Признаки права с точки зрения социологической теории. Основные теории происхождения права. Функции и принципы права

Каждый человек с детства знает, что молочные продукты укрепляют здоровье, приносят огромную пользу организму. Витамины и минеральные элементы, содержащиеся в свежем коровьем молоке, необходимы для хорошего функционирования всех органов и систем.

Химический состав и пищевая ценность

На самом деле молоко – это эмульсия, состоящая из микроскопических капель казеина, сыворотки и жира. В состав продукта входит почти 10% лактозы – молочного сахара, в человеческом кишечнике распадающегося на глюкозу и галактозу. Поэтому людям, болеющим сахарным диабетом, следует употреблять молочные блюда и напитки крайне осторожно. Также не стоит увлекаться молоком пожилым людям, им достаточно выпивать вечером перед сном кружку кипяченого напитка, кефира или ряженки. Белки, углеводы, липиды, микроэлементы, витамины в молоке содержатся в большом количестве. Калорийность продукта составляет 54 килокалории, на 100 граммов приходится:

  • белков – 2,9%;
  • углеводов – 4,8%;
  • жиров – 2,5%;
  • воды – 89,8%.

Какие витамины содержатся в молоке?

В состав молока входят все нужные человеческому организму вещества. В напитке в изобилии находятся аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты, минеральные соли. Линолевая кислота препятствует возникновению старческого склероза и злокачественных образований в кишечнике. Особенно в ней нуждаются мужчины пожилого возраста, страдающие болезнями предстательной железы. Лактоза стимулирует обменные процессы в клетках, улучшает работу сердца и кровеносных сосудов, способствует восстановлению нервной системы, благотворно влияет на печень, почки, головной мозг. Витамины в коровьем молоке нормализуют функционирование всех органов и систем. Следует знать, что при обезжиривании напитка количество полезных элементов значительно сокращается. Интересно, что продукт, имеющий синеватый оттенок, содержит много ценнейшего витамина B 12 . Какие витамины в молоке коровьем присутствуют в наибольшей концентрации? В ста граммах свежего напитка содержатся следующие полезные вещества:

  • ретинол (A) – 0,02 мг;
  • аскорбиновая кислота (C) – 1 мг;
  • тиамин (B 1) – 0,04 мг;
  • рибофлавин (B 2) – 0,2 мг;
  • никотиновая кислота (B 3) – 0,8 мг;
  • холин (B 4) – 24 мг;
  • пантотеновая кислота (B 5) – 0,4 мг;
  • пиридоксин (B 6) – 0,05 мг;
  • биотин (B 7) – 3 мкг;
  • фолиевая кислота (B 9) – 0,01 мг;
  • кобаламин (B 12) – 0,4 мкг;
  • кальциферол (D) – 0,05 мкг;
  • бета-каротин – 0,01 мг.

Какие минералы содержатся в молоке?

Молочные продукты богаты минеральными веществами, необходимыми для активной работы организма человека. В молоке в большом количестве содержатся иммунные тела, препятствующие размножению болезнетворных бактерий, гормоны, ферменты, калий, полезный для костей и мышц, магний, регулирующий функции сердца, печени и почек, а также натрий, фосфор, цинк. Молочные блюда и напитки обязательно должны входить в меню беременных женщин и пожилых мужчин, так как они способствуют активному и полноценному росту и развитию эмбриона в утробе, помогают сохранить потенцию. В состав ста граммов свежего коровьего молока входят следующие минералы:

  • калий – 146 мг;
  • кальций – 120 мг;
  • хлор – 110 мг;
  • фосфор – 90 мг;
  • натрий – 50 мг;
  • сера – 30 мг;
  • магний – 14 мг;
  • цинк – 0,4 мг;
  • железо – 0,1 мг;
  • алюминий – 0,05 мг;
  • фтор – 0,02 мг;
  • стронций – 0,02 мг;
  • йод – 0,01 мг;
  • медь – 0,01 мг;
  • олово – 0,01 мг;
  • молибден – 5 мкг;
  • селен – 2 мкг;
  • хром – 2 мкг.

Польза для человеческого организма

Напиток желательно употреблять свежим, то есть термически необработанным, ведь при кипячении уничтожается значительный процент витаминов и минеральных веществ. В пастеризованном, сухом, сгущенном молоке содержится мало полезных элементов. Чтобы получить суточную норму кальция, фосфора, витаминов группы B, взрослому человеку достаточно выпить в течение дня литр свежего молока. Продукт обеспечивает человеческий организм белками, жирами, ретинолом, аскорбиновой кислотой. Особенно полезно употреблять напиток детям и подросткам, ведь он снабжает их кости необходимыми микроэлементами. Если ребенок школьного возраста ежедневно включает в меню молочные продукты, то у него не возникает проблем с развитием скелета. Без молока не следует обходиться старикам, предрасположенным к остеопорозу, и людям, страдающим ожирением. Благодаря высокому содержанию кальция, напиток отбивает желание поглощать калорийную пищу, способствует сгоранию лишних жировых отложений на теле. Также продукт:

  • укрепляет костную и мышечную ткань;
  • улучшает работу сердца;
  • предупреждает возникновение инсультов и инфарктов;
  • успокаивает нервную систему;
  • восстанавливает сон;
  • положительно влияет на мышление и концентрацию внимания;
  • понижает кислотность желудочного сока;
  • предотвращает развитие язвенной болезни и гастрита;
  • снимает изжогу;
  • благотворно воздействует на слизистые покровы пищеварительного тракта.

В топленом молоке содержится мало лактозы, поэтому его могут пить люди с непереносимостью молочного сахара. Мужчинам, желающим повысить жизнеспособность сперматозоидов, женщинам, кормящим ребенка грудью, рекомендуется употреблять теплый напиток каждый вечер перед сном. Молочные продукты – ценный источник витамина D, поэтому они обязательно должны входить в рацион детей, больных рахитом. Врачи советуют пациентам пить топленое молоко после тяжелых заболеваний, хирургических операций, лазерного облучения, химиотерапии. Кефир, ряженка, йогурт и другие кисломолочные продукты хорошо усваиваются в пищеварительном тракте, благотворно влияют на работу желудка и кишечника. В сгущенке, любимой и детьми, и взрослыми, сохраняются все минеральные вещества, а концентрация кальция возрастает в несколько раз.

Вред

Многие медицинские специалисты считают, что молочные продукты приносят организму человека больше вреда, чем пользы. В некотором смысле ученые правы: несвежий, некачественный, плохо приготовленный напиток может нанести серьезный ущерб здоровью. Коровье молоко – цельный продукт, поэтому употреблять его следует отдельно от другой пищи. Смешивать его можно только с зерновыми кашами. Хорошо, если есть возможность пить свежее, недавно надоенное, термически необработанное молоко. При кипячении и пастеризации продукт лишается большого количества витаминов и минеральных веществ. Также при тепловой обработке происходит окисление молочных жиров, из-за чего напиток, попавший в кишечный тракт, провоцирует процессы брожения. Продукт следует употреблять только теплым или горячим, холодный напиток практически не усваивается, превращается в пищеварительном тракте в липкую массу, выделяющую токсические вещества. Не стоит пить слишком много молока. Чтобы не испортить кишечник, не спровоцировать аллергию, взрослому человеку достаточно выпить за раз 300 мл напитка.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получла в ХХ в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др. Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины.

Право воплощается не в естйственных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение закона и т.п. Право- это реальное поведение субъектов правоотношний - физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

такое понимание ориентирует на реализацию права, где оно обретает практическое осуществление;

совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой; эта теория хорошо согласуется с ограничением государствен­ного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и непра­вомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельнос­ти на судей и администраторов увеличивается опасность некомпе­тентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Еще по теме 9. Социологическая теория права:

  1. if(!cssCompatible) { document.write("\ \ СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ТА РЕКОМЕНДОВАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ\ \ \ Основна література\ \ \ 1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 2000.\ \ \ 2. Загальна теорія держави і права / За ред. В. В. Копєйчикова. - К., 2000.\ \ \ 3. Комаров С. А. Теория государства и права. - М., 1999.\ \ \ 4. Котюк В. О. Теорія права: Курс лекцій. - К.: Вентурі, 1996.\ \ \ 5. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1998.\ \
  2. Теория государства и права: учебное пособие. В 2-х частях / А. В. Ба­ранов. - Томск: Эль Контент,2012. - Ч. I: Теория государства. - 188 с., 2012
  3. §3. Психолого-социологический аспект применения права
  4. СИСТЕМНЫЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОКТРИНЫ ВОЗВРАТНОГО ПРАВА
  5. 76. Основные теории правопонимания: психологическая школа права, социологическая юриспруденция, правовой реализм.

Социологическая концепция права

Социологическая теория права - базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права "живое право", то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет "живому праву, а не системе официальных норм.

В этой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепции солидаризма (О. Кант, Э. Дюркгейм, Л. Дюги ),свободного судейского усмотрения (Е. Эрлиха ),социальной инженерии в праве (социологическая юриспруденцияР. Паунда ).

а) Школа свободного права Евгения Эрлиха (1862 -1922)

В начале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получили теории свободного права . Их называют также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалось тесным для монолистической эпохи.

Законы имели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей, правосознание общества).Главным органом , который "находит" свободное право, объявлялся суд.Применение права подчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи.

Австрийский правовед Е. Эрлих в своей работе "Основы социологии права " (1913 г.) выдвинул теорию "живого права союзов ", в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество.

Социология права , по Е. Эрлиху, в противоположность догматической юриспруденции,исследует право эмпирически , как опытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями.

Исходная точка права , согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе. Поэтомуисточник познания права - прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретного осуществления права (договоры, завещания, сделки и т.п.). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей.

Пример: Бартолиус (средневековой юрист) своих учеников тренировал следующим образом: брали решения дела интуитивно, а затем искали подтверждение в законе. Любой юрист, листая дело, понимает к чему клонится оно и подводит законы.

Е. Эрлих поставил вопросы о необходимости системного и функционального изучения права, его взаимосвязи с обществом, обусловленности права фактическими, общественными, в том числе экономическими отношениями .

Право целиком , полагал Е. Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеетсясущественное расхождение между правом, как оно выражено в законе, и "живым правом" , т.е. правом фактически действующим на практике. "Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов" (государства, семьи, корпорации, товарищества и т.п.).Исходные начала самого права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство.

Концепция Эрлиха получила название концепции "свободного права" , поскольку для нее стал характерным "свободный подход к праву", которой согласно Эрлиху, можно обнаружить впрактике судебного разбирательства , где имеет место свобода судейского усмотрения.

б) Социологическая теория Роско Паунда

Роско Паунд - один из крупнейших юристов Америки. Он был преподавателем в американских университетах, большее время - в Гарвардском университете. Был деканом гарвардской школы права.

Главный труд - пятитомная "Юриспруденция " (1959 г.) Как и Е. Эрлих, видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, действие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями.Суть нового подхода в том , что упор делается на исследование права в действии, функций права с позициифилософии прагматизма .

Прагматизм исходит из того, что знания должны быть научны, построены на реальности. Всякое знание имеет значение, если связано с практической значимостью.

Социология права , определял Паунд, есть изучение юридической системы функционально, в свете преследуемых его социальных целей.

Само право воспринималось им как "инструмент социального контроля" для согласования компромиссов интересов. В связи с этим Р. Паунд большое внимание уделялпроблеме интереса в праве и характеризовал ее как эффективное и безопасное обеспечение всех потребностей индивида и общества.

Цель права - в достижении компромисса между личностью и обществом.

Функции права - социальное регулирование, достижение социальной гармонии.

В самом праве различал три основных аспекта права.

    Право , как правопорядок (т.е. право не только нормативное предписание, но и как совокупность уже сложившихся реальностей).

    Нормативная сторона права (т.е. право составляют нормативные предписание).

    Процессуальная сторона права (т. е. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия).

в) Теория солидаризма Леона Дюги

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности . В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являютсяузами социальной солидарности .

Общество делится на классы , каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Этисоциальные связи основаны на разделении труда.Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости : "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством.Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей.Законодатель лишь констатирует, но не создает ее . В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.

Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

Социологическая теория права начала формироваться в середине XIX в. Наиболее видными ее представителями были Е. Эрлих, Ф. Жени, Г. Канто­рович, С. Муромцев, Р. Паунд и др. В соответствии с этой концепцией пра­во - это порядок общественных отношений, проявляющийся в действиях и поведении людей, защищаемый государством. Например, Е. Эрлих утверж­дал, что право коренится не в законах, а в самом обществе, в реальной жиз­ни. Он противопоставлял праву в законах «живое право», которое создается в процессе судебной и административной практики. Судьи и администра­тивные чиновники должны отыскивать «живое право» и на его основе выно­сить решения. Тем самым проповедовалась свобода судейского усмотрения. Представители американской социологической юриспруденции, где она по­лучила наиболее широкое распространение, утверждали, что право - это пустой сосуд, который должен заполнить судья. Право - это полезная прак­тика, это то, что фактически делает суд.

Для социологической теории, таким образом, является характерным признание приоритета реальной правовой действительности относительно норм права и правовых идей. То есть им отвергается не только нормативистская, но и естественно-правовая трактовка права.

Особенно радикальными суждениями относительно писаного права от­личаются представители американского реалистического течения этой кон­цепции (Д. Фрэнк, О. Холмс), которые отрицают нормативность права, ви­дят в нормах права лишь мнение законодателя, с которым судья может не считаться, рассматривая конкретное дело.

Позитивным в этой теории признается то, что она ориентирует на изуче­ние действия права, на учет реальных процессов, происходящих в социаль­ной жизни, а общество и право рассматривает как взаимосвязанные явле­ния.



Однако эта концепция, как отмечается в литературе, таит в себе много опасностей. Она недооценивает в праве морально-гуманитарных основ и, отрицая значение писаного права (закона) и проповедуя судейское усмотре­ние, подрывает режим законности и открывает возможность откровенного произвола при разрешении юридических дел, поскольку любое произволь­ное решение может считаться правом. К тому же велика опасность принятия ошибочных, некомпетентных решений.

В этой связи представляется верным замечание В.В. Лазарева о том, что в условиях российской действительности (а это в равной мере относится и к другим постсоветским республикам), с учетом невысокого уровня правовой культуры правоприменителей и общества в целом, положения этой теории способны скорее дестабилизировать, а не укрепить правопорядок, ибо «у нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуаль­ных, в частности) и моральных (общекультурных) гарантий против произ­вола судей, прокуроров и администрации».

Принципы права

Принципы права - это основополагающие начала, отправные положе­ния, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.

Принципы права выступают в качестве своеобразного ориентира, как в процессе формирования права, так и в процессе его реализации, т.е. при разрешении конкретных юридических дел, особенно в случаях пробелов в законодательстве и применении аналогии в праве.

Чаще всего принципы закрепляются в правовых актах, и, прежде всего в конституционных и обычных законах (в преамбулах), или отражаются в со­держании норм законов и иных актов (выражают их дух). К примеру, в ст. 3 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип народного суверени­тета и т.п.

В юридической литературе указывается различный перечень общих прин­ципов права. Нередко он бывает достаточно длинным. Включаются и правовые аксиомы. Однако большинство авторов называют следующие основные общеправовые принципы:

ü Принцип демократизма . Он проявляется в том, что право выражает согласованную волю народа. Эта воля реализуется народом как непосред­ственно в актах референдумов, так и в законах государства, выступающего как представитель народа, в его интересах. Защита закрепленных в законах прав и свобод граждан обеспечивается в первую очередь демократическим правосудием.

ü Принцип справедливости . При помощи права согласуются интересы всех слоев общества, в том числе и индивидуальные на основе справедли­вой их оценки, взвешивания, соразмерности относительно каждого индиви­да (социальной группы). На основе учета этих обстоятельств в законе и фор­мулируются права и обязанности субъектов, устанавливаются взаимоотно­шения индивидов между собой, между личностью и обществом, граждани­ном и государством.

ü Принцип гуманизма и уважения прав личности раскрывает одну из наиболее важных ценностных характеристик права, которая выражается в закреплении в нормах права гарантий обеспечения неотъемлемых прав че­ловека. В первую очередь права на жизнь, личную свободу и безопасность, охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности и др.

ü Принцип равенства означает равенство всех перед законом. В право­вых нормах не могут устанавливаться преимущества или ограничения в от­ношении граждан по признакам национальности, расы, пола, религиозных и политических убеждений, социального положения и т.д.

ü Принцип законности заключается в требованиях к качеству норматив­но-правовых актов, их согласованности, строгой соподчиненности актов низшей юридической силы относительно актов высшей юридической силы. Этот принцип, кроме того, предполагает строгое исполнение юридических норм всеми субъектами права, недопустимость злоупотребления правом, неотвратимость ответственности за правонарушения.

В литературе встречается классификация принципов на экономико-пра­вовые, политико-правовые, эколого-правовые, нравственно-правовые и др. Однако их внимательный анализ показывает, что речь идет главным образом об особенностях отражения перечисленных и некоторых других общих прин­ципов права в разных сферах человеческих отношений.

Функции права

Функции права - это основные направления правового воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, обусловленные сущно­стью и социальным назначением права.

Функции права можно классифицировать на общесоциальные и специ­ально-правовые. В рамках общесоциального действия права можно выде­лить информационно-ориентационную и воспитательную функции. Первая состоит в информировании субъектов о содержании правовых требований, о правах и обязанностях, и тем самым ориентировании их на правомерное поведение, вторая опирается на познание права и заключается в его влиянии на духовную сферу жизни общества, на его нравственную основу, воспита­ние уважения к праву как социальной ценности, как явлению цивилизации и культуры.

Специально-правовые функции - это чисто юридические способы воз­действия права на общественные отношения. Они подразделяются на регу­лятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на обеспечение упорядоченности об­щественных отношений при помощи закрепления прав и обязанностей субъектов права и условий их реализации. В свою очередь регулятивная функция подразделяется на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции.

Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путём их закрепления в различных нормативно-правовых актах. Решающая роль в осуществлении статистической функции принадлежит институтам права и свобод граждан, разделения властей, организация и деятельности различных ветвей власти.

Регулятивно-динамическая функция права проявляется в воздействии его на общественные отношения, прежде всего путём проведения необходимых реформ (экономических, социальных, политических). Специфическим способом осуществления регулятивно-динамической функции являются определение и обеспечение правоспособности и дееспособности субъектов права; расширение и гарантирование прав и свобод граждан; усиление мер по борьбе с правонарушением; преобразования в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений т.п.

Что касается охранительной функции права, то под ней понимают действие права, нацеленное на охрану общественных отношений, в которых заинтересовано государство. В тоже время справедливо отмечается, что эта функция тоже имеет регулятивное значение, поскольку защита определённых общественных отношений регламентируется ничуть не меньше, чем их оформление и координация. Поэтому некоторые авторы (Н.А. Горбаток) выделяют охранительную функцию подфункцией регулятивной функции: регулятивно-охранительной, под которой понимают такой вид правового воздействия, который направлена на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом политических, экономических, социальных и других правовых отношений, а также на ограничение и вытеснение отношений, враждебных, чуждых данному общественному строю. Осуществление регулятивной функции проявляется в информировании участников общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты государством под защиту, какие деяния запрещены как противоречащие интересам общества, государства, личности; в особых способах воздействия на правонарушителей, охватываемых таким понятием, как юридическая ответственность, и реализуемых путём применения к правонарушителям правовых санкций. Общее назначение этих функций сводится к тому, чтобы добиться неуклонного выполнения всеми субъектами права требований Конституции, законов и соответствующих им подзаконных нормативно – правовых актах, т.е. обеспечить режим законности.

Исторические типы права

Типология права - это наибо­лее общая группировка (классификация) правовых систем различных исто­рических эпох с целью их сравнительного познания.

В настоящее время в юридической науке используются два подхода к типологии права - формационный и цивилизационный. Исходя из этого, исторический тип права определяется как совокупность наиболее суще­ственных признаков, свойств, характеризующих право определенной обще­ственно-экономической формации или этапа развития человеческой циви­лизации.

В соответствии с формационным подходом выделяются рабовладельчес­кий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права (по назва­нию общественно-экономических формаций).

В основе цивилизационного подхода лежат определенные этапы разви­тия цивилизации. В этом случае в качестве типов права можно выделить древнее право (древневосточное /обычное/, древнегреческое /полисное/, римское), средневековое право (европейское /партикулярное/, раннепрецедентное, восточно-религиозное и др.) и современное право (романо-германское/континентальное/, англосаксонское /прецедентное/, религиозно-тради­ционное и др.).

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме.

Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

1. обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

2. обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

3. правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

4. обе системы не знали деления права на отрасли;

5. за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное.

Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1. основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2. феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3. феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4. феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5. как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6. феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер - это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа.

Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело.

Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.

Цивилизационный подход

Создатель этого подхода историк А.Тойнби занимался анализом типов не государств, а цивилизаций, обществ. Поэтому прямое перенесение критериев цивилизаций на типологию государств не совсем адекватно.

А. Тойнби формулирует понятие цивилизации как относительно замкнутого и локального состояния общества, характеризующегося общностью религиозных, психологических, культурных, географических признаков. Наиболее важными и постоянными из них он считает религию и территориальный признак. Цивилизация - понятие более широкое и емкое, чем общество. Жизнь цивилизаций более продолжительна, чем обществ, они занимают обширные территории; число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению и подчинению других обществ, в том числе и обществ собственного вида.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из них, по его мнению, наиболее значительные - египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская, сирийская, дальневосточная и др.

Цивилизационный подход, безусловно, позволяет подходить к типологии государств с более широких позиций, он не столь схематичен, как формационный, и характеризует более разнообразную картину эволюции государств.

С позиций цивилизационного подхода можно более глубоко проследить взаимосвязь культуры народа и государственного устройства, обнаружить определенную детерминированность государства такими факторами, как религия, культура, территория, духовная жизнь, традиции народа, его менталитет.

В этом смысле цивилизационный подход имеет несомненные достоинства. Особенно если иметь в виду, что этот подход придает важное значение роли государства в сохранении и упрочении цивилизации.

С позиций цивилизационного подхода государство солидаризирует общество, является одним из важных факторов его духовного развития. Наконец, само государство - это одно из явлений цивилизации, в нем во многом фокусируются ее особенности. Государство, будучи обусловленным определенной цивилизацией, само активно влияет на нее, сохраняя (или разрушая) ее основополагающие элементы: культуру, традиции, территорию и т. д.

При цивилизационном подходе тип государства определяется на основе идеально-духовных, культурных факторов, что также не может быть достаточным, поскольку упускаются из виду материальные, экономические влияния на сущность, форму и тип государства.

Формы (источники) права

В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, по­лучили название юридических источников права. Этот термин укре­пился в юридической литературе как результат признания того, что формы права выступают одновременно и носителями юридических норм, тем «резервуаром», в котором они пребывают и из которого мы получаем, черпаем соответствующую правовую информацию.

Понятие «источник права» в юридической науке употребляет­ся не только в формальном значении, т. е. как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах. Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание обще­ственных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании.

В юридическом (формальном) смысле формы (источники) права - это способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Юридической науке известно несколько видов исторически сложивших­ся форм (источников) права. Это правовые обычаи, юридические преце­денты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания.

Правовой обычай - это сложившееся исторически и вошедшее в при­вычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государ­ством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.

Правовой обычай являлся господствующим источником права в рабо­владельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, форми­рующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обыч­ного права.

В современный период правовой обычай имеет ограниченное примене­ние, однако сохраняет определенное значение в качестве одного из источни­ков права во многих странах мира, а также достаточно сильные позиции в международном праве.

Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной фор­мой права в большинстве стран мира.

Юридический прецедент (судебный или административный) как источ­ник права используется не во всех странах. Но он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.).

В странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ, Ита­лия, Швейцария) считается, что правотворческая деятельность является пре­рогативой законодателя и органов, им определенных. Вместе с тем в некото­рых из европейских континентальных стран ограниченно используется в ка­честве источника права и юридический прецедент.

Суть юридического прецедента как формы (источника) права состоит в том, что решению определенного государственного органа (в первую оче­редь суда) по конкретному юридическом делу придается значение общей нормы. Другими словами, судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом для разрешения аналогичных дел.

В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нор­мативным содержанием.

Как известно, договор - это соглашение двух или более сторон по урегу­лированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве - распростра­ненное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является только такой договор, в котором содер­жатся правила общего характера.

Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглаше­ние между различными субъектами права, в котором содержатся нормы пра­ва. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключа­лись между феодалами в Средние века. В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример дого­вора с нормативным содержанием - Договор об образовании СССР (1922 г.). В современный период к таким соглашениям можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам от 22 января 1993 г., заключенную странами, входящими в СНГ.

Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов. Напри­мер, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридичес­ких дел. В английских судах также нередко использовались в качестве ис­точников права труды известных юристов. Юридические доктрины как ис­точники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.

В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают в качестве непосред­ственных источников права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии пра­вовых систем, правовой культуры любой страны.

На определенных этапах развития общества роль источников права иг­рали и еще продолжают играть религиозные писания. Церковные нормы за­нимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церк­ви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значи­тельной части распространялись на всех членов общества. Суды строго ру­ководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т.д. Постепенно сфера действия норм церковного права за счет усиления свет­ской власти сужалась. В настоящее время религиозные тексты потеряли все­общую значимость как источников права, однако не утратили ее полностью. В ряде мусульманских стран по-прежнему распространенными источника­ми права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг. Так, основным источником мусульманского права является кодекс религиозных и этических норм Коран и некоторые другие священные писания. В них со­держатся положения, обладающие общеобязательным характером.

Национальной правовой системой Республики Беларусь используются в качестве форм (источников) права нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Доминирующее положение занимает нормативный правовой акт.

Правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда применяемые обычаи оговариваются в законодательстве.

Например, один из обычаев закреплен в ч. 1 ст. 99 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь, регулирующей сталийное время, т.е. период времени, в течение которого перевозчик предоставляет и держит судно под погрузкой или разгрузкой. В ней сказано: «Сталийное время определя­ется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - обычаями, принятыми в порту погрузки».

Несколько более широкое распространение получил нормативный до­говор.

В качестве примера можно назвать коллективный договор. Он заключа­ется между нанимателями и коллективами наемных работников в лице проф­союзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обяза­тельств в сфере трудовых и социально-экономических отношений и имеет локальный характер.

К разновидностям договора с нормативным содержанием относятся со­глашения по поводу условий труда, занятости, социальных гарантий, кото­рые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отрасле­вом (тарифное) и местном (местное) уровнях.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!