Законы в Турции. Законодательство Турции. Закон о покупке иностранцами недвижимости в турции Перевод финансовых средств в Турцию и из Турции

Сложилось в 1926 г., когда здесь были воспринят швейцарский Гражданский кодекс и частично швейцарский Обязательственный кодекс (в редакции 1911 г.). Оба акта вступили в силу в качестве турецкого Гражданского кодекса и Обязательственного закона с 4 октября 1926 г. Их турецкий перевод был сделан с французских текстов.

Выбор именно швейцарского гражданского законодательства был обусловлен его наибольшей современностью, общепризнанным высоким качеством, а также (отчасти) случайными факторами (тогдашний турецкий министр юстиции изучал право в Швейцарии).

Введение швейцарского Гражданского кодекса привело к резкому разрыву с традиционными мусульманскими представлениями о семейном и наследственном праве. Новое законодательство отрицало многобрачие, одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Таким способом законодатель намеревался радикально модернизировать турецкое общество, чтобы разом покончить с вековыми традициями исламского обычного права, которого не коснулись законодательные реформы последнего султана Османской империи.

С учетом местных особенностей при рецепции швейцарского Гражданского кодекса в него все же были внесены некоторые важные изменения (например, расширены основания развода, в качестве законного установлен режим раздельности имущества супругов). Тем не менее ГК с большим трудом воспринимался населением и был затем довольно существенно подправлен законодателем и судебной практикой. Наибольшие трудности возникли в сфере семейного права. Например, когда в соответствии с новым ГК 1926 г. стал обязательным гражданский брак, крестьяне и основные слои городского населения продолжали оставаться верными традиционному религиозному брачному обряду. В результате число детей, которые, согласно писаному праву, считались внебрачными, а в глазах населения оставались законнорожденными, постепенно так сильно увеличилось, что пришлось путем принятия ряда специальных (1933, 1945, 1950, 1956, 1965 гг.) признать их рожденными в браке. Союз их родителей признавался браком, если обе стороны были вне официального брака на момент издания закона.

С учетом необходимости адаптации гражданского законодательства к новым социальным, экономическим и иным реалиям жизни страны 27 ноября 2001 г. турецкий парламент принял новый Гражданский кодекс, состоящий из 1030 статей. Среди важнейших изменений следует отметить полное уравнивание в правах супругов, повышение минимального брачного возраста до 18 лет, устранение юридической дискриминации внебрачных детей, расширение свободы завещания.

Несмотря на рецепцию ГК Швейцарии, турецкие законодатели решили по примеру большинства стран континентальной Европы посвятить торговому праву отдельную кодификацию. В 1926 г. ввела свой Торговый кодекс (книга 1) и, следовательно, не была принята третья часть федерального Обязательственного кодекса Швейцарии, касающаяся ценных бумаг и торговых обществ. Вторая книга Торгового кодекса принята в 1929 г. Этот Кодекс также основан на западноевропейском законодательстве.

В настоящее время главным источником торгового права является Торговый кодекс 1956 г. (вступил в силу с 1 января 1957 г.). Этот Кодекс представляет собой скорее новую редакцию ТК 1926 г. Первая статья ТК 1956 г. гласит, что он является составной частью Гражданского кодекса. Новый Кодекс состоит из введения, 5 частей и заключительных положений. Часть первая дает определение предпринимателя (торговца), содержит положения о торговом регистре, торговом имени, недобросовестной конкуренции, ведении торговых книг, коммерческом представительстве. Часть вторая касается торговых компаний, третья включает правила о коммерческих документах (в том числе векселях, чеках, товарораспорядительных документах). Часть четвертая посвящена торговому мореплаванию, пятая - страхованию.

Морское имело в качестве основы соответствующие положения Германского торгового уложения 1897 г. В 1982 г. принят Закон о международном частном праве и процессе.

Использование торговых марок регулируется Законом 1965 г., авторское право - Законом 1951 г. Часть XII Обязательственного кодекса (ст.372-385) содержит положения об издательских договорах. участвует в основных конвенциях об интеллектуальной собственности.

С середины 1980-х гг. страна проводит либеральную экономическую политику, ориентированную на внешние рынки. Особое внимание уделяется иностранным инвестициям. Закон о поощрении иностранных капитальных инвестиций 1954 г. был существенно либерализован в 1995 г. В том же 1995 г. принят Закон о свободных экономических зонах. В 1990-е гг. предприняты шаги по унификации турецкого экономического законодательства с тем, которое существует в Европейском союзе. В частности, в 1994 г. Турция ввела у себя антимонопольное законодательство, соответствующее политике ЕС в области конкуренции. В 1995 г. приведено в соответствие с современными международными стандартами об интеллектуальной собственности. В Закон об авторском праве 1951 г. внесены поправки, значительно улучшившие защиту литературных произведений, видео - и аудиозаписей, компьютерных программ. Принятый в 1995 г. Патентный закон заменил прежний акт 1879 г. Одновременно приняты новые законы о торговых марках, наименованиях мест происхождения товаров, промышленных образцах.

Гражданский процессуальный кодекс представлял собой рецепцию ГПК швейцарского кантона Neuchatel. В последующем в него вносились многочисленные изменения. Закон об исполнительном производстве и банкротстве 1932 г. воспроизводил соответствующий швейцарский федеральный закон.

Процесс вестернизации затронул и трудовое право, которое формировалось вне мусульманских традиций, сверху, по инициативе сил, заинтересованных в превращении Турции в общество "западного типа". При этом принятие соответствующих законов подчас предшествовало формированию условий для их реализации; развитие законодательства опережало социальную эволюцию, что вызывало необходимость его изменений, имеющих цель приспособить к национальным традициям и особенностям.

Существующее ныне в трудовое право близко по своим формальным характеристикам континентальным европейским образцам. Главным его источником является Конституция, согласно которой государство берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам. Каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей - на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования.

Важнейшие этой сферы: о труде (1971), о труде моряков (1967), о труде журналистов (1953), о профсоюзах (1983), о коллективных договорах, забастовках и локаутах (1983), о трудовых судах (1950). К трудовым отношениям применяются также многие положения акта гражданского права - Обязательственного кодекса. К началу 1998 г. ратифицировала 36 конвенций МОТ. К источникам трудового права относится также коллективный и индивидуальный трудовые договоры.

Специфика турецкого трудового права заключается в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий условий и охраны труда. Закон закрепляет одинаковый статус за профсоюзами работников и профсоюзами предпринимателей. Закон гарантирует профсоюзный плюрализм, однако как работнику, так и предпринимателю запрещено быть членом более чем одного профсоюза.


Это наивная роспись школьного коридора со светловолосыми детьми под радугой, которые держат в руках портрет Ататюрка, говорит о многом. Дети светловолосые - потому что выбран европейский путь развития Турции, притом, что традиции в стране очень сильны.

Наверно нам, прошедшим школу «любви» к Ленину, этого не понять сразу и до конца. Но Мустафа Кемаль Ататюрк (что означает - отец Турков) уникальный человек, мощный политик, сделавший для своего народа очень много. Конечно, такая неординарная личность у руля власти в те бурные времена не могла остаться святой. Просятся параллели с Лениным или Сталиным, но определённо Ататюрк фигура более мудрая и тонкая, так что их никак нельзя поставить рядом. Они были совсем разными, ещё и в отношении к собственной стране и собственному народу. Ленин заявил: «На Россию мне наплевать, ибо я - большевик!» Ататюрк воскликнул: «Какое счастье быть турком!» «Ататюрк собственно и создал Турецкую республику, - первый её президент, заложив совсем новые основы, реформировав страну, вывив из запустения и отсталости. А теперь у меня к вам вопрос: много ли вы знаете известных политиков того времени, национальные и государственные принципы сформулированные которым до сих пор были бы актуальны и приносили положительные плоды в современной жизни, чем дальше - тем больше? … Вот, в том-то и дело! Конечно, его прекрасное европейское образование только помогло этому, но наверно не только это. Как можно было в средневековой по сути, отсталой и почти полностью необразованной стране произвести такие реформы и не поднять гражданской войны - мне, например, было поначалу совершенно не понятно! Только потом, кода я поглубже узнал Турцию, то понял, что появление такого лидера не случайно для исторического пути Турции. Заглядывая в его голубые, часто пронизанные болью и любовью к своему народу глаза, смотрящие на тебя с портретов на самых видных и почётных местах: во всех учреждениях, в конторах, на плакатах, на флагах и даже на задних стёклах автомобилей, (это спустя-то 74 года после его смерти!) понимаешь, что это не пустой искусственно привитый фанатизм, это искренняя любовь народа и благодарность этому уникальному человеку. Да, ему было очень не просто осуществить такие кардинальные изменения и в стране, и в сознании людей, и можно много говорить о его деятельности, но в качестве примера, чтобы понять, какой это тогда был прорыв, стоит сказать только лишь о том, что в Турции женщины получили право участия в политических выборах, раньше, чем даже во Франции!

Памятник Ататюрку в центре Махмутлара.

Турция уникальная страна ещё и потому, что в ней любовь к Ататюрку, отменившему и исламское многожёнство и запретившему ношение туркам фесок (что было повсеместно) естественно сочетается с религиозностью. Для того кто не знает, скажу, что один из важнейших законов Турции запрещает религиозный экстремизм. В Турции со средних веков принято такое глубокое и совершенно не формальное отношение к вере. И раз уж речь зашла о Ататюрке и о законах, важно сказать, что при всей лояльности и открытости Турция ещё и проявляет строгость законов. Например, за оскорбление памяти Ататюрка грозит 4 года тюрьмы, за повреждение (даже неумышленное) изображения Ататюрка на денежных знаках - большой штраф. И это реально действующий закон, тут не открутишься! Полицейские взятки не берут, даже очень крупные взятки - законы реально работают. Причём Турция отнюдь не полицейская страна, полицейских или жандармов тут можно встретить весьма редко, они не бросаются в глаза своими позами «хозяев» города - как это часто бывает …сами знаете где, но когда надо, они быстро оказываются на месте. Короче - просто работают люди! Я уже рассказывал, как однажды в Манавгате, когда мы зашли в отделение полиции по вопросу аварии с нашей машиной, вместе с виновным нашим другом, которому мы дали на время машину, нам всем офицер предложил покушать чорбу вместе с обедающими полицейскими. Ну где вы такое ещё встретите!

Возвращусь к турецким законам. Подобные законы в Турции издают не для того чтобы сдержать якобы распространённое неприятие к Ататюрку. Такого тут нет абсолютно, хотя есть единицы среди религиозных людей, но они никак не выражают своё отношение. Законы издают просто, чтобы закрепить сложившееся в народе отношение к тому или иному вопросу. Точно также, если кто-то позволит себе не очень корректный комплимент в адрес женщины и её достоинств или будет навязчив в своих ухаживаниях, то при желании последняя может обратиться в полицию, и человеку грозит 2 года тюрьмы. Культура Турции и до принятия этого закона не позволяла хамства и вольностей в отношениях между людьми, турки всегда были очень корректными в общении, но закон такой приняли, чтобы люди не забывали своей культуры!


На этой площади, возле ближайшей к нам мечети днём в пятницу не проехать - мужчины идут на молитву, радостные, воодушевлённые, приветливые. Но в Турции не принято демонстрировать свою набожность, это считается глубоко личным.

В новой мечети в центре Алании.

Парадоксы в Турции повсюд если присмотретьс (может это только нам они кажутся парадоксами). Я долго думал, в чём причина того, что Турция сейчас на первом месте в мире по привлекательности инвестиций, на втором месте по темпам экономического развития в мире, на 15 по уровню экономики, на 4 по минимальному уровню детской смертности, на 3 по уровню и качеству кинематографа…. Так вот, на мой взгляд, секрет тут, как не странно, в сохранении традиций. Традиции культуры это прекрасный базис, на котором уже строится экономика, да так, что естественно вплетается в жизнь людей, а не коверкает и уничтожает






В Турции не может быть как в России, где нововведения разрушают саму психологическую основу жизни людей, требуют от личности отрешений, полного перестроения. Духовное состояние граждан, комфорт и материальный и психологический не может быть в сфере экспериментов для правительства. Наличия такого рода стабильности, это ли не гарантия того, что страна будет развиваться, а люди любить свою страну и радоваться её процветанию. Казалось бы - всё это азбучные истины, но только не тогда когда находишься в России. В России отравлен сам воздух, в нём вирус разрушения, который и делает из простого вопроса почти неразрешимую проблему, ставит всё с ног на голову, сеет вражду и непримиримость, убивает естественную радость жизни, подменяя её смертоносным суррогатом.

Уверен, что мало кому известно в России (у нас идёт искажённая информация), что Турция является положительным примером и объектом для подражания в плане открытости, законности и духовно - экономического баланса для стран всего ближайшего мусульманского окружения: Ирака, Сирии, Ирана, Саудовской Аравии. Хотя сами турки арабов недолюбливают.

Продолжение следует.

Страница 1

После государственного переворота 12 сентября 1980 г. укрепление позиций национализма, поднятие национального духа на всей территории страны явилось одной из основных задач новой власти. Показательным, в данном случае, может послужить "Обращение к турецкой нации", подписанное председателем СНБ генералом К.Эвреном, сразу же после государственного переворота. В данном документе говорилось о неуважении к атрибутам национального единства Турции, подчеркивалась необходимость объединения всех граждан вокруг "национальных идеалов" как непременного условия обеспечения внутреннего мира и порядка. Во главу угла СНБ ставил "неукоснительное следование идеям и реформам Ататюрка".

В 1982 году была принята новая конституция, а также ряд законов политического характера, которые были призваны внести значительные изменения в функционирование политической системы страны. Юридическое несовершенство турецкого законодательства, по мнению военных, стало одной из причин внутриполитической нестабильности.

Новая конституция была принята 7 ноября 1982 в результате национального референдума. Конституция была разработана под строгим контролем СНБ и Консультативного меджлиса. Как и следовало ожидать, в новой редакции конституции многие статьи явились реакцией на сложную внутриполитическую обстановку, сложившуюся в стране к концу 70-х годов. В них говорилось о необходимости укрепления традиций кемализма, единства нации, воспитания национального духа.

Демократия "по-турецки" подразумевала равенство всех граждан страны и гарантию их прав независимо от пола, вероисповедания, политических убеждений и социального статуса. Подразумевала она и "равенство всех этнических групп" (а помимо курдов, это еще лазы, черкесы, армяне, греки), являющихся гражданами Турции. В этом кроется та особенность, которая и делает этническую ситуацию в Турции весьма специфической, поскольку гражданин страны должен именоваться турком, если он живет в Турции. То есть особенность национальной идеологии, которая, собственно, и является краеугольным камнем кемализма, заключается в том, что гражданин страны является турком не по этническому своему происхождению, не в силу своего воспитания и знания турецкого языка в качестве родного, а в силу того, что он родился в Турции. То есть гражданин как бы отказывается от своей этнической идентичности во имя идентичности общенациональной.

Несмотря на декларирование равенства всех граждан перед законом, в конституции имелся ряд положений, которые, по сути, являлись законодательной основой для продолжения политики национальной ассимиляции. Характерная черта конституции – усиленный акцент на национальном единстве турок при непререкаемом авторитете идеологии кемализма. Турецкая система, этнического государства, не признавала существования ни этнических, ни религиозных меньшинств. Гражданство основано на человеке, а не на этнической или религиозной идентичности. Это одна из доктрин кемализма, которая и определяла в свою очередь шовинистическую политику турецкого правительства.

Внешняя политика Абдуррахмана
В своей внешней политике Абдуррахман умело использовал англо-русские противоречия в этом регионе. В своих мемуарах Абдуррахман сравнивал свою страну с лебедем, плавающем в пруду, по берегам которого носятся, пытаясь цапнуть его, две собаки: рыжая - англичане (по ассоциации с их красными мундирами) и белая - русские (белый царь и т. д.). ...

Смерды.
Древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо­зяйство. Князь давал смерду землю при усло­вии, что тот будет работать на него. В слу­чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к...

Журнал “Вестник Олонецкого Губернского земства”
Мысль о создании земского журнала была навеяна Олонецкому губернскому земству жизнью, явлениями и факторами действительности. Первой, в ряде причин, была необходимость осведомлять население губернии о том, что делает земство и на что оно тратит деньги, собираемые с плательщиков; затем стояло желание узнать, чего хотят крестьяне от земст...

В Турции трудовое право регулируется не только правовыми источниками, но и - в большей мере - частно-правовыми, то есть помимо законов играют роль индивидуальные договоры и обычаи.

Трудовое право в Турции было оформлено в период активного превращения Турции в страну «западного типа». Были установлены все формальные характеристики европейских трудовых кодексов. При этом становление законодательства шло быстрее изменений в обществе. С этим связано множество поправок, адаптирующих законодательство и жизнь.

Главный источник трудового права в Турции - Конституция. По этому документу, государство «берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам».

По Конституции Турции, «каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей — на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования».

«Bagimisiz olmayan i??ilerin ?zel hukukudur» — Трудовое право Турции это особое право рабочих, занятых несамостоятельным трудом. Трудовые отношения - это отношения между рабочим и работодателем.

По сравнению с европейскими или российскими правами труда можно увидеть несколько отличий. Это практическая государственная монополия на деятельность по трудовому посредничеству, низкий уровень правовых гарантий, крайне низкая охрана труда. При этом некоторые цифры завышены или занижены. Например, рабочая неделя составляет не 40 часов, а 45. При этом рабочие часы могут распределяться между рабочими днями, но не более 11 часов в день (при условии, что все стороны согласны с этим решением). Оплачиваемый отпуск не 30 дней, а 12 (21 день при работе в государственных структурах). По закону на количество дней оплачиваемого отпуска влияет также продолжительность трудовой деятельности. После 15 лет честного труда можно рассчитывать на 26 дней отпуска. Минимальный возраст приема на работу - 12 лет, а не 16.

Турецкое индивидуальное трудовое право построено по европейским канонам. Его специфика проявляется в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий в отношений условий и охраны труда. Такой вывод напрашивается, к примеру, из анализа норм о нормальной продолжительности рабочей недели, которая составляет 45 часов (в отличие, скажем, от сорока-часовой недели в российском праве), норм о минимальном возрасте приема на работу, который составляет 12 лет, а также норм о минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, которая составляет всего лишь 12 рабочих дней. Возраст приема на работу (минимальный) - не 16 лет, а 12.

Турецкое право регулируется следующими законами:

О труде
-О профсоюзах (два основных трудовых закона)

О коллективных договорах

О трудовых судах

О труде моряков

О труде журналистов

О трудовых судах

И другими

По Закону о труде можно выделить следующие типы трудовых договоров:

Трудовой договор на временную или постоянную работу

Трудовой договор, заключенный на определенный или неопределенный срок

Трудовой договор на неполный рабочий день

Трудовой договор на работу по вызову

Трудовые договоры не облагаются налогами. Официально любая дискриминация: по признакам пола, расово принадлежности, языка, политической ориентации - запрещена. Так же официально не допускается платить женщине меньше за эквивалентную работу. При любом случае дискриминации работник может требовать денежной и моральной компенсации.

По Закону о труде Турции заработная плата выплачивается в турецких лирах (TRY) и зачисляться на банковские счета работников. При не соблюдении этого правила, работодатель подвергается административному штрафу — 100 турецких лир за каждого работника в месяц. Если заработная плата устанавливается в иностранной валюте, что разрешено, то она выплачивается в турецких лирах в соответствии с курсом соответствующей иностранной валюты на день выплаты.

Стоит добавить про сверхурочную работу. Сверхурочная работа - любая работа больше установленных 45 часов в неделю. Она оплачивается как полторы стандартной оплаты за час работы. В выходные и праздники она оплачивается вдвойне. Сверхурочных часов не должно быть более 270 в год.

К отпуску можно также прибавить оплачиваемые выходные дни в государственные и религиозные праздники. Всего за год - 8 дней.

Стоит отметить, что если речь идет о крупной (международной) компании, то в Турции они стараются предоставить разнообразные дополнительные услуги работникам. Например, почти повсеместно, трансфер на работу от дома в больших городах. В Стамбуле и Турции нет единой системы транспорта и путь на работу может быть не только крайне дорогим, но и занимать около двух часов. Большинство компаний предоставляет транспорт сотрудникам на работу и обратно. В некоторых компаниях есть рестораны, спортзалы и концертные залы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!