Муниципальная организация местного самоуправления как объект управления в профессиональной деятельности муниципальных служащих

  • 5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.
  • Глава 3. Вопросы местного значения
  • 6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.
  • 7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
  • 8. Органы местного самоуправления как юридические лица.
  • 10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
  • 11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
  • 12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.
  • 13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
  • 14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.
  • 15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.
  • 16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения
  • 17. Основные теории местного самоуправления.
  • 18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.
  • Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
  • Информация об изменениях:
  • 19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
  • 20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.
  • Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
  • Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
  • Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
  • Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"
  • 21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.
  • 24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.
  • 25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.
  • 26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.
  • 27. Территориальное общественное самоуправления (тос): понятие, порядок образования и осуществления. Органы тос, их полномочия
  • 28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы. Понятие межмуниципального сотрудничества
  • 29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.
  • 30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • 31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
  • 32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.
  • 33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.
  • 34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
  • 35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.
  • 36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением
  • 37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
  • 38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.
  • 39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.
  • 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.
  • 42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.
  • 43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.
  • 44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.
  • 45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.
  • 46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
  • 47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.
  • 48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.
  • 49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.
  • 50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.
  • 51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.
  • Тема 11. Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.
  • 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
  • 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
  • 3. Организация работы и акты местной Администрации и её органов.
  • 52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
  • 53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.
  • 54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
  • 55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).
  • 38. Понятие и развитие территориальных основ мсу
  • 56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.
  • 57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения
  • 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.

    Район (уезд) - административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также городские поселения.

    Вариант организации власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоя­тельно решают вопросы своего административно-территориально­го устройства, организации государственной власти на своей тер­ритории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образова­ния в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.

    Организация местного самоуправления в районе (уезде) возможна в различ­ных вариантах.

    1. В границах территории района может быть создано единое районное муниципальное образование. Особенностью этого вари­анта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образова­ния отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоя­тельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структур­ные подразделения в городских и сельских поселениях, располо­женных на территории района; б) единая районная муниципаль­ная собственность; в) единый районный бюджет.

    Структурным подразделениям районной администрации, кото­рые создаются в городских и сельских поселениях (сельских окру­гах, сельсоветах, волостях), могут передаваться в управление объ­екты районной муниципальной собственности, им могут выделяться также из районного бюджета финансовые средства (смета расходов).

    Данная организация местного самоуправления возможна при условии, что население городских и сельских поселений или органы, обладающие правом от имени населения принимать решения, высказались за образование единого районного муниципального образования.

    Создание единых районных муниципальных образований обусловлено слабостью финансово-экономической базы небольших поселений.

    2. На территории районного муниципального образования имеются другие муниципальные образования (городские, поселковые, сельские). Основной проблемой организации местного самоуправления в районе в этом случае является решение вопросов о взаимодействии районных органов самоуправления с городскими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципаль­ных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Разграничения полномочий по вопросам совместного ведения устанавливаются договором между муници­пальными образованиями.

    3. В ряде субъектов Федерации район признается уровнем государственного управления.

    Субъекты Федерации вправе создавать территориальные (местные) органы государственной власти общей компетенции: органы представительной и исполнительной государственной власти тер­риториальных единиц, которые непосредственно входят в состав субъекта Федерации. Если в административно-территориальных единицах сформированы органы местного самоуправления, то их полномочия не могут быть прекращены (в связи с созданием соответствующих местных органов государственной власти) без учета мнения населения на основании и в формах, предусмотренных законами субъекта Федерации. Население вправе потребовать проведения в этом случае референдума. Если же такое требование не заявляется, то для досрочного прекращения полномочий муниципальных орга­нов достаточно решения соответствующих представительных органов местного самоуправления.

    При этом надо иметь в виду, что субъекты Российской Федерации, решая вопрос об уровнях публичной власти на своей территории, в большинстве своем не предусматривают создания местных органов государственной власти общей компетенции, образующих самостоятельный уровень публичной власти в субъекте Федерации.

    Во всех случаях организации местного самоуправления в районе (уезде) на его территории могут действовать органы территориального общественного самоуправления. Они создаются в город­ских, сельских поселениях (когда данные поселения не имеют статуса муниципального образования) или на части территории городских, сельских поселений (когда данные поселения имеют ста­тус муниципального образования).

  • В отличие от действовавшего ранее законодательства Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает несколько определенных моделей организации системы органов местного самоуправления в муниципальном образовании. При этом одни из них могут использоваться любым муниципальным образованием, другие - только строго определенными (только сельскими поселениями, только муниципальными районами и т.п.).

    Можно выделить следующие основные схемы организации органов местного самоуправления по Закону о местном самоуправлении 2003 г.

    I. Муниципальные образования всех видов (рис. 2).

    Рис. 2. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "сильный мэр - совет"

    • 3. В соответствии с Уставом муниципального образования глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
    • 5. Представительный орган выбирает своего главу из состава депутатов.

    Эта достаточно традиционная модель "сильный мэр - совет" до принятия Закона о местном самоуправлении 2003 г. являлась довольно распространенной в России. В настоящее время она используется преимущественно в крупных городах, однако во многих из них постепенно вытесняется моделью с использованием назначаемого по конкурсу главы местной администрации.

    В данной модели глава муниципального образования и местной администрации не являются муниципальными служащими.

    II. Муниципальные образования всех видов (рис. 3).

    Рис. 3. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "сильный представительный орган - слабый исполнительный орган"

    • 1. Представительный орган избирается населением.
    • 2. Глава муниципального образования избирается населением.
    • 3. В соответствии с Уставом муниципального образования он возглавляет представительный орган.
    • 4. Глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.
    • 5. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.
    • 6. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

    Данную модель можно охарактеризовать как "сильный представительный орган - слабый исполнительный орган". Связано это с тем, что в данном случае выбор кандидата на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом, сам глава назначается на контрактной основе, причем контракт он заключает с главой муниципального образования, который выступает в нем работодателем. Глава же местной администрации является муниципальным служащим.

    III. Муниципальные образования всех видов (рис. 4).

    Рис. 4. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "совет - управляющий"

    • 1. Представительный орган избирается населением.
    • 4. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.

    Эта модель представляет собой разновидность используемой в некоторых странах Европы и в США модели "совет - управляющий". Модель также характеризуется определенным усилением представительной власти в ущерб исполнительной, однако в данном случае он не так заметен, как во второй модели. Модель не предусматривает прямых выборов главы муниципального образования, что делает ее крайне привлекательной для органов власти. В последние годы наблюдается тенденция все большего внедрения ее в практику муниципального управления, в том числе в крупных городах.

    IV. Только сельские поселения (рис. 5).

    Рис. 5.

    • 1. Представительный орган избирается населением.
    • 2. Глава муниципального образования избирается населением муниципального образования.
    • 3. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о местном самоуправлении 2003 г. он возглавляет представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления.
    • 4. Структура исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (главы муниципального образования).

    Данная схема предусматривается только для сельских поселений и является исключением из общего правила, так как при ее использовании допускается отступление от принципа разделения властей. Достоинством ее является сокращение управленческого аппарата и сведение к минимуму возможности конфликта между представительной и исполнительной властью в муниципальном образовании. Однако на практике она используется крайне редко в силу наличия еще более привлекательной для сельских поселений следующей, пятой, модели.

    V. Только сельские поселения (рис. 6).

    Рис. 6.

    • 1. Представительный орган избирается населением.
    • 2. Глава муниципального образования избирается представительным органом или населением.
    • 3. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о местном самоуправлении 2003 г. он возглавляет представительный орган и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
    • 4. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

    Данная схема также предусматривается только для сельских поселений и является вариантом предыдущей. Разница между ними заключается в способе избрания главы муниципального образования - в ней отсутствуют прямые выборы главы. В настоящее время она используется в большинстве сельских поселений.

    VI. Только муниципальные районы (рис. 7).

    Рис. 7.

    • 1. Представительный орган формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район (минимальная численность - 15 чел.) с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
    • 2. Глава муниципального образования избирается представительным органом и возглавляет его.
    • 3. Глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.
    • 4. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
    • 5. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

    Этот способ формирования представительных органов муниципальных районов является дополнительным по отношению к основным способам. Достоинства его заключаются, во-первых, в усилении связи между муниципальным районом и поселением, во-вторых, в удешевлении системы управления. Характерной особенностью данной модели является возможность не проводить муниципальные выборы на районном уровне, что делает его привлекательным для органов власти.

    Основным недостатком данной модели является диспропорция представительства депутатов, возникающая в случаях, если в состав муниципального района включается одно крупное и большое количество мелких поселений (как чаще всего и бывает на практике). В этих случаях интересы жителей наиболее крупного муниципального образования, в котором обычно проживает 70-80% населения муниципального района, представляет то же количество депутатов, что и интересы жителей любого малочисленного поселения. Таким образом, данная схема реально может использоваться только в муниципальных районах, в которых численность жителей входящих в его состав поселений является примерно равной. Чаще всего такая ситуация имеет место в случаях, когда административный центр района (обычно являющийся самым крупным по численности муниципальным образованием) получает статус городского округа и, таким образом, исключается из состава района.

    VII. Только муниципальные образования с числом жителей, обладающих избирательным правом, до 100 чел. включительно (рис. 7).

    Рис. 7.

    • 1. Глава муниципального образования избирается населением на сходе.
    • 2. Глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
    • 3. Структура местной администрации утверждается сходом жителей по представлению главы местной администрации.

    В поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 чел. включительно формирование представительного органа муниципального образования является нецелесообразным и его полномочия реализует сход местных жителей. Данная модель используется в малочисленных муниципальных образованиях в обязательном порядке.

    Выбор конкретной структуры органов местного самоуправления из возможных возлагается на само муниципальное образование. Выбранная модель закрепляется в его уставе.

    Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает особые правила относительно определения структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях.

    Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

    Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

    В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

    • 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
    • 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

    Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

    Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые надень создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования. До уре1улирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или сих участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

    Муниципальные образования и их органы -- элемент публично-властного механизма общества. В то же время надо отметить, что в муниципальных образованиях как нигде могут тесно переплетаться публично-властные и общественные начала, в том числе в деятельности органов местного самоуправления.

    Зконодательное закрепление ряда принципиальных положений, обеспечивающих и гарантирующих самостоятельность и полнокровную деятельность муниципальных образований, органов местного самоуправления состоит в следующем:

    1. Необходимость организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. При этом население городских, сельских поселений независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

    В то же время во всех муниципальных образованиях должны создаваться как минимум выборные органы местного самоуправления. Лишь в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации может предусматриваться возможность осуществления полномочий выборных представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

    Приведенные положения аналогичны тем конституционным предписаниям, которые закрепили статус субъектов Федерации за всеми ее первичными территориальными составляющими: республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами, и, следовательно, окончательно территориально достроили Россию как подлинную федерацию. Положения о необходимости организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации и об обязательном создании органов местного самоуправления во всех муниципальных образованиях территориально и организационно достраивают третий этаж публичной власти -- местное самоуправление жителей.

    2. Самостоятельное определение муниципальными образованиями своего статуса, структуры и статуса своих органов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации в собственных уставах. Уставы муниципальных образований для своих образований играют ту же роль, что и общероссийская конституция для страны в целом, конституции и уставы субъектов Федерации -- для соответствующих субъектов. Устав муниципального образования и есть своеобразная микроконституция, местная конституция, которая комплексно определяет важнейшие принципы устройства и жизнедеятельности своего коллектива, проживающего на данной территории. Не случайно в уставах многих муниципальных образований указывается, что данные уставы имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем иным муниципальным нормативным актам, а так же прямое действие.

    Уставы муниципальных образований принимаются представительными органами местного самоуправления или непосредственно населением.

    3. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. В данной норме имеются в виду любые органы местного самоуправления и любые должностные лица местного самоуправления, которые действуют в соответствии с уставами муниципальных образований, за исключением представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Избрание представительных органов местного самоуправления -- единственный способ формирования их состава -- осуществляется непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Главы муниципальных образований, если уставы муниципальных образований их предусматривают, избираются либо так же, либо представительными органами из своего состава. Аналогичен порядок избрания и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Уставом муниципального образования может быть предусмотрено наличие выборного должностного лица - главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

    Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и входящие в категорию муниципальных служащих.

    4. Подотчетность и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов перед населением. Ответственность названных субъектов перед населением наступает в результате утраты ими доверия, т. е. по основаниям не только законности, но и целесообразности их деятельности.

    В то же время ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, уставов муниципальных образований, т. е. только по мотивам законности. Федеральный законодатель при этом предусматривает довольно сложную судебную процедуру привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности по инициативе государственных органов

    Кроме различного механизма делегирования полномочий (создания органов), необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству делегируемых им полномочий. Такая классификация предусматривает наличие органов местного самоуправления, наделенных представительными, исполнительными и контрольными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом представительные и контрольные полномочия делегируются, как правило, одному органу (представительному), но население может создать и отдельный, специальный орган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетная палата и т. п.).

    Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление предусматривает обязательное наличие представительных органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.

    Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

    • 1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
    • 2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    • 3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    • 4. установление местных налогов и сборов;
    • 5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    • 6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

    К полномочиям представительных органов местного самоуправления необходимо отнести и право издания обязательных постановлений. Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения и постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.

    К вопросам местного значения относятся:

    • 1. принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
    • 2. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
    • 3. местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
    • 4. комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;
    • 5. содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
    • 6. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
    • 7. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
    • 8. охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
    • 9. регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
    • 10. создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
    • 11. контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    • 12. регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
    • 13. организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
    • 14. организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
    • 15. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
    • 16. благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
    • 17. организация утилизации и переработки бытовых отходов;
    • 18. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    • 19. организация и содержание муниципальных архивов;
    • 20. организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
    • 21. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    • 22. создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
    • 23. сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
    • 24. организация и содержание муниципальной информационной службы;
    • 25. создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
    • 26. создание условий для организации зрелищных мероприятий;
    • 27. создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
    • 28. обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
    • 29. участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
    • 30. обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

    Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

    В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях федеральным законом.

    Библиографическое описание:

    Нестерова И.А. Организация муниципального самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    Организация муниципального самоуправления является важнейшим элементом государственного управления. Основы и принципы организации местного самоуправления регламентируется Конституцией и федеральным законодательством. В силу регулярного реформирования государственного управления МСУ требует особого внимания.

    Общие принципы организации местного самоуправления

    Общие принципы местного самоуправления регулируются нормами Конституции РФ и ФЗ РФ №131-ФЗ.

    Общие принципы организации муниципального управления характеризуются рядом признаков нашедших отражение на рисунке ниже.

    Рассмотрев особенности принципов, следует их перечислить. Итак, принципы организации муниципального управления следующие:

    1. Самостоятельность решения вопросов местного значения;
    2. Организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
    3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;
    4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
    5. Многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;
    6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
    7. Законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;
    8. Гласность деятельности органов местного самоуправления;
    9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления;

    10. Государственная гарантия муниципального управления

    Только в случае последовательного следования вышеуказанным принципам возможно эффективное управление на муниципальном уровне в России.

    Проблемы развития муниципального образования

    В каждом муниципальном образовании имеют место нерешенные проблемы, требующие скорейшего решения. Однако выявить их не всегда так просто как кажется. Проблемы и разработка их решения подразумевают следование определенным целям по совершенствованию местного самоуправления. Все цели следует разделить на группы в соответствии с типами, представленными на рисунке.

    Виды целей совершенствования МСУ

    Реализация целей по улучшению организации муниципального управления не представляется возможным без участия регионов в различных государственных программах и создания индивидуальных программ для каждого отдельного региона.

    Важную роль в адекватной организации МСУ играет программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Такие программы являются директивными документами, неразрывно связанными заранее оговоренными ресурсами, исполнителями и сроками. Такие программы направлены на решение приоритетных для муниципального образования задач.

    Компоненты системы принципов организации местного самоуправления

    Принципы организация местного самоуправления представляют собой основы функционирования местного самоуправления на любом этапе развития .

    Конституция Российской Федерации в статье 3 закрепляет народовластие. Реализация народовластия происходит как через органы государственной власти, которые формируются при участии населения и посредством МСУ. Исходя из этого, система местного самоуправления является частью конституционного строя РФ и формой народовластия.

    В этой связи представляется необходимым рассмотреть ключевые параметры местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества. Однако нельзя не упомянуть трактовку местного самоуправления в науке о государственном управлении, как основы конституционного строя. В данном случае речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве. Они представлены на рисунке.

    Конституционные положения, закрепляющие местное самоуправление, как элемент конституционного строя

    Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на МСУ. Данное положение конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

    В данном случае мы говорим не об индивидуальном праве, а общем, т.е. коллективном праве местного сообщества на реализацию МСУ. Согласно нормам ФЗ РФ N 131-ФЗ, записанным в статье 3, существуют правовые пределы:

    1. предел осуществления – городские, сельские поселения и другие муниципальные образования;
    2. ФЗ определяет формы реализации этого права – прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

    В ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Права не зависят от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

    Очевидно, что действующее российское законодательство понимает под термином "местное самоуправление" самостоятельную деятельность населения в сфере решения проблем на местном уровне. Конституция РФ официально фиксирует такое восприятие МСУ в статье 130, согласно которой, именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения .

    Теперь обратимся к перечню вопросов местного значения. Они перечислены в ФЗ №131-ФЗ. Ниже представлен полны перечень из статьи:

    1. Принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением
    2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
    3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения
    4. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования
    5. Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений
    6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования

      Охрана общественного порядка

    7. Контроль за использованием земель на территории муниципального образования
    8. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения
    9. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом
    10. Муниципальное дорожное строительство
    11. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи
    12. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания
    13. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании

    И, наконец, МСУ является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления .

    Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

    Литература

    1. Конституция РФ
    2. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Муниципальная организация местного самоуправления как объект управления в профессиональной деятельности муниципальных служащих

    3.1. Определение понятия «муниципальная организация местного самоуправления» и типы ее моделей

    Термин «муниципальная организация местного самоуправления» в федеральных законах и нормативных правовых актах в области местного самоуправления отсутствует. В муниципальной науке данная категория практически не разработана. А это, в свою очередь, негативно сказывается на ее использовании в практике муниципального управления.

    Исследование категории "муниципальная организация местного самоуправления" в муниципальной науке самым тесным образом связано с анализом таких ключевых понятий, как «местная власть», «местное самоуправление», «муниципальное образование». Каждое из них, как мне представляется, характеризует одно из свойств категории «муниципальная организация местного самоуправления», позволяет более полно раскрыть ее сущность и содержание, особенности исследуемого социального явления в общественной жизни, его роль и место в системе управления обществом в целом и местными сообществами, в частности.

    Понятие «управление» определяется нами как власть и ее организация. Управление и власть тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Без власти нет управления, также как любая власть нуждается в управлении. Для того чтобы управлять, т.е. воздействовать на окружающую внешнюю и внутреннюю среду, взаимодействовать с ее субъектами власть нуждается в организации. При этом речь идет не только о форме организационного устройства власти, но и социальном механизме регулирования общественных отношений власти с субъектами, включая местные сообщества.

    Муниципальная организация местного самоуправления» в самом широком смысле искомого понятия рассматривается как форма и способ организации местной публичной власти, присущие демократическому обществу. Речь идет о таком типе организации местного самоуправления, который обеспечивает реальное участие местных сообществ и граждан в осуществлении своего права на местное самоуправление, в защите своих законных прав и интересов, направленных на решение вопросов обеспечения их жизнедеятельности.

    Под муниципальной организацией местного самоуправления в узком смысле рассматриваемого понятия понимается, с одной стороны, совокупность органов муниципальной власти, форм самоорганизации и участия граждан в местном самоуправлении, а с другой – социальный механизм, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе реализации местными сообществами и гражданами своих прав на осуществление местного самоуправления.

    Муниципальная организация местного самоуправления в современном российском обществе формируется местным сообществом или группой местных сообществ на территории муниципального образования для решения вопросов местного значения.

    Типы моделей муниципальной организации местного самоуправления.

    Муниципальная организация местного самоуправления рассматривается нами как открытая социальная система, которая самым тесным образом взаимодействует с внешней средой. Она характеризуется следующими чертами и свойствами открытой системы: наличием компонентов и связей между ними, структуры, процессов, целостностью, идентификацией (то, что отличает ее от других систем), окружением или окружающей ее внешней средой, концептуализм.

    Эта социальная система не всегда является самообеспечивающейся, так как ее жизнедеятельность во многом зависит от внешней среды, из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию. Одним из существенных признаков муниципальной организации местного самоуправления как открытой системы выступает ее способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде по причине своего выживания.

    Как показывает опыт и практика местного самоуправления (муниципального управления) в различных странах мира она имеет как общие, так и специфические черты. К примеру, функционируют англосаксонская, континентальная и так называемая «смешанная» типы муниципальной организации местного самоуправления. Внутри одной страны, например, в Германии, действуют различные ее модели. Что касается Российской Федерации, то в ней наблюдается попытка внедрения «унифицированной» муниципальной модели местного самоуправления, не учитывающих особенностей регионов и местных условий.

    Если рассматривать потенциальные возможности муниципальных организаций по выполнению возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения, то их можно разделить на три основных типа .

    К первому можно отнести муниципальные организации местного самоуправления, которые выполняют минимальный объем обязательных полномочий в вопросах местного значения.

    Ко второму относятся муниципальные организации местного самоуправления, исполняющие полный объем полномочий в вопросах местного значения.

    К третьем у относятся муниципальные организации местного самоуправления, которые осуществляют одновременно выполнение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, тогда как муниципальные организации первого и второго видов ими не наделяются.

    2.2. Муниципальная организация местного самоуправления как объект муниципального управления

    Муниципальная организация местного самоуправления как открытая социальная система имеет ярко выраженную социальную направленность, ибо призвана обеспечивать удовлетворение общественных (коллективных) потребностей членов местного сообщества и защищать их интересы.

    Муниципальная организация местного самоуправления может быть описана с помощью ряда параметров. Главными из них являются: целевое назначение; правовая и нормативная основа; ресурсы; процессы и структура; разделение труда и распределение ролей; внешняя среда; система внутренних социальных, экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру.

    Целевое назначение . Муниципальная организация местного самоуправления как социальная организация формируется местным сообществом или группой местных сообществ с целью реализации предоставленного его членам государством, обществом права на местное самоуправление и защиты их интересов.

    Правовой статус . В муниципальных нормативно-правовых актах определяются условия создания муниципальной организации местного самоуправления, ее статус, компетенция, организационная структура, вопросы реорганизации и ликвидации муниципального социального образования и др.

    Ресурсы. Основным социальным ресурсом муниципальной организации местного самоуправления является местное сообщество или группа местных сообществ. Ее экономические ресурсы основываются на муниципальной и других видах собственности, на базе которой функционирует местное (муниципальное) хозяйство. Информационные ресурсы весьма ограничены, так как основным их источником является внешняя среда. Правовые ресурсы определяются тем правовым полем, которое формируется внешней средой.



    Структура . Муниципальная организация местного самоуправления представляет собой живой социальный механизм, который характеризуется наличием структуры, под которой понимается состав и соотношение входящих в нее элементов (подсистем), выделяемых по критериям управленческих процессов. К основным элементам структуры относятся:

    Первый блок: публично-властный (совокупность органов и должностных лиц местного самоуправления).

    1. с публично-властными полномочиями:

    1.1. Представительный орган местного самоуправления.

    1.2. Исполнительный орган местного самоуправления.

    1.3. Другие органы местного самоуправления.

    2. Высшее выборное должностное лицо местного самоуправления (глава муниципального образования, глава муниципалитета, руководитель коммуны и т.п.).

    3. Другие выборные и невыборные должностные лица местного самоуправления.

    Второй блок: общественно-деятельный.

    1. Формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву выборных должностных лиц, депутатов, изменению границ муниципальных образований).

    2. Формы осуществления гражданами местного самоуправления, определенные федеральным законодательством (территориальное общественное самоуправление, сходы, собрания, конференции граждан, опросы граждан, публичные слушания и др.)

    3. Формы участия граждан в местном самоуправлении посредством общественных органов, создаваемых органами местного самоуправления, главой муниципального образования и т.п.

    4. Общественные организации, расположенные на территории муниципального образования, и принимающие участие в местном самоуправлении в различных формах.

    5. Формы самоорганизации граждан для участия в местном самоуправлении, не установленные федеральным законодательством.

    Функционирование данной социальной системы обуславливается изменениями, происходящими как в результате взаимодействия между элементами внутренней структуры, так и изменений, происходящих в отношениях между муниципальной организацией местного самоуправления с окружающей ее внешней средой.

    Разделение труда и распределение ролей . Целевое назначение муниципальной организации местного самоуправления определяет роль и функциональное назначение каждого ее компонента в реализации поставленных перед ней целей и задач. При этом местное сообщество оставляет за собой право регулирования компетенции органов муниципального управления и должностных лиц местного самоуправления, непосредственного участия жителей в решении вопросов местного значения в границах территории их проживания.

    Муниципальная организация местного самоуправления как социальный механизм регулирования общественных отношений. Муниципальная организация местного самоуправления как социальный механизм регулирует в местных сообществах три основных группы отношений: публично-властные, социально-экономические и общественно-деятельностные. Они формируются и функционируют в соответствующих сферах управления местными сообществами.

    1. Сфера публично-властных отношений представляет собой совокупность отношений между:

    Местными сообществами и органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам формирования и эффективности функционирования структуры муниципальной организации местного самоуправления;

    Органами и должностными лицами местного самоуправления в структуре муниципальной организации местного самоуправления в части реализации своих публично-властных функций;

    Органами и должностными лицами местного самоуправления муниципальных организаций в границах муниципального района, на территории субъекта Российской Федерации и т.п.

    2. Сфера социально-экономических отношений включают в себя общественные отношения:

    По поводу владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

    Между органами муниципальной власти и субъектами хозяйственной деятельности всех организационно-правовых форм и форм собственности по удовлетворению общественных (коллективных) потребностей местных сообществ и отдельных граждан;

    Между местными сообществами и органами муниципальной власти по вопросам социально-экономического развития муниципального образования и др.

    3. Сфера общественно-деятельных отношений – это отношения, которые возникают в процессе участия граждан в местном самоуправлении, взаимодействия местных сообществ с органами и должностными лицами муниципальной власти по вопросам:

    Обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

    Эффективности использования форм непосредственной демократии и форм участия граждан в местном самоуправлении, развития различных форм самоуправления и самодеятельности граждан;

    Максимального использования потенциала местных отделений политических партий, общественных организаций, самодеятельных объединений граждан для решения вопросов жизнедеятельности местных сообществ.

    Внешняя среда выступает в качестве условия и источника существования муниципальной организации местного самоуправления. Внешняя среда обеспечивает ее всеми видами ресурсов. Посредством воздействия экономических, политических, правовых, социально-культурным, технологическим, экологическим, природно-географическим факторам и переменным она оказывает прямое и косвенное влияние на стратегию развития муниципальной организации местного самоуправления, на ее внутреннюю структуру и характер деятельности.

    Уровни муниципальной организации местного самоуправления: городские и сельские поселения, искусственно созданные территориальные образования (районы, округа, графства, уезды, волости и т.п.).

    В принципе каждое местное сообщество имеет право создавать муниципальную организацию местного самоуправления. В то же время население должно иметь наиболее полное и объективное представление об экономическом, социально-культурном, образовательном и научном потенциале создаваемого социального образования, соизмеряя свои возможности с решением вопросов обеспечения жизнедеятельности членов местного сообщества, а также с выполнением своих обязанностей перед государством и обществом. При таком подходе местное сообщество окажется перед выбором: либо создавать муниципальную организацию местного самоуправления самостоятельно либо совместно с другими местными сообществами.

    Предметные области муниципальной организации местного самоуправления – это реализация местными сообществами своего права на осуществление местного самоуправления, защита и обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, вопросы обеспечения их жизнедеятельности, Вместе с тем государство в лице своих органов может передавать муниципальным организациям местного самоуправления свои отдельные государственные полномочия.

    Объектами воздействия муниципальной организации местного самоуправления являются: местные сообщества, муниципальная собственность, муниципальное хозяйство и местное хозяйство, организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

    В качестве субъектов воздействия муниципальной организации местного самоуправления выступают: местное сообщество как главный субъект местного самоуправления, органымуниципальной власти и управления, субъекты коммерческого и некоммерческого секторов.

    3. Публично-властные органы в структуре муниципальной организации местного самоуправления

    1.1. О сущности понятия «публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления»

    Понятие «публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления» в самом широком смысле рассматривается нами как определенная упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности органов муниципальной власти в своей деятельности для достижения целей, поставленных перед ними местными сообществами.

    В узком смысле это понятие определяется как система органов и должностных лиц местного самоуправления. Она представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных между собой и находящихся в устойчивых отношениях элементов, которыеобеспечивают ее функционирование и развитие как единого целого. Ееэлементами являются органы местного самоуправления, а также выборные лица местного самоуправления.

    Процесс управления муниципальной организацией местного самоуправления предполагает распределение задач и функций управления, полномочий, прав и ответственности между его участниками. Следовательно, публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления представляет собой форму разделения и кооперации деятельности ее элементов, в рамках которой осуществляется процесс муниципального управления, направленный на достижение поставленных перед ними местным сообществом целей.

    Следует подчеркнуть, что в структуре муниципальной организации местного самоуправления имеет еще один важнейший элемент – это общественно-деятельностный (властный) блок. Он представляет собой совокупность формальных и неформальных институтов местного самоуправления, их организационных форм, которые должны быть взаимосвязаны с элементами публично-властной структуры муниципальной организации местного самоуправления. Однако, слова «должны быть» не означают, что в реальности можно утверждать о тесном взаимодействии как двух основных блоков (подсистем) муниципальной организации местного самоуправления, а также их элементов.

    3.2. Публично-властные органы в структуре муниципальной организации местного самоуправления (определение понятия, классификация

    Уточним сущность исследуемых нами категорий муниципальной науки.

    Термин «орган местного самоуправления». Как отмечают исследователи термин «орган» является частью более широкого понятия «организация». Орган рассматривается как разновидность организации, через который организация совершает свои действия.

    Понятие «орган местного самоуправления» понимается нами, с одной стороны, как публично-властный орган. Его можно определить как муниципальную управленческую организацию , наделенную Уставом муниципального образования определенными полномочиями по решению отдельных вопросов жизнедеятельности местного сообщества в соответствии с ее целевым назначением. С другой стороны, - категория «орган местного самоуправления» отражает объективное существование элемента в публично-властной структуре муниципальной организации местного самоуправления , выполняющего в соответствии со своим организационно-правовым статусом возложенную на него функцию управления.

    Муниципальные управленческие организации можно классифицировать по своему целевому назначению, объему и характеру компетенции.

    С учетом своего целевого назначения в публично-властной структуре муниципальной организации местного самоуправления муниципальные управленческие организации подразделяются на две основные группы – представительные (выборные) и исполнительные.

    К первой группе относятся представительный и иные выборные органы местного самоуправления, а также включая выборные должностные лица местного самоуправления.

    Муниципальные управленческие организации второй группы составляют исполнительные органы местного самоуправления. К их числу, в соответствии с Уставом муниципального образования, могут относиться местное правительство, местная администрацию, территориально-отраслевые органы местного самоуправления (школьные, коммунальные округа и др.), контрольные органы местного самоуправления (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.), муниципальные органы охраны общественного порядка (шериф, местная милиция и т.п.), избирательную комиссию муниципального образования.

    Муниципальные управленческие организации по объему и характеру компетенции различаются как органы местного самоуправления общей компетенции, отраслевой компетенции, межотраслевой компетенции, специальной компетенции.

    Муниципальные управленческие организации общей компетенции выполняют основные функции управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реализации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руководят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования.

    Речь идет о таких муниципальных управленческих организациях как представительный орган муниципального образования, а также о местных администрациях муниципальных образований городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.

    Муниципальные управленческие организации как органы местного самоуправления отраслевой компетенции выполняют частные функции управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним можно отнести школьные, коммунальные округа и др.

    Муниципальные управленческие организации межотраслевой компетенции выполняют, как правило, общие функции управления. Они осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенных к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким организациям относятся прежде всего исполнительные органы местного самоуправления, наделенные данным статусом Уставом муниципального образования (местные правительства, администрации муниципальных образований, районные, окружные, поселковые и сельские администрации).

    Муниципальные управленческие организации специальной компетенции осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К примеру, органы муниципального управления в сфере обеспечения общественного порядка, контрольно-счетная палата, избирательная комиссия муниципального образования и т.п.

    3.3. Основные подходы к формированию публично-властной структуры муниципальной организации местного самоуправления

    В преамбуле Европейской хартии местного самоуправления подчеркивается, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Они должны обладать значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций. В пункте 2 статьи 4 Хартии закрепляется право полной свободы действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом. Согласно пункту 1 статьи 6, местные органы власти должны иметь возможность самостоятельно определять свои внутренние административные структуры (выделено нами – А.К.), которые отвечали бы местным потребностям и обеспечивали эффективное управление (4).

    Вместе с тем обратим внимание, что каждый орган местного самоуправления создается для выполнения возложенных на него функций и занимает отведенную ему «нишу» в организационной структуре муниципальной власти.

    В отношении формирования публично-властной структуры муниципальной организации местного самоуправления можно выделить два подхода:

    1) публично-властная структура образуется по аналогии с организационной структурой государственной власти на региональном или местном уровне. В основу ее формирования положен принцип разделения властей;

    2) публично-властная структура не должна создаваться по принципу разделения властей, так как на уровне местной власти более целесообразным является их слияние.

    Вторая позиция просматривается в федеральном законе о местном самоуправлении (ст.16), где глава муниципального образования, независимо от того, избран он населением или представительным органом, может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. Одновременно глава может возглавлять в соответствии с Уставом муниципального образования местную администрацию. В новой редакции проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено уточнение о том, что глава муниципального образования, избранный руководителем представительного органа, не может возглавлять местную администрацию или наоборот.

    Какой бы вариант публично-властной структуры муниципальнойорганизации местного самоуправления нами не рассматривался, следует всегда руководствоваться тем мировым опытом, который наработан местными сообществами в процессе развития местного самоуправления.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!