Практика организации делопроизводства в государствах древнего мира. Возникновение и история развития делопроизводства в россии - реферат. Делопроизводство в современной России

Основной и наиболее общей целью юриди­ческой ответственности является защита прав и свобод человека, обеспечение в об­ществе законности и правопорядка. Дан­ными целями обусловлены функции юриди-


ческой ответственности, а именно:

а] функция возмездия за совершенное правонарушение (карательная функция), которая имеет своей целью наказание винов­ного в совершении правонарушения, воздаяние ему за содеянное;

б] правовосстановительная функция, имеющая своей целью компенсацию проченного правонарушителем морального или мате­риального вреда, восстановление нарушенного права субьекта права;

в] предупредительная [превентивная) функция, заключаю­щаяся в предупреждении совершения новых правонарушений конкретным правонарушителем [частная превенция], а также - в предупреждении всего общества о невыгодности и наказуемос­ти противоправных деяний [общая превенция];

г] воспитательная функция, целью которой является воспи­тание всего общества в духе уважения к праву и перевоспитание правонарушителей.

Достижению указанных целей служат следующие основные принципы осуществления юридической ответственности, соглас­но которым:

1] юридическая ответственность налагается на правонару­шителя только за поступки; за мысли, если они не высказаны, человек не может быть привлечен к юридической ответственнос­ти [принцип ответственности за поступки];

2] юридическая ответственность неотвратима: любое пра­вонарушение влечет за собой юридическую ответственность [наказание] [принцип неотвратимости];

3] юридическая законность налагается только компетентным органом на основе закона и в соответствии с установленной им про­цедурой [принцип законности];

4] за противоправный поступок несет ответственность только тот, кто его совершил, За одно и то же правонарушение юридичес­кая ответственность наступает только один раз [принцип справед­ливости);

5] наказание за совершенное правонарушение должно соответствовать содеянному [принцип целесообразности);

6] привлечение к юридической ответственности возможно только при условии вины правонарушителя. Безвиновное привле­чение к ответственности, называемое объективным вменением, законом запрещается [принцип виновности].



состоит в том, что она носит имущественный характер и направле на на компенсацию причиненных кредитору убытков, т. е. наступает прежде всего перед кредитором, а не перед государством [как, например, уголовная или административная). Кроме того, санк­ции, применяемые в рамках гражданско-правовой ответственности, предусматриваются не только законодательством, но и договором.

Основанием гражданско-правовой ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение одной из сторон своих обязательств, предусмотренных договором, или иное причи­нение вреда в результате противоправного действия, не связанного с нарушением договора. Поэтому различают два вида гражданско- правовой ответственности - договорную и внедоговорную.

Договорная гражданско-правовая ответственность насту­пает для участников какого-либо гражданского договора в случае его неисполнения или несоблюдения [например, неоплата постав­ленных товаров).

Внедоговорная гражданско-правовая ответственность на­ступает при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу гражданина или имуществу организации (например, причинение вреда в результате ДТП, несчастного случая на производстве и др.).

Гпавным условием привлечения лица к гражданско-право­вой ответственности является его виновность. Гражданское право в отличие от уголовного презюмирует (предполагает] вину наруши­теля. Из предположения виновности следует, что для освобождения от ответственности нарушитель должен доказывать отсутствие вины.

Независимо от возмещения имущественного вреда гражда­нин, которому причинили физические или нравственные страдания, имеет право на компенсацию морапьного вреда. Компенсация осу­ществляется в денежной форме, и ее размер определяется судом.

Материальная ответственность - зто вид юридической ответственности, состоящий в обязанности одной из сторон трудо­вого договора возместить в соответствии с законодательством материальный ущерб, причиненный другой стороне этого договора. Законодательством предусмотрены два вида материальной от­ветственности:

а] материальная ответственность работника перед работо­дателем;

б] материальная ответственность работодателя перед работ­ником.

Работник обязан возместить ущерб, причиненный им налич­ному имуществу работодателя, последний должен возместить работнику ущерб, возникший в связи с противоправным лишени­ем его возможности осуществлять трудовую функцию и получать заработную плату, согласно трудовому договору, или вред, причи­ненный здоровью работника. В некоторых случаях работодатель обязан также компенсировать работнику и моральный вред.

Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, наступающей за совершение дисциплинарных проступков. Дисциплинарный проступок как вид правонарушения выражается в том, что работник по своей воле не исполняет свои трудовые обязанности, нарушая тем самым правовые нормы. Дис­циплинарная ответственность наступает исключительно в рамках трудового законодательства и является одной из правовых форм воздействия но нарушителей трудовой дисциплины. Дисциплинар­ная ответственность может быть возложена на каждого работника, совершившего дисциплинарный проступок, независимо от органи­зационно правовой формы предприятия, на котором он работает, и сферы деятельности последнего. Применяемые меры дисципли­нарного взыскания установлены трудовым законодательством и не могут быть изменены или подвергнуты расширительному толко­ванию по воле администрации. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение по определенным основаниям, предус­мотренным в Трудовом кодексе РФ. При наложении дисциплинарных взысканий должны учитываться тяжесть совершенного поступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующая работа и поведение работника. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, наступающий за совер­шение административного правонарушения (проступка). При этом
она может наступить независимо от наличия или отсутствия вред ных последствий совершенного правонарушения: основанием при влечения к административной ответственности служит уже сом факт виновного нарушения лицом правил, установленных госу­дарством. Меры административной ответственности, т. е. админи­стративные взыскания, как правило, налагаются во внесудебном порядке уполномоченным на то государственным органом или должностным лицом. Система административных взысканий закреплена в Кодексе Российской Федерации об административ­ных правонарушениях и включает следующие меры: предупрежде­ние, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину, исправительные работы, административный арест. При менение мер административног о взыскания не влечет за собой суди­мости для правонарушителя.

Уголовная ответственность - это вид юридической от­ветственности, налагаемой судом на лицо, совершившее преступ пение. Иначе говоря, сущность уголовной ответственности заклю чается в том, что государство в лице своих судебных органов дает совершенному преступником деянию негативную оценку и приме­няет к нему меры государственного принуждения.

Уголовная ответственность наступает с момента соверше­ния лицом преступления и прекращается либо после отбытия наказания, либо в силу акта об амнистии или помиловании.


Виды юридической ответственности


Административная



Договорная

Внедоговорная


Лицо, совершившее преступление, подле­жит уголовной ответственности независимо от происхождения, социального, должност­

ного и имущественного положения, расовой и национальной при­надлежности, пола, образования, языка и иных обстоятельств. Однако до тех пор, пока вина обвиняемого [подсудимого] не будет доказана в установленном законом порядке, он считается неви­новным. Часть 1 ст. 49 Конституции РФ гласит: «Каждый обвиня­емый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу при­говором суда». Такое предположение о невиновности обвиняемого [подсудимого] называют презумпцией невиновности. Сочетание слов «презумпция» и «невиновность» {presomption d"innocence] впервые было употреблено во французской Декларации прав человека и гражданина 1 789 г., после победы Великой француз­ской революции. В Декларации было сказано: «Каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят виновным по суду». Этот принцип стал одним из главных в последующих законах кок в самой Франции, так и во многих других странах. В подписанной после окончания Второй мировой войны Всеобщей декларации прав человека 1 948 г. было закреплено положение о том, что «каж­дый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет ус­тановлена законным порядком путем гласного судебного разбира­тельства, при котором ему обеспечиваются все возможности защиты».

Презумпция невиновности

Из презумпции невиновности вытекают положения о том, что все сомнения, которые невозможно устранить, должны тракто­ваться в пользу обвиняемого [подсудимого] и что недоказанная виновность лица в совершении преступления равнозначна его до­казанной невиновности. Презумпция невиновности может быть опровергнута только путем доказывания установленными процес­суальными средствами и лишь при наличии достаточных судебных доказательств, причем обязанность доказывания возлагается на органы обвинения.

Обстоятельства Правовые нормы предусматривают не только " основания и порядок наложения различных

и с кдюч аюицц с

юриаическую ви Д°в юридической ответственности, но и ус- ответственность лови ^ ее исключающие. Обстоятельствами, исключающими привлечение юридического лица к юридической ответственности, даже при наличии признаков совершенного правонарушения, являются:

1) необходимая о борона, т. в. самостоятельная защита лицом своей жизни, прав и свобод, а также жизни, прав и свобод других лиц. Оборона представляет собой действия, связанные с отражением общественно опасного посягательства. Необходимой она является потому, что совершаемые действия - причинение вреда посягающему - являются неизбежными. Действия, совершаемые в состоянии необходимой обороны, не должны превышать ее пре­делов, т. е, они не должны влечь за собой совершение преступле­ния, быть актом самоуправства или мести;

2) крайняя необходимость, которая представляет собой сознательное причинение определенного вреда правоохраняе- мым интересам в целях недопущения еще большего вреда. Дейст­вия, осуществляемые в состоянии крайней необходимости, при­знаются общественно полезными в том случае, если устранить возникшую правоохраняемым интересам опасность иными спосо­бами было невозможно, а вред, причиненный в процессе реализа­ции крайней необходимости, меньше того вреда, в силу которого она осуществилась;

3) невменяемость, т. е. неспособность лица понимать зна­чение своих действий и руководить ими вследствие психического заболевания, также служит основанием, исключающим юридичес­кую ответственность. Невменяемость устанавливается в результате специальной медицинской экспертизы, опираясь на результаты ко­торой суд может объявить лицо недееспособным. Недееспособные лица [в отличие от ограничено вменяемых] не несут юридической ответственности. К лицу, совершившему преступление в состоянии невменяемости и представляющему опасность для общества, могут быть применены судом принудительные меры медицинского харак­тера: принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у пси­хиатра либо лечение в психиатрических стационарах с разной строгостью режима наблюдения. Однако, если лицо совершило правонарушение в состоянии опьянения, вызванного употребле­нием алкоголя, наркотических средств или иных одурманивающих веществ, оно считается вменяемым;

4) не подлежит юридической ответственности гражданин, задержавший лицо, совершившее преступление. Задержа­ние лица, совершившего преступление, является правом, а порой и моральной обязанностью любого гражданина. Служебной обя­занностью оно является для управомоченных на это лиц (работни­ков милиции, сотрудников ФСБ и др.]. Такое задержание закон допускает в момент совершения или непосредственно после совершения лицом преступления. Оно не влечет юридической от­ветственности в том случае, если целью задержания являлась пере­дача лица компетентным государственным органам и пресечение возможности совершения им новых преступлений. При этом закон устанавливает, что причиненный преступнику в момент задержания вред должен соответствовать характеру и степени общественной опасности содеянного им. Если же лицу без необходимости причи­няется вред явно чрезмерный, то подобные действия квалифици­руются как преступление;

5] освобождаются от юридической ответственности и лица, нарушившие правовые нормы во время исполнения обязательно­го для них приказа (распоряжения). За вред, причиненный лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, ответственность несет лицо, отдав­шее незаконный приказ или распоряжение. Такой приказ должен быть отдан в установленном уставом или иным нормативно-пра­вовым актом порядке и облечен в надлежащую форму. Если начальник отдает заведомо незаконный приказ и подчиненный знает об этом, то совершенные преступные действия, в результа­те которых причиняется вред охраняемым правом интересам, вле­кут юридическую ответственность подчиненного.

Словарь

Амнистия ~ акт компетентного государственного органа, влекущий благоприятные уголовно-правовые последствия для определенных категорий лиц либо для всех лиц. совершивших преступления определенных видов,

® Моральный вред - физические или нравственные страда­ния, причиненные действиями, нарушающими личные неимущест­венные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

« Помилование - индивидуальный правовой акт, которым лицо, осужденное за преступление, освобождается от дальнейше­го отбывания наказания либо назначенное ему наказание сокра­щается или заменяется более мягким видом наказания.

е Правоприменительный акт - официальный документ компетентного государственного органа, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-вла­стное предписание по конкретному делу.

Правопорядок - общественный порядок, основанный на праве.

Судимость - особое правовое состояние лица, вызванное совершением преступления и выражающееся в наступлении определенных последствий.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Для более глубокого проникновения в сущность юридической ответственности необходимо выяснить ее цели и назначение в обществе. На необходимость подобного выяснения указывал еще Н. Винер: «До тех пор, пока общество не установит, чего же оно действительно хочет: искупления, изоляции, воспитания или устрашения потенциальных преступников,- у нас не будет ни искупления, ни воспитания, ни устрашения, а только путаница, где одно преступление порождает другое». Цель есть идеальное представление субъектов (личностей, органов, социальных групп) о результатах своих действий. Именно они определяют и средства, и характер действий, направленных на ее достижение.

Цели юридической ответственности - конкретное проявление общих целей права. В качестве таковых выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений. Эти цели и обусловливают существование регулятивной и охранительной функций права.

Поскольку юридическая ответственность «участвует» в реализации охранительной функции, то и ее цель в общей форме можно определить как охрану существующего строя и общественного порядка. Ответственность же, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет (наряду с охраной общественных отношений) более узкую цель - наказание виновного. При этом государство, осуществляя меру государственного принуждения, преследует еще одну цель - предупреждение совершения правонарушений впредь.

Кроме того, существуют и чисто правовые цели юридической ответственности, которые служат средством обеспечения нормального функционирования механизма правового регулирования путем обеспечения реализации субъектами правоотношений субъективных прав и юридических обязайностей, являются важнейшей гарантией законности.

Указанные цели юридической ответственности определяют ее функции.

Главная среди них - штрафная, карательная функция. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это наказание правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание - всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется путем либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей. Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию.

При этом наказание направлено и на воспитание нарушителя, т. е. юридическая ответственность имеет также воспитательную функцию. Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их законные права и интересы будут надежно защищены. Это в свою очередь способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а в конечном счете - укреплению законности и устойчивости правопорядка.

В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В этом случае юридическая ответственность осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется в гражданском праве, предполагающем такие, например, санкции, как возмещение убытков (ГК). Конечцо, возмещение ущерба возможно далеко не во всех случаях (нельзя воскресить убитого и т. д.). Однако там, где это достижимо, компенсационная функция юридической ответственности - одна из важнейших.

Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

Для более полного уяснения сущности юридической ответственности важно определить принципы, на которых она базируется. В принципах любого явления отражаются глубинные, устойчивые, закономерные связи, благодаря которым оно и существует. Познание принципов ответственности позволяет правильно применять охранительные нормы, разрешать дела при пробелах в праве, обеспечивать эффективность государственно-правового принуждения.

В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности: законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания.

Законность. Суть законности состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний. Применительно к юридической ответственности это требование заключается в том, что привлекать к ней могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.

Справедливость. Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости. Она является принципом права, основой правосудия. А. Ф. Кони подчеркивал, что «справедливость должна находить свое выражение в законодательстве, которое тем выше, чем глубже оно всматривается в правду людских потребностей и возможностей, и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем больше в нем живого, а не формального отношения к личности человека».

Справедливость юридической ответственности не абстрактное нравственное либо психологическое понятие. Она проявляется в следующей системе формальных требований:

1) нельзя назначать уголовное наказание за проступки;

2) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;

3) если вред, причиненный нарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение;

4) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;

5) ответственность несет тот, кто совершил правонарушение;

6) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.

При установлении ответственности учитываются как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. В. отдельных предусмотренных законом случаях возможно определение меры наказания ниже установленного санкцией нормы предела либо вообще освобождение лица от наказания.

Неотвратимость наступления. Юридическая ответственность (повторим) неразрывно связана с правонарушением. Из указанной связи вытекает принцип неотвратимости ответственности, неизбежности ее наступления за всякое правонарушение. Если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом (общественное положение, партийная принадлежность, родственные связи и т.д.).

Если совершено правонарушение, а ответственность не наступила, это наносит моральный урон авторитету закона, подрывает идею законности в сознании граждан и должностных лиц. Внедрение в общественное сознание представления о неизбежности связи правонарушения и наказания - важный фактор снижения уровня правонарушений.

Целесообразность. Неотвратимость ответственности предполагает ее целесообразность. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без законных оснований под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности, политических, идеологических и иных неправовых мотивов.

Требование целесообразности не должно противоречить требованию законности при реализации ответственности (целесообразность не допускает возможности принятия произвольных, субъективных решений государственным органом). И уж тем более нельзя нарушать требования закона под видом его нецелесообразности. В таком нарушении нет необходимости, ибо сам закон дает возможность выбора целесообразного решения. Например, санкции уголовно-правовых норм являются относительно определенными, что позволяет государственному органу избрать наиболее целесообразную в конкретных условиях меру наказания.

Индивидуализация наказания. Данный принцип заключается в том, что ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта (например, за безответственные действия руководителя ответственность нередко возлагается на предприятие как юридическое лицо, за правонарушения подростков часто к ответственности привлекают родителей, учителей).

Для проведения этого принципа в жизнь важно точно закрепить в законодательстве функции каждого работника и так же четко определить меры ответственности за их невыполнение. Юридическая ответственность эффективна только тогда, когда ее носитель персонально определен. Это исключает возможность «безличной» коллективной ответственности или круговой поруки, привлечения к ответственности лиц лишь на основе какой-либо связи их с виновным.

Ответственность за вину. Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (про-тивоправности) своего поведения и вызванных им результатов. Если же лицо невиновно, то несмотря на тяжесть деяния оно не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем в исключительных случаях нормы гражданского права допускают ответственность без вины, т. е. за сам факт совершения противоправного, асоциального явления. В частности, организация или гражданин - владелец источника повышенной опасности обязаны возместить ущерб, причиненный этим источником (например, движущимся автомобилем), и тогда, когда не виновны в причинении ущерба (ГК).

Недопустимость удвоения ответственности - это недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это не означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и дополнительное наказание (например, лишение свободы и конфискацию имущества). Однако за одно нарушение виновный может быть наказан только один раз.

Обычно принудительный характер. Ее непременно связывают с определенными лишениями прав, то есть виновному наносится ущерб, при этом его свободы и интересы ограничиваются. Из данной статьи вы узнаете всю информацию о том, что такое юридическая ответственность. Понятие, виды и цели этих правоотношений также будут представлены в этой статье.

Субъекты

Действия государства в сфере принуждения происходят строго по закону. К субъектам юридической ответственности можно отнести: суд, полицию, прокуратуру, а также другие учреждения, которые занимаются правонарушениями. Возложение ответственности происходит только при некоторых строго определенных условиях: незаконные поступки, вина, которая была доказана, нанесение вреда.

Цели, функции и принципы юридической ответственности рассмотрим далее.

Что такое юридическая ответственность

Итак, юридическая ответственность:

  1. Это форма государственного принуждения (наложение санкций правовых норм).
  2. Наступает при совершении правонарушений.
  3. Имеет негативные последствия для нарушителя, наступающие только после злодеяния. Лишения могут иметь имущественный и личный характер.
  4. Исполняются в процессуальном порядке.

Признаки юридической ответственности

Суть самого понятия рассмотрена выше. Остановимся подробнее на признаках.

Юридическая ответственность:

  1. Предписывается за действия, которые предусмотрены правовыми нормами.
  2. Наступает только за фактически совершенные действия, намерения таковыми не являются. Виды целей юридической ответственности очень многообразны.
  3. Контролируется определенными государственными органами.
  4. Принуждает виновное лицо к исполнению обязанностей за правонарушения.
  5. За одно и то же правонарушение виновное лицо отвечает единожды.

Все вышеперечисленные признаки обязательны, поэтому даже при отсутствии одного из них считается, что юридической ответственности нет.

Функции ответственности

В чем же они состоят? Ответственность - принудительное принятие правонарушителем санкций в установленном порядке, которые заранее предусмотрело государство. Социальную необходимость ответственности отражают функции:

  1. Карательная (еще часто называется штрафной). Целью является не допускать повторных нарушений в будущем.
  2. Восстановительная (возмещение потерь, восстановление нарушенного права и прочее).
  3. Воспитательная - это способ проведение профилактических работ с правонарушителями.
  4. Обеспечительная - контролирует правильность действий механизма правового регулирования, является при этом частью механизма, один из множества мер воздействий на социально-общественные отношения.
  5. Охранительная - выполняет функцию охраны и защиты правопорядка в государстве.
  6. Частнопревентивная - мера, направленная против нарушителя, предупреждает совершений им подобных действий в будущем.
  7. Общепревентивная - является наказанием одного гражданина, выступает как профилактика правонарушений со стороны других членов общества.

Таким образом, все функции обусловлены целями юридической ответственности, для которых она осуществляется.

Действующие принципы

Эксперты правовых отношений считают, что принципы, функции и цели юридической ответственности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Принципов можно выделить достаточно много, однако среди них есть основные:

  1. Принцип законности. Он включает в себя точное и неукоснительное исполнение требований закона при реализации уголовных, гражданско-правовых, административных, дисциплинарных видов ответственности. Соблюдение данных требований - важное условие правоотношений.
  2. Принцип виновности. Под этим понимается, что гражданин, который не мог предвидеть последствий своих поступков, не хотел, чтобы они наступали, и не управлял своими действами в тот момент, в таком случае правовая ответственность не наступает.
  3. Принцип справедливости. Отвечает на правонарушение тот гражданин, который его совершил. При этом согласно принципу наказать нарушителя за одно и тоже деяние можно только единожды, а при вынесении решения меры наказания учитывается степень тяжести преступления. Что подразумевают понятие и цели юридической ответственности? Закон, который устанавливает или усиливает ее, не имеет обратной силы.
  4. Индивидуализации. Позволяет выбрать разные варианты правового влияния, учитывая социальную степень опасности деяния, личностные качества обвиняемого, смягчающие и отягощающие обстоятельства.
  5. Неотвратимость. Предполагает однозначное, неминуемое наступление ответственности, которое означает не столько применение обязательных санкций к правонарушителям (к беременным женщинам не всегда применимо, а также к детям, старикам), сколько об обязательной реакции соответствующих органов, должностных лиц, при этом злодеяние оглашается, а нарушитель подвергается порицанию и осуждению.
  6. Скорейшее наступление правовой ответственности. Означает, что срок между совершением злодеяния и наступлением меры наказания может растянуться на долгое время, и применимые санкции могут стать неактуальными и уже не иметь смысла.
  7. Обоснованности. Установление и сбор всех фактов по делу, которые пригодятся в юридическом процессе.
  8. Целесообразности. Выбирается то или иное наказание, которое максимально соответствует и отвечает сути закона.

Цели юридической ответственности

Главные цели ответственности - наведение порядка в обществе путем наказания виновного и восстановлением справедливости. Цель - это некое представление, какой должна быть идеальная модель субъектов общества и результат их взаимодействия.

Именно это определяет характер поступков, направленных на их достижение. Однако существуют свои нюансы, которые указаны ниже:

  1. Во-первых, правовая ответственность предназначается для наказания правонарушителя, для восстановления справедливости. Поэтому здесь присутствует идея расплаты за совершенные деяния и наказание зависит от степени тяжести преступления.
  2. Во-вторых, целью юридической ответственности является перевоспитание провинившегося и предупреждение совершения подобных деяний гражданином в будущем. После освобождения из исправительных учреждений, оплаты штрафов и прочего человек возвращается в социум, поэтому само общество заинтересовано, чтобы такой человек искренне осознал свою вину и не был озлобленным на окружающий его мир.
  3. В-третьих, цель юридической ответственности состоит в том, чтобы окружающие не совершали неправомерных действий и чтобы понимали, какое именно наказание могут понести.
  4. В-четвертых, правовая ответственность направлена на возмещение материальных ценностей, моральное восстановление и восстановление пострадавшего в целом.

Следовательно, цели и функции юридической ответственности направлены на сохранение порядка в обществе в целом.

Справедливость

Изначально правовая ответственность появилась как средство защиты собственности. Государство таким образом пыталось оградить владения от разного рода посягательств, применяя к нарушителям различные наказания.

Справедливость - вечная ценность права. Еще со времен Цицерона ее рассматривали как отмщение за определенные действия. Только правонарушение влечет за собой привлечение к ответственности.

Проблема эта актуальна во все времена. Справедливость и юридическая ответственность всегда были тесно связаны.

Справедливым отношение может быть только в случае беспристрастности. Для этого существует закон, который предполагает равенство людей, и только при поддержке большей части граждан он будет справедлив, а его несоблюдение, соответственно, станет нарушением справедливости. В этом также состоят основные цели юридической ответственности.

О правосудии

Согласно Конституции Российской Федерации, правосудие вершит только суд. В судебную систему включаются административное, арбитражное, уголовное и гражданское право. Правосудие можно расценивать как поступки, которые направлены на решение урегулирования конфликтов через законодательство. Функциями судебной власти является контроль над соблюдением законности. В свою очередь, она тесно связана с правом, что создает стабильную почву для управления.

Заключение

Законы прописаны для порядка в государстве в обществе, и перед ними все равны. Ответственность за злодеяния не должна зависеть от материального положения, национальности, статуса и прочих особенностей правонарушителя. Когда закон превыше всего, тогда создаются предпосылки для правосудия, порядка в обществе и более спокойной жизни в целом.

Назначение юридической ответственности в самом общем виде - охрана конституционного строя, правопорядка, прав и свобод граждан, а в более узком смысле - наказание правонарушителя, предостережение остальных членов общества от возможных противоправных поступков и их последствий.

Юридическая ответственность служит важным стимулятором правомерного поведения людей, сдерживающим началом для недостаточно устойчивых в социальном отношении граждан. Иными словами, она выступает одним из средств воспитания индивида в духе уважения к праву, закону, дисциплине.

Наличие института юридической ответственности - способ самосохранения общества от посягательств со стороны преступных элементов, тех, кто противопоставляет себя закону, морали, правилам цивилизованной жизни. Это также известная гарантия для свободы добросовестной и правопослушной личности, ее чести, достоинства, безопасности. Перед нами, как уже отмечалось, - извечная проблема деяния и воздаяния.

В ст. 43 УК РФ говорится: "1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. 2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений".

Согласно российскому законодательству, "наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства" (ст. 7 УК РФ). Исключается также возмездие. Еще А.Н. Радищев писал: "Цель наказания - не мщение, а исправление".

Между тем история знает сверхжестокие средневековые наказания, изощренные пытки, публичные казни. Как уже отмечалось, и в наше время в некоторых странах еще сохраняются такие "экзотические" меры, как отсечение руки, ноги, головы.

Цели юридической ответственности наглядно проявляются в ее функциях, которые в какой-то мере раскрывают сущность права в целом. В научной литературе обычно выделяется пять таких функций: 1) карательная; 2) штрафная; 3) предупредительная, или превентивная; 4) воспитательная; 5) компенсационная, или правовосстановительная. Названия этих функций говорят сами за себя и не требуют детализации. В разных сочетаниях они действуют во всех отраслях российского законодательства.

Что касается карательной функции, то ее применительно к нашим условиям надо понимать не в смысле некой самоцели (покарать во что бы то ни стало, причинить мучения, страдания и т.д.), а, скорее, в смысле стремления законодателя "преподать урок" злоумышленнику и всем остальным. Это верно даже в отношении смертной казни, которая хотя и не отменена сегодня в России, но в действительности не приводится в исполнение, а заменяется пожизненным заключением.

К основным принципам юридической ответственности относятся следующие:

1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет - нет и основания для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не оставалось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;

4) принцип справедливости - наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонарушение; все равны перед законом и правосудием;

5) принцип гуманизма - наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;

6) презумпция невиновности - каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ (ЭЛЕМЕНТЫ) МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

"Преодоление препятствий" - тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" - это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны.

Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования - сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении (Н.И. Матузов).

Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология".

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования (см. схему 63):

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Стадии механизма правового регулирования . Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

1. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

2. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

3. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!