Основные группы субъектов предпринимательского права. Правовое положение субъектов малого предпринимательства. Правовое положение индивидуального предпринимателя

3.1. Понятие, признаки и виды субъектов

предпринимательского права

Субъект предпринимательского права - лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Рассмотрим признаки субъектов предпринимательского права:

1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2. Наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

Общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ).

Ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.



Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

4. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Виды субъектов российского предпринимательского права:

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;

Индивидуальные предприниматели;

Юридические лица;

Хозяйственные объединения.

3.2. Правовое положение индивидуального предпринимателя

Индивидуальным предпринимателем признается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей в установленном порядке.

Для того чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо соблюсти ряд условий.

1. Физическое лицо, желающее получить статус индивидуального предпринимателя, должно быть дееспособным. Полная дееспособность гражданина РФ наступает с 18 лет, а в случаях, закрепленных в законодательстве, и до достижения указанного возраста (ст. ст. 21, 27 ГК РФ). Граждане, ограниченно дееспособные, вправе заниматься предпринимательской деятельность с согласия попечителя (ст. ст. 29, 30 ГК РФ).

2. В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в налоговых органах по месту жительства в течение пяти рабочих дней.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Правовое положение индивидуального предпринимателя определяется тем, что наряду с коммерческими организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются нормы права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не установлено законом. Споры, возникающие в связи с индивидуальной предпринимательской деятельностью, рассматриваются в арбитражном суде.

3.3. Правовое положение субъектов малого и среднего

предпринимательства

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям на основании следующих критериев:

Приобретение лицом статуса индивидуального предпринимателя, коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий) или потребительского кооператива;

Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

Средняя численность работников предприятия за предшествующий календарный год, которая определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений:

а) средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;

б) малые предприятия - до 100 человек включительно, в том числе микропредприятия - до 15 человек;

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории хозяйствующих субъектов.

Приобретение хозяйствующим субъектом статуса малого или среднего предприятия дает ему возможность воспользоваться предусмотренными законом мерами поддержки, которая включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания такой поддержки устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Субъекты РФ вправе самостоятельно оказывать также иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ.

3.4. Правовое положение товарных бирж

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле".

Товарная биржа - организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями.

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи.

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т.д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены - члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов - лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30% от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

Реальные сделки, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

Форвардные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

Фьючерсные, предусматривающие взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

Опционные, предполагающие уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара, и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако Закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле.

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

3.5. Понятие и виды хозяйственных объединений

Хозяйственные объединения - объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участники которых осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность.

Хозяйственные объединения являются одним из видов партнерских связей между организациями. Они создаются для реализации следующих целей:

Консолидация участников и концентрация капитала;

Повышение устойчивости фирмы на рынке и снижение финансовых рисков за счет их дифференциации и перераспределения;

Повышение конкурентоспособности на рынке (превращение конкурентов в партнеров);

Оптимизация управления;

Открытие кредитных линий с целью доступности и удешевления кредитных ресурсов.

Классификацию хозяйственных объединений можно провести по нескольким критериям.

1. По способу организации хозяйственные объединения делятся на:

а) горизонтальные объединения - объединения, основанные на договоре и равноправии участников (ассоциации (союзы)), некоммерческие партнерства, простые товарищества;

б) вертикальные объединения - объединения, основанные на экономической субординации (холдинги).

2. В зависимости от организационно-правовой формы:

а) ассоциации (союзы) - договорные объединения коммерческих организаций, созданные в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ). Ассоциации имеют статус юридического лица. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами;

б) некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7 "О некоммерческих организациях"). К таким целям могут относиться, в частности, защита интересов участников, разрешение споров, оказание юридической помощи и т.п. В качестве некоммерческих партнерств, например, могут создаваться фондовые биржи;

в) холдинговая компания - совокупность юридических лиц, состоящая из основного (преобладающего) общества или товарищества и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ;

г) финансово-промышленная группа (ФПГ) - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Правовое положение финансово-промышленных групп определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".

В соответствии со ст. 7 указанного Закона договор о создании ФПГ должен содержать следующие условия:

Наименование ФПГ;

Порядок и условия учреждения ФПГ;

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих ФПГ;

Порядок внесения изменений в состав участников ФПГ;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В силу закона или договора ведение дел ФПГ осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

Основными функциями центральной компании ФПГ являются:

Представительство от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ;

Ведение сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;

Подготовка ежегодного отчета о деятельности ФПГ;

Выполнение в интересах участников ФПГ отдельных банковских операций в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и т.д.

Законодатель допускает установление в уставе и договоре иных видов деятельности центральной компании ФПГ.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Исходя из сущности ФПГ обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус ФПГ приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование ее создания (в т.ч. государственная регистрация), деятельности и ликвидации ФПГ осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ. Для регистрации ФПГ, в частности, представляются:

Заявление;

Договор о создании ФПГ;

Копии свидетельств о регистрации, учредительных документов;

Согласие собственника имущества государственного и муниципального унитарных предприятий;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Организационный проект (пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.).

Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Государственная поддержка ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения разного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

Вопросы и задания для повторения

1. Какие признаки присущи субъектам предпринимательского права?

2. Перечислите виды субъектов предпринимательского права.

3. Каковы особенности правового положения индивидуального предпринимателя?

4. Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в России?

5. Какие льготы предоставлены законодательством для субъектов малого предпринимательства?

6. Сформулируйте определение товарной биржи и перечислите присущие ей специфические особенности.

7. Какой товар может быть предметом биржевых сделок?

8. Охарактеризуйте основные виды биржевых сделок.

9. Назовите организационно-правовые формы хозяйственных объединений.

10. В чем заключаются отличия и сходства холдинговых объединений и финансово-промышленных групп?

Субъекты предпринимательского права – это граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, муниципальные образования. Субъекты предпринимательского права могут длительное время не вступать ни в какие правоотношения, в том числе и предпринимательские. Однако, вступив в предпринимательские правоотношения, субъект становиться субъектом предпринимательского правоотношения.

Субъект предпринимательского правоотношения всегда конкретен. Субъекты предпринимательских правоотношений – это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые субъективными правами и юридическими обязанностями в сфере хозяйствования.

Нормативное определение субъекта предпринимательского права в статьях 25 (предпринимательская деятельность гражданина), 49 (правоспособность юридического лица) и 50 (коммерческие и некоммерческие организации) ГК РФ.

В них указывается, что хозяйствующие субъекты – это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

Субъект предпринимательского права - лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Рассмотрим признаки субъектов предпринимательского права.

1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2. Наличие хозяйственной компетенции , т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

Общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством ();

Ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с ней какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности, являются ничтожными на основании .

3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

4. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Виды субъектов российского предпринимательского права:

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;

Индивидуальные предприниматели;

Юридические лица;

Хозяйственные объединения.

Предыдущая

Субъект предпринимательского права – это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения. Субъекты предпринимательского права являются носителями прав и обязанностей в сфере как непосредственного осуществления предпринимательской деятельности (например, коммерческие организации), так и в области регулирования этой деятельности (государственные органы).

Для отнесения к группе субъектов предпринимательского права надо руководствоваться двумя основными критериями: принадлежность субъектов к предпринимательским отношениям и осуществление ими функций предпринимателей либо руководства предпринимательской деятельностью.

Следует различать понятия «субъекты предпринимательского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». С позиций современной юридической науки субъекты предпринимательской деятельности – это один из видов субъектов предпринимательского права. Кроме того, несовпадающими являются понятия «субъекты предпринимательской деятельности» и «хозяйствующие субъекты». Их различие обусловлено соотношением экономической (хозяйственной) и предпринимательской деятельности. Хозяйствующие субъекты не всегда приобретают статус предпринимателей. Например, некоммерческие организации, как правило, не занимаются предпринимательством, хотя осуществляют хозяйственную деятельность.

Признаками субъектов предпринимательского права являются:

1. Наличие совокупности прав и обязанностей , которыми наделен субъект предпринимательского права в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии. Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную правоспособность субъектов. Общая правоспособность – права и обязанности, необходимые для осуществления любого вида предпринимательской деятельности, не запрещенной законом (коммерческие организации, за исключением ГУПов и МУПов). Ограниченная правоспособность – субъект ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив там цель своей деятельности. Специальная правоспособность – субъекты в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах (ГУП и МУП). Исключительная правоспособность – ей обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществления наряду с ней какого-либо иного вида предпринимательской деятельности (например, страховые компании).

2. Наличие обособленного имущества , составляющего экономическую базу для осуществления предпринимательской деятельности или деятельности, связанной с организацией, руководством и контролем за предпринимательской деятельностью.

3. Самостоятельная имущественная ответственность, которая выражается в возмещении убытков или уплате штрафов и неустоек за нарушение обязательств. Такая ответственность применяется как в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности, так и в отношениях между ними и органами, осуществляющими регулирование предпринимательской деятельности.

4. Факт регистрации в установленном законом порядке или легитимация иным способом. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве субъектов предпринимательского права с помощью государственной регистрации. РФ и субъекты РФ в регистрации не нуждаются, так как имеют соответствующую компетенцию в согласно конституции РФ и основным законам субъектов РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Легитимация подразделений организаций проводится, например, утверждением положения о таком субъекте.

Виды субъектов предпринимательского права в РФ:

1. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления;

2. Индивидуальные предприниматели:

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства;

4. Коммерческие и некоммерческие организации;

5. Структурные подразделения организаций (обособленные и необособленные);

6. Предпринимательские объединения (холдинги, финансово-промышленные группы, ассоциации)

7. Можно включить сюда и физические лица, например, когда гражданин осуществляет действия, направленные на приобретение статуса индивидуального предпринимателя. Но это приведет к необоснованному расширению субъектов предпринимательского права.

Субъекты предпринимательского права могут быть классифицированы по различным критериям:

1. В зависимости от наличия или отсутствия регистрации в качестве юридического лица:

Зарегистрированные в качестве юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации);

Не имеющие статуса юридических лиц (граждане ИП, финансово-промышленные группы)

2. По признаку происхождения собственности:

Действующие на основе частной собственности,

Государственной собственности;

Муниципальной собственности.

3. По признаку происхождения капитала:

Национальные;

Совместные;

Иностранные.

4.по экономическим показателям:

Встречаются и иные классификации, например, в зависимости от роли, выполняемой каждым из субъектов в экономике:

Коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, ГУП и МУП)

Индивидуальные предприниматели;

Некоммерческие организации;

Граждане, непосредственно осуществляющие предпринимательские функции (члены органов управления коммерческих организаций). Хотя наемные работники не занимаются непосредственно предпринимательской деятельностью, их труд оказывает влияние на эту деятельность.

Филиалы, представительства, иные структурные подразделения коммерческих организаций;

Производственно – хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги).

Лица, являющиеся частью инфраструктуры рынка и участвующие в создании условий функционирования экономики (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, саморегулируемые организации).

Субъект предпринимательского права – это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения. Субъекты предпринимательского права являются носителями прав и обязанностей в сфере как непосредственного осуществления предпринимательской деятельности (например, коммерческие организации), так и в области регулирования этой деятельности (государственные органы).

Для отнесения к группе субъектов предпринимательского права надо руководствоваться двумя основными критериями: принадлежность субъектов к предпринимательским отношениям и осуществление ими функций предпринимателей либо руководства предпринимательской деятельностью.

Следует различать понятия «субъекты предпринимательского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». С позиций современной юридической науки субъекты предпринимательской деятельности – это один из видов субъектов предпринимательского права. Кроме того, несовпадающими являются понятия «субъекты предпринимательской деятельности» и «хозяйствующие субъекты». Их различие обусловлено соотношением экономической (хозяйственной) и предпринимательской деятельности. Хозяйствующие субъекты не всегда приобретают статус предпринимателей. Например, некоммерческие организации, как правило, не занимаются предпринимательством, хотя осуществляют хозяйственную деятельность.

Признаками субъектов предпринимательского права являются:

1. Наличие совокупности прав и обязанностей , которыми наделен субъект предпринимательского права в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии. Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную правоспособность субъектов. Общая правоспособность – права и обязанности, необходимые для осуществления любого вида предпринимательской деятельности, не запрещенной законом (коммерческие организации, за исключением ГУПов и МУПов). Ограниченная правоспособность – субъект ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив там цель своей деятельности. Специальная правоспособность – субъекты в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах (ГУП и МУП). Исключительная правоспособность – ей обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществления наряду с ней какого-либо иного вида предпринимательской деятельности (например, страховые компании).



2. Наличие обособленного имущества , составляющего экономическую базу для осуществления предпринимательской деятельности или деятельности, связанной с организацией, руководством и контролем за предпринимательской деятельностью.

3. Самостоятельная имущественная ответственность, которая выражается в возмещении убытков или уплате штрафов и неустоек за нарушение обязательств. Такая ответственность применяется как в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности, так и в отношениях между ними и органами, осуществляющими регулирование предпринимательской деятельности.

4. Факт регистрации в установленном законом порядке или легитимация иным способом. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве субъектов предпринимательского права с помощью государственной регистрации. РФ и субъекты РФ в регистрации не нуждаются, так как имеют соответствующую компетенцию в согласно конституции РФ и основным законам субъектов РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Легитимация подразделений организаций проводится, например, утверждением положения о таком субъекте.

Виды субъектов предпринимательского права в РФ:

1. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления;

2. Индивидуальные предприниматели:

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства;

4. Коммерческие и некоммерческие организации;

5. Структурные подразделения организаций (обособленные и необособленные);

6. Предпринимательские объединения (холдинги, финансово-промышленные группы, ассоциации)

7. Можно включить сюда и физические лица, например, когда гражданин осуществляет действия, направленные на приобретение статуса индивидуального предпринимателя. Но это приведет к необоснованному расширению субъектов предпринимательского права.

Субъекты предпринимательского права могут быть классифицированы по различным критериям:

1. В зависимости от наличия или отсутствия регистрации в качестве юридического лица:

Зарегистрированные в качестве юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации);

Не имеющие статуса юридических лиц (граждане ИП, финансово-промышленные группы)

2. По признаку происхождения собственности:

Действующие на основе частной собственности,

Государственной собственности;

Муниципальной собственности.

3. По признаку происхождения капитала:

Национальные;

Совместные;

Иностранные.

4.по экономическим показателям:

Встречаются и иные классификации, например, в зависимости от роли, выполняемой каждым из субъектов в экономике:

Коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, ГУП и МУП)

Индивидуальные предприниматели;

Некоммерческие организации;

Граждане, непосредственно осуществляющие предпринимательские функции (члены органов управления коммерческих организаций). Хотя наемные работники не занимаются непосредственно предпринимательской деятельностью, их труд оказывает влияние на эту деятельность.

Филиалы, представительства, иные структурные подразделения коммерческих организаций;

Производственно – хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги).

Лица, являющиеся частью инфраструктуры рынка и участвующие в создании условий функционирования экономики (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, саморегулируемые организации).

Основой классификации субъектов предпринимательского права являются следующие критерии.

1. Характер выполняемых функций. По этому критерию выделяются субъекты, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации). Предприниматели реализуют комплекс функций: привлечение и использование материальных, трудовых и иных ресурсов, организация производства, управление персоналом и организацией в целом, продажа произведенных товаров и др. Предпринимательская деятельность представляет собой единство производственной и организационной (управленческой) функций. Встречаются хозяйствующие субъекты, которые одновременно руководят деятельностью других организаций. К таковым относятся осуществляющие предпринимательскую деятельность организации, которые одновременно являются основными по отношению к дочерним обществам и указания которых являются обязательными для дочерних (ст. 105 ГК РФ). Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для него указания только в случае, когда это предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества (п. 3 ст. 6 Закона об акционерных обществах). В отличие от хозяйствующих субъектов, главным для публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) являются регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью, но они могут быть и участниками гражданских правоотношений.

2. Форма собственности, на базе которой действуют субъекты предпринимательского права. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Все коммерческие организации, кроме унитарных предприятий, все некоммерческие организации, кроме учреждений, являются собственниками своего имущества. Унитарные предприятия действуют на базе государственной или муниципальной собственности. Будучи юридическими лицами, унитарные предприятия используют государственное, муниципальное имущество на основе принадлежащих им вещных прав на имущество предприятий - права хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 114, 115 ГК РФ).



3. По форме организации предпринимательской деятельности различаются индивидуальные предприниматели - физические лица и организации - юридические лица.

4. По количеству субъектов, участвующих в предпринимательской деятельности и непосредственно присваивающих полученную прибыль, выделяются отдельные предприниматели (индивидуальные предприниматели, организации - юридические лица) и группы предпринимателей. К последним, например, можно отнести договорные объединения, не являющиеся юридическими лицами (простое товарищество, крестьянское (фермерское) хозяйство). Различают также индивидуальных предпринимателей, действующих без создания юридического лица и коллективных предпринимателей, использующих правовую форму юридического лица. Участников полного товарищества ГК РФ прямо называет предпринимателями (ст. 69 ГК РФ). Участники хозяйственного общества в экономическом смысле осуществляют коллективное предпринимательство, однако в юридическом смысле организационно-правовой формой такого предпринимательства является хозяйственное общество - юридическое лицо. Соответственно, в хозяйственном обороте действует одно юридическое лицо - хозяйственное общество (а не коллектив, группа лиц), которое присваивает прибыль и в установленном законом и учредительными документами порядке распределяет ее между собой и своими учредителями (участниками).

5. Правовой статус хозяйствующих субъектов может быть определен только ГК РФ (товарищества) или ГК РФ и другими законами (например, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью").

6. В зависимости от количества работающих в коммерческих организациях (средняя численность работающих в отчетном периоде не превышает в соответствующей сфере экономики 30-100 человек) эти организации, при некоторых дополнительных условиях, относятся в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ"*(271) к малым предприятиям. Индивидуальные предприниматели признаны указанным Законом субъектами малого предпринимательства независимо от количества работающих у него на основе трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера. Термин "субъекты малого предпринимательства" применяется в Законе для обозначения коммерческих организаций - малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Рассматриваемый Закон о государственной поддержке малого предпринимательства намечал ряд мер по их поддержке со стороны государства, однако далеко не все из них были реализованы*(272). Налоговый кодекс РФ (глава 26.2), регулируя переход организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек, не оперирует терминами "субъекты малого предпринимательства", "малые предприятия", хотя, конечно, речь идет именно о них. При этом, в отличие от Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, по которому критерий численности работающих имел значение только для отнесения к малым предприятиям организаций, НК РФ - для перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения устанавливает этот критерий как единый (не более 100 работающих) как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

7. Виды деятельности могут предопределять положение хозяйствующего субъекта в качестве налогоплательщика. Например, организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими продукции, включая продукцию первичной переработки, составляет не менее 70%, могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном нормами главы 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)".

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающимися видами деятельности, предусмотренными главой 26.3 НК РФ (например, оказанием бытовых услуг, розничной торговлей), обязаны платить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если система налогообложения в виде такого налога введена законом субъекта РФ. Уплата организациями единого налога заменяет налог на прибыль, на имущество, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, взимаемого при импорте товаров (п. 4 ст. 346.26. НК РФ).

Организации и индивидуальные предприниматели, занятые игорным бизнесом, являются плательщиками налога на игорный бизнес. Объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы (ст. 366 НК РФ).

Хозяйствующие субъекты - пользователи недр платят налог на добычу полезных ископаемых в порядке и размерах, предусмотренных нормами главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых".

8. Можно выделить также критерии, которые имеют значение для классификации хозяйствующих субъектов, действующих в качестве юридических лиц.

8.1. По цели деятельности они могут быть коммерческими и некоммерческими организациями (ст. 50 ГК РФ).

8.3. По соотношению прав на имущество учредителей (участников) организации и самой организации различаются организации:

На имущество которых их учредители имеют право собственности. К ним относятся государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения;

Организации - собственники имущества, по отношению к которым учредители (участники) имеют обязательственные права. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;

Юридические лица, по отношению к которым их учредители (участники) не имеют имущественных прав - ни вещных, ни обязательственных. К ним, в частности, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды.

8.4. Различаются они также по организационно-правовой форме. Коммерческие организации могут создаваться в виде хозяйственных товариществ (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества - открытые и закрытые), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Перечень является закрытым.

Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, создаются в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), религиозных организаций, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств и других (перечень не является закрытым).

8.5. В зависимости от источника финансирования выделим организации, действующие на основе самофинансирования (существуют за счет собственных, заемных средств) и находящиеся на смешанном финансировании. Например, учреждения финансируются собственником по смете. Одновременно учреждение, занимающееся предпринимательской деятельностью, имеет доходы и финансирует свои потребности за счет этих доходов, которыми учреждение вправе самостоятельно распоряжаться (ст. 298 ГК РФ).

8.6. По месту, занимаемому на рынке товаров и услуг, выделяются субъекты, работающие в условиях естественной монополии, и обычные (временные) монополисты. По отношению к первой категории монополистов осуществляется государственное регулирование цен, определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и (или) устанавливается минимальный уровень их обеспечения (в случае невозможности удовлетворения в полном объеме в товарах и услугах субъекта естественной монополии). В отношении обычных монополистов осуществляется контроль за тем, чтобы не было злоупотребления доминирующим положением на рынке товаров и услуг, пресекаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

8.7. По степени зависимости одной организации от другой различаются основные и дочерние и основные и зависимые хозяйственные общества (ст. 105, 106 ГК РФ). Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Между основной организацией и дочерней существуют холдинговые отношения как отношения контроля, субординации действий участников холдинга, при которых головная компания вправе определять все важнейшие управленческие и хозяйственные решения других участников холдинга*(273).

8.8. В зависимости от структуры управления организации различаются организации простые (есть только руководитель и персонал, отсутствуют внутренние структурные подразделения организации) и сложные. В таких организациях высший уровень исполнительных органов представлен единоличным и (или) коллегиальным органом управления, заместителями (директорами) генерального директора, действующими в соответствии с полномочиями, переданными им генеральным директором. Средний уровень управления представлен начальниками отделов, управлений, цехов, производств. Завершают цепочку руководителей бригадиры, мастера, отвечающие за конкретные участки работы непосредственно в цехах, производствах. Наличие у организации цехов, участков, отделов в уставе не отражается.

Организации могут иметь территориально и имущественно обособленные подразделения - филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

8.9. По наличию в уставном капитале организации доли государства, муниципальных образований выделяются организации с такой долей, превышающей 25%. На эти организации не распространяются меры государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотренные ФЗ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

Они не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества в процессе приватизации (ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества").

8.10. По наличию в уставном капитале иностранных инвестиций - существуют организации с определенной долей иностранных инвесторов, организации, уставный капитал которых полностью сформирован за счет средств иностранных инвесторов, и хозяйственные общества и товарищества без иностранного участия.

9. В целях защиты общих имущественных интересов, а также для координации предпринимательской деятельности коммерческие организации могут создавать объединения (ассоциации и союзы). Ассоциации и союзы являются юридическими лицами, не имеющими права осуществлять предпринимательскую деятельность. Если учредители (участники ассоциации) возлагают на нее ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо сама может создать хозяйственное общество или участвовать в нем (ст. 121 ГК РФ). Вместе с тем ассоциация участвует в обязательствах, при этом члены ассоциации несут по этим обязательствам субсидиарную ответственность в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

В отличие от ассоциаций (союзов), на основе договоров создаются объединения - простые товарищества, финансово-промышленные группы (ФПГ), концерны, консорциумы, пулы, которые не являются в целом юридическими лицами и не выступают как правосубъектные организации в гражданском обороте.

В простом товариществе каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором между ними не предусмотрено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно ими всеми. В последнем случае для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей (п. 1 ст. 1044 ГК РФ).

ФПГ действуют как основное и дочерние общества либо как договорное объединение юридических лиц, от имени и в интересах которых выступает специально созданная ими центральная компания. Соответственно, общие дела ведет эта компания либо основное общество (если ФПГ учреждена как основное и дочерние общества).

Основные и дочерние общества, организации, входящие в одну ФПГ и некоторые другие группы лиц, занимающие в совокупности на рынке определенного товара более 35 процентов, с точки зрения антимонопольного законодательства рассматриваются как одно лицо. Такая группа лиц включается в Реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц исходя из их совокупной доли на рынке. При нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей на рынке группы лиц соответствующее предписание со стороны ФАС РФ может быть дано и другим участникам группы, способным обеспечить устранение нарушений.

В отличие от группы лиц, аффилированные лица - это отдельные граждане или юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, дав понятие этих лиц, не устанавливает каких-либо правовых последствий, связанных с фактом наличия у предпринимателя аффилированных лиц.

Акционерные общества обязаны вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с законодательством РФ.

В концернах, консорциумах создаются органы управления, в обороте в общих интересах действует один из участников объединения по поручению других либо создаются специально управляющие компании.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!