Какая страна впервые ввела женское избирательное право. Женщины и их избирательное право в странах европы

Борьба женщин за свое равноправие с мужчинами за два прошедших века приобрела особую активность и драматизм. Наиболее рьяно в XIX и XX веках женщины боролись за равные политические права. Камнем преткновения здесь, конечно же, выступало избирательное право, за которое феминистки и суфражистки в Европе и США вели отчаянную борьбу на протяжении многих лет. Однако борьба эта не была равной в каждой из стран, где процветали эти движения. Везде борьба за равноправные и справедливые политические права женщин наравне с мужчинами велась с переменным успехом и имела свои национальные, правовые и государственные особенности.

Для феминисток Америки борьба за избирательное право напрямую ассоциировалась с изменением и отменой несправедливых законов ущемлявших права женщин во многих областях общественной жизни. В сознании американских феминисток к концу XIX века крепко утвердилась вера в то, что предоставление всем гражданам Соединенных Штатов Америки равного избирательного права - приведет к эволюционным и прогрессивным изменениям в обществе.

Долгожданной и весьма впечатляющей в историческом масштабе победой движения феминисток в США стала XIX поправка к Конституции, которая гордо гласила: «Право голоса граждан США не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола».

Движение американских феминисток появилось на свет в 1848 году, на съезде по защите прав женщин в городе Сенека Фоллз, расположенном в штате Нью-Йорк. Его программный документ являлся ничем иным, как Декларацией независимости. Однако фраза в начале этого великого документа, вместо: «… все люди созданы равными…», была заменена фразой «… все мужчины и женщины созданы равными…».1

Чтобы добиться успеха как можно скорее, американские феминистки очень скоро примкнули к различным прогрессивным движениям тех лет: движению за трезвость, движению в защиту инвалидов, движению утопического социализма, аболиционистскому движению и т.д. Они расширяли свою деятельность в разных штатах и объединяли свою деятельность. Создавались женские клубы, велись многочисленные манифестации на улицах крупных американских городов, оказывалось бескомпромиссное давление на кандидатов, решавших социальные проблемы.

Однако феминистки в борьбе за избирательное право для американок встретили серьезную оппозицию. Она состояла не только из слишком консервативных мужчин, считавших, что право голоса для женщин - излишне, но и влиятельных предпринимательских кругов. Производители алкоголя опасались феминисток и их деятельности из-за того, что те призывали людей вести здоровый образ жизни и добивались введения поправок в законодательство с целью ограничить употребление спиртного. Железнодорожные магнаты и лесопереработчики вели борьбу с феминистками из-за их стремления сохранить окружающую среду и ограничить деятельность монополий на строительство и вырубку лесов.

Однако симпатии американского общественного мнения в первой четверти XX века все больше склонялись на сторону феминистского движения. А противники феминисток, в то же время, не могли противопоставить их борьбе ничего, кроме абсолютно затхлых лозунгов, типа: «Возвращайтесь домой и мойте посуду!»2

Главным успехом американских феминисток стала подготовка законодательной поправки в Конституцию США, за основу которой был взят проект активистки Сьюзан Энтони, и которая должна была предоставить равные избирательные права мужчинам и женщинам в Америке. В августе 1920 года XIX поправка была ратифицирована, и женщины получили возможность голосовать на президентских и законодательных выборах в том же году.

Однако сколь велика была радость движения феминизма в США в те годы, столь велико было и его разочарование, когда выяснилось, что большинство американок остались совершенно аполитичными. Число голосующих на выборах женщин в 20-е - 30-е годы прошлого столетия было практически в два раза меньше количества голосующих мужчин. А все попытки воинствующего феминизма вовлечь в политическую сферу как можно больше женщин оказались тщетными. Хотя стоит подчеркнуть, что в США всегда было и есть огромное количество людей, игнорирующих всякие выборы.

Движение за избирательное право для женщин в Германии проходило несколько иным путем и имело свою драматическую судьбу.

После революции 1918 года в Германии, женские общественно-политические движения в этой стране сильно ослабили свою деятельность.

Дело в том, что Веймарская конституция, принятая после германской революции, стала самой передовой, на тот момент, в мире. По своей демократичности она могла соперничать с французской «Декларацией прав человека и гражданина» и с «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», составленной большевиками в России.

Статьи этой конституции устанавливали равноправие женщин в браке (ст. 119), разрешали им занимать публичные должности (ст. 128), устраняли все прежние ограничительные постановления в отношении женщин-чиновников. Избирательное право за женщинами в Германии закрепляла статья 109 Веймарской конституции, гласившая, что все немцы равны перед законом, и что все мужчины и женщины имеют равные гражданские права и несут одинаковые обязанности перед государством.

В годы существования Веймарской республики в Германии сложился образ «новой» женщины - молодой, самодостаточной и незамужней. В стране возникло немало интересных профессий, которыми активно овладевали женщины: стенографистки, машинистки, работницы конвейеров, служащие социальной сферы, учительницы (что особенно примечательно, ведь в кайзеровской Германии работать учителем - было привилегией исключительно мужчин).

Однако даже грандиозные общественно-политические изменения в Германии в первой четверти XX века не могли окончательно сломать старые консервативно-патриархальные представления о роли женщины в обществе. В немецком общественном мнении в 20-х годах прошлого века доминирующим оставалось представление о том, что главная задача любой женщины оставаться женой и матерью. А само движение за права женщин в этой стране разделилось на две больших группы. Первая из них выступала за пропаганду современного типа женщины: свободной, аполитичной, ориентированной на потребление и развлечения молодой работающей женщины. Второе движение добивалось сохранения традиционного идеала женщины, как матери и любящей супруги в семейном кругу.

Золотой век женского равноправия в Германии в первой половине XX века завершился с приходом к власти национал-социалистов. И хотя старая добрая республиканская конституция после их возвышения продолжала действовать, немецкие женщины очень быстро лишились своих политических прав. Какова же была участь женщин в нацистской Германии? Незавидная.

Во-первых. После прихода к власти Гитлера и его партии, власти тут же попытались разрешить затянувшийся в стране финансовый кризис. Чтобы высвободить рабочие места для незанятых мужчин, нацисты развернули масштабную кампанию по массовому увольнению с работы замужних женщин. Таким образом, многие немки лишились своего заработка, а, стало быть, и части своей самостоятельности от мужа.

Далее, как и в любом другом тоталитарном государстве, власти нацистской Германии стали рассматривать женщину как объект воспроизводства людей. «Как однажды прямо высказался Гитлер: «Наша женская программа сводится к одному слову - дети»»3 Нацисты опасались образа независимой и свободной женщины, так как в их представлении это будет угрожать жизни всей нации.

Весной 1933 года в Германии стартовала программа по увольнению замужних женщин с административных должностей. Увольнялись также и замужние женщины-врачи, судьи, адвокаты, учительницы, совершенно исчезли женщины-депутаты. А вот молодые женщины, не успевшие обзавестись детьми, были обязаны исполнять трудовую повинность.

Тем не менее, немецкие женщины вполне спокойно отнеслись к таким нововведениям и ограничению своих политических и гражданских прав. Многим из них импонировала социальная стабильность, установившаяся в тоталитарной Германии. Вскоре, из-за нехватки рабочих рук, были также смягчены и запреты на занятие трудовой деятельностью для замужних женщин. Эти обстоятельства несколько смягчили фактическое бесправие немецких женщин в нацистской Германии.

Франция на рубеже XIX - XX веков так же, как и многие другие европейские страны, не гарантировала своим гражданкам избирательного права. С 1875 года французам предоставили возможность избирать членов Палаты депутатов. Однако пользоваться избирательным правом в данном случае могли лишь мужчины не моложе 21 года и не состоящие на военной службе.

Конечно, французские женщины еще во времена Великой французской революции добивались политического равноправия. Но даже в тот бурный век, когда старый порядок в Европе начинал претерпевать серьезные изменения, женщины так и не смогли добиться политического равноправия.

И только в условиях страшных испытаний Второй мировой войны, когда независимость своей родной Франции женщины-участницы Движения сопротивления защищали наравне с мужчинами, власти этой страны признали, насколько важно, чтобы все ее граждане имели равные политические права.

В марте 1944 года глава Временного правительства Франции генерал де Голль заявил: «… сущность и формы французского общества завтрашнего дня… могут быть определены лишь представительным органом нации, избранным на основе всеобщих, прямых и свободных выборов»4

И спустя совсем немного времени после этой речи генерала де Голля, в 1945 году, правительство, которое он возглавлял, впервые предоставило француженкам право голоса на общенациональных парламентских выборах.

Избирательное право для женщин в России также стало результатом деятельности женских движений в этой стране в начале XX века. Однако из-за бурных событий в России в первой четверти ушедшего века: Февральской революции, а затем событий в октябре 1917 года, заслуга предоставления избирательного права русским женщинам очень долгое время неверно приписывалась советскому правительству. Советские власти действительно в своей Конституции 1918 года предоставили избирательное право гражданам России обоего пола. Однако пользоваться правом голоса русские женщины стали еще до прихода советов к власти. И заслуга получения этого права принадлежит отнюдь не революционерам, а представительницам женских движений в данной стране.

После свержения монархии в феврале 1917 года и прихода к власти демократического правительства в России, российское феминистское движение потребовало от Временного правительства немедленного предоставления женщинам избирательного права. Однако новые власти хотели отложить решение этого вопроса на неопределенный срок, сославшись на тяжелое положение дел в стране, продолжающуюся Первую мировую войну и необходимость первоочередного решения более важных, по их мнению, задач.

Однако русское феминистское движение не устроило такое решение властей. Феминистки ответили многочисленными стачками и демонстрациями в центре революционного Петрограда. В итоге, правительство пошло на уступки. 15 апреля 1917 года Временное правительство издало следующий документ: «Постановление Временного правительства о производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». В нем, с небольшими оговорками, объявлялось о выборах городских дум всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Право голоса на выборах предоставлялось гражданам обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий.

На основании этого законодательного акта весной 1917 года в России прошли всеобщие выборы в органы местного самоуправления в городах и губерниях.

Как менялся закон об избирательном праве в Великобритании?

В 1999 году еженедельный американский журнал «Time» писал:

«… Она втолкнула общество в новые шаблоны, из которых то уже не могло вернуться назад».

Такими словами американский еженедельник описал деятельность Эммелин Панкхерст. Это же издание включило Панкхерст в список 100 самых влиятельных людей ХХ века.

Британская активистка и политик начала ХХ века Эммелин Панкхерст признана самым главным борцом за политические права женщин в Великобритании. Будучи матерью пятерых детей, в 1903 году Панкхерст решила добиваться политического равноправия для женщин Великобритании. В том же году она основала Женский социтально-политический союз. Методы политической борьбы Панкхерст и ее активисток, которые часто сопровождались актами насилия по отношению к общественности и полиции, вызывали острое неодобрение у властей Британии. Сама Эммелин не раз заключалась под стражу.

Стоит, однако, отметить, что Панкхерст несмотря на свою необузданную оппозиционность, все равно осталась верной своей стране патриоткой. Во время Первой мировой войны она призвала своих соратниц оставить борьбу за свои права и посвятить свою энергию помощи сражающейся нации.

Борьба редко когда бывает напрасной. И пример Эммели Панкхерст тому яркий пример. После окончания суровой войны она с прежним энтузиазмом продолжила агитацию и выступления за предоставление избирательного права британским женщинам. Ее итогом стало принятие парламентом закона (Representation of the people Act 1918), который распространял избирательное право на 8,4 миллиона британских женщин.

1. Каспи А. Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху Процветания и «Сухого закона», 1919 - 1929. М.: 2008. с. 129

2. Там же. с. 133

3. Патрушев А. И. Германская история. Через тернии двух тысячелетий. 2007. с. 470

4. Арзаканян М. Ц. Новейшая история Франции.: М. 2002. с. 58

Что такое всеобщее избирательное право? Это возможность голосовать на выборах для всех граждан страны вне зависимости от их пола, религии, национальности, социального положения, уровня доходов и т. д. При всеобщем избирательном праве существует только один ценз - возрастной. Граждане, имеющие право голосовать на выборах, таким образом избирают своих представителей в государственные органы власти, участвуют в референдумах и избирают главу государства.

Политический прогресс

Сегодня всеобщее - это обязательный атрибут демократических государств. Однако человечеству пришлось пройти долгий и тернистый путь, чтобы добиться его установления в большинстве стран мира.

Важно и то, что введение всеобщего избирательного права в разные эпохи подразумевало разные реформы. Впервые этот принцип был претворен в жизнь в революционной Франции конца XVIII века. Однако тогдашнее общество считало, что всеобщее избирательное право - это привилегия только мужской части населения.

Французская революция

В 1792 году восставшие парижане захватили королевский дворец. Монарх был свергнут. Революционеры приняли решение учредить новый верховный законодательный и представительный орган. Это был знаменитый Национальный конвент.

Одновременно с тем 11 августа 1792 года был издан декрет, регламентировавший предстоящие выборы в это новое учреждение. Именно этот документ фактически и ввел в стране всеобщее избирательное право. Это было эпохальное событие, важность которого стала особенно заметной с течением времени.

Выборы в Национальный конвент

До декрета 1792 года французские избиратели делились на активных и пассивных. Чтобы получить нужно было быть жителем города и платить достаточно налогов. Это был классический имущественный ценз, который и отменил декрет «О созыве Национального конвента». Теперь для допуска к выборам было достаточно быть французом старше 21 года и иметь годовую оседлость на месте своего жительства. Также новое законодательство ввело обычай принесения гражданской присяги.

Выборы 1792 года по сравнению с современным например, в той же Франции, были далеко не всеобщими (по-прежнему не могли голосовать женщины). Однако именно события Великой революции сделали многое для их дальнейшей демократизации. Был упразднен имущественный ценз, а люди с разным социальным статусом (например, аристократы и крестьяне) были уравнены в правах. Снижение возрастного ограничения с 25 до 21 года также отвечало интересам масс.

Старый и Новый порядок

В Европе борьба за гарантии всеобщего избирательного права шла на протяжении всего XIX века. В начале столетия вместе с Французской революцией в Старом Свете начался процесс отказа от остатков наследия средневекового феодализма.

Все европейские государства (кроме Швейцарии) по-прежнему были монархиями. Это была устаревшая и малоэффективная форма государственного устройства. Существование королевств, княжеств и герцогств не устраивало буржуазию, стремившуюся укрепить свое положение с помощью демократических механизмов.

Навстречу переменам

Целое столетие прогрессивная общественность, студенты, рабочие, городские бедняки и представители интеллигенции пытались заставить свои власти ввести всеобщее избирательное право. Это требование появилось еще в 20-е гг. XIX века среди членов английских профсоюзов. Однако избирательным реформам противостояли консервативные монархические и аристократические круги. Они осознавали, что демократия представляет опасность для их собственного привилегированного будущего.

Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз. И только после революции 1848 года и свержения короля Луи Филиппа в новой Конституции окончательно было закреплено право всех мужчин голосовать на выборах. С тех пор никакие реакционеры уже не отменяли его. После той реформы количество французских избирателей увеличилось с 240 тысяч человек до 9 миллионов.

Суфражистки

Хотя к концу XIX века уже во многих странах могли голосовать все мужчины, проблема женского избирательного права так и не была решена ни в одном из этих государств. Борьбу за соответствующую реформу начали суфражистки. Впервые такие поправки появились в законах Новой Зеландии в 1893 года. Принципы всеобщего избирательного права впервые были введены именно в этой стране, так как без привлечения к выборам женского электората нельзя говорить ни о какой их «всеобщности».

В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.

Избирательное право в России

После революции 1905 года в России появилась Государственная дума. Однако парламентские выборы были ограничены различными цензами. Против этого выступали разные оппозиционеры, в первую очередь левые. Они требовали, чтобы в стране было введено всеобщее избирательное право. Парламентская эволюция в царской России была сорвана наступившей Первой мировой войной. И только после Октябрьской революции 1917 года пришедшие к власти большевики объявили о том, что они будут избавляться от «буржуазного» избирательного законодательства.

Хотя Ленин критиковал многие порядки капиталистических стран, от выборов он отказываться не собирался. Представительные учреждения (советы) он противопоставлял устаревшему парламентаризму. В январе 1918 года было сорвано заседание только что открывшегося После этого эпизода большевики приступили к строительству собственного государства, без оглядки на своих политических оппонентов.

Большевистская реформа

Согласно идеологии Ленина, в будущем должен был наступить коммунизм - идеальное состояние общества. Эта утопия имела мало общего с государством, но в то же время считал, что на некоторое время государство с его выборными институтами необходимо оставить. В первую очередь это делалось для того чтобы защитить завоевания революции. Падение же самодержавия открывало перед большевиками большой простор для экспериментов в строительстве государства нового образца.

10 июля 1918 года была принята Конституция РСФСР (до создания СССР было еще 4 года). Отдельный ее раздел был посвящен законодательству о выборах Советов. В этом документе впервые в истории России был формально закреплен принцип всеобщего избирательного права. Голосовать теперь могли и женщины. Согласно формулировке, избирательным правом «наделялись все граждане Российской Федеративной Советской Республики». Возрастной ценз устанавливался на отметке в 18 лет.

В то же время голоса лишались лица, живущие на нетрудовой доход (тунеядцы), служители церкви, агенты бывшей царской полиции, преступники и душевнобольные. В Конституции РСФСР 1918 года были отражены основные гарантии всеобщего избирательного права. Однако документ имел множество юридических пробелов касавшихся выборов. Они восполнялись индивидуальными местными и республиканскими инструкциями.

Английский опыт

В Великобритании профсоюзы рабочих оказались флагманом борьбы за всеобщее избирательное право. Год от года они добивались политических перемен. Наибольшую известность снискало Послабления происходили постепенно. К концу XIX века власти допустили всеобщее избирательное право для мужчин. Сделано это было без революций, как в остальной Европе.

Борьба за политическое равноправие женщин в Великобритании продолжалась еще несколько десятилетий. Суфражистское движение в этой стране было одним из самых мощных в Старом Свете. Однако своего пика противостояние общества и государства так и не достигло. Началась Первая мировая война, которая затормозила политические процессы не только на Туманном Альбионе, но и в других европейских странах.

В начале 1918 году правительство премьер-министра Ллойд-Джорджа приняло закон о предоставлении избирательного права всем женщинам старше 30 лет. Все было проделано без какой-либо шумихи. Даже в парламенте против выступили только 23 депутата. Страна была занята войной, и ей было не до политических перемен. С наступлением же мира британцы обнаружили, что они живут в новом передовом обществе без половой дискриминации.

США

Сразу после образования США в этой стране была принята Конституция. Для конца XVIII века это был самый передовой и прогрессивный документ. Он регулировал и некоторые важнейшие черты избирательного права. Однако каждый штат по отдельности определял собственное законодательство, в том числе и то, которое касалось выборов. Например, в начале XIX столетия в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэриленде для участников выборов существовали имущественные цензы.

Серьезной проблемой для избирательного права и вообще всей страны было рабство. Оно было распространено в южных сельскохозяйственных штатах, у которых назрел неизбежный конфликт с промышленно развитым севером. Вспыхнула гражданская война (1861-1865 гг.). Только после ее окончания рабство было окончательно отменено.

Последовало несколько поправок к Конституции, которые постепенно увеличивали количество людей, наделенных избирательными правами. К этой группе присоединились чернокожие. А в 1920 году была принята XIX поправка, которая наделила правом голоса женщин. Это была безоговорочная победа суфражисток. Так в США восторжествовало всеобщее избирательное право.

Женщина на посту госсека США, женщина - кандидат в президенты: каких-то сто лет назад подобная картина казалась немыслимой. Дамы в той же Америке да и в большинстве других стран мира, не могли ни избираться, ни избирать. К счастью, в скором времени все изменилось.

Первые шаги в сторону утверждения избирательного права женщин были сделаны в конце XVIII века во Франции. В 1789 году лидерами Великой французской революции был принят документ под названием «Декларация прав человека и гражданина», основная идея которого заключалась в том, что все жители страны независимо от своего вероисповедания и социального статуса обладают равными правами по отношению к государству.

Правда, под словом «все» в декларации подразумевались только лица мужского пола. На этот, казалось бы, малозначительный факт обратила внимание известная писательница и идеолог революционного движения Олимпия де Гуж.

Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны её «товарищей по партии». Причем дело было не только в том, что якобинцы не разделяли феминистских убеждений де Гуж. В тексте декларации Олимпия обращалась к Марии-Антуанетте, призывая королеву перестать быть врагом собственного народа и возглавить зарождающееся женское движение. Конечно, писательницу тут же заподозрили в сочувствии к монархии.

После того, как де Гуж потребовала от революционеров провести референдум о будущем государственном устройстве (причем одним из вариантов, предлагаемых писательницей, была конституционная монархия), женщину заклеймили «роялисткой» и казнили как изменницу.

2. Общество трезвости

Следующая волна суфражизма (от англ. suffrage - избирательное право) прокатилась по западному миру только во второй половине XIX века. Источником подобных идей во многих странах были так называемые общества трезвости - объединения женщин, пытающихся противиться пьянству своих супругов.

В стремлении добиться от государства внимания к семейным проблемам - зависимому материальному положению, невозможности лишить опеки над детьми мужа-алкоголика - активистки подобных сообществ начали выступать за предоставление женщинам избирательных прав. Логика этого решения была простая: если мужчины не хотят уделять внимание подобным вопросам, необходимо сделать так, чтобы женщины сами могли влиять на законотворческие процессы.

Одно из таких обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.

В 1888 году Шеппард опубликовала памфлет с громким названием «Десять причин, почему женщины Новой Зеландии должны голосовать». Далее последовало несколько петиций в парламент страны, и буквально за 10 дней до очередных выборов жительницы Новой Зеландии получили право голоса.

3. Погром в Лондоне

К началу XX века суфражизм окончательно оформился как самостоятельное общественное движение. В некоторых странах, например, в Британии, суфражистки не стеснялись заявлять о своих взглядах предельно громко.

В начале марта 1912 года группа активисток движения за права женщин устроила самый настоящий погром в центре Лондона, повергший в ужас не только жителей британской столицы.

Вот как описывала события того дня отечественная газета «Россия»:

«План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация. Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами_.

Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда_.

Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст (лидер британского суфражистского движения - прим. ред.). Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон.

Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению. Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд-стрит, Риджент-стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин. Молотки и камни были спрятаны в муфтах. Около семи вечера были арестованы до 60 женщин и препровождены в полицейские участки»_.

4. Суфражистки и король

В попытках достучаться до власти, британские суфражистки шли на самые радикальные меры.

В 1912 году, когда английские тюрьмы были под завязку забиты «хулиганящими» активистками, одна из представительниц женского движения решила поговорить о наболевшем напрямую с лидером страны.

Во время посещения Георгом V собора в Кардиффе, суфражистка прорвала полицейский кордон и потребовала у королевской четы освободить поборниц избирательного права.

Годом позже еще одна активистка женского движения Эмили Дэвисон бросилась под копыта короля на скачках. От полученных ранений девушка вскоре скончалась.

В 1914 году эпатажную акцию протеста провела Мэри Ричардсон: она пришла в Национальную галерею в Лондоне и несколько раз пырнула ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом». На суде Ричардсон объяснила, что таким образом хотела выразить свое несогласие с арестом ее подруги госпожи Панкхерст.

За океаном борьба против дискриминации по половому признаку шла не менее активно, чем в Европе.

В 1848 году две активистки женского движения Элизабет Стэнтон и Лукреция Мотт организовали Первый конгресс по правам женщины. На мероприятие в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, приехала сотня делегатов, более половины из них были мужчинами.

Результатом дискуссии стала Декларация Чувств (в другом переводе - Декларация Убеждений; англ. Declaration of Sentiments) - документ, сформулированный по образцу Декларации независимости США, и продвигающий идеи полного гендерного равенства среди граждан страны.

_«Принимая во внимание полное отсутствие гражданских прав у половины населения этой страны, её социальную и религиозную неполноценность, принимая во внимание вышеупомянутые несправедливые законы, а также то, что женщины чувствуют себя оскорбленными, угнетенными, обманным путём лишенными своих священных прав, мы требуем, чтобы им были немедленно обеспечены все права и привилегии, которые принадлежат им как гражданам Соединенных Штатов»_, - говорилось в тексте манифеста.

6. Первая ласточка

В США первым громким скандалом, связанным с борьбой женщин за избирательное право, стало дело Сьюзен Энтони. В день очередных президентских выборов 5 ноября 1872 года на одном из участков 52-летняя дама взяла бюллетень и попыталась вбросить его в урну. «Хулиганку» буквально поймали за руку.

При этом согласно 14-й поправке к Конституции, под понятием гражданин понимаются все лица, родившиеся или натурализованные в Америке. О биологическом поле «лиц» в документе, разумеется, не было ни слова.

Увы, апелляция к основному закону страны не принесла желаемого результата. Суд признал Энтони виновной и назначил ей внушительный штраф, чтобы другим неповадно было.

7. Инаугурация Вильсона

Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Порядка 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку.

Выступление поборниц избирательного права вызвало нешуточный ажиотаж среди рядовых жителей Вашингтона. Пятидесятитысячная толпа зевак пыталась преградить демонстрантам путь, разумеется, не обошлось без агрессии - многие из участниц парада получили травмы, на собственной шкуре испытав силу «зрительских симпатий».

Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу Девятнадцатая поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.

8. Свободная женщина в свободной России!

Суфражистскому движению в царской России явно недоставало размаха. До революции большая часть законотворческих инициатив поборниц избирательного права оставалась незамеченной, общество относилось к деятельности суфражисток довольно скептически.

_«Российская лига равноправия женщин обратилась к представителям Думских партий с предложением внести законопроект об избирательных правах женщин в Государственную думу. Женщинам, конечно, свойственно увлекаться. Это увлечение нашло отклик и в наших депутатах. За подписью сорока членов различных партий в Думу внесено законодательное предположение_.

Авторы заявления указывают на то, что и в России «последнее время почти каждый год в законодательных учреждениях, если и не получают разрешения, то, по крайней мере, обсуждаются те или иные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин_.

Такими вопросами в III Государственной думе являются вопросы о разводе, раздельном жительстве супругов, о правах женщины на наследство, о правах на адвокатуру, о мерах против торга женщинами. Женщины могли бы указать направление для их разрешения, а между тем они по закону лишены права в какой-либо степени принять участие в законодательном обсуждении» … <…>_

В заключение авторы предлагают Думе: «В отмену и изменение соответствующих законоположений постановить: „Лица женского пола пользуются равными с мужчинами правами избирать и быть избираемыми в Государственную думу“. Мы полагаем, что сами женщины и даже подписавшие свое заявление депутаты не верят в возможность скорого осуществления их проекта», - писала отечественная пресса в начале 1912 года.

Радикальные перемены случились только после распада монархического строя. 19 марта 1917 года в Петербурге состоялась 40-тысячная женская демонстрация. Лозунги участниц мероприятия гласили «Без участия женщин избирательное право не „всеобщее!“, „Свободная женщина в свободной России!“, „Место женщины в Учредительном собрании!“.

Временное правительство не стало игнорировать глас народа и уже 11 сентября 1917 года вступило в силу новое Положение о выборах, в котором говорилось о всеобщем избирательном праве „без различия пола“.

Если спросить у людей даже с высшим историческим образованием, когда женщины в России получили избирательные права, то вряд ли вам ответят правильно. Факт этот не отражен в учебниках истории ни школьного, ни университетского уровня. Самый распространенный ответ на этот вопрос тот, что все права женщинам дала советская власть. Но это не так.

Факт принятия Временным правительством закона о всеобщем избирательном праве, который сводил к минимуму ограничения для всеобщего участия граждан страны в выборах, «выпал» из советской историографии, как и тот факт, что женщины в России получили избирательные права в результате деятельности Временного правительства.

Буржуазная, либеральная демократия, либеральные движения и партии были ошельмованы в советской историографии. Взамен предложено описание демократии в виде Советов как более передовой и отвечающей истинным чаяниям народа. То, что советская демократия была тоталитарным выражением демократии, историки, разумеется, писать не могли. Это было опасно не для научной карьеры, но для жизни. В итоге традиция рассмотрения демократических процессов в рамках различных теоретических подходов (структурного функционализма, например), а не только в рамках марксизма-ленинизма не была сформирована в отечественной науке. До сегодняшнего дня особенности протекания демократических процессов в истории нашей страны еще не осмыслены в отечественной исторической науке.

Другая болевая точка российской истории – отношение к общественным (или социальным) движениям. В советское время под воздействием господствующей идеологии были исключены теоретические поиски и разработка темы общественных движений с неклассовых позиций. Поэтому в исторических, философских энциклопедиях и энциклопедических словарях советского времени понятие «общественное движение» вообще отсутствует. Страх перед социальным движением любой направленности явно читается в этом факте. Единственное исключение сделано для «национально-освободительного движения» в развивающихся странах, которое описано как единственный вид движения, без определения родового понятия «социальное движение». Это был еще один повод для советской исторической науки избегать темы женских избирательных прав, так как избирательное право было получено россиянками в результате деятельности феминистского движения. Именно феминистское движение поставило целью достижение избирательных прав для женщин, обосновало эти притязания женщин как значимые для общества и мобилизовало женщин разных социальных групп на поддержку этого требования.

Согласно марксизму, в капиталистическом обществе (а именно в нем по большей части развивалось женское и феминистское движения первой волны) существовало два основных антагонистских класса – буржуазия и пролетариат. Главным актором (субъектом) социальных изменений определялся пролетариат. Поэтому другие социальные группы и классы не рассматривались как акторы позитивных социальных действий.

Целью классовой борьбы рабочего класса объявлялась смена социального строя. Классовый конфликт разрешался через классовую борьбу. В рамках марксисткой теории классовой борьбы любой социальный конфликт, который не ставил своей целью уничтожение капитализма, рассматривался как ревизионизм, догматизм, оппортунизм. Понятно, что женскому движению, феминизму не было место в этой схеме. Поэтому исследователи женского движения (о феминистском речи не шло, считалось, что его в России не было) испытывали огромные сложности методологического характера по «вписанию» его в эту жесткую конструкцию. Марксистская методология уводила их на поиск конфликта, который не являлся принципиальным для данного движения и, соответственно, не выступал причиной его зарождения.

В единичных монографиях советского времени о женском движении, его рассматривали либо с позиций «женского вопроса» (Г. А. Тишкин, 1984)5, либо вписывали составляющей частью в освободительное движение (Э. А. Павлюченко, 1988)6. Факт получения женщинами избирательных прав в советской историографии был соотнесен с деятельностью советского правительства. Из истории было даже изъято упоминание, что главными участниками процесса введения всеобщего избирательного права для женщин было феминистское движение России и Временное правительство, которое уступило натиску движения, приняв соответствующие законы.

15 апреля 1917 года правительство приняло Постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», по которому избирательными правами наделялись лица обоего пола, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания. А в сентябре 1917 года россиянки получили право избирать и быть избранными в высший законодательный орган страны — Учредительное собрание. 20 июня 1917 года Временное правительство приняло Положение о выборах в Учредительное собрание, которое вступило в силу с 11 сентября 1917 года.

Советы рабочих и солдатских депутатов в условии двоевластия не поддержали требования женщин о предоставлении им избирательных прав, мотивируя это несвоевременностью и неактуальностью . Но советская власть получила в наследство прогрессивное избирательное право в отношении всех групп населения (включавшее в число полноправных граждан не только женщин, но и военнослужащих, и студентов) и присвоила его себе. Даже в солидных зарубежных исследованиях указана дата получения женщинами России избирательных прав как «СССР, 1917 год».

Код для вставки на сайт или в блог.

Добиться права голоса женщинам США удалось лишь в 1920 году. Какой путь им довелось пройти? Решительность и сила духа этих людей внушает уважение, помогает поверить в себя, подсказывает верное решение и, в конце концов, мотивирует. Это случилось не так давно, но мы уже начинаем забывать важные вехи истории.

Сегодня уже никому не нужно объяснять значение слова «феминизм», которое появилось в 18 веке, но по-настоящему активизировалось только с конца 1960-х. В начале XVIII века появился и стал популярным термин «слабый пол», но уже к середине того же столетия созрел протест первых феминисток. Они принимали активное участие в жизни общества, поголовно становились экономически независимыми, некоторые даже пытались вмешаться в политические вопросы. Они требовали прав на образование, труд, на уважение в семье и обществе.

Судьбоносным событием феминизма первой волны стало подписание Декларации позиций и резолюций, касавшуюся положения женщин. Случилось это в 1848 году в США, и стало всемирно важным решением. Но отнюдь не Америка стала первой страной, где женщины обрели избирательное право. В Новой Зеландии это случилось в 1893 году, в Австралии - в 1902, в Дании - в 1908, в Германии - в 1918, а в США - в 1920.

Суфражистки

Первые десять поправок к Конституции, составляющие Билль о правах, были внесены в 1791 году. Они включали в себя множество пунктов: свобода вероисповедания, свобода слова и печати, право людей на мирные собрания… Но не было в них ни слова о рабстве, дискриминации этнических групп, и женских правах.

Шла вторая половина 18 века. Закончилась Война за Независимость. Больше половины населения Америки оставались лишенными своих политических прав. Бесправной частью общества были женщины, после - рабы, слуги и неимущие.

Первая волна феминизма охватила Европу и Британию. В это же время начал зарождаться суфражизм в Америке. Основоположницами движения за права женщин выступили Элизабет Кэйди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton) и Лукреция Мот (Lucretia Mott). Свою деятельность девушки начали на Первом всемирном конвенте против рабства, так как в ходе конференции неоднократно подверглись дискриминации по половому признаку.

Декларация Прав и Чувств

1848 год - принято считать, что именно тогда началась эта длительная борьба за избирательное право американских женщин. В этом году в Seneca Falls состоялся съезд, где 300 мужчин и женщин собрались, чтобы высказать свои жалобы и составить план действий. Тогда была подписана Декларация Прав и Чувств , составленная уже упомянутой Элизабет Стэнтон.

Документ был основан на Декларации Независимости США. Элизабет акцентировала внимание на том, что «все мужчины и женщины были созданы равными». Также, она не побоялась выдвинуть обвинения мужчинам. Их было 18 - ровно столько же, сколько американские колонисты в своё время выдвинули Георгу III .

Разумеется, за Конференцией последовало всеобщее осуждение суфражисток, как в обществе, так и в прессе. Однако сторонники у женского движения за равноправие тоже были.

Фредерик Дуглас - известный аболиционист (борец против рабства) и суфражист (борец за женское избирательное право), оратор и общественный деятель. Фредерик знал о том, за что сражался не понаслышке - ему довелось побывать рабом. Как минимум одной женщине довелось принять активное участие в судьбе Дугласа. В 1800 году он встретил белую женщину, которая в последствии занялась его образованием - именно она научила его писать и читать. В последствии Дуглас стал христианином и позже стал преподавать в воскресной школе, где он учил других рабов читать Новый Завет. Он стал лицензированным проповедником в 1839 году, и на этом поприще также помог многим душам. В свое время Дуглас писал:

«Дискуссия о правах животных вызвала бы более доброжелательные отклики тех, кто считаются мудрыми и благодетельствующими в нашей стране, нежели дискуссия о правах женщин».

Вернемся к Элизабет Стэнтон и ее Декларации Чувств. Однажды, одна из нью-йоркских газет решила опубликовать полный текст документа - разумеется, с насмешкой. Но суфражистка обрадовалась даже такому вниманию прессы:

«Это заставит женщин задуматься, и мужчин тоже; а когда мужчины и женщины думают о новом вопросе - это уже шаг к прогрессу».

Затем пришла Гражданская война, и вопросы о суфражистской деятельности пришлось отодвинуть на задний план. Но они в это время не почивали на лаврах, а объединялись и строили планы.

Национальная женская ассоциация суфражизма

Элизабет Стэнтон, Лукреция Мот, Люси Стоун (Lucy Stone) и Сьюзен Энтони (Susan B. Anthony) продолжили бороться за принятие конституционных поправок, которые наделили бы правами одновременно женщин и чернокожих. Так в 1866 году они основали Американскую ассоциацию равных прав (American Equal Rights Association).

Действия стали приносить результаты: были приняты 14 и 15 правки Конституции . Они расширяли права чернокожих мужчин, но никаких изменений касательно положения женщин не вносили. Стэнтон и Энтони приняли решение создать другое, свое сообщество. Национальная женская ассоциация суфражизма (National Woman Suffrage Association) принимала в свои ряды только женщин.

Американская ассоциация женского суфражизма (American Woman Suffrage Association), Женский христианский союз трезвости (Women"s Christian Temperance Union) - все больше и больше объединений стали подавать свой голос.

С 1900 по 1920 год ассоциации вели активную пропаганду суфражизма. Они организовывали пикеты, голодные забастовки и использовали другие экстремальные способы, чтобы добиться необходимой им правки Конституции.

Женский марш

3 марта 1913 состоялась одна из самых ярких демонстраций. Вашингтон был просто потрясен ее размахом! Представьте, 5000 женщин вышли на улицы, чтобы воссоединиться в общем кличе - обрести свое избирательное право. Они шли по главным улицам и громко заявляли о себе. С того самого дня волна протестов прокатилась по всей стране.

Во время первой Мировой войны женщинам впервые позволили играть большую социальную роль. Они работали на заводах, фабриках, помогали в тылу. Женский труд должен был быть вознагражден. И требование у суфражисток было одно - равные политические права.

Казалось бы, с таким трудом, но эта борьба теперь выиграна. Однако, Суфражистское движение не прекратило свое существование. Оно только набирало силу.

Понадобилось более 70 лет, чтобы добиться гендерного избирательного равноправия. А основательницы движения Элизабет Стэнтон, Лукреция Мотт и Сьюзен Энтони так и не увидели при жизни результатов своих трудов. Но они сделали это ради будущих поколений. И навсегда останутся важным звеном истории, кардинально изменившим ее ход.

В феврале 2018 мы будем отмечать 100-летнюю годовщину того важного для всех женщин Америки события.

Женщины имеют право I Американская история борьбы за возможность голосовать обновлено: Январь 12, 2018 автором: Лера Копцева



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!