Последовательность стадий процесса правового регулирования. Стадии правового регулирования. Типы правового регулирования

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 13 УК РФ

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи . Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.

3. В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности (гл. 53 — 55 УПК). Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. В ст. 464 УПК сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора.
———————————
БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 — 20; 2005. N 2. С. 13 — 14.

4. Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права . Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 12.07.2012), определено, что Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5) . Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. В этой связи предоставление политического убежища означает и недопущение выдачи лица, которому оно предоставлено, другому государству.
———————————
См. также: Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

1. Правовое регулирование и правовое воздействие

Правовое воздействие – осуществляемая с помощью права деятельность, оказывающая влияние на сознание людей, их поведение и общественные отношения в целях их упорядочения.

Виды правового воздействия:

1. Информационное воздействие – доведение до сведения людей норма права. Право является информацией о необходимом или возможном поведении людей. Обеспеченные государством возможности являются средством достижения целей, последствия нарушения норм права.

2. Воспитательное воздействие (ценностно-ориентационное). Право несет информацию об определенных человеческих ценностях. В его социальный механизм входят средства воздействия, средства агитации, пропаганды, педагогики. Средством воздействия являются чувства, убеждения, мировоззрение людей.

Малько выделяет также социальный аспект правового воздействия, который представляет собой взаимосвязь правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели, формирование правом социально полезных образцов поведения, социально-правовой контроль.

Оба этих вида воздействия входят в общесоциальный механизм воздействия.

От правового воздействия следует отличать правовое регулирование – это особый чисто юридический вид целенаправленного воздействия на сознание людей, их поведение посредством специальных юридических средств.

Таким образом, регулирование отличается от информационного и воспитательного воздействия.

По средствам воздействия, по предмету воздействия (предмет правового регулирования уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние), то есть конечным предметом воздействия являются общественные отношения людей и они складываются из актов поведения людей. Сознание, воля – промежуточные элементы, через которые регулируется поведение.

Результатом воздействия являются правомерное поведение людей или урегулированное правом правовое отношение.

Информационное и воспитательное воздействие права входит составной частью в правовое регулирование, но и существование сомнительно, процесс правового обучения и правового воспитания.

Например: студенты юристы много изучают нормативные правовые акты – информационное воздействие существует, а правовое регулирование нет, так как нормы не переходят в акты регулирования.

Стадии правового регулирования

1. Стадия регламентации общественных отношений – эта стадия обеспечивается следующим правовым средством – норма права, которая содержится в НПА.

2. Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей – обеспечивается правоотношением.

3. Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Правовое средство – акты реализации (эти стадии выделяет Парфенов).

Малько выделяет 5 стадий правового регулирования:

1. На этой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как норма права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт. Однако зачастую необходима целая система юридических фактов (фактический состав).

3. Установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Здесь выявляется, какая из сторон имеет субъективное право, а какая – обязана либо не препятствовать его осуществлению, либо осуществлять известные активные действия в интересах управомоченного лица. Речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов.

4. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в 3 формах: соблюдении, исполнении и использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы другого субъекта.

При использовании субъект удовлетворяет личные интересы, при этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц.

5. Эта стадия является факультативной. Она вступает в действие, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и на помощь должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. В данном случае используется такой элемент МПР, как акт применения права.

В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяют основные элементы механизма правового регулирования:

1. норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, т.к. в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права.

2. юридический факт

3. правоотношение – общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и юридические обязанности.

4. Акты реализации прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов.

5. акты применения права – властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.

Простое регулирование – процесс, в котором используется 1 государственный властный акт, а именно нормативный акт, индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым обращен этот акт.

Сложное регулирование – процесс, в котором используются 2 акта государственно-властного характера, одним из которых является НПА, а другим – акт применения права.

Механизм правового регулирования и его основные средства

Механизм правового регулирования – совокупность специальных юридических средств, с помощью которых право воздействует на поведение людей.

Данная категория позволяет выделить набор средств, с помощью которых можно регулировать поведение людей. С помощью этой категории можно представить всю совокупность правовых средств в системе, определить место и роль каждого правового средства в механизме правового регулирования.

Позволяет видеть процесс взаимосвязи этих юридических средств, при которых норма права превращается в правомерное поведение. Все это позволяет видеть недостаток в действии механизма правового регулирования и вовремя его устранить, что, в свою очередь, позволяет повысить уровень правового регулирования

Механизм правового регулирования - взятая в единстве система правовых средств, то есть совокупность взаимосвязанных между собой способов методов, типов, уровней правового регулирования, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Система правового регулирования отвечает на вопрос: как происходит правовое регулирование.

Средства правового регулирования отвечает на вопрос: чем урегулировано поведение людей.

Механизм правового регулирования одна из важнейших категорий юридической науки и ему присущи особенности:

1. Это объемная категория, она в единстве охватывает все правовые средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Эти правовые средства в совокупности дают возможность картину всех звеньев юридической надстройки.

2. Эта категория носит системный характер, так как она не только собирает правовые явления вместе, но и расставляет их по своим местам. Перед нами не разрозненные правовые явления, а целостный механизм, каждая часть которого во взаимодействии с другими выполняет свои специфические функции.

3. Эта категория, которая выявляет своеобразие правового регулирования. Идеологическое воздействие права, если оно не проходит через механизм правового регулирования, то оно по своему характеру в принципе ничем не отличается от влияния на общественные отношения других идеологических средств (пропаганда, агитация, моральное воздействие). Таким образом, идеологическое воздействие не является специфическим только для права и не охватывается правовым регулированием как особым видом социального регулирования. Для правового регулирования характерно то, что оно всегда осуществляется при помощи особого механизма - специальные правовые средства. В данном случае прослеживается различие понятий правового регулирования и правового воздействия. Второе шире, чем первое, т.к. может реализовываться не только через механизм правового регулирования, но и другие вышеуказанные средства.

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений:

1. Дозволение – предоставление субъектам различных прав, возможностей, для их совершения;

3. Обязывание – возложение обязанности совершить определенное активное действие;

Сочетание указанных способов позволяет реализовывать различные функции права:

1. правоохранительная – по средством запрета и обязывания государственных органов применения меры ответственности к правонарушителям.

2. регулятивно-динамичная – по средством обязывания совершать какие-либо действия;

3. регулятивно-статическая – посредством запретов.

Применение различных способов правового регулирования характеризует политический режим: авторитарный режим вынужден широко применять запреты обязывание, демократический – больше использует дозволение.

Уровни правового регулирования:

1. централизованный – издание норм права и индивидуальных актов правоприменения, охрана норма права по средством органов государственной власти и управления, суда.

2. децентрализованный – правотворчество, издание актов применения органов гос. власти, заключение договоров между гражданами и другими субъектами права.

Приемы правового регулирования:

1. нормативное регулирование – издание НПА

2. индивидуальное регулирование – правоприменение и заключение договоров индивидуального характера.

Методы правового регулирования – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера:

1. императивный;

2. диспозитивный.

Типы правового регулирования

Тип образуется из сочетания в различных пропорциях дозволения и запрета.

1. общедозволительный – субъектам права разрешается все, кроме того, что прямо не запрещено.

2. разрешительный тип – субъектам права может разрешаться только то, что прямо предусмотрено законом. Если какое-то поведение не урегулировано нормой права, то оно запрещено.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Стадии (этапы) правового регулирования


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Стадии правового регулирования – длящийся во времени процесс. Можно выделить три основных и одну дополнительную (факультативную) стадии:

  • 1. Стадия общего действия права. Право носит общий характер, норма определяет, кто может быть участником общественных отношений, какие права и обязанности у них возникнут. Это нормативный вид правового регулирования. В широком смысле этой стадии предшествует процесс создания нормы (правотворчество).
  • 2. Стадия возникновения субъективных прав и обязанностей, т.е. здесь права и обязанности, закрепленные в норме, становятся личными, т.е. субъективными.
  • 3. Стадия реализации субъективных прав и обязанностей. На этой стадии участники реализуют право через использование субъективного права, исполнение юридической обязанности и соблюдении правового запрета.
  • 4. Стадия применения права – это факультативная стадия, она связана с деятельностью компетентных властных органов, когда без их вмешательства субъективные права и обязанности не могут возникнуть (между 1 и 2) или могут быть реализованы (между 2 и 3).

2,3,4 – стадии индивидуально-правового регулирования.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовое регулирование – это право в действии.

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, на которые действует право, которые поддаются нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования. Предмет П.Р. определяется законодателем.

Стадии правового регулирования.

3 основных и 1 факультативная стадии П.Р.

1.Стадии нормативной регламентации (регулирование). На ней осуществляется процесс создания юридических норм, правотворчество, следовательно, на этой стадии осуществляется законодательная деятельность:

Нормы регламентации, направляющие поведение участников общественной жизни, ориентация установок, их правового статуса.

2.Общее принятие норм, индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.

3.На стадии реализации права имеет место правовое поведение, т.е. соответствие требованиям юридических норм, правам и обязанностям конкретного лица. На этой стадии достигается цель П.Р., т.е., чтобы люди руководствовались принятыми нормами, т.е. норма становится частью поведения людей. Зачастую возникает противодействие реализации права - люди не понимают объем допустимых действий и т.д.

4.Факультативная стадия – стадия применения права. Эта стадия, в которой необходимы профессиональные знания юристов. Если право нарушено, то люди обращаются к уполномоченным органам: полиция, суд и т.д. Охранительные нормы могут быть реализованы только на стадии применения права.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

  1. юридич.нормы – начальный элемент механизма правового регулирования, выполняющий роль модели поведения;
  2. правоотношения – элемент, с помощью которого осуществляется правовая связь между субъектами права посредством субъективных прав и юридич.обязанностей;
  3. акты реализации прав и обязанностей – это завершающий элемент механизма правового регулирования. Его роль заключается в реализации правовой нормы в правомерное поведение. Специфическую роль в этом механизме играет правосознание(субъективная среда функционирования механизме правового регулирования) и законность(стержень механизма).

Более подробно!!

К элементам механизма правового регу­лирования относятся:

  1. Нормы права - выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права - основа механизма правового регулирования, все остальные элементы предусмотрены ими, носят поднормативный характер.
  2. Нормативно-правовой акт - документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида обще­ственных отношений.
  3. Правоотношения - выступают как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизи­рованные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права).
  4. Акты реализации права - это действия субъектов права, уча­стников правовых отношений по воплощению в жизнь предпи­саний норм права.
  5. Акты применения права - индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индиви­дуализированного правового регулирования.
  6. Правосознание и режим законно­сти. Своеобразие этих элементов заключается в их нематери­альности.

Любое человеческое общество имеет свой уровень упорядоченности и организованности. Это связано с осуществлением необходимых людям интересов, согласованием потребностей.

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии

С целью достижения согласования происходит социальное регулирование, то есть влияние на действия людей при помощи различных способов и средств воздействия на поведение. Такое регулирование может быть внешним и внутренним. Рассмотрим подробнее эти понятия. Внешнее регулирование отвечает на воздействие по отношению к человеку, а внутреннее отвечает за саморегулирование. В рассматриваемом понятии средства отвечают на вопрос: «Чем происходит регулирование поведения людей?». А способы отвечают за то, как происходит воздействие. В социальном регулировании средства выступают в виде общественных норм. А они уже являются основным средством воздействия.

Правовым регулированием (воздействием) называют целенаправленное воздействие на социальные отношения, а также поведение людей при помощи правовых средств.

Правовое регулирование, понятие, стадии, механизм его входят в сам рассматриваемый процесс, который завершается формированием правопорядка.

Каждый конкретный исторический этап развития общества должен сопровождаться сферой законного регулирования. В тех случаях, когда сферой охватывается только узкий круг отношений, это вызывает в обществе хаос, произвол, невозможность упорядочить социальные отношения там, где их необходимо урегулировать при помощи права. В случае, когда неоправданно расширена область деятельности правового регулирования, рождаются условия, укрепляющие тоталитарный режим. При нем поведение людей становится социально пассивным, а члены общества становятся безынициативными.

Правовое регулирование должно включать в сферу своего управления только те отношения, которые обладают определенными признаками:

  1. Они отражают интересы общесоциальные.
  2. Отдельные потребности членов общества.
  3. Данные отношения осуществляются его участниками путем взаимного интереса, каждый из которых ущемляет свои потребности с целью удовлетворения желания другого.
  4. Для таких отношений необходимо соблюдение подкрепленных действенной силой правил.
  5. Построение отношений происходит на согласии исполнять определенные требования, а также принятии обязательств выполнения данных правил.

Исторический опыт демонстрирует сферу регулирования, в которую входят общественные отношения, состоящие их трех групп.

Первый вид состоит из отношений по обмену нематериальными и материальными ценностями. В основном эта группа регулирует имущественные отношения, так как взаимоприемлемый обмен имуществом выгоден как всему обществу, так и отдельному гражданину. Например, признание правил поведения обеспечено силой аппарата правового принуждения.

Вторая группа формирует отношения в обществе путем властного управления. Такое хозяйствование призвано удовлетворять как общесоциальные, так и индивидуальные интересы. И это реализуется с соблюдением строгих правил и обеспечено силой принуждения.

Третья группа отвечает за обеспечение правопорядка. Призвана она создать нормальную тенденцию протекания процессов управления в обществе и факторов по обмену ценностями.

Входящие в состав данных групп общественные отношения и являются предметом правового регулирования. Проще говоря, это отношения, которые поддаются нормативно-организационному воздействию, но в силу конкретных исторических условий требуют правового регламентирования.

Методы

Множество общественных отношений имеют отличия в способах и методах юридического воздействия. Это хорошо видно из групп общественных отношений, в которых между первой, второй и третьей группами очевидны различия.

Исходя из зависимости между данными отличиями в группах, теория правового регулирования выделяет несколько методов воздействия.

Способ децентрализованного управления основан на согласовании интересов и целей сторон общественных отношений. Используется он для регулирования в гражданском обществе отношений его субъектов, удовлетворяющих преимущественно свои интересы.

Метод централизованного управления основывается на соблюдении субординации. С помощью рассматриваемого способа регулируются отношения, в которых приоритетным является общесоциальный интерес. В первую очередь, такие интересы выражает государство, наделенное властными полномочиями.

Основные способы правового регулирования

Варианты влияния на поведение человека, характер предписания указанного в норме права определяются тремя способами законодательного регулирования.

Первый вариант правового регулирования отвечает за наделение участника правовых отношений субъективными правами. Это выражается в делегировании определенных полномочий на осуществление прописанных действий управомоченному лицу. Например, собственнику недвижимости дозволяется распоряжаться, владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Второй способ правового регулирования регламентирует как предписание обязанность лица совершать какие-либо действия.

Третий способ является запретом, то есть возложение обязанностей по воздержанию от определенных действий. Например, трудовое право регламентирует запрет работодателя на привлечение к сверхурочному труду несовершеннолетних.

Понятие механизма

Механизм отвечает на вопросы: «Какими способами, средствами право может воздействовать на общественные отношения?» Под механизмом рассматриваемого регулирования подразумевается система определенных юридических средств.

Систематизировать и собрать юридические средства на общественные отношения, определить роль и место этого понятия в общественной жизнедеятельности позволяет именно механизм правового регулирования (элементы, стадии которого неразрывно взаимосвязаны между собой и не могут существовать один без другого).

К составным частям или элементам относятся следующие факторы.

  1. Юридические факты.
  2. Юридические нормы.
  3. Нормы права.
  4. Акты правореализации, правоотношения, правосознания.
  5. Официальные акты толкования.
  6. Правоприменительные акты.
  7. Режим законности.

Конкретный элемент воздействует своим способом и реализует свои регулятивные функции.

Норма права

Данная норма является основой всего механизма, предписанием, образцом. Она является моделью поведения в правоотношениях. Другие элементы считаются поднормативными по отношению к норме права.

Нормативный правовой акт

НПА является документом, содержащим правовые нормы. Он воздействует на поведение людей с помощью установления правового режима. Это понятие регламентирует тот или иной вид отношений.

Официальные акты толкования

Что это такое? Данный элемент является определенным документом. Издается он специальными уполномоченными органами. Направлен акт на пояснение смысла норм права.

Юридические факты

Юридические факты – это события реальной жизни. Здесь все просто. Это жизненные ситуации. Но они предусмотрены правовыми нормами и вызывают определенные юридические последствия.

Правоотношения

Правоотношения являются общей моделью поведения. Заложена она в нормах законодательства. Все эти понятия прописаны в индивидуализированных и конкретизированных актах.

Акты реализации права

Данный элемент подразумевает определенные действия людей (участников правовой жизни) по реализации предписаний правовых норм. Такие действия осуществляют выраженные в обязанностях и правах меры обязательного или допустимого поведения.

Акты применения права

Правоприменительными актами являются индивидуализированные властные предписания, регламентирующие общественные отношения, то есть акты индивидуализированного правового регулирования.

Режим законности и правосознание

Своеобразными элементами являются правосознание и режим законности. Это связано с их нематериальностью. И это не мешает им влиять на весь процесс правового регулирования. Уровень режима законности и правосознания влияет на действенность работы всех элементов.

Понятие и стадии правового регулирования

Рассмотрим более подробно правовое регулирование: понятие, стадии. Что это? Правовое регулирование - это длящийся процесс во времени. Он подразумевает активную деятельность коллективов, их людей в процессе воплощения права в жизнь. Следовательно, стадиями правового регулирования являются определенные процессы, включающие четыре основных и одну дополнительную функцию.

Право начинает воздействовать на общественные отношения людей с момента осознания возможности и необходимости регламентации каких-либо жизненных ситуаций с его помощью.

Регулятивное воздействие рассматриваемого понятия начинается с издания органами государственной власти нормативных актов. А эти документы в процессе создания проходят определенные стадии правового регулирования. К стадиям правового регулирования относятся следующие понятия. Рассмотрим их более подробно.

Первая стадия

В основные стадии процесса правового регулирования входит первоначальный этап. Он отвечает за придание строгости юридическим формам и возведение в закон норм права, то есть создание нормативной основы. На данной стадии путем введения правовых норм регламентируется поведение участников. Иными словами, определяется круг обязанностей и возможностей для субъектов права.

К стадиям правового регулирования относится (как создание нормативной основы), прежде всего, статус человека и гражданина. Это понятие определяется Конституцией РФ и иными НПА. А правовое положение организаций определяется нормативными актами, регламентирующими их компетенцию, то есть устанавливающими права и обязанности. Например, в Гражданском кодексе существует статья, в которой организации или отдельному лицу предоставляется право в судебном порядке требовать опровержение порочащих их деловую репутацию, честь и достоинство сведений. Данная норма позволяет обратиться за судебной защитой любому члену общества.

Осуществляемое правовое регулирование стадии создания нормативной основы является общим, неиндивидуализированным, неперсонифицированным воздействием права. Первая стадия направлена на ориентацию участников социальной жизни. При достижении ими поставленных целей она предупреждает о возникновении возможных негативных или позитивных последствий. Нормы права как бы прогнозируют предполагаемые препятствия в процессе удовлетворения правовых интересов и указывают на допустимые методы их преодоления.

В стадии механизма правового регулирования в качестве его элемента выступают нормы законодательства.

Вторая стадия

Что это такое? Стадии правового регулирования включают в себя процесс конкретизации и индивидуализации обязанностей и прав. Это определение характеризует рассматриваемый этап. Его и называют второй стадией. На данном этапе после наступления определенных обстоятельств, регламентированных нормами права (юридический факт), появляются индивидуализированные отношения. Их участники начинают обладать конкретными обязанностями и правами.

То есть, находясь в определенной правовой ситуации, представители правовой жизни обладают определенными вариантами поведения, исходящими из правовых норм и условий ситуации. Следовательно, осуществляется индивидуализация их обязанностей и возможностей. Например, на этой стадии процесса правового регулирования в случае, когда репутация, честь и достоинство конкретного человека или организации опорочены, возникает определенное право за обращением в судебный орган за защитой. И обязанность этого органа власти - принять к рассмотрению исковое заявление.

На рассматриваемом этапе возникают отношения между конкретными лицами.

В стадии механизма правового регулирования (схема ниже) включены определенные элементы. Так, первый этап в качестве элемента использует юридический факт, являющийся поводом для достижения определенных интересов. Случаются ситуации, когда для этого необходим целый набор таких факторов, в котором один из них должен быть решающим.

Третья стадия

В качестве третьей стадии правового регулирования ТГП (Теория государства и права) включает воплощение или реализацию обязанностей и прав определенных субъектов, которые обладают ими в конкретной ситуации (правоотношении).

Например, правовая защита преследует цель защитить деловую репутацию, честь и достоинство организации или конкретного гражданина, которая достигается путем опровержения ложной информации по решению суда и возмещения морального вреда, а также иных убытков потерпевшему.

Правовое регулирование стадии реализации обязанностей и прав может захватывать длительный промежуток времени. Например, трудовые отношения, в которых реализуется правоохранительная, правообеспечительная функции права.

Третья стадия реализуется в таком элементе как правоотношение.

Четвертая стадия

В число стадии механизма правового регулирования (схема приведена ранее) включена четвертая стадия. Этот этап отвечает за реализацию юридических обязанностей и субъективных прав. В процессе этой стадии правовое регулирование позволяет удовлетворить интерес субъекта. Основным средством, с помощью которого обязанности и права претворяются в жизнь, а именно реализуются в поведении определенных субъектов, является акт субъективных обязанностей и прав. Что это? Акты стадии механизма правового регулирования выражаются в нескольких формах: исполнение, соблюдение и использование. Данная стадия выражается в таком элементе, как акт реализации обязанностей и прав.

Пятая стадия

Правовое регулирование стадии вступает в действие в том случае, когда субъекты в ходе реализации нарушают правовые нормы. Также это происходит, когда на помощь неудовлетворенному интересу обязана прийти определенная правоприменительная деятельность. Рассматриваемый этап является дополнительным и не всегда имеет место.

Правовое регулирование стадии выражается в возникновении применения норм права в случае, когда существуют обстоятельства негативного характера. А они проявляются при наличии реальной опасности или прямого нарушения. Факультативная стадия отражается также в дополнительном элементе – охранительные правоприменительные акты.

Таким образом, стадии и элементы правового регулирования взаимосвязаны между собой. Определенному этапу соответствует свой элемент. Поэтому все стадии правового регулирования неразрывно связаны с его элементами.

Основные стадии правового регулирования в научной литературе могут быть указаны и по иным основаниям, чем вышерассмотренные факторы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!