Фз о государственной поддержке детей сирот. Государственные гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот

Сирота — это ребенок, у которого умерли один или оба родителя. Под этой терминологией также понимаются дети-сироты, которые остались без родительской опеки.

Причины:

  • Лишение родительских прав;
  • Признания попечителей пропавшими безвести;
  • Недееспособными;
  • Заключенными под стражу.

Такие дети-сироты оказываются в сложных жизненных ситуациях, с которыми им приходится справляться самостоятельно. Как правило, взрослые люди не всегда участвуют, советуют или поддерживают их. Зачастую мама и папа осиротевшего ребенка фигурируют только по документам.

Закон был принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. В Федеральном законе определяются отношения с органами государственной власти, обеспечивающие дополнительные гарантии и социальную защиту:

  • Детям-сиротам;
  • Лицам, которые остались без попечения;
  • Лицам, которые во время обучения потеряли одного или обоих родителей.

В закон изменения не вносились.

Закон состоит из 1 главы и 13 статей.

Краткое содержание Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

  • Описываются понятия, которые применяются в настоящем Федеральном законе;
  • Определяются меры, которые регулируют дополнительные гарантии по социальной поддержке;
  • Определяется ответственность за неисполнение действующего Федерального закона.

Категория детей сирот

  • До 18 лет;
  • От 18 до 23 лет.

Лица до 18 лет остаются без попечения родителей в случае если :

  • Они отсутствуют;
  • Лишаются родительских прав;
  • Ограничиваются права;
  • Они недееспособные;
  • Находятся в лечебных учреждениях;
  • Объявлены умершими;
  • Отбывают наказания в местах лишения свободы.

Совершеннолетнее лицо в возрасте 18-23 лет остается без попечения родителей, если в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя. Однако они имеют дополнительное право на гарантию и социальную защиту.

Последние изменения, внесенные в ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот»

С начала вступления закона в силу изменения внесены не были.

Ниже рассмотрены следующие статьи ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

Статья 2

В ст 2 описываются отношения, регулируемые действующим Федеральным законом. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются дополнительными гарантиями социальной защиты.

Статья 5

В ст 5 описывается финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей сирот. Настоящим Федеральным законом и другими нормативно правовыми актами могут устанавливаться другие виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.

Обратите внимание: Правительство Российской Федерации обязуется оплачивать учебу в государственных учреждениях.

Статья 10

В ст 10 описываются методы судебной защиты прав детей-сирот. Для защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки обязаны обратиться в судебные инстанции РФ в установленном порядке. Дети-сироты имеют право на бесплатную юридическую поддержку на основании Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Статья 11

В ст 11 определяется ответственность за неисполнение Федерального закона по отношению к детям-сиротам. Органы государственной власти несут ответственность при несоблюдении законодательных положений настоящего ФЗ, Конституции РФ и иного законодательства РФ. Если нормативно-правовые акты федеральных органов были приняты с нарушением настоящего Федерального закона, то при обнаружении несоответствия они признаются недействительными.

Если должностные лица муниципальной или государственной власти не исполняют свои обязанности по отношению к детям-сиротам, они могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом города Москвы от 4 июня 1997 года № 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве».

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Правовая основа дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовую основу дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа составляют Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.

Статья 4. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, обеспечиваются органами исполнительной власти города Москвы.

2. Органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий:

1) реализуют государственную политику в сфере социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

2) принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся социальной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечивают их исполнение и осуществляют контроль за исполнением указанных актов;

3) создают и осуществляют финансирование государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе образовательных, лечебных и реабилитационных учреждений для указанных детей, являющихся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения и воспитания;

4) разрабатывают, утверждают и исполняют городские целевые программы по социальной поддержке, реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с их потребностями;

5) обеспечивают поддержку негосударственных организаций, осуществляющих проведение социально-психологической адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе содействующих реализации и защите их прав и законных интересов, устройству на воспитание в семью, организации лечения и оздоровительного отдыха, профессиональной ориентации и трудоустройству, предоставляющих юридические услуги, а также оказывающих иные виды помощи и поддержки указанным категориям граждан.

Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за исключением обучающихся и (или) содержащихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами города Москвы.

2. Дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за исключением обучающихся и (или) содержащихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.

3. Размеры бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются нормативами по обеспечению детей питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, а также другими нормативными затратами на содержание и обслуживание указанных учреждений в соответствии с нормами, утверждаемыми Правительством Москвы.

4. Порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 6. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на надлежащее воспитание и развитие

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при передаче их на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а также при устройстве их на воспитание в семью в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством и законами города Москвы.

2. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетным и наилучшим образом обеспечивает интересы и потребности ребенка. Передача ребенка на воспитание в государственное или негосударственное учреждение города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается только при невозможности устройства его на воспитание в семью.

3. Опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели, государственные и негосударственные учреждения города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органы опеки и попечительства в соответствии с семейным законодательством и с учетом интересов ребенка принимают меры для сохранения его контактов с родителями и иными родственниками.

4. Приоритетным критерием оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства, государственных и негосударственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются результаты их работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

5. В государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны создаваться условия пребывания детей, максимально приближенные к семейным.

Статья 7. Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка

На возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в городе Москве усыновителю (одному из усыновителей) устанавливается единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, установленных Правительством Москвы.

Статья 8. Дополнительные гарантии права на образование

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, пребывающие в государственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

2. Нормы питания, обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, нормы расходов на каждого ребенка для проведения культурно-массовой работы, размер денежных средств на личные нужды детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, пребывающих в государственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок выплаты денежных средств утверждаются Правительством Москвы и не могут быть меньше размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих федеральных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Обучающиеся, воспитанники государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Порядок и размер возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются Правительством Москвы.

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования города Москвы без взимания платы. Порядок и размер возмещения расходов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования города Москвы на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются Правительством Москвы.

6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, а также обучающиеся, студенты, потерявшие в период обучения родителей (единственного родителя), зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данных образовательных учреждений.

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении, 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, а также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых государственным образовательным учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы из бюджета города Москвы. Порядок и размер увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей устанавливаются Правительством Москвы.

8. Выпускникам государственных образовательных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающим в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут предоставляться бесплатное питание и проживание на период их пребывания в данном образовательном учреждении.

9. Выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, за счет средств соответствующих государственных образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных образовательных учреждений. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования. Указанная денежная компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

10. Дополнительные гарантии, установленные в частях 1 — 3, 8 и 9 настоящей статьи, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, направленных в негосударственные учреждения города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по решению органов опеки и попечительства города Москвы и пребывающих (пребывавших) в этих учреждениях.

11. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, академического отпуска по медицинским показаниям (в том числе по уходу за ребенком) за ними сохраняется на весь период отпуска полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Государственное образовательное учреждение содействует организации их лечения.

12. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше возраста 23 лет, принятых на обучение по очной форме в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы впервые до достижения ими возраста 23 лет, распространяются дополнительные гарантии, установленные частями 6 — 9 и 11 настоящей статьи, в полном объеме до окончания ими обучения в указанных учреждениях.

13. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в спортивных, музыкальных, художественных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования детей города Москвы. Порядок возмещения расходов, связанных с получением детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, бесплатного дополнительного образования в указанных учреждениях, определяется Правительством Москвы.

14. Дополнительные гарантии, установленные частями 3 и 9 настоящей статьи, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет.

15. Исключение обучающихся, студентов — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственных образовательных учреждений города Москвы возможно только с согласия органов опеки и попечительства города Москвы при условии дальнейшего их трудоустройства или направления на учебу в другое государственное образовательное учреждение с обязательным предоставлением жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

16. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами и имеющим детей, до окончания обучения предоставляется ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы. Данная выплата предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из супругов, рождения ребенка одинокой матерью.

Статья 9. Единовременная компенсационная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства предоставляется единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы.

Статья 10. Дополнительные гарантии права на льготный проезд

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или находящиеся на воспитании в семье, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Москвы, и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 11. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание и отдых

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в лечебно-профилактических учреждениях города Москвы, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа во время обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются бесплатно медицинскими препаратами по рецептам врача.

3. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются бесплатно путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

4. Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества.

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, находятся под наблюдением врачей-специалистов, при необходимости помещаются в установленном порядке в специализированные учреждения города Москвы.

Статья 13. Дополнительные гарантии права на жилище и имущество

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, на условиях и в порядке, установленных Правительством Москвы, вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;

2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве;

3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.

2. Возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сохраненные за ними жилые помещения невозможно, если это противоречит интересам указанных граждан в связи с наличием любого из следующих обстоятельств:

1) предоставление жилых помещений, ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, другим лицам;

2) проживание по любым основаниям в таких жилых помещениях лиц:

а) лишенных родительских прав;

б) отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено;

г) не являющихся членами семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

д) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;

е) больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере;

ж) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

з) страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям;

3) несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, социальной норме предоставления жилых помещений в городе Москве, в том числе если такое несоответствие появится в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

4) снос дома, в котором находилось сохраненное за несовершеннолетним жилое помещение, или несоответствие жилого помещения санитарным, техническим и иным требованиям, разрушение (угроза разрушения, нахождение в аварийном состоянии) или гибель жилого помещения или его части, а также несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности применительно к условиям города Москвы;

5) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа тяжелых форм хронических заболеваний или психических отклонений, дающих им право на отдельное жилое помещение или исключающих совместное проживание с иными лицами по медицинским, санитарным или иным показаниям;

6) утрата жилого помещения, сохраняемого за несовершеннолетним на время его пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье, вследствие сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствие исполненного судебного решения по фактическому возвращению жилого помещения;

7) иные заслуживающие внимания обстоятельства, препятствующие социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при вступлении в самостоятельную жизнь.

3. Жилые помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются в виде отдельных квартир по нормам предоставления, действующим в городе Москве, с учетом состояния здоровья, семейного положения этих лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств.

4. Если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования они освобождаются от расходов по оплате за пользование жилыми помещениями, за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем).

5. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с установленным порядком осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилого помещения), так и по месту временного пребывания указанных лиц (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, семья патронатного воспитателя).

6. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

7. Органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совместно с органами опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их законными представителями осуществляют контроль за такими помещениями и обеспечивают их сохранность в соответствии с санитарными и техническими требованиями в порядке, установленном Правительством Москвы.

8. Органы исполнительной власти города Москвы по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, организуют проведение ремонта указанных жилых помещений, замену кухонных плит, сантехнического и иного оборудования, а также проведение других необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье.

9. Органы опеки и попечительства города Москвы при предъявлении иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитание в семью, рассматривают вопрос о предъявлении иска о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.

10. Гражданам, лишенным родительских прав и выселенным из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в связи с невозможностью проживания с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, предоставляются по договору социального найма другие жилые помещения, размер которых соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Статья 14. Дополнительные гарантии права на труд

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, являющимся выпускниками государственных образовательных учреждений города Москвы или достигшим возраста 14 лет и исключенным из государственных образовательных учреждений города Москвы, а также достигшим возраста 15 лет и самостоятельно оставившим обучение, оказывается содействие в трудоустройстве. Обязанность по содействию в трудоустройстве возлагается на администрации учреждений, в которых указанные лица обучались (воспитывались).

2. Дополнительные гарантии права на труд лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются работодателями путем трудоустройства таких лиц или путем резервирования отдельных видов работ (профессий) в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.

3. Условия и порядок квотирования рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Льготы, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют соответственно льготы:

1) на внеочередное устройство в дошкольные образовательные учреждения и бесплатное пользование услугами этих учреждений;

2) на бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях;

3) на бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений города Москвы: музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка, культурно-массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (при наличии свободных мест) и других аналогичных учреждений.

2. Детям, чьи родители являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке и на льготных условиях предоставляются места в дошкольных образовательных учреждениях. Данная льгота предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из родителей, рождения ребенка одинокой матерью.

3. Реализация льгот, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 16. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

1. За неисполнение настоящего Закона должностные лица органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, организаций и учреждений города Москвы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, принятые с нарушением настоящего Закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействующими в установленном законодательством порядке.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 7, частей 14 и 16 статьи 8 и статьи 9, которые вступают в силу с 1 июля 2006 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты города Москвы, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Предложить Правительству Москвы принять нормативные правовые акты в целях реализации настоящего Закона в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Алёна | 18.03.2013

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как мне оформить алименты? Какие док-ты нужны, куда и к кому обращаться. У меня ребёнок-инвалид (с рождения), 19.07.09 г.р. Отец приходит очень редко. Мне очень тяжело одной воспитывать. Я считаюсь матерью-одиночкой, брак был не зарегистрирован не до, не после рождения ребёнка. И экспертиза, как и где делать. Мне сказали это будет за счёт отца…

КСЕНИЯ | 08.04.2013

Здравствуйте!Посткажите пожалуйста как так закрепили жилье что в опеки сказали в 23 года меня смогут выписать.И где потом жить сирота должна.спасибо за ответ.

Оксана | 13.11.2013

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста что делать если:
1.Администрация предоставила жилое помещение в найм,сроком на пять лет, с задолжностью за коммунальные услуги;
2.Без ремонта (после «старых» жильцов: Старые деревянные оконные рамы (через которые «хорошо» вентилирует), газовая плита (90-х), ванная комната — вообще не поддается описанию, полы не ровные («пляшут»), обои обшарпанные и в некоторых местах склеены мазайкой, ЦО, горячая вода только из титана (отапливается дровами).
Вообщем общая картина описана, только вот не знаю что делать, в администрации сказали что квартира прошла все проверки и подходит по нормам, а если меня данное жилье не устраивает то другое я не смогу получить в ближайшие два-три года, а у меня ребенок и времени ждать так долго не могу так как нуждаюсь в жилье.
Подскажите пожалуйста как поступить и что сделать в данной ситуации. Заранее спасибо.

Анна | 12.12.2013

Скажите пожалуйста, в течение какого времени могут дать сироте жильё…заранее спасибо за ответ…

Татьяна | 15.12.2013

Здраствуйте. подскажите пожалуйста как можно получить квартиру сироте,не дожидаясь когда подойтет очередь.

Роман | 28.01.2014

Добрый день, подскажите пожалуйста, еще в декабре один хор. человек подсказал, что вышел закон о детдомовских на получение жилья, не зависимо от возраст. То есть в своем детстве, когда он должен был получить жилье, ему об этом никто не сказал, а сейчас он не попадает под возрастную категорию. Что это за закон, как он выглядит и существует ли он на самом деле? Спасибо…

Александр | 09.07.2014

Здравствуйте!Ребенок находился в детском доме, после выпуска из детдома ей не предоставили жилье, сказали собрать документы, после того как документы собрали сообщили что эти документы потеряны, Теперь девушка живет с ребенком, но своего жилья нет.Как быть в этой ситуации, и куда можно обратиться?

Анастасия | 07.10.2014

Добрый день! Мы с мужем являемся сиротами. Мы не расписаны,но у нас ребенок 2х лет, и сейчас мы ждем второго.Ребенок по документам получается без отца (я иду как мать-одиночка). Но в ближайшее время мы хотим переоформить ребенка на него.Мужу 25 лет, и ему не предоставляют жилье, хотя он сирота с детства и проживал в интернате. Его не ставили очередь, но когда иы обратились в суд, то решение суда было таковым- признать за ним половину (левого) дома на праве пользования без права собственности. Но как такое возможнр? Тоесть он может придти в совершенно чужой дом и побыть там в роли квартиранта? Сейчас мы снова собираемся подавать в суд,о том чтобы его признали сиротой без жилья и поставили его на очередь. Скажите если по документам у него пока один ребенок и он ждет второго то какие у него шансы на жилье? Суд поставит его на очередь на получение жилья? Заранееспасибо за ответ.

екатерина | 20.03.2015

Елена | 30.09.2015

Доброй день.подскажите мне пожалуйста,сколько должен сирота плотить за квадратный метр по договору соц найму.в Краснодаре?я вам буду очень благодарна.и могут меня выселить с квартиры за то что я не плочу по договору соц найму?

Любовь | 02.11.2015

здравствуйте, скажите, могу ли я получить квартиру или хотя бы встать на очередь как сирота после 23 лет? На данный момент мне 26 лет. спасибо.Воспитывалась в детском доме, родители лишены были родительских прав. Училась в училище, потом в институте. Там временно предоставляли общежитие, а теперь некуда идти. Постоянной прописки никогда не было.

Виктория | 12.11.2015

Здравствуйте,подала документы на очередь на жил. помещение как сирота,нахожусь в браке,есть ребенок. В браке была приобретена квартира (в ипотеку,платить за нее еще 7 лет) ,которая полностью оформлена на мужа. В отделе опеки отказали в очереди на квартиру,ссылаясь на то,что я имею долю в этой квартире. Законно ли отказали в очереди? Есть ли смысл подавать в суд?

Альбина | 19.11.2015

здравствуйте, скажите, могу ли я получить квартиру или хотя бы встать на очередь как сирота после 23 лет? спасибо.

Светлана | 04.12.2015

Здравствуйте! Я полная сирота.Стою в очереди на получение жилья по месту рождения в г.Прохладном,а живу и прописана уже почти 10 лет в Нальчике.Скажите пожалуйста,могу ли я получить жилье в Нальчике?

Юлия | 24.03.2016

Здравствуйте! Подскажите!!!У нас такая ситуация:Я, два брата(18лет и 24года), мать прописаны и проживаем в бараке(не приватизированн). Мать лишена родительских прав отец умер. Я опекуном была у братьев. Братья стоят на очереди на жилье отдельное, как сироты. Барак под снос, и в нашей администрациии сказали что вместо барака дадут квартиру по площади такую же(52,6м), но братьев сразу снимут с очереди. Скажите имеют право ли заселить братьев опять с матерью лишенную прав в одну квартиру, или им положено отдельное жилье? Спасибо за ответ!

Анна | 06.05.2016

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,я сирота, нет обоих родителей, на каких условиях я могу получить квартиру?Дело в том, что я прописана в квартире у опекуна, а у квартиры большая площадь, и когда я обратилась в гороно с документами на получение квартиры, мне сказали, что квартира мне не положена, т.к. большая площадь в квартире где я проживаю, но я же там просто прописана, у меня нет там своей доли. Заранее спасибо за ответ.

Сергей | 23.06.2016

Здравствуйте, такой вопрос, я из детского дома в 10 лет остался круглой сиротой, до того времени жил с мамой в общежитие которое дали ей при выпусе из детского дома в 90-х годах, после её смерти в детском доме мне сказали что эта комната сохраняеться за мной и на очередь ставить меня не будут. общежитие (13 кв.м) муниципальное не привотезированно и нет договора о социальном найме, только штамп в паспорте. и с того времени законы редактируються каждый год но понять их проблемотично без должного образования. и вот вопрос могу ли я как то добиться поставки мненя на очередь на предоставление жилья? заранее спасибо (20 лет выпустился из д/д в 2012)

Елена | 24.08.2016

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, я училась в институте как сирота на бесплатном,но меня отчислили,есть ли возможно востоновиться обратно на бесплатное?

Елена | 06.10.2016

Здравствуйте скажите я сирота мне 32 года и маленький ребенок получила жилье по соц найму могу ли я его привотезировать,и как я могу это сделать и после какого срока проживания в этом доме,по закреплению жилья какие у меня права могу ли я что то строить на территории дома или делать ремонт.

ИВАН | 04.12.2016

Здравствуйте.Я сейчас нахожусь в приемной семье.Отдел опеки и попечительства перечисляет опекунам на мое содержание деньги,но в июле мне уже исполнится 18 лет.В опеке сказали,что сразу прекращают выплачивать деньги на мое содержание.Но на тот момент я еще буду продолжать учебу в техникуме.Кто дальше будет выплачивать мне на жизнеобеспечение и в каком размере.Спасибо.

Бондаренко Татьяна Александровна | 21.02.2017

могу ли я получить подъемные как сирота выпускник при получении 2 образования, поступив на базе 9 классов!

Алексей | 20.06.2017

Здравствуйте. Мне 26. Принят в качестве нуждающегося в жилом помещении. Но в очередь на получение квартиры не ставят из за того что я не написал какое-то заявление до 23 лет. Каковы должны быть мои действия? Спасибо.

Любовь | 26.10.2017

Здравствуйте,я тетя,воспитывалась в детском доме,воспитывала племянницу с 2 лет которая проживает и учится в другом городе, не там где прописана, при окончании техникума ею были собраны документы в КУМИ, ей пришел отказ не обоснованный, ей уже 26 лет,2 детей, снимает квартиру,сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. инспектор по сиротам в институте, где она сейчас учится сказал, что надо дальше добиваться. подскажите, как нам быть дальше.За не закреплен барак без гор.воды и ванной, но в этом бараке прописаны ее мама и сестра, которая удочерена в 1 год. и по просьбе ее родителей мы не имеем права искать с ней встреч, жилье муниципальное и приватизировать без согласия всех жильцов нет возможности, вот и получается что хотя и жилье есть, но проживать или как-то улучшить условия нет.Спасибо.

.
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

  1. ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 12 декабря 1996 года.

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться . Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

Льготы

В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

После этого выплаты и преференции перестают действовать . На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

  • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
  • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
  • получение второго средне-специального или высшего образования;
  • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
  • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
  • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
  • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
  • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
  • оказание медицинской помощи бесплатно;
  • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
  • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка . к ним относятся:

Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

ВАЖНО: если сирота является инвалидом, то он имеет право на получение дополнительных льгот. Для этого необходимо предоставить бумаги, подтверждающие инвалидность. Однако подтверждать такие преференции требуется каждый год, когда те, которые указаны в ФЗ-159, предоставляются до достижения совершеннолетия.

Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

Пособия

Закон предусматривает предоставление нескольких , а именно:


В зависимости от региона , деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

Пенсии

Ребенок имеет право на получение только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

Также существует . Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.

При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

Предоставление жилья

Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется . Возможны разные варианты.

Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

Реализация жилья с долей сироты возможна исключительно через органы опеки. Они обязаны предоставить разрешение на сделку. Его возможно получить на основании обязательства выделить равноценную долю в новом объекте недвижимости.

На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру :

  1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
  2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

Прочие меры социальной поддержки

Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

Полезное видео о мерах социальной поддержки сирот:

Государство старается обеспечить уязвимые категории населения всеми необходимыми мерами поддержки. К таким гражданам относятся и дети-сироты, лишившиеся своих родителей. Они не могут рассчитывать на поддержку биологических родителей, поэтому назначаются многочисленные льготы ребенку-сироте. Они предлагаются как на федеральном уровне, так и на региональном. Узнавать о возможности их использования должны официальные представители несовершеннолетнего.

Кто может рассчитывать на поддержку государства?

Льготы ребенку-сироте назначаются федеральным правительством и местными властями региона проживания. Для получения поддержки важно обладать соответствующим статусом. Сиротами считаются несовершеннолетние, у которых отсутствуют родители. Ребенок должен остаться без попечения биологических родителей. Сиротами признаются даже дети, родители которых были лишены прав на несовершеннолетних.

Назначаются льготы ребенку-сироте в следующих ситуациях:

  • у несовершеннолетнего отсутствуют родители, а также нет возможности установить их личность;
  • родители были лишены своих прав на детей;
  • родители признаются безвестно отсутствующими судом;
  • граждане находятся на стационарном лечении без возможности выздоровления;
  • они ограничены в правах на несовершеннолетних;
  • объявляются умершими;
  • признаются недееспособными;
  • обладают ограниченной дееспособностью;
  • отбывают наказание в местах лишения или находятся под стражей в процессе расследования разных преступлений;
  • отказываются родители забирать домой детей из школы, сада или других государственных организаций.

При вышеуказанных ситуациях дети признаются сиротами. Пока им не исполнилось 14 лет, над ними может оформляться опека родственниками или посторонними лицами. Как только они достигают 18 лет, то допускается пользоваться попечительством.

На основании ФЗ № 159 назначаются разные меры поддержки и привилегии для детей государством. Ими можно пользоваться до достижения возраста совершеннолетия. Если предпочитает сирота далее продолжать обучение на очной форме, то он может пользоваться послаблениями и дальше.

Назначение специальной пенсии

Наиболее значимой мерой поддержки для многих сирот считается возможность получения специальной пенсии. Данная выплата детям-сиротам называется социальной пенсией.

Если у ребенка родители умерли, а при этом у них имелся страховой стаж, то несовершеннолетнему назначается страховая пенсия. Если же родители не работали, то у них отсутствует страховой стаж, поэтому до окончания школы или достижения совершеннолетия ребенку будет назначаться социальная пенсия. Она может выплачиваться до 23 лет, если гражданин примет решение обучаться в вузе на очной форме.

Чтобы выплаты назначались даже после совершеннолетия, важно выбирать для обучения исключительно государственные учреждения, а также обучение должно осуществляться по очной форме. Высшее образование гражданин должен получать впервые.

Кроме выплат, назначаются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот. Они относятся к разным сферам деятельности, например, к качественной медицинской помощи, бесплатному образованию, предоставлению жилья или получению скидки при оплате коммунальных услуг.

Виды медицинских льгот

Социальные гарантии детям-сиротам позволяют им справляться с многочисленными жизненными трудностями без поддержки родителей. Они заключаются даже в предоставлении определенных льгот и послаблений в медицинской сфере. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, могут пользоваться следующими мерами поддержки:

  • медицинское обслуживание полностью является бесплатным, если обращается ребенок в государственную поликлинику или больницу;
  • если требуется специальное лечение, представленное разными операциями, реабилитацией, диспансеризацией или прохождением оздоровительных программ, то они предлагаются на бесплатной основе;
  • при необходимости предоставляются детям бесплатные путевки в санатории или специальные оздоровительные лагеря;
  • из средств регионального бюджета оплачивается проезд к месту лечения или реабилитации;
  • на основании имеющихся медицинских показаний может назначаться дополнительное лечение без необходимости оплаты.

Если на момент появления определенных проблем со здоровьем обучается сирота в вузе, то гражданин может оформить в любой момент времени академический отпуск.

Льготы при получении образования

В жизни каждого человека образовательный процесс является значимым, так как обеспечивает возможность получения знаний, специфических навыков и умений для дальнейшего успешного трудоустройства. Дети, потерявшие своих родителей по разным причинам, могут рассчитывать на разные меры поддержки. Ученики и студенты самостоятельно могут выбирать, какие именно курсы они будут посещать. Оплачиваются они средствами, выделенными из регионального бюджета.

Льготы в школе детям-сиротам заключаются в возможности получения бесплатного питания. Дополнительно выдаются разные учебные пособия на бесплатной основе. К другим мерам помощи относится:

  • государство помогает материально при покупке предметов первой необходимости, которые требуются при посещении школы или вуза;
  • предоставляются средства на покупку школьной формы или сезонной одежды и обуви;
  • в столовых школ и высших учебных заведений предлагается абсолютно бесплатное питание.

Дополнительно назначаются льготы детям-сиротам при поступлении в вуз. Они могут рассчитывать на поступление в выбранное учреждение без конкурса или при участии в особой программе. Если они хорошо учатся, то им назначается повышенная стипендия.

Раз в год получают сироты специальную материальную помощь. Она равна трехкратному размеру стипендии. Основным назначением такой выплаты выступает покупка необходимых канцтоваров, учебных пособий или других предметов для обучения.

Помощь в процессе поиска работы

На основании ФЗ № 159 назначаются разные социальные меры поддержки для детей, которые по разным причинам остались без поддержки родителей. К ним относится и помощь в процессе нахождения работы. К основным льготам относится:

  • выпускники разных вузов могут рассчитывать на получение бесплатной одежды, обуви и оборудования для дальнейшей работы;
  • в зависимости от региона назначается единовременное пособие, предназначенное для обеспечения жизни в процессе поиска работы;
  • с подростками в возрасте от 14 до 18 лет проводятся специальные работы, связанные с профориентацией, что позволяет узнать, какими способностями и умениями обладают дети, а также где в будущем они хотели бы работать;
  • на основании медицинских показаний проводится диагностика профессиональной пригодности;
  • если становится сирота на учет на бирже труда, то в течение 6 месяцев поиска работы назначается пособие по безработице даже при условии, если ранее гражданин не трудился официально;
  • если фирма, в которой работает сирота, ликвидируется, то за счет средств работодателя проводится профессиональное обучение.

Воспользоваться вышеуказанными мерами поддержки можно при трудоустройстве в государственные или коммерческие организации. Если не предоставляются по разным причинам льготы ребенку-сироте, то составляется жалоба в местную администрацию или прокуратуру.

Оплата услуг ЖКХ со скидкой

При оплате коммунальных услуг предоставляются льготы ЖКХ детям-сиротам. Если находятся дети под опекой, то пользоваться такой мерой поддержки могут опекуны. Скидка равна 50 % от суммы, указанной в квитанции.

Предоставляются послабления при оплате электричества, квартплаты, водоснабжения, газа, водоотведения и других услуг. Предлагается такая мера поддержки только местными властями регионов, поэтому о возможности ее оформления необходимо узнавать непосредственно в администрации региона.

Жилищные субсидии

Наиболее значимым считается обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. На такую поддержку могут рассчитывать только дети, у которых отсутствует частная собственность или социальная квартира. Для получения жилья должны иметься веские основания:

  • на ребенка не зарегистрирован какой-либо объект;
  • у родственников отсутствует собственное жилье;
  • сирота по документам не может стать в будущем получателем какой-либо квартиры или дома.

При таких условиях у сироты просто отсутствуют условия для нормального проживания, поэтому государством выделяется соответствующее помещение. Нередко даже помощь предлагается, если у ребенка имеется жилье, но оно не может использоваться для проживания на основании заключений, составленных СЭС и пожарной инспекцией.

Условия для получения квартиры

Получить жилье можно на следующих условиях:

  • заявителю не должно быть больше 23 лет, так как если он достигает данного возраста, то рассчитывать на поддержку можно только при условии, если уже гражданин стоит в очереди на получение жилья;
  • первоначально предоставляется квартира на основании договора соцнайма, составленного на 5 лет, а если отсутствуют какие-либо проблемы и незаконные действия со стороны жильца, то переходит объект в его бессрочное пользование;
  • предоставляется жилье только в порядке очереди.

Кроме жилого объекта, государством предлагаются денежные компенсации, размер которых равен стоимости оптимальной жилой недвижимости.

Как оформить льготу на жилье?

Социальная защита детей-сирот хорошо развита в России, но если сирота хочет купить или получить жилье, то он должен самостоятельно заняться оформлением поддержки. Для этого надо обратиться в органы опеки. Подготавливаются следующие документы:

  • справка о том, что гражданин окончил учебу или службу в армии;
  • справка, подтверждающая, что не зарегистрировано на сироту какое-либо жилье;
  • если у заявителя имеются родственники, то нужно подтверждение того, что невозможно проживать с ними совместно на одной территории по тем или иным причинам;
  • паспорт заявителя;
  • справка о составе семьи;
  • справка, подтверждающая, что гражданин действительно обладает официальным статусом сироты;
  • если имеется супруга, то подготавливается свидетельство о браке;
  • при наличии детей передаются копии их свидетельств о рождении;
  • правильно составленное заявление в администрацию, на основании которого осуществляется постановка в очередь на получение жилого помещения.

Рассматривается документация в течение 30 дней с момента передачи. После этого становится сирота в очередь. На основании государственной поддержки выделяется квартира по договору соцнайма.

Одновременно с получением жилья сирота может рассчитывать на освобождение от уплаты коммунальных услуг на 5 лет. Срок предоставления квартиры может значительно отличаться в разных городах. Обычно процедура занимает около года, но все зависит от состояния фонда жилья муниципалитета.

Другие меры поддержки

Льготы для детей-сирот, находящихся под опекой или в интернате, зависят не только от федерального законодательства, но и от решений местных властей. Поэтому дополнительно могут рассчитывать сироты на следующие виды помощи:

  • бесплатный проезд в городском транспорте;
  • для поездки на поезде предоставляется возможность раз в год купить билет бесплатно;
  • предлагается поддержка даже опекунам, получающим ежемесячное пособие, предназначенное для ухода и воспитания ребенка, причем оно может немного отличаться в разных регионах;
  • в Москве опекунам предлагается единовременное пособие в размере 30 тыс. руб., а ежемесячно за одного ребенка выплачивается 10 тыс. руб.;
  • конкретная сумма зависит от региона проживания опекуна;
  • в некоторых городах предоставляются определенные преимущества при устройстве ребенка в детский сад;
  • обучение в разных музыкальных или спортивных школах осуществляется на бесплатной основе;
  • при посещении ребенком разных зоопарков, музеев или иных событий и мероприятий не требуется оплачивать билет.

Такие многочисленные льготы и меры поддержки действительно позволяют значительно упростить жизнь сирот.

Правила оформления

Многочисленные льготы предоставляются только в заявительном порядке, поэтому опекуны или сами сироты должны заниматься их оформлением.

Для получения поддержки можно обращаться в органы соцзащиты, ПФ или МФЦ. При этом важно грамотно составлять заявления и подготавливать другие документы, подтверждающие наличие у заявителя необходимого статуса. Пособия и пенсии начинают перечислять только спустя 30 дней после подачи документации.

При покупке проездных билетов необходимо предъявлять справку, подтверждающую статус сироты.

Заключение

Дети-сироты относятся к уязвимой категории населения, поэтому им назначаются многочисленные меры поддержки. Они предлагаются в разных сферах деятельности, поэтому дети могут рассчитывать на бесплатное образование и медицину, безвозмездное питание в образовательных учреждениях и на получение пенсии.

Для оформления разных льгот необходимо опекунам или непосредственным сиротам обращаться в разные государственные учреждения с заявлениями и другими документами.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!