Административная ответственность меры административного принуждения. Меры административного принуждения. использование огнестрельного оружия

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

Наиболее распространено деление мер административного принуждения на три группы:

Административно-предупредительные меры,

Меры административного пресечения,

Меры административной ответственности (взыскания).

Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются тремя названными видами мер административного принуждения (например, административное задержание).

Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).

Цель применения: предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудительную природу.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.) В основном они носят отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

Говоря об общности всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между ними по их непосредственному назначению и характеру правоограничений. По данному критерию можно выделить четыре группы административно-предупредительных мер:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а также тяжких последствий (введение карантина и т.д.);

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр и т.д.);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на специальный учет и т.д.);

4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).

Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

Проверка документов;

Прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

Регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия;

Надзор за техническим состоянием транспортных средств;

Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;

Постановка на специальный учет;

Надзор за соблюдением правил дорожного движения;

Надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;

Вызов для регистрации и официального предостережения;

Посещение и осмотр подконтрольных объектов;

Выселение из домов, грозящих обвалом;

Введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

Реквизиция имущества;

Закрытие участков государственной границы и т.д.

Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных требований, предъявляемых при проведении названных мер административного принуждения влечет различные правовые последствия.

Меры административного пресечения – способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Основание применения мер административного пресечения – совершение административного правонарушения. Они также могут применяться и для прекращения преступных действий. Кроме того, основанием применения указанных мер может послужить совершение объективно противоправных деяний или наступления представляющих опасность противоправных состояний или событий. Например, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. И это несмотря на то, что непригодными продукты могут стать как в силу правонарушения, так и в силу естественных причин.

При применении мер пресечения установление вины не требуется, так как в процессе осуществления этих мер отсутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего наказания. Их применение не влечет для субъекта состояния наказанности. Указанными особенностями объясняется то, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными.

Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. В связи с этим их можно сгруппировать в несколько видов:

Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

Меры имущественного характера;

Меры технического характера;

Меры финансово-юридического характера;

Меры медико-санитарного характера;

Меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

Меры специального или исключительного назначения.

Более обобщенная классификация мер пресечения в зависимости от цели и способа воздействия. В соответствии с ней все меры пресечения подразделяются на:

Обычные;

Специальные.

Обычные меры пресечения:

Требование прекратить противоправное деяние;

Превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.;

Принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных;

Запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

Запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;

Приостановление работы объектов разрешительной системы;

Снос самовольно возведенных строений;

Изъятие в доход государства сумм, полученных предприятием, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины;

Запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и другие меры.

К обычным мерам пресечения также относятся меры, тесно связанные с административной ответственностью, нередко ей предшествующие и обеспечивающие возможность ее фактической реализации. Их еще иногда называют мерами административно-процессуального обеспечения. Данные меры также могут быть сведены в определенные группы:

Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения ими и лицом осуществляющим меру пресечения процессуальных обязанностей (доставление правонарушителя, административное задержание, привод);

Меры, направленные на получение доказательств, воздающие условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помещений; медицинское освидетельствование: водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; лиц, допустивших немедикоментозное потребление наркотических или других средств; лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории; граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);

Процессуальные меры исполнения административных взысканий – органы, осуществляющие исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделены правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, при уклонении лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения взыскания (исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения и талона к нему (если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств и др.)).

Специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их, в основном, регламентировано Законом “О милиции”, пятый раздел которого так и называется “Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия», в котором были реализованы требования, изложенные в основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые восьмым Конгрессом ООН.

При этом необходимо учитывать, что положения Закона “О милиции” в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия распространяются не только на работников милиции, но и на другие категории граждан, имеющие право ношения и хранения табельного огнестрельного оружия (например, работники Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатики Республики Беларусь).

Цель применения специальных мер административного пресечения – прекращение противоправного деяния. Они применяются только тогда, когда иными способами прекратить такое деяние не представляется возможным.

При применении специальных мер пресечения могут использоваться:

- средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);

- воздействие с помощью технических средств (наручников, резиновых палок, средств связывания, специальных химических веществ, светозвуковых устройств отвлекающего воздействия, устройств для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометов, бронемашин и других специальных и транспортных средств);

- использование огнестрельного оружия.

Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Применение специальных мер административного пресечения в случаях и порядке, противоречащих Закону “О милиции”, влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Меры административной ответственности (взыскания) анализируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административного правонарушения.

Применение мер административного принуждения во всех его вариантах усиливается в условиях специальных административно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; приостановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и т.п.

РАЗДЕЛ IV . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ 1

Понятие и виды ответственности. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву.

Общая характеристика юридической ответственности

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными, например: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.

Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

Для всех видов юридической ответственности существуют некоторые общие признаки:

Юридическая ответственность представляет собой разновидность государственного, правового принуждения;

Она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы;

Она является итоговой правовой оценкой деяния (и его совершившего лица) от имени государства;

Юридическая ответственность всегда рассматривается в качестве негативной ответственности (в отличие от позитивной ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело (т.е. когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга));

Ее несут и субъекты, и объекты управления и т.д.

Таким образом, юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, выражающихся в установлении для него отрицательных последствий.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности:

Дисциплинарную ответственность;

Материальную ответственность;

Административную ответственность.

Все три перечисленных видов юридической ответственности в той или иной степени регулируются нормами административного права и, соответственно, рассматриваются как “ответственность по административному праву”. Данное понятие необходимо отличать от понятия “административная ответственность”, которое является одним из видов юридической ответственности.

Далее кратко рассмотрим дисциплинарную и материальную ответственность. Учитывая особую значимость для административного права административной ответственности, как одного из институтов, ей будет посвящен отдельный параграф.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности по административному праву, основания ее применения

Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.

    Дисциплинарная ответственность применяется чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но может быть использована и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями.

    Дисциплинарная ответственность внесудебна, она - разновидность исполнительно-распорядительной деятельности.

    Ее осуществляют и органы негосударственных организаций в отношении работающих в них граждан. Они делают это на основании норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям.

    Дисциплинарная ответственность может применяться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, студентов, заключенных и т.д.).

    Для дисциплинарного взыскания характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).

    Дисциплинарная ответственность применяется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. К конкретному правонарушителю меру дисциплинарного воздействия может применить только непосредственный или вышестоящий руководитель.

    Дисциплинарная ответственность регламентирована многими отраслями права: трудовым, административным, исправительно-трудовым.

    Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к конкретным лицам. Дисциплинарная ответственность не только персонифицирована, но и индивидуализирована. Это частично проявляется в том, что в ее рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить санкции, применяемые к солдатам и матросам, офицерам и генералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарная ответственность – это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно-правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Различают следующие виды дисциплинарной ответственности:

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

В порядке подчиненности;

В соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в отдельных министерствах и органах.

Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания.

Дисциплинарная ответственность в отношении определенной категории субъектов регламентируется той отраслью права, которая целиком или в основном регулирует отношения администрации коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным - исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов (членов административных коллективов):

    милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции);

    обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

    лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещение в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).

Кроме этого, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. С его помощью определяется круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти.

Нормами административного права определяется объем дисциплинарной власти должностных лиц, реализующих дисциплинарную ответственность. В целом, в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарный проступок - это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива, и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и военной чести. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающее от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе, служит. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (замечание, выговор, увольнение), содержащей оговорку о том, что законодательством и уставами по дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок их применения определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами. Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 199 Трудового кодекса Республики Беларусь, а сроки применения дисциплинарных взысканий – в ст. 200 данного Кодекса.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава МВД могут привлекаться до истечения 10 суток с того дня, как командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты - не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. В Вооруженных силах, органах МВД взыскания могут налагаться устно. До наложения взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать устно или письменно объяснение.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Если начальник избрал взыскание организационного характера (понижение в должности, увольнение и т.п.), его нужно выполнить реально. В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки.

Сотрудник органа внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел, а в установленных законом случаях - в суд. Но по общему правилу лица, на которых дисциплинарные взыскания налагаются на основе норм административного права, обжалуют их в административном порядке.

Дисциплинарное взыскание по общему правилу считается снятым при наличии двух условий: истек годичный срок давности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Устные взыскания автоматически утрачивают силу по истечении одного месяца.

Состояние наказанности может быть прекращено и досрочно приказом того руководителя, который наложил взыскание.

Понятие и основные черты материальной ответственности по административному праву, основания и особенности ее применения

Материальны ответственность – это применение восстановительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Административная и дисциплинарная ответственность состоит в применении взысканий, то есть карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен:

    прямой, реальный ущерб;

    при исполнении служебных обязанностей;

    противоправным деянием;

  1. между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет специальную функцию административного права. Это сфера применения гражданского и трудового права.

Нормы административного права определяют полномочия органов (должностных лиц), связанных с возмещением материального ущерба в административном порядке. При отказе, уклонении работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка. Взыскание сумм в административном порядке может быть произведено в случае их получения путем незаконного повышения цен на продукцию, т.е. нет судебного рассмотрения и решения такого рода дел.

В соответствии со статьей 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях “физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Основанием материальной ответственности, регламентируемой административным правом, является вред, причиненный некоторыми категориями граждан в ходе своей служебной деятельности.

Материальная ответственность схожа с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных санкций. Но, с другой стороны, материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия - часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива. Поэтому в отличие от гражданской ответственности размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Очень важно также отметить, что материальная ответственность наступает, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что 1) размер применяемых санкций зависит нередко не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; 2) виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; 3) санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.

Административным правом регулируется не только основание, но и порядок привлечения указанных лиц к ответственности. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные номами административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, имущественный ущерб может быть взыскан с военнослужащих (солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, а также проходящих службу по контракту, курсантов военно-учебных заведений, прапорщиков, мичманов и офицеров), состоящих на военной службе в Вооруженных силах, Пограничных, Внутренних и железнодорожных войсках, в органах государственной безопасности, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с действующим законодательством, а также призванных на сборы военнообязанных, виновных в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за ущерб, причиненный вследствие небрежного исполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше: прапорщики, мичманы, офицеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие службу по контракту, - месячного оклада денежного содержания; военнослужащие срочной службы и курсанты - базовой величины; призванные на сборы военнообязанные - трех базовых величин.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях:

Умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного имущества или причинения ущерба другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

Приписок фактически невыполненных работ, умышленного искажения отчетных данных, применения неправильных расценок, повышающих коэффициентов и в других случаях завышения объемов и стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;

Недостачи, а также уничтожения или порчи военного имущества, переданного им под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования или других целей;

Причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Причинении ущерба действием (бездействием), содержащим признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.

Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания, если они своими неправильными распоряжениями нарушили установленный порядок учета, хранения, списания, использования, расходования военного имущества, а также не приняли необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения и порчи, возмещению виновными лицами причиненного государству ущерба.

Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций, виновные в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы рабочего или служащего, полностью возмещают ущерб, причиненный в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Такую ответственность указанные лица несут, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы произведены с явным нарушением закона, а также при задержке ими исполнения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) о восстановлении рабочего или служащего на работе, на прежнем рабочем месте, прежде существенных условий труда.

Офицеры, прапорщики, мичманы и проходящие службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины за ущерб, причиненный государству по их вине простоями вагонов, судов, автомобилей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания.

Административная ответственность

Понятие, основные черты, принципы и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:

    Она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законом; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права;

    Основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

    За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

    Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц. Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и хозяйственными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;

    Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

    Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока;

    Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности.Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

Административная ответственность основывается на принципах:

Законности;

Равенства перед законом;

Неотвратимости ответственности;

Справедливости;

Гуманизма.

Для наступления административной ответственности необходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:

1) нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);

2) фактического основания (административного правонарушения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушившего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

3) процессуального основания (акта компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение).

Нормативная основа административной ответственности представляет собой систему действующих норм права, с помощью которых закрепляется:

Составы административных проступков (основания ответственности);

Система административных взысканий и принципы их наложения.

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (ст. 5.1 КоАП) Необходимая оборона

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Не является также административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда он пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административныйпроцесс, если иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Крайняя необходимость (ст. 5.3 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

В статье 5.4 КоАП в качестве обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением, указывается обоснованный риск для достижения общественно полезней цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Если же в целом рассматривать обстоятельства, исключающие административную ответственность, то к перечисленным обстоятельствам необходимо добавить: невменяемость и не достижение установленного законом возраста.

административный принуждение охрана право

Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.

1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами.

2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти.

3. Множественность субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию - еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственных, муниципальных, общественных).

4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты.

5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.

Крайне важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер административного принуждения. Безусловно, что их использование в той или иной степени ограничивает права и свободы граждан. В этом, видимо, нет ничего страшного, так как, согласно Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но необходимо, чтобы такие ограничения были предусмотрены федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ).

Меры административного принуждения делятся на:

1) Административно-предупредительные меры - это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу.

Наиболее типичные из них связаны с:

а) осуществлением надзорных проверок;

б) дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

в) досмотром вещей и личным досмотром граждан;

г) проверкой документов, удостоверяющих личность;

д) введением карантина;

е) прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности), освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

2) Административно - пресекательные меры направлены на прекращение противоправного поведения (поведения, характеризующегося внешними признаками противоправности). Пресекательные меры могут быть применены в отношении невиновного лица (если оно является недееспособным или признается невиновным по другим основаниям), а также в отношении поведения, фактически не содержащего состава правонарушения (например, в случае погони под прикрытием). Пресекательные меры зачастую связаны с применением физического насилия, а их перечень недостаточно полно урегулирован действующим законодательством. Применение мер пресечения связано с оперативным реагированием на чрезвычайную ситуацию, что подразумевает возможность ошибочно предпринятых действий в результате отсутствия необходимой информации и времени для анализа ситуации.

Пресекательные меры классифицируются по различным основаниям:

а) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

б) меры имущественного характера (изъятие оружия, снос самовольно возведенных строений);

в) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства, приостановление работы вследствие нарушения правил техники безопасности);

г) меры финансового характера (сокращение финансирования, прекращение кредитования);

д) меры медико-санитарного характера (прекращение работы предприятия вследствие несоблюдение санитарных норм и правил);

е) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление действия лицензии);

ж) меры специального и исключительного назначения (применение специальных средств).

3) Административно-восстановительные меры имеют своей целью возмещение причиненного противоправными действиями ущерба, восстановления положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения. Чаще всего это меры материального характера. Так, бюджетное учреждение, нецелевым образом использовавшее бюджетные средства, выделенные ему по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, обязано вернуть израсходованные таким образом средства в бюджет.

Ст. 4.7 КоАП РФ предусматривает, что судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Также к восстановительным мерам административного принуждения относятся снос самовольно возведенного строения или сооружения, выселение из самовольно занятого жилого помещения, изъятие незаконно полученного и т.п. меры.

Своеобразной мерой восстановительного характера является также взыскание недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством. Следует иметь в виду, что взыскиваемая в этом случае пеня, относимая некоторыми специалистами к числу восстановительных мер, на деле является мерой налоговой ответственности.

4) Меры юридической ответственности применяются в административном праве к лицам, признанным в установленном порядке виновными в совершении деяний, содержащих признаки составов правонарушений. К субъектам административного права могут быть применены меры дисциплинарной, материальной и собственно административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность применяется в рамках служебных отношений, возникающих внутри системы государственного управления, и не связана с властным волеизъявлением субъекта государственного управления в отношении объекта управления. Материальная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности и применяется на общих основаниях о возмещении ущерба, за исключением случаев, связанных со служебными отношениями, когда материальная ответственность применяется по правилам трудового права.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в . Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.

Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления.

При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции.

Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например милицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд.

Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.

В связи с этим все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.

Крайне важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер административного принуждения. Безусловно, что их использование в той или иной степени ограничивает права и свободы граждан. В этом, видимо, нет ничего страшного, так как, согласно Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но необходимо, чтобы такие ограничения были предусмотрены федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ).

Следовательно, основания, условия и порядок осуществления мер административного принуждения, перечень мер, допустимых к использованию в тех или иных случаях, органы, уполномоченные на их применение, — все это должно определяться только нормами федеральных законов. В последние годы действительно принят ряд федеральных законов, которые регулируют как организацию управления в ситуациях, требующих реализации мер административного принуждения, так и деятельность государственных органов, наделенных правом их применения. Примерами здесь могут служить Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», законы РФ «О милиции», «О Государственной границе Российской Федерации», федеральные законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Вместе с тем, к сожалению, до сих пор действует определенное число подзаконных и даже ведомственных актов, уполномочивающих различные государственные органы в тех или иных случаях применять меры административного принуждения и определяющих порядок их применения.

Виды мер административного принуждения

Анализ правовых актов, устанавливающих меры административного принуждения, показывает, что по целевому назначению их можно разделить на три группы:

Многие авторы традиционно придерживаются именно такой классификации. По их мнению, мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.). Действительно, в ряде ситуаций, в том числе при наличии чрезвычайных обстоятельств, государственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены вводить карантин, запрещать движение транспортных средств, устанавливать комендантский час и т. д.

В последние годы многие специалисты в самостоятельную группу мер административного принуждения стали выделять процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие меры, предусмотренные КоАП РФ, применяются в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административных правонарушениях. Подобные меры играют особую роль в обеспечении производства по делу об административном правонарушении, так как способствуют обнаружению и закреплению доказательств.

Не следует также забывать об особом виде административного принуждения — восстановительных санкциях. Такие меры (например, снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки и др.) также восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение.

Несмотря на неоднозначность мер административного принуждения с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан, их использование в интересах реализации задач и функций исполнительной власти в ряде случаев объективно необходимо. Дело в том, что меры административного принуждения нередко являются единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования управляемой системы, с их помощью достигаются правоохранительные цели государственно- управленческой деятельности.

Проблема классификации мер административного принуждения на виды давно обсуждается в юридической литературе. До сегодняшнего дня она остается дискуссионной. Предлагаются различные варианты ее решения. Так, И. И. Веремеенко классифицирует меры административного принуждения на три вида: 1) административно-процессуальные; 2) административно-правовые санкции; 3) административно-предупредительные. Ю. М. Козлов, М. И. Еропкин, И. А. Галаган – на 1) административно-предупредительные; 2) меры административного пресечения; 3) взыскания.

Д. Н. Бахрах не согласен с тем, что существуют административно-предупредительные меры, поскольку не видит в их природе принудительного характера, но предлагает вместо них ввести в классификацию административно-восстановительные меры.

Ю. М. Козлов отмечал, что Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. предусматривал еще одну группу мер административного принуждения – меры процессуального обеспечения производства по делам о правонарушениях (ст. 239 Кодекса), но считает, что они самостоятельного значения не имели, поскольку «растворялись» в других группах мер.

На наш взгляд, имеют право на существование все из перечисленных групп мер административного принуждения. Принудительная сущность административно-предупредительных мер очевидна: она заключается в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, в отношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортное средство по требованию сотрудника милиции). Меры процессуального обеспечения производства по делу о правонарушении также имеют право на существование, поскольку не всегда «растворены» в других группах мер. Так, административное задержание на срок до рассмотрения дела (но не свыше указанного в Кодексе) осуществляется только в целях обеспечения рассмотрения дела и никакой другой цели не имеет. Более того, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях также уделил целую главу этой группе мер – глава 27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

Таким образом, меры административного принуждения можно классифицировать на пять основных групп. Так как административное принуждение применяется чаще всего в связи с правонарушением, целесообразно соблюсти хронологический порядок в зависимости от стадий совершения правонарушения. В этом случае классификация будет иметь следующий вид:

– административно-предупредительные меры;

– меры административного пресечения;

– меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях;

– административные наказания;

– административно-восстановительные меры.



1. На первом месте административно-предупредительные меры. Из названия можно сделать вывод о том, что эти меры административного принуждения (единственные) могут применяться тогда, когда административное правонарушение еще не совершено и они применяются как раз в целях их предупреждения или выявления. Кроме того, эта группа мер может применяться и в связи с государственной необходимостью. Следует отметить, что с помощью рассматриваемых мер административного принуждения возможно предупредить абстрактное правонарушение конкретного вида. Конкретность вида предупреждаемого административного правонарушения определяется ситуацией, в которой эти меры применяются. Ситуация должна давать основания реально опасаться совершения административного правонарушения именно этого конкретного вида. К административно-предупредительным мерам административного принуждения относятся:

– проверка документов;

– остановка транспортного средства;

– досмотр вещей, личный досмотр (например, в аэропорту);

– медицинское освидетельствование;

– прекращение, ограничение движения транспортных средств и т. д.

2. Второй группой мер административного принуждения являются меры административного пресечения. Они применяются, когда правонарушение непосредственно находится в стадии совершения и с помощью этих мер оно пресекается (откуда можно сделать вывод о том, что применение мер принуждения после окончания правонарушения не может носить пресекательный характер, и эти меры будут относиться к другим группам мер административного принуждения).

Пресечь правонарушение можно путем применения двух видов мер административного пресечения: мер специального пресечения и мер процессуального пресечения.

К мерам специального пресечения относятся меры, содержание которых охватывает применение мер физического воздействия на правонарушителя:

– требование прекратить неправомерные действия;

– применение физической силы;

– применение специальных средств;

– применение оружия.

Следует отметить, что меры специального пресечения может применять довольно узкий круг лиц. В связи с тем, что по своему характеру эти меры принуждения являются суровыми, государственно-властными полномочиями по их применению наделен узкий круг милитаризированных государственных служащих. Достаточно заметить, что единственной мерой государственного принуждения, охватывающей законное лишение жизни человека, сегодня в Российской Федерации является именно мера специального пресечения – применение оружия.

К мерам процессуального пресечения относятся меры административного принуждения, применение которых непосредственно физического воздействия на правонарушителя не оказывают, но по своему характеру направлены на пресечение правонарушения, находящегося в стадии совершения.

К таким мерам относятся:

– доставление;

– изъятие предметов (частично или полностью изъятых из гражданского оборота);

– запрещение эксплуатации транспортных средств и т. д.

3. После пресечения правонарушения необходимо установить все обстоятельства правонарушения, необходимые для привлечения виновного к ответственности. Для этого законом предусмотрена возможность применения мер административного принуждения. В главе 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях эти меры называются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цель применения названных мер административного принуждения указана в их названии: обеспечить производство по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности.

4. После установления всех обстоятельств дела на лицо, виновное в совершении правонарушения, налагается санкция за правонарушение (мера ответственности). Эти санкции (их 9) называются административными наказаниями. Перечень наказаний может быть расширен только Кодексом РФ об административных правонарушениях, но не правоприменителем. Кодекс к видам административных наказаний относит:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

5. И, наконец, в ряде случаев после привлечения лица к административной ответственности возникает необходимость восстановления нарушенного правонарушением чьего-либо права. С этой целью законодатель допускает применение мер административного принуждения. Их называют административно-восстановительными:

– снос самовольно возведенных строений;

– административное выселение из самовольно занятого помещения;

– возложение обязанности возместить причиненный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ) и т. д.

Некоторые авторы, отрицая существование административно-восстановительных мер, полагают, что названные меры имеют пресекательную сущность и «растворяются» в мерах административного пресечения. Действительно, помимо восстановления нарушенного правонарушением права снос самовольно возведенных строений и административное выселение из самовольно занятого помещения имеют и пресекательную сущность, поскольку направлены и на пресечение длящегося правонарушения, но возложение обязанности возместить причиненный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ) имеет только одну цель – восстановительную.

Здесь следует отметить, что одна мера административного принуждения (как в рассмотренном выше случае) может одновременно преследовать несколько целей и по этому основанию может быть отнесена к нескольким группам мер административного принуждения.

Кроме того, одна и та же мера административного принуждения в различных случаях может быть направлена на достижение различных целей и, таким образом, относиться к различным группам мер административного принуждения. Примером может служить такая мера административного принуждения, как остановка сотрудником милиции транспортного средства. Когда основанием остановки будет отсутствие на лобовом стекле автомобиля талона о прохождении технического осмотра, эта мера применятся для выявления правонарушения и относится к мерам административно-предупредительным. Когда основанием остановки будет наличие у транспортного средства явно выраженных серьезных неисправностей определенного вида, целями ее применения являются пресечение правонарушения и предупреждение наступления вредных последствий (государственная необходимость). В этих случаях остановка транспортного средства одновременно относится к двум группам мер административного принуждения: административно-предупредительным и административно-пресекательным. Когда транспортное средство будет остановлено непосредственно после совершения его водителем правонарушения, цель ее применения – обеспечение привлечения водителя к юридической ответственности. Сама же остановка транспортного средства здесь будет отнесена к группе мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении.

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности – результат неправомерного поведения лица, выраженный в применении к виновному уполномоченными на то органами (должностными лицами) в установленном законом порядке юридических санкций.

Некоторые ученые-административисты представляют административную ответственность как систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности правонарушителя отвечать за свое противоправное и виновное деяние, которая реализуется посредством применения мер государственного принуждения. На наш взгляд, суть (содержание) административной ответственности заключается в непосредственном наложении наказаний, предусмотренных данным видом юридической ответственности. Попытка определить административную ответственность путем ее переадресовки к правонарушителю представляется ошибочной.

Административная ответственность – составная часть административного принуждения. Как самостоятельному виду юридической ответственности ей присущи свои особенности. Основными из них являются:

а) административные наказания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;

б) административные наказания налагаются не в порядке подчиненности по службе;

в) факт наложения административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы (но имеет иные юридические последствия);

г) законодательством предусмотрен упрощенный порядок наложения административных наказаний;

д) порядок привлечения к административной ответственности регламентируется нормами административного права (значит, осуществляется во внесудебном порядке).

Основные положения, регламентирующие административную ответственность, закреплены в Кодексе РФ об административном правонарушении. Впервые успешная попытка кодификации норм права, регламентирующих отношения по поводу ответственности за административные правонарушения, законодателем была предпринята в 1984 г. путем принятия Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Кодекс вступил в действие с 1 января 1985 г. До указанного момента действовали разрозненные нормы права, устанавливающие ответственность и регламентирующие порядок привлечения к ней за различные административные правонарушения. При этом единообразия не было.

С 1 июля 2002 г. вступил в действие вновь принятый Кодекс РФ об административных правонарушениях, что бесспорно является шагом вперед по пути построения в России правового демократического государства.

Принципиальные положения Кодекса прогрессивны. Так, применение шести из восьми наиболее тяжких административных наказаний отнесено к исключительной компетенции суда. Соответственно, значительно увеличилась и роль суда как органа административной юрисдикции. Действительно, если на момент принятия Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в 1984 г. к компетенции суда относилось принятие решений лишь по шести составам административных правонарушений, то уже через несколько лет судьи были компетентны принимать решения по 28 составам. Действующий Кодекс к компетенции судов относит уже составы административных правонарушений, содержащиеся в 105 из 401 статьи Кодекса. Естественно, с увеличением возможностей участия судей в производстве по делам об административных правонарушениях увеличилась и гарантированность права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, снизилась вероятность необоснованного применения мер административного принуждения.

Вместе с тем ряд проблем вновь принятым Кодексом РФ об административных правонарушениях так и не был разрешен. По нашему мнению, следует признать единую природу уголовной и существующей сегодня в РФ административной ответственности. Безусловно, нужно признать и тот факт, что порядок привлечения к юридической ответственности за преступления и за административные правонарушения (проступки) может и должен быть разным. Но не вызывает сомнения, что это должен быть один вид юридической ответственности и привлекать к ответственности должен орган государственной власти, к компетенции которого этот вид деятельности относится. В соответствии с принципом разделения властей он относится к компетенции системы органов судебной власти.

Сделанный вывод находит свое подтверждение и в ч. 3 ст. 35 действующей Конституции РФ: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Административное наказание в виде штрафа заключается в лишении гражданина своего имущества. При этом в нарушение требований Конституции и тех демократических принципов построения государства, которые она закрепляет, это происходит в административном, т. е. во внесудебном порядке. Данное положение является принципиальным и в силу того, что штраф по новому Кодексу – основное и самое распространенное административное наказание. Практически все составы административных правонарушений содержат его как в качестве санкции. И в этом смысле, на наш взгляд, основной недоработкой Кодекса РФ об административных правонарушениях является недостаточное расширение полномочий судов по наложению административных наказаний. Такие полномочия должны быть исключительными. Нам представляется, что перспективы совершенствования института административной ответственности именно в указанном направлении.

Полное определение административной ответственности очень громоздко, поэтому по аналогии с дисциплинарной ответственностью попробуем ответить на основные вопросы:

1) основания (ответственность за что?);

2) каких мер (путем применения чего?);

3) субъекты ответственности (в отношении кого?);

4) процесс правоприменения (в каком порядке?).

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 125.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите несколько верных ответов . Ответы занесите в таблицу.

1.1. Избирательное законодательство Российской Федерации не допускает

  1. открытого голосования
  2. голосования по почте
  3. досрочного голосования
  4. голосования на дому
  5. голосования за пределами постоянного места жительства

1.2. К видам социальных норм относятся

  1. научные
  2. правовые
  3. моральные
  4. корпоративные
  5. климатические

1.3. К типам экономических систем относятся

  1. индустриальная
  2. традиционная
  3. централизованная
  4. монополистическая
  5. рыночная

1.4. Формами права являются

  1. юридический факт
  2. нормативный договор
  3. мораль
  4. судебный прецедент
  5. правовая доктрина

Ответ :

1.1 1.2 1.3 1.4
12 234 235 245

2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 2

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Открытая , скрытая , умеренная , сбалансированная , галопирующая .

Ответ : виды инфляции.

2 балла

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже процессы? Дайте максимально точный ответ. Измерение , наблюдение , сравнение , эксперимент .

Ответ : эмпирические методы познания.

2 балла

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда

Независимые средства массовой информации , профсоюзы , общественные организации , суды , благотворительные фонды .

Ответ : институты гражданского общества, лишнее – суды.

1 1 балл за верно указанный лишний элемент .

Максимум за задание 2 балла .

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Род , племя , народность , варна

Ответ : этнические группы, лишнее – варна.

1 балл за верно указанный объединяющий признак и 1 балл за верно указанный лишний элемент .

Максимум за задание 2 балла .

Задание 6

«Да » или «нет »? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да », если не согласны ‒ «нет ». Внесите свои ответы в таблицу.

6.1. Российская Федерация является примером национальнотерриториальной федерации.

6.2. Ассимиляция является видом демографических процессов.

6.3. В России принята пропорциональная шкала налогообложения доходов физических лиц.

6.4. Действовавшая в Российской империи «Табель о рангах» являлась инструментом социальной мобильности.

6.5. Цикл русских былин об Илье Муромце является примером массовой культуры.

6.6. Граждане РФ могут заключать трудовой договор по достижении 14 лет без согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.

Ответ :

6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6.
да нет да да нет нет

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 7

Установите соответствие между административными мерами и их характером.

Ответ :

Ответ :

А Б В Г
2 4 3 1

По 1 баллу за каждое верное соотнесение .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 9

Решите правовую задачу.

Ирина Бобрыш родилась в России в 1985 году. В 18 лет она уехала учиться и работать в Германию. В 2016 году она вернулась в Россию, а в 2018 году решила баллотироваться в президенты России. Зарегистрирует ли её ЦИК в качестве кандидата? Ответ обоснуйте.

Ответ :

Нет. Согласно ст. 81 Конституции России Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет (в 2018 году Ирине будет 33 года), постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (на территории России она постоянно будет проживать только 2 года).

1 балл за верный ответ .

По 2 балла за приведённые обоснования .

Ответ без обоснований не засчитывается .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 10

Решите экономическую задачу.

Онлайн-сервис покупки одежды предлагает следующие условия: при покупке одежды на сумму больше 5000 рублей предоставляется скидка в 1000 рублей, доставка же может осуществляться следующим образом – 250 рублей за доставку курьером до дверей, если сумма заказа больше 2000 рублей, то бесплатно, или же бесплатный самовывоз из пункта выдачи.

Василий хочет купить спортивный костюм стоимостью 4500 рублей и футболку стоимостью 1000 рублей. Какой вариант доставки выберет Василий, если поездка до пункта выдачи и обратно обойдётся ему в 100 рублей? Приведите необходимые расчёты.

Решение :

Поскольку сумма заказа больше 5000 рублей, Василий получит скидку в 1000 рублей и потратит 4500 рублей. Так как сумма заказа больше 2000 рублей, то ему выгоднее выбрать доставку курьером.

Ответ : выберет доставку курьером.

2 балла за верный ответ .

3 балла за приведённые расчеты .

Ответ без расчётов не засчитывается .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 11

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Основу хозяйственной жизни общества составляет материальное _______(А). Это создание благ и услуг, направленных на удовлетворение _______(Б) человека. Эти блага и услуги возникают в результате взаимодействия человека и _______(В). Те природные и социальные силы, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных _______(Г), получили название _______(Д) ресурсов.

Учёные выделяют несколько групп ресурсов. К первой относятся природные – земля, вода, полезные ископаемые, растения и многое другое, что даёт нам природа. Среди них есть _______(Е) (т. е. такие, запасы которых на Земле ограничены) и _______(Ж) (например, вода). Вторую группу составляют материальные , т. е. созданные человеком, рукотворные ресурсы (машины, оборудование, искусственные материалы, металл, ткани). Третья группа – _______(З) ресурсы, т. е. всё население страны, находящееся в трудоспособном возрасте (сюда не включаются дети, пожилые люди и те, кто по состоянию здоровья не способен трудиться). Четвёртая группа – _______(И) ресурсы те денежные средства, которые общество может выделить на организацию производства. В современном мире можно говорить ещё и об интеллектуальных и _______(К) ресурсах. Это ресурсы, созданные в процессе интеллектуальной деятельности человека. Они составляют пятую группу.

Список терминов

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
17 1 18 20 2 16 3 12 4 5

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 12

Объедините следующие понятия в классификационную схему и озаглавьте её. Обратите внимание на наличие лишних понятий.

Социально-преобразовательная, духовная, производственная, наблюдательная, познавательная, экспериментальная, ценностно-ориентированная, материальная, прогностическая, восстановительная.

Ответ:


По 1 баллу за каждый верный элемент .

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 13

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.

13.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.

13.2. Распределите изображения на четыре группы. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.

13.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

М . М . Сперанский

Введение к уложению государственных законов

I. О свойстве законов государственных

Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения. Началом сих разделений приемлются самые предметы законов: отношения людей, в обществе живущих. Отношения сии двояки: каждое лицо имеет отношения ко всему государству и все лица в особенности имеют отношения между собою. Отсюда возникают два главные разделения законов. Законы государственные определяют отношения частных лиц к государству. Законы гражданские учреждают отношения лиц между ими. Законы государственные суть двух родов: одни суть преходящие, другие коренные и неподвижные. Законы преходящие суть те, коими определяется отношение одного или многих лиц к государству в одном каком-либо случае. Таковы суть: законы публичной экономии, законы мира и войны, уставы полиции и проч. Они по существу своему должны изменяться по изменению обстоятельств. Законы коренные, напротив, состоят в началах неподвижных и неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы. Нужно рассмотреть их свойство и степень необходимости.

II. О свойстве государственных коренных законов

Законы существуют для пользы и безопасности людей им подвластных. Но польза и безопасность суть понятия неопределённые, подверженные разным изменениям. Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий, они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже противны тому концу, для коего они существуют. Посему во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы. Сии положительные начала суть коренные государственные законы. Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная. Начало и источник сих сил в народе: ибо он не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении к общежитию. Но силы сии в рассеянии их суть силы мёртвые. Оне не производят ни закона, ни прав, ни обязанностей. Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и привести в равновесие. Соединённое действие сих сил составляет державную власть. Сопряжения их в державной власти могут быть многоразличны. Из сих многоразличных сопряжений коренные законы определяют один постоянный и непременный. Итак, предмет и свойство государственных коренных законов есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в их соединении.

14.4. Какой подход к пониманию права нашёл отражение в тексте? Назовите двух других российских или зарубежных мыслителей XVII–XIX веков, которые придерживались того же подхода к пониманию права, что и автор текста.

14.5. Автор пишет: «Законы существуют для пользы и безопасности людей им подвластных. Но польза и безопасность суть понятия неопределённые, подверженные разным изменениям. Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий, они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже противны тому концу, для коего они существуют». Как Вы поняли авторскую мысль? Согласны ли Вы с ней? Приведите один аргумент и один пример в поддержку своей позиции.

Ответ :

Элементы ответа Баллы
14.1. Должны быть названы: публичное право, частное право По 2 балла за каждую верно указанную позицию.

Максимум 4 балла

14.2. Конституционное право 2 балла за верно названную отрасль права
14.3. А) По мнению автора, главным источником власти является народ. 1 балл за верное указание источника власти.

1 балл за три указанные ветви государственной власти.

0 баллов в ином случае.

Максимум 2 балла

14.4. А) В тексте отражён естественно-правовой подход к пониманию права.

Б) Могут быть названы Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев

2 балла за верное названия подхода к пониманию права.

По 2 балла за каждое верное названное имя представителей подхода.

Максимум 6 баллов

14.5. А) Автор говорит о том, что есть некоторые незыблимые основания законодательства, которые не подвержены изменениям, в отличие от понятий пользы и безопасности.

Возможные ответы

Б) 1. Нет, не согласен. Законы должны обеспечивать безопасность и отвечать запросам общества, соответственно они должны меняться с изменением понимания общества понятия пользы и безопасности.

Законодательство США, касающееся возможности государства прослушивать личные телефонные разговоры граждан, изменилось после 11 сентября.

2. Да, согласен. Законы должны быть неизменными, чтобы обеспечивать стабильность общества.

Конституция США была принята в 1787 году, и её основой текст не менялся до сих пор

2 балла за объяснение авторской мысли.

2 балла за приведённый аргумент

2 балла за приведённый пример

Максимум 6 баллов

Максимум за задание 20 баллов

Задание 15

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
О . Бисмарк )

К . Маркс )

Б) *** – это я. (Людовик XIV )

Б . Вышеславцев )

Т . Эдисон )

О . Шпенглер )

Л . Питер )

Д . Остин )

Ответ :

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОНЯТИЕ
А) *** есть искусство возможного. (О . Бисмарк )

В *** можно объединяться ради известной цели даже с самим чёртом, – нужно только быть уверенным, что ты провёдешь чёрта, а не чёрт тебя. (К . Маркс )

политика
Б) *** – это я. (Людовик XIV )

*** есть сочетание права и власти. (Б . Вышеславцев )

государство
В) Важнейшая задача *** – научить человека мыслить. (Т . Эдисон )

Умирая, культура превращается в ***. (О . Шпенглер )

цивилизация
Г) *** есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. (Л . Питер )

*** – это способ тратить деньги, не получая от них никакого удовольствия. (Д . Остин )

экономика

Могут быть названы слова синонимы , точно отражающие смысл мысли автора .

По 2 балла за каждое верное слово .

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 16

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. (Ф . М . Достоевский )
  2. Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним. (Л . Н . Толстой )
  3. Избирательный бюллетень сильнее пули. (А . Линкольн )
  4. Не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность. (М . Монтень )
  5. Кто страшится бедности, тот недостоин богатства. (Вольтер )
  6. Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. (Екатерина II)

Критерии оценивания сочинения-эссе

Если сочинение эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена , то максимальный балл , который может быть выставлен по каждому критерию оценивания , 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
    • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий .

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 125 баллов .



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!