расходов подотчетников?
  • Злободневные вопросы операций по перечислению прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями:
  1. Сколько предприятию можно заработать при исполнении контрактных обязательств в ГОЗ? Что будет, если фактическая прибыль в результате не соответствует плановой (расчетной)?
  2. При каких условиях прибыль можно снимать частично, не дожидаясь закрытия всего контракта?
  3. Можно ли снять прибыль из средств аванса Заказчика?
  4. Как Центробанк влияет на уровень прибыли Исполнителя?
  • Возмещение понесенных исполнителем расходов: какие особенности возмещения с отдельного счета ранее понесенных расходов для своевременного исполнения контрактных обязательств следует учесть для предупреждения «зависания» денежных средств?
  • Оплата импортных комплектующих, схема оплаты договорных обязательств через коммерческий или уполномоченный банк;
  • О возврате денежных средств или приостановке операций;
  • Закрытие отдельного банковского счета. Схема закрытия госконтрактов и списание средств с отдельного банковского счета.

15. Казначейское сопровождение государственных оборон ных контрактов в 2019 году, в том числе заключенных в 2017-2018 гг. и планируемых к заключению в 2019 году. Правовое регулирование.

  • Постановление правительства РФ от 28 декабря 2018 года № 1702 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказав валюте Российской федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
  • Приказ Минфина России от 27.12.2018 N 290н (Об утверждении критериев приостановления операций по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа);
  • Приказ Минфина России от 11.12.2018 № 259н "Об утверждении порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
  • Приказ Минфина России от 10 января 2019 г. № 4н “О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
  • Приказ Федерального Казначейства от 09 января 2019 г. № 3н «Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
Практические вопросы работы в рамках казначейского сопровождения средств, получаемых по контрактам ГОЗ.
  • Схема казначейского сопровождения государственных контрактов. Идентификатор Государственного контракта (ИГК) при казначейском сопровождении. Новые правила из приказа Федерального Казначейства от 09.01.2019 № 3н. Малые контракты – деньги на расчетный счет предприятия. На какие цели разрешается перечисление средств на расчетные счета Исполнителей гособоронзаказа в кредитной организации?
  • Открытие лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса
  • Перечень документов для обеспечения процесса взаимодействия с казначейством. Что необходимо сделать для электронного документооборота?
  • Перечень запрещенных и разрешенных операций при казначейском сопровождении;
  • Необходимые условия, включаемые в государственные контракты (контракты, договоры), предусматривающие авансовые платежи;
  • Сведения о направлении расходования целевых средств;
  • Какие отчеты о предприятиях и как часто Территориальные органы казначейства отправляют в информационную систему?
  • Обязательные условия, включаемые в государственные контракты, контракты (договоры) при казначейском сопровождении. Документы, необходимые для санкционирования расходов с лицевых счетов в казначействе;
  • Что проверяет Казначейство при санкционировании целевых расходов исполнителя, соисполнителя;
  • Казначейский аккредитив: новое на основе хорошо отработанного старого.

16. Виды проверок организаций-исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом

17. Господдержка оборонных предприятий на основе Государственной программы вооружений на 2018-2027 гг. Государственно-частные партнерства. Федеральные адресная и целевые программы.

Подведение итогов. Обсуждение наиболее актуальных тем и ответы на вопросы.


Обеспечение военных объектов давно ведется при помощи специализированных компаний, которые являются исполнителями гособоронзаказа, представляющий собой отношения между заказчиком и исполнителями по модернизации, оснащению армейской сферы Российской Федерации.

Все действия и нюансы вопросов по гособоронзаказу обозначены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Несмотря на подробное изложение казалось бы всех моментов, в силу того, что он достаточно новый возникает масса вопросов, которые касаются различных его сфер.

Кто является заказчиком и исполнителями по государственному оборонному заказу?

Относительно вышеуказанного закона заказчиком услуг является Министерство обороны, «Росатом» или «Роскосмос», которые поручают выполнение различных работ специализированным компаниям, чья деятельность связана с питанием, швейным делом, ремонтными работами, созданием военной техники и прочим, связанным с оборонной промышленностью.

Относительно исполнителей есть их некоторая классификация, которая создана на основе ФЗ №275 ст.3 п.2-4:

— головной исполнитель представляет собой юридической лицо, которое было создано в соответствии с законодательством РФ и имеющее заключенный договор (контракт) на выполнение гособрзаказа;
— непосредственно исполнитель работ, которым может быть только лицо, являющееся частью кооперации головного исполнителя и имеющее заключенный контракт (договор) на оказание соответствующих услуг.

Законодательная база предусматривает некоторые права и обязанности головного исполнителя, среди которых:

— имеет право запрашивать у исполнителей требуемую информацию (о контрактах, связанных с кооперацией), а также получать необходимые данные с разрешения уполномоченного органа из ЕИС;
— имеет право согласовывать с заказчиком изменение условий контракта относительно возмещения расходов, создания запасов или использования тех или иных материалов;
— имеет право выбрать исполнителей, согласовывать с ними цену контракта, сроки его выполнения и сумму финансирования, но при этом головной исполнитель обязан соблюдать гостайну;
— обязан соблюдать режим отдельного счета;
— обязан выбрать банк, где будет открыт отдельный счет исполнителя на получение средств по гособоронзаказу;
— обязан предоставить информацию по каждому исполнителю по первому требованию госзаказчика, финансовой комиссии или банка;
— должен предоставить информацию, для того, чтобы контролировать распоряжения;
— обязан контролировать исполнение контракта выбранными лицами кооперации, которые должны знать, что выполняют гособоронзказ;
— обязан обеспечить выполнение условий госконтракта;
— должен проводить испытания образцов, которые необходимы для того, чтобы итоговый результат соответствовал требованиям техрегулирования, договору и качеству;
— обязан обеспечить заказчику полный контроль за процессом выполнения договора;
— обязан вести отдельный финансовый учет по каждому отдельному контракту;
— должен обосновать по запросу заказчика стоимость конечного результата или изменение цены контракта;
— обязан по исполнению контракта закрыть счет.

Среди обязанностей исполнителя отмечают:

— выполнить работы по контракту, которые соответствуют его требованиям;
— заключить договор с банком, выбранным головным исполнителем;
— если имеются другие исполнители, то они должны быть уведомлены о необходимости заключения договора с банком, который выбрал головной исполнитель, при этом обратить внимание, что договор должен быть заключен на отдельный счет по каждому контракту (если их несколько);
— при заключении контрактов с другими исполнителями обязан указать идентификатор госконтракта в договоре;
— обязан соблюдать режимы отдельного счета;
— должен вести расчеты с другими исполнителями посредством отдельного счета, банк для которого выбран головным исполнителем;
— предоставлять данные о каждом исполнителе по запросу головного исполнителя, заказчика, финансовой комиссии или банка;
— предоставлять данные, которые необходимы для контроля распоряжений;
— предоставлять головному исполнителю данные по каждому договору, заключенному с другим исполнителем;
— обеспечивать исполнение договорных обязательств другими исполнителями, обращать их внимание на то, что контракт является оборонным;
— обязан планировать и проводить тестирование образцов для того, чтобы быть уверенным в соответствии требованиям и качеству итогового результата;
— должен обеспечить заказчику, головному исполнителю возможность контролировать процесс выполнения контракта, по каждому из которых производится отдельный финансовый учет;
— если головной исполнитель потребует исполнитель обязан предоставить информацию о затратах по выполнению контракта;
— по окончании работ, описанных в контракте, подать заявление о закрытии счета.

Как создается и утверждается государственный оборонный заказ?

Основанием для создания ГОЗ служит военная доктрина РФ, планы строительства, развития военной сферы, запланированные программы вооружения или долгосрочные проекты, связанные с планами военно-технического сотрудничества, а также приказы и решения Правительства РФ (ФЗ№275 гл2., ст.4 п.1), которые формируются Военно-промышленной комиссией ежегодно с планированием на следующий год или плановый период, предложенный госзаказчиками. Предложения по ГОЗ, его показателям разрабатываются в соответствии с порядком регулирования стоимостного компонента на товары, которые предполагается поставляться по ГОЗ и теми видами цен, которые применимы к товарам ГОЗ.

Процесс формирования оборонного заказа состоит из 2 этапов:

1. Создание проекта с базовыми показателями гособоронзаказа,

2. Проект ГОЗ.

После того, как они пройдены оборонный заказ вносится в правительство РФ.

Для того, чтобы организовать работы на этапе формирования ГОЗ и определить его базовые показатели Комиссия создает план-график, где определяется последовательность, срок выполнения и содержание услуг. Для того, чтобы рассмотреть созданные предложения, создается межведомственная группа, состав которой утверждается председателем Комиссии.

Благодаря такому утвержденному порядку создания ГОЗ, его базовых показателей можно увеличить эффективность планирования, размещения и реализации ГОЗ. Кроме того, своевременное исполнение оборонного заказа ведет к стабильной работе предприятий оборонно-промышленного комплекса и усилению обороноспособности РФ.

Государственный оборонный заказ может включать в себя:

— исследовательские, конструкторские услуги, которые направлены на создание, совершенствование техники, ее утилизации;
— исследовательские, конструкторские работы, которые направлены на развитие научной, проектной и технологической базы компаний для того, чтобы впоследствии выполнять контракты ГОЗ;
— поставку материалов, комплектующих, вооружения, техники, имущества, продовольственных и непродовольственных товаров;
— ремонт улучшение техники, вооружения, их сервисное обслуживание;
— услуги утилизации химического оружия;
— строительные, реконструкционные работы, а также услуги, связанные с перевооружением военных объектов, которые обеспечивают нужды;
— мобилизационные работы.

Важную роль также играют условия госконтрактов, которые определяются на правительственном уровне. Среди основных пунктов договора весомую роль также играют общие положения, права, обязанности сторон, содержание работ, также возможны включения в госконтракт условий, которые напрямую связаны с выполняемыми работами, услугами и спецификой продукции.

На данный момент существуют типовые формы и условия подобных контрактов, которые рекомендуется включать в свои документы госзаказчикам, головным исполнителям и соисполнителям.

Утверждение ГОЗ осуществляется Правительством РФ поле подписания Президентом РФ документа, утвержающего бюджет на следующий финансовый год или плановый период. Кроме проекта утверждаются и госзаказчики. На основании ст.5 п.3 ФЗ№275 если происходят корректировки в бюджете, то и ГОЗ может уточняться и изменяться в соответствии в с порядком, установленным Правительством РФ.

Как происходит размещение государственного оборонного заказа?

Размещение ГОЗ осуществляется с целью выявления поставщиков, которые выбираются заказчиком в соответствии с ст.24 ФЗ №44 от 5.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На его основе выделяется несколько способов отбора исполнителей:

— открытый конкурс – самый популярный вид отбора, который используется для поиска исполнителей, выполняющих сложные работы. Размещается информация о таких конкурсах в единой информационной сети. Участником может стать любой исполнитель, который соответствует предъявленным требованиям, которые подробно описаны в конкурсной документации. Результаты конкурса и его проведение имеет публичный характер;
— закрытый конкурс похож на открытый, но участники не самостоятельно принимают решение об участии, а действуют на основании официального приглашения от заказчика. Он проводится при закупах (если сведения составляют гостайну), при заказе услуг по уборке помещений, подбора водителя, страхованию, охране, перевозке ценностей.

Результаты конкурса и процесс его проведения являются закрытой информацией;
— конкурс с ограниченным количеством участников (закрытый/открытый) проводится только в случаях необходимости выполнения работ или поставки сложных товаров или услуг (когда поручить выполнение заказа могут выполнить только исполнителям с определенным уровнем квалификации). Данный вид конкурса проводится в один этап, но существует предквалификационный отбор, во время которого могут предъявляться дополнительные требования к исполнителям. Заказчик выбирает того исполнителя, который предложит наиболее выгодные условия;
— конкурс, состоящий из 2 этапов (закрытый/открытый) проводится с целью подбора исполнителей контракта на выполнение исследовательских, проектных, экспериментальных, изыскательских работ или поставку товаров инновационного или выокотехнологичного типа. Его первым этапом является сбор заявок без указания стоимости, но с уточнением характеристик и критериев заказа. Второй этап конкурса представляет собой отбор по ценовому аспекту.
— электронный аукцион актуален для тех случаев, когда заказчик обладает точной информацией об объеме продукции (услуги) и ее качестве. Аукцион проводится в открытой форме для участников, имеющих электронные подписи (ЭЦП)и аккредитация на одной из государственных электронных площадок (ЭТП). Заявки для просмотра доступны всем участникам, что позволяет корректировать выдвинутое предложение для победы в конкурсе;
— закрытый аукцион позволяет участвовать лишь тем, кто получил приглашения от заказчика. Он используется в качестве способа выбора исполнителя, когда необходимо реализовать федеральные нужды, составляющие с гостайну, убрать помещения, обеспечить услугами водителя.

Существует несколько этапов размещения информации о проведении конкурса на определение исполнителя:

1. Подготовка конкурсной документации, которая включает в себя описание услуги или работы, порядок предоставления заявок, критерии оценки предложений, проект контракта, размещаемого в единой информационной системе (ЕИС);

2. Публикация извещения осуществляется в ЕИС, если речь идет об открытом конкурсе. Если отбор участников будет проводиться при помощи электронного аукциона или сумма контракта до 3млн.руб., то публикация происходит за 7 дней до даты окончания приема заявок, если сумма превышает 3млн.руб, то информация публикуется да 15 дней. Не редко публикация производится в специализированных СМИ;

3. Размещение в открытом доступе конкурсной документации происходит одновременно с извещением о проведении открытого конкурса в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты изучения предложений участников. Если условия контрактов меняются, то об этом также упоминается в ЕИС.

Говоря о ценовом аспекте государственного контракта, то она определяется путем конкурентоспособных исполнителей и цены госконтракта, если размещение происходит у единственного поставщика. В случае исполнения госконтракта по поставке товаров, заключенного на срок от 3 лет, происходит изменение цены, то стоимость контракта может быть изменена.

Целевое и нецелевое использование средств государственного оборонного заказа

После того, как выбран исполнитель для выполнения задач контракта, он получает средства на отдельный счет в выбранном заказчиком банке для выполнения запланированных работ. Для ведения финансовой отчетности необходимо учитывать использованные средства, которые разделяются на целевые и нецелевые.

Целевое использование средств ГОЗ представляет собой применение полученных из госбюджета средств на заранее оговоренные цели, например, на модернизацию техники или вооружения. При этом заранее должны быть распределены средства на каждый вид работ исполнителей.

Соответственно, нецелевым использованием средств ГОЗ признаются средства, которые использовались для оплаты целей, которые полностью или частично не соответствуют целям, определенным в контракте:

— использование средств на оплату расходов, которые не предусмотрены договором;
— не законное перемещение средств с одной бюджетной позиции на другую;
— использование средств ГОЗ для оплаты расходов, которые должны осуществляться из других источников;
— использование выделенных средств на оплату работ и услуг, которые не связаны с выполнением контракта;
— финансирование строящихся объектов, которые не имеют отношения к реализации контракта.

Контроль перемещения средств отслеживается банковским сопровождением, которое включает в себя:

— мониторинг расчетов (контроль распоряжений о переводе средств для исполнения сопровождаемой сделки с обязательным открытием отдельных счетов);
— передача заказчику данных о расчетах по ГОЗ и участниках расчетов (документы, на основании которых производится платеж);
— предоставление информации по счету и выполнение прочих обязательств на основании ФЗ №275.

Контроль предприятий, выполняющих ГОЗ

Контролирующим органом для компаний, которые выбраны исполнителем ГОЗ, является Военные представительства МО РФ (ВП МО РФ). Они действуют на основании Положения Правительства РФ от 11 августа 1995года №804. Военпреды входят в состав Вооруженных Сил РФ. Среди их обязанностей отмечают контроль качества, приемка военных товаров, участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военных товаров, выполнение исследовательской, конструкторской работы, аванпроектов, а также осуществляют выдачу заключений о стоимости оборонной продукции.

Методы хищения средств государственного оборонного заказа

Хищение средств производится как на уровне заказчика, так и на уровне исполнителя. Основными мошенническими схемами являются:

— оформление договора на фирму-однодневку (хищение со стороны исполнителя), которая впоследствии обналичит средства за якобы оказанные услуги и поделит средства между «заказчиком» и владельцем фирмы;
— в акте приемки указываются типы работ, которые по факту не осуществлялись;
— разделение крупной поставки на множество мелких — на основании ФЗ 44 контракты, стоимость которых менее 100 тыс.руб не требуют проведения конкурсных мероприятий. Соответственно крупная сделка, например, в 950 000руб может быть разбита на 10 контрактов по 95тыс.руб каждый, что в итоге позволит совершить хищение на крупную сумму. Как показывает практика, этот способ часто используется там, где нельзя получить фактическое доказательство не использования средств, например, в обеспечении питанием, ГСМ и прочим. Так, прокурор, решивший провести проверку выполнения качества ГОЗ по данным сферам, сможет только «попробовать» самостоятельно выпущенные продукты, так как экспертиза требует достаточного вложения средств, которые не выделяются. Собственные ощущения не являются доказательной базой, соответственно и доказательств некачественного или вовсе не исполнения таких мелких контрактов не получится собрать.
— проведение конкурса, победа в котором достанется заранее выбранному исполнителю. Для этого используется несколько способов:
Установка «специальных» условий, которым соответствует только один поставщик,
Установка сроков, которые сможет соблюсти единственный поставщик,
Среди одного из требований выделяется особая аккредитация участников, например, установка особого оборудования, получение специализированной лицензии, чтобы итоговый результат соответствовал требованиям (стандартам). При этом данное оборудование или лицензию можно приобрести только у одной компании,
Создание особых ценовых предложений, например, продукт с огромной скидкой или по цене на много ниже средней среди других поставщиков.

Все эти методы используют как заказчики, так и исполнители различных уровней. В силу того, что доказательной базы как таковой нет, то и предъявить статью мошенничество удается далеко не каждому участнику договорных отношений в ГОЗ.

Рассмотрим, один из примеров мошенничества, где будет описана ситуация о завышении стоимости и объемов закупок.

Прокуратура возбудила уголовное дело о хищении средств при заключении ГОЗ на поставку угля для нужд МО РФ. В ходе проверок были выявлены серьезные нарушения, которые были допущены должностными лицами Главного управления МО. Основной ошибкой несмотря на условия контракта было допущение коммерческих организаций, которые не являлись угледобывающими предприятиями и не имели необходимых ресурсов. Несмотря на это они были объявлены победителями. После этого подчиненным давались распоряжения принимать уголь по завышенной цене, а также на основании допсоглашений осуществлялась приемка топлива сверхъобъема. В результате таких действий был нанесен вред государству в размере 50млн.руб.

Уголовная и административная ответственность за нецелевое использование средств ГОЗ или их хищение

В силу активных мошеннических действий была создана система наказания, которая представлена так:

— административный штраф 500тыс.руб для должностных лиц или увольнение, для юридических лиц штраф до 25% от суммы нецелевого использования;
— если преступление совершено в особо крупном размере и имеется совокупность признаков преступления, то предусмотрено уголовное наказание на срок до 20 лет тюремного заключения за расходование средств, которые предназначались для выполнения работ ГОЗ на цели, не связанные с ним;
— также уголовное наказание предусматривается и за расходование бюджетных средств заказчиком или группой лиц, находящихся в сговоре, по ГОЗ на цели, которые не имеют отношения к выполнению заказа. Если речь идет о крупном размере (свыше 6млн.руб), то речь может идти о 7-20 годах тюрьмы, если о меньшей сумме, то до 6 лет заключения.

Вопросы совершенствования законодательства в сфере государственного оборонного заказа обсудили в рамках выездного заседания комитета областного Законодательного собрания по экономике и промышленности, которое провел председатель комитета Олег Лавричев.

Заседание проходило в корпоративном учебном центре Нижегородского завода 70-летия Победы. В нем приняли участие председатель комитета по обороне Государственной Думы Владимир Шаманов, председатель ЗС НО Евгений Лебедев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников, а также депутаты Законодательного собрания и представители оборонных предприятий, выполняющие ГОЗ.

Сложная международная обстановка диктует быстрое принятие решений и их реализацию, - отметил Олег Лавричев. - В этой связи требуется постоянная качественная работа по совершенствованию законодательства, в том числе в сфере ГОЗ. По мнению многих руководителей предприятий ОПК области, надо продолжить дальнейшую работу по совершенствованию федерального закона с учетом накопленного опыта его правоприменения. Так, необходимо решить вопрос об обязательном возмещении затрат на проезд и найм жилья работникам ОПК во время нахождения в командировках. Кроме того, учитывая дефицит квалифицированных кадров и необходимость привлечения молодых специалистов, требуется законодательно урегулировать возможность возмещать затраты на выплаты стимулирующего характера, направленные на дополнительную мотивацию персонала. К примеру, такие как возмещение процентов по ипотеке, повышение квалификации. Также законодательно необходимо скорректировать систему использования отдельных счетов, допуская использование средств с одного госконтракта на другие, на досрочное погашение ранее привлеченных кредитов и процентов по ним, на создание страховых запасов и техническое перевооружение.

В рамках заседания был затронута тема диверсификации. С утверждением новой Государственной программы вооружения на период с 2018 по 2027 гг. приоритет государства будет смещен в сторону производства нового высокотехнологичного оружия, в результате чего доля оборонных заказов будет постепенно снижаться.

В данное время доля гражданской продукции в общем объеме производства регионального оборонно-промышленного комплекса составляет около 40%, однако это средний, общий по отрасли показатель, - подчеркнул Евгений Лебедев. - На многих отдельных предприятиях он значительно ниже. С целью выполнения задачи, поставленной на федеральном уровне, по диверсификации ОПК, правительство региона ставит задачу перед предприятиями оборонки к 2025 году увеличить выпуск гражданской продукции до 40%, а к 2030 году этот показатель должен быть не менее 50%.

Олег Лавричев, в свою очередь, отметил, что в процессе диверсификации предприятий ОПК важна поддержка государства. При разработке и освоении высокотехнологичной гражданской продукции отечественные предприятия должны иметь приоритет в госзакупках перед импортными производителями аналогичной продукции для покрытия издержек освоения и обеспечения гарантий сбыта товара.

Обсуждались вопросы применения положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Как пояснил представитель Федеральной антимонопольной службы РФ Максим Овчинников, новое положение предусматривает внедрение мотивационной модели ценообразования, при которой производителям будет экономически выгоднее снижать издержки, чтобы использовать сэкономленные средства для модернизации производства и совершенствования системы управления.

Документ, основным разработчиком которого выступила ФАС России, позволяет упразднить избыточные процедуры в гособоронзаказе, синхронизирует и сопрягает друг с другом процессы прогнозирования и регистрации цен, а также унифицирует формы отчетности предприятий, - прокомментировал Максим Овчинников.

Во второй части мероприятия представители оборонных предприятий озвучили наиболее волнующие их проблемы, затрудняющие работу по своевременному выполнению ГОЗ. Владимир Шаманов отметил, что проблемы нижегородских предприятий ОПК будут решаться на площадке Минобороны, в комитете Госдумы по обороне и Военно-промышленной комиссии России.

В заключение Владимир Шаманов наградил генерального директора АО "АПЗ" Олега Лавричева, генерального директора ПАО "НМЗ" Василия Шупранова, генерального директора ООО "ПФ "Ока" Максима Коржова и начальника отдела ОПК Минпромторга Нижегородской области Николая Старченко знаками комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне "За укрепление обороноспособности России".

Тема: «Рабочее время и время отдыха»

Главы 15-19 Трудового кодекса РФ

Контрольные вопросы:

1. Понятие рабочего времени.

2. Виды рабочего времени.

3. Режим рабочего времени: понятие и виды.

4. Понятие и виды времени отдыха.

5. Выходные и нерабочие праздничные дни.

6. Понятие и виды отпусков.

7. Ежегодные оплачиваемые отпуска: порядок предоставления, продления, перенесения.

8. Реализация права на отпуск при увольнении.

9. Отпуска без сохранения заработной платы.

1. Для своевременного выполнения государственного оборонного заказа директор предприятия своим приказом установил для работников цеха сборки готовой продукции шестидневную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем.

В роли государственного инспектора труда дайте правовую оценку приказа директора предприятия. Какие другие варианты организации труда в целях своевременного выполнения заказа возможны в рамках действующего трудового законодательства?

2. После прохождения производственного обучения Федорову (16 лет) и Семенихину (17 лет) был присвоен 3-й разряд, по приказу директора завода они были направлены на работу в слесарный цех. По распоряжение начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы восемь часов.

Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании каких норм права?

3. Гражданину Пуговкину по его просьбе был установлен неполный рабочий день продолжительностью четыре часа при пятидневной рабочей неделе. При предоставлении Пуговкину ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительность отпуска была сокращена пропорционально продолжительности рабочей недели. Считая, что его права на ежегодный оплачиваемый отпуск нарушены, Пуговкин обратился в федеральную инспекцию труда.

В роли государственного инспектора труда дайте юридически обоснованный ответ Пуговкину и составьте предписание работодателю.

4. В связи с изменением организационных и технологических условий труда, чтобы сохранить рабочие места и не допустить массового увольнения работников, работодатель ввел режим неполного рабочего дня сроком на шесть месяцев. Работникам, отказавшимся от продолжения работы на условиях неполного рабочего времени, было предложено написать заявления на увольнение по собственному желанию.

На основании конкретных правовых норм дайте аргументированную правовую оценку действий работодателя.

5. Работник завода «Химотекс» Соломатин, занятый на работах с вредными условиями труда и имеющий 36-часовую рабочую неделю, обратился с заявлением о внутреннем совместительстве. Ссылаясь на ТК РФ. работодатель не удовлетворил просьбу работника.

Правомерны ли действия работодателя? Если нет, юридически обоснуйте отказ.

6. При производстве ремонтных работ по газоснабжению работник в возрасте 17 лет, отработав дневную смену – семь часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул рабочее место, за что ему работодателем был объявлен выговор.

Дайте обоснованную правовую оценку действий работника и работодателя.

7. Инженер Савушкин, имеющий согласно трудовому договору ненормированный рабочий день, систематически привлекался к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего дня. Считая, что в отношении его нарушается трудовое законодательство, Савушкин обратился с письменной жалобой к директору предприятия, требуя оплачивать сверхурочную работу.

Обоснована ли жалоба работника?

8. Работник, совмещающий работу с обучением по заочной форме в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обратился к работодателю с заявлением о предоставлении ему за 10 месяцев до сдачи государственных экзаменов двух рабочих дней в неделю для подготовки к экзаменам. Работодатель установил работнику только сокращенную на семь часов рабочую неделю с выплатой за время освобождения от работы 50 % среднего заработка.

Законно ли решение работодателя? Дайте обоснованную правовую оценку этого решения .

9. Учетчица автотранспортного предприятия Попова, имеющая годовалого ребенка, обратилась к работодателю с просьбой присоединить перерывы для кормления ребенка (ст.258 ТК РФ) к обеденному перерыву и в суммированном виде перенести на начало рабочего дня с соответствующим его сокращением. Однако работодатель, ссылаясь на условия работы, предложил Поповой использовать суммированный перерыв в конце рабочего дня.

Правомерны ли требование Поповой и решение работодателя?

10. С учетом многолетнего опыта в связи с отсутствием клиентов в предновогодние дни директор ООО «Монтаж» объявил 31 декабря 2013 г. нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы. Кроме того, учитывая пожелания части коллектива, он издал приказ о перенесении выходных дней с 11 и 12 января на 9 и 10 января 2014 г., с тем, чтобы отработать 7-дневную неделю и выполнить максимальное число заказов.

16 января 2014 г. директором было подписано распоряжение об объявлении рабочим днем субботы 18 января 2014 г. для обеспечения своевременного выполнения заказов, поступивших в большом количестве в первую неделю после каникул. Трое работников, не вышедших в субботу на работу, в понедельник 20 января были уволены с работы по пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

11. 17-летний работник Сомов, отработав непрерывно в организации три месяца, подал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска с 1 августа 2013 г. Администрация не удовлетворила его просьбу, заявив, что отпуск Сомову будет предоставлен только после шести месяцев непрерывной работы (с 1 ноября).

Правомерен ли отказ?

12. Слесарю Колесову, работающему в МУП «Жилтрест» с 20 февраля 2013 г., было отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с 23 августа 2013 г. в связи с тем, что в течение шести месяцев работы полтора месяца он находился на лечении, кроме того, в апреле в течение недели отсутствовал на работе без уважительных причин.

Правомерен ли отказ?

13. Бухгалтер Центра социального обслуживания населения Зайцева подала на имя директора заявление о замене дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 8 календарных дней денежной компенсацией. Директор ответила отказом, ссылаясь на недостаточное финансирование.

Правомерно ли решение директора Центра?

14. Менеджер ООО «Весна» (г. Красноярск) Рыбкин, непрерывно работающий в организации с 1 октября 2011 г. и ни разу не использовавший оплачиваемый отпуск, подал 5 мая 2013 г. заявление об увольнении и просил предоставить ему отпуск за отработанное время с последующим увольнением. Работодатель удовлетворил заявление работника и предоставил ему с последующим увольнением 9 календарных дней отпуска с 19 мая. В отделе кадров Рыбкину объяснили, что отпуск предоставляется за 4 полностью отработанных месяца очередного календарного года (с января по апрель 2013 г.) из расчета 2,3 дня за месяц работы (28 календарных дней ежегодного отпуска / 12 месяцев ), отпуск же за 2012 год предоставлению или компенсации при увольнении не подлежит, поскольку не был своевременно использован Рыбкиным по собственной инициативе и приказ о его перенесении не издавался.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!