Первичный элемент законодательства. Признаки правонарушения - юридические. Контрольные вопросы и задания

Лекция 1: Основные понятия теории систем

Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Причина этого факта заключается в динамичности процессов в области человеческой деятельности и в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.

Общая теория систем (ОТС) — научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействием их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)

Для ОТС объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

При системном подходе объект исследования представляется как система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.

Существует много определений системы.

  1. Система есть комплекс элементов, находящийся во взаимодействии.
  2. Система — это множество объектов вместе с отношениями этих объектов.
  3. Система — множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующая целостность или органическое единство (толковый словарь)

Термины «отношение» и «взаимодействие» используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Таким образом, система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A — множество элементов; R — множество отношений между A.

Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Исследование объекта как системы предполагает использование ряда систем представлений (категорий) среди которых основными являются:

  1. Структурное представление связано с выделением элементов системы и связей между ними.
  2. Функциональные представление систем — выделение совокупности функций (целенаправленных действий) системы и её компонентов направленное на достижение определённой цели.
  3. Макроскопическое представление — понимание системы как нерасчленимого целого, взаимодействующего с внешней средой.
  4. Микроскопическое представление основано на рассмотрении системы как совокупности взаимосвязанных элементов. Оно предполагает раскрытие структуры системы.
  5. Иерархическое представление основано на понятии подсистемы, получаемом при разложении (декомпозиции) системы, обладающей системными свойствами, которые следует отличать от её элемента — неделимого на более мелкие части (с точки зрения решаемой задачи). Система может быть представлена в виду совокупностей подсистем различных уровней, составляющую системную иерархию, которая замыкается снизу только элементами.
  6. Процессуальное представление предполагает понимание системного объекта как динамического объекта, характеризующегося последовательностью его состояний во времени.

Рассмотрим определения других понятий, тесно связанных с системой и ее характеристиками.

Объект.

Объектом познания является часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.

Внешняя среда.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:

  • пассивное существование;
  • материал для других систем;
  • обслуживание систем более высокого порядка;
  • противостояние другим системам (выживание);
  • поглощение других систем (экспансия);
  • преобразование других систем и сред (активная роль).

Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».

Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).

Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.

При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.

На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

Для изучения системы сочетаются оба компонента.

Структура системы.

Под структурой системы понимается устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта.

Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения.

Связь — одно из фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует именно благодаря наличию связей между ее элементами, т.е., иными словами, связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления (описания) как детерминированные и вероятностные.

Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.

Обратные связи , в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Открытие принципа обратной связи явилось выдающимся событием в развитии техники и имело исключительно важные последствия. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.

Рис. — Пример обратной связи

С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.

Основными функциями обратной связи являются:

  1. противодействие тому, что делает сама система, когда она выходит за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества);
  2. компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования);
  3. синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции);
  4. выработка управляющих воздействий на объект управления по плохо формализуемому закону. Например, установление более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственно-хозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений.

Нарушение обратных связей в социально-экономических системах по различным причинам ведет к тяжелым последствиям. Отдельные локальные системы утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Особенностью социально-экономических систем является то обстоятельство, что не всегда удается четко выразить обратные связи, которые в них, как правило, длинные, проходят через целый ряд промежуточных звеньев, и четкий их просмотр затруднен. Сами управляемые величины нередко не поддаются ясному определению, и трудно установить множество ограничений, накладываемых на параметры управляемых величин. Не всегда известны также действительные причины выхода управляемых переменных за установленные пределы.

Детерминированная (жесткая) связь, как правило, однозначно определяет причину и следствие, дает четко обусловленную формулу взаимодействия элементов. Вероятностная (гибкая) связь определяет неявную, косвенную зависимость между элементами системы. Теория вероятности предлагает математический аппарат для исследования этих связей, называемый «корреляционными зависимостями».

Критерии — признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях.

Эффективность системы — соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.

Функционирование любой произвольно выбранной системы состоит в переработке входных (известных) параметров и известных параметров воздействия окружающей среды в значения выходных (неизвестных) параметров с учетом факторов обратной связи.

Рис. — Функционирование системы

Вход — все, что изменяется при протекании процесса (функционирования) системы.

Выход — результат конечного состояния процесса.

Процессор — перевод входа в выход.

Система осуществляет свою связь со средой следующим образом.

Вход данной системы является в то же время выходом предшествующей, а выход данной системы — входом последующей. Таким образом, вход и выход располагаются на границе системы и выполняют одновременно функции входа и выхода предшествующих и последующих систем.

Управление системой связано с понятиями прямой и обратной связи, ограничениями.

Обратная связь — предназначена для выполнения следующих операций:

  • сравнение данных на входе с результатами на выходе с выявлением их качественно-количественного различия;
  • оценка содержания и смысла различия;
  • выработка решения, вытекающего из различия;
  • воздействие на ввод.

Ограничение — обеспечивает соответствие между выходом системы и требованием к нему, как к входу в последующую систему — потребитель. Если заданное требование не выполняется, ограничение не пропускает его через себя. Ограничение, таким образом, играет роль согласования функционирования данной системы с целями (потребностями) потребителя.

Определение функционирования системы связано с понятием «проблемной ситуации», которая возникает, если имеется различие между необходимым (желаемым) выходом и существующим (реальным) входом.

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.

Решить проблему — значит скорректировать старую систему или сконструировать новую, желаемую.

Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Тема 1.4 Методологические аспекты исследования систем управления

Лекция 5

Цель: раскрыть сущность методологии исследования систем управления.

1. Система: понятие, компоненты, свойства, виды.

2. Система управления и ее элементы. Классификация систем управления.

3. Методологические исследования систем управления:

3.1 Процессный подход к управлению.

3.2 Системный подход в исследовании проблем управления.

3.3 Ситуационный подход в процессе управления.

4. Исследование систем управления и их проектирование.

1. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : ТК Велби. - 2006. - 504 с.

2. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 2005. - 720 с.

3. Основы теории управления: учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М. : Финансы и статистика. - 2004. – 560 с.

4. Рой О. М. Теория управления: учебное пособие / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.

5. Теория управления: учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – 2-е изд. - М. : Изд-во РАГС, 2005. - 558 с.

Управление обладает свойством системности, поэтому его изучение мы начина­ем со знакомства с основными положениями теории систем.

Под системой понимается некоторое множество взаимосвя­занных частей - компонентов, объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регуляр­ностью на конкретном отрезке времени.

К основным компонентам системы относят: элемент систе­мы, взаимоотношения между элементами, подсистему, структу­ру системы.

Первый компонент системы – элемент - минимальная целая часть сис­темы, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом.

Выделяются две разновидности элементов: рабочие (основная функция состоит в преобразовании исходных факторов в определенный результат) и защитные .

В каждой системе есть основной системообразующий элемент (качество, отношение), который в той или иной степени обеспечивает единство всех остальных. Если он определяется природой системы, то называется внутренним, в противном случае - внешним. В социальных системах этот элемент может быть как явным, так и неявным.

Например, в СССР системообразующим элементом были КПСС и ее конституционно закрепленная руководящая роль. Непонимание этого обстоятельства привело к ли­шению КПСС этой роли без возложения ее на иной институт. В результате разруши­лась не только политическая и идеологическая система, но и само государство.


В результате воздействия системообразующего элемента у остальных элементов формируются общесистемные качества, т. е. признаки, свойственные каждому из них в отдельности и системе в целом.

Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними уста­навливаются связи , т. е. реальные взаимодействия, которые характеризуются: типом (бывают последовательными, сходящимися, расходящимися); силой; характером (могут быть подчиненными, равноправными, безразличными); характером (односторонние или взаимные); степенью постоянства (эпизодические, регулярные и проч.).

То есть, вторым компонентом системы выступают взаимоотношения между элементами или связи. Взаимоотношения могут быть нейтральными , когда оба элемента не претерпевают каких-ли­бо структурных или функциональных изменений, или функци­ональными , когда один элемент, воздействуя на другой, приво­дит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.

Третьим компонентом системы является подсистема , состоя­щая из ряда элементов системы, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям. В системе может быть различное количество подсистем. Это зависит от основ­ных функций подсистемы: внутренних и внешних.

Четвертым компонентом системы выступает структура сис­темы - определенное строение, взаим­ное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организа­ции целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент, обеспечивают целостность системы, ее единство.

Характер связи между элементами зависит не только от взаимного расположе­ния последних, но и от их особенностей (например, отношения в одинаковом по размерам женском, мужском и смешанном коллективах будут различны).

Структура определяется целями и функциями системы, но в ее характеристике отсутствует момент взаимодействия.

В широком понимании структуру можно рассматривать как совокупность пра­вил и предписаний, регламентирующих деятельность системы.

Структуру системы можно классифицировать по следующим основаниям:

По числу уровней иерархии (одноуровневые и многоуровневые);

По принципам подчиненности (централизация - децентрализация);

По целевому назначению;

По выполняемым функциям;

По принципам разбивки элементов на подсистемы (таковыми могут быть функциональный и объектный).

В целом структуру системы описывают две основные группы характеристик:

Связанные с иерархичностью (число подсистем, уровней, связей; принципы
разбивки на подсистемы; степень централизации);

Отражающие эффективность функционирования (надежность, живучесть, быстродействие, пропускная способность, гибкость, изменчивость и т. д.).

Структура придает системе целостность и внутреннюю организацию, в рамках ко­торой взаимодействие элементов подчиняется определенным законам. Если такая организация минимальна, системы называются неупорядоченными, например толпа на улице.

Поскольку элементы и связи неоднородны в рамках одного и того же структур­ного их набора, система будет иметь модификации. Например, коллективы двух организаций, имеющих одинаковое штатное расписание, будут абсолютно различ­ны, поскольку сами люди и их личные взаимоотношения являются иными.

Система характеризуется рядом свойств:

· Система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. Они мо­гут быть «прозрачными», допускающими проникновение в нее внешних импуль­сов, и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от остального мира.

· Системе присуща эмерджентность, т. е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объеди­ненные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них.

· Система обладает обратной связью , под которой понимается опреде­ленная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внеш­ние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной си­туации, компенсирует влияние помех. Например, в системе взаимоотношений «руководитель - подчиненный» формой обратной связи может быть заявление об уходе.

· Система характеризуется адаптивностью, т.е. способностью сохра­нять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обес­печивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.

· Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при опре­деленных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы. Это объясняется тем, что такие элементы в системе накладывают друг на друга огра­ничения, которые не позволяют им независимо выбирать свои состояния. Поэтому поведение системы в целом подчинено не частным, а общим закономерностям, ко­торые обычно проще сами по себе.

· Система со временем может разрушаться под воздействием как внешней среды, так и внутренних процессов.

· Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею задан­ной траектории развития и функционирования. Для этого существуют следующие способы:

1) регулирование и корректировка в случае непредсказуемых воздействий, вызывающих отклонения;

2) изменение параметров системы на основе прогнозирования, применяемое
в случае невозможности задать опорную траекторию развития на весь период или значительных отклонений, не позволяющих на нее вернуться;

3) коренная структурная перестройка, если цели недостижимы в принципе
и нужен поиск новой системы, при которой это удается сделать.

Рассмотрим, какими бывают системы.

По направленности связей между элементами системы делятся на централизованные (все связи осуществляются через один центральный элемент) и децентра­лизованные (преобладают прямые контакты между элементами). Примером цент­рализованной системы являются министерство и его органы на местах; децентра­лизованной - ассоциация.

Системы, где связь элементов идет только по одной линии получили название частичных, а по многим - полных . Система, где каждый элемент связан по одной линии только с предыдущим и последующим, называется цепной . Ее примером яв­ляется конвейер.

По составу элементов системы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными). Например, по возрастному признаку школьный класс - обычно система гомогенная, а по половому - гетерогенная.

Системы, характеризующиеся преобладанием внутренних связей по сравнению с внешними, где центростремительность больше центробежности, а отдельным элементам присущи общие характеристики, получили название целостных. Приме­ром целостной системы сегодня является блок НАТО.

Система, сохраняющаяся в целом при изменении или исчезновении одного или нескольких элементов, называется устойчивой, например любой биологический организм. Если при этом возможно восстановление утраченных элементов, то она является регенеративной (например, ящерицы).

Системы могут быть изменяющимися (динамичными) и неизменными (статич­ными). К первым относятся живые организмы, ко вторым - большинство техни­ческих устройств. Динамичные системы подразделяются на первичные, исходные, и вторичные, уже претерпевшие определенные изменения.

Если изменения осуществляются линейно, однонаправленно, будет наблюдать­ся рост системы. Нелинейные, разнонаправленные изменения, происходящие с неодинаковой интенсивностью, в результате которых меняются связи, соотноше­ние элементов, характеризуют процесс ее развития.

Незавершенность бывает субстратной (преобразования происходят в самих элементах) и структурной (изменяется их состав и соотношение). Если система со­храняет характеристики при изменении субстрата, она называется стационарной. Например, замена подвижного состава придает системе городского транспорта субстратную незавершенность, а изменение маршрутов и числа машин на линии - структурную. Поскольку возможность нормального функционирования этой сис­темы не зависит от того, какие марки транспортных средств используются, она яв­ляется стационарной.

Система, состоящая из ряда разнородных элементов, называется сложной . Сложность системы обусловлена их большим числом, разнообразием, взаимосвя­занностью, неопределенностью поведения и реакций. Такие системы обычно явля­ются многоуровневыми и иерархичными (высший уровень управляет нижестоя­щим и одновременно сам подчиняется вышестоящему). Введение в них дополни­тельного элемента (даже аналогичного имеющимся) порождает новые и изменяет существующие в рамках системы отношения.

Системы делятся на механистические и органические.

Механистические системы облада­ют постоянным набором неизменных элементов, четкими границами, однознач­ными связями, не способны изменяться и развиваться, функционируют под воз­действием внешних импульсов. В механистической системе связи между элементами носят внешний характер, не затрагивают внутренней сути каждого из них. Поэтому элементы менее зависи­мы от системы и вне ее сохраняют самостоятельное бытие (колесико от часов может продолжительное время играть роль запасной детали). Но потеря такой системой хотя бы одного элемента ведет к нарушению всего механизма функционирования. Наиболее наглядный пример этому - те же часы.

Органические системы характеризуются противоположными качествами. В них увеличивается зависимость части от целого, а целого от части, наоборот, уменьша­ется. Например, человек при потере многих органов может продолжать свою жиз­недеятельность. Чем глубже связь элементов органической системы, тем больше роль целого по отношению к ним. Таким системам присущи свойства, которых нет у механистических, например способность к самоорганизации и самовоспроизве­дению.

Специфической формой органической системы является социальная (общество, фирма, коллектив и проч.).

Первичным элементом системы законодательства является норма права. Вся законодательная структура выстраивается по вертикали (принцип субординации), а также по горизонтали (координация). Основу иерархии правовых актов составляет конституция (вертикальный вариант структуры).

Особенности системы

Выясним, из каких элементов состоит система законодательства. Несмотря на то, что она схожа с системой права, у них существуют многочисленные отличия. Система права представляет собой объективное основание законодательной области, она обеспечивает доступность и ясность правовой информации, устанавливает иерархию юридических норм, учитывает специфику государственного устройства.

Законодательства взаимосвязаны между собой, регулируются конституцией страны.

Систематизация законодательства

Под данным термином подразумевается деятельность по модернизации законодательства, созданию единой, согласованной системы между нормативно-правовыми государственными актами.

Для того чтобы создать полноценную систему важно проводить систематический анализ и обработку существующих нормативных актов, группировать их по конкретной схеме. Только при соблюдении этих условий можно полноценного использовать первичный элемент системы законодательства, вести эффективную правотворческую деятельность. Такая деятельность позволит ликвидировать пробелы, противоречия в функционирующем законодательстве.

Важность систематизации

Анализируя понятие и элементы системы законодательства, отметим, что различные способы систематизации направлены на последующее развитие и совершенствование законодательства. Такие мероприятия обеспечивают удобство реализации права, позволяют находить нужные нормы в минимальные сроки.

Формы систематизации

При внутренней форме осуществляется обработка нормативных актов, что позволяет достигать единства норм права, удалять пробелы, коллизии.

Внутренняя систематизация направлена на обработку нормативных документов, а также их подробную классификацию.

В зависимости от субъекта выделяют:

  • официальную систематизацию;
  • неофициальную форму.

Данный процесс способствует выявлению и устранению противоречия, несогласованности, пробелов правового регулирования. Так как первичным элементом системы законодательства является правовой акт, важно правовое воспитание граждан.

Виды систематизации

Существует несколько вариантов обобщения правовых сведений. Так как первичным элементом системы законодательства является статья закона, с помощью инкорпорации создают разнообразные сборники нормативных актов. Такой вариант систематизации позволяет располагать отдельные законы в алфавитном, хронологическом, ином порядке.

Подобная деятельность позволяет вносить в первоначальный вариант текста правовых актов официальные изменения, дополнять их, исключать правовые нормы, которые были отменены.

Кодификация допускает подготовку, а также принятие различных актов нового вида, в которых помещают не только прежние кодексы, но и новые предписания.

Учитывая, что первичным элементом системы законодательства является правовой акт, можно проводить глубокую и всестороннюю переработку функционирующего законодательства, вносить в него новые существенные изменения.

В ходе кодификации можно убирать тот нормативно-правовой материал, который устарел, формировать структуру кодифицированного акта с определенным содержанием.

Консолидация связана с подготовкой и принятием серьезных актов на основе объединения норм нескольких актов на основе отдельных документов правового характера.

Целью данного процесса является удаление множества нормативных актов, получение крупного однородного блока в существующей законодательной структуре.

Так как первичным элементом системы законодательства является нормативный акт, консолидация позволяет сделать его функциональным звеном единого комплекса.

Консолидированные законы представляют собой те законодательные акты, которые суммируют множество законов, уже изданных по определенному предмету.

Подобный вариант систематизации не предполагает их изменения, не стремится к объединению старых законодательных актов в единую логическую конструкцию.

Особенности правомерного поведения

Первичным элементом системы законодательства является законодательный акт. Законность предполагает режим конкретного функционирования в государстве права. Речь идет о верховенстве законов, их неукоснительном исполнении всеми государственными органами, гражданами, должностными лицами, общественными организациями.

Выражается законность в равенстве всех членов общества перед законом. Правопорядок предполагает такое состояние систематизации общественных отношений, которое базируется на законности и праве. Он выражается в правомерном поведении основных участников правовых отношений. Именно правопорядок является конечным результатом правового регулирования.

Если преступления, которые совершаются гражданами, имеют массовый характер, они перерастают в нарушение законности.

Принципы правопорядка

Государство обязано обеспечивать законность для всех граждан. Выделяют несколько принципов правопорядка:

  • законность;
  • конституционность;
  • структурность;
  • целостность;
  • нормативность;
  • гарантированность;
  • справедливость;
  • иерархичность.

Ни одно современное государство не способно полноценно существовать и развиваться без упорядоченности общественных взаимоотношений. Законность и правопорядок являются для государства необходимыми элементами правового регулирования. Именно с помощью норм права можно решать семейные, имущественные, политические, экономические споры.

Нормы права четко закрепляют свободы и права любого гражданина, его гарантии, обязанности, способы реализации прав. Именно в нормах права указываются основные обязанности общественных организаций и государственных органов перед гражданами.

Для любого человека правопорядок и законность становятся основными средствами защите личных интересов от беззакония со стороны иных людей, различных государственных структур.

Характеристика правонарушений

Под данным термином подразумевают любые общественно опасные, противоправные деяния, которые причиняют серьезный вред интересам государства, отдельной личности. В настоящее время выделяют несколько видов противоправной деятельности, в основе классификации лежат определенные признаки.

С юридической точки зрения противоправность рассматривается как поведение, которое нарушает норму принятого права.

Виновность является психологическим отношением этого лица к собственному неправомерному поведению, его возможными последствиями.

Закон устанавливает определенные санкции, которые позволяют наказывать тех граждан, что были признаны виновными в определенных деяниях.

Вред от подобных действий определяется в моральном либо материальном виде, от этого зависит серьезность наказания.

В заключение

Правовые нормы важны для любого государства, так как они способствуют сохранению порядка. Среди множества правонарушений, совершаемых отдельными гражданами, группами лиц, организациями, выделяют преступления, проступки, деликты.

Самым серьезным и тяжким видом нарушения норм права считают преступление. Им признают такое опасное для общества поведение, что предусмотрено нормами уголовного законодательства, предполагает использование мер уголовного наказания.

Преступления могут быть связаны с посягательством на политические и экономические нормы государства, личность, имущественные, трудовые, политические права граждан.

Проступки являются нарушения права, несущими меньшую общественную опасность. Именно правовые акты (статьи) позволяют классифицировать действия граждан, выявлять степень тяжести совершаемых ими проступков и преступлений.

Дисциплинарные проступки, гражданские и административные правонарушения, уголовные деяния - все это регламентировано первичными правовыми актами. В каждом государстве существует своя правовая система, благодаря слаженной работы которой, представители судебной системы принимают решение о целесообразности наказания граждан за совершенные ими деяния, подбирают для них опеределенную меру наказания. От слаженности этой работы зависит целостность государства, покой мирных граждан.

Первичным элементом системы права является норма права, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт.

Система права имеет только горизонтальное строение (нормы подразделяются по отраслям, подотраслям, институтам), а система законодательства имеет кроме горизонтального дополнительно еще и вертикальное строение (иерархическое).

Система права и система законодательства различаются по объему:

  1. законодательство не охватывает всего разнообразия даже форм права, например правовых обычаев ;
  2. в законодательстве (нормативных правовых актах) записаны не только нормы права, но и иные элементы, например названия и номера статей.

Система права менее динамична, чем система законодательства, которая в большей степени зависит от воли законодателя. С другой стороны, нормы права могут измениться и без изменения закона , если, например, изменилось официальное толкование закона (например, Пленум Верховного Суда РФ в связи с изменением условий общественной жизни вносит изменения в свои разъяснения по вопросам толкования закона).

При делении норм права на отрасли используют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования .

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приемов, способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Некоторые ученые выделяют два основных метода правового регулирования

  1. императивный – метод властных предписаний и запретов, права и обязанности сторон устанавливаются директивно и не могут быть изменены соглашением сторон,
  2. диспозитивный – метод дозволения, стороны могут самостоятельно определять свои права и обязанности соглашением между ними.

Иногда выделяют и иные методы, например, метод поощрения (вознаграждения) за желаемое поведение; рекомендательный метод (рекомендация желаемого поведения), который, например, широко используется в правовом регулировании

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция.

Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей.

Система права и система законодательства - это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.

В литературе отмечается, что система права является объективным основанием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это верно.

Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование заключается в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназначение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т. д.

По сравнению с системой права, имеющей объективный характер, система законодательства подвержена целенаправленому воздействию со стороны правотворческих органов. Она ими создается и направляется в своем развитии.

33. Систематизация законодательства - это деят. по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Необходимость систематизации (цели):

Дальнейшее развитие законодательства;

Обеспечение удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.

Формы систематизации:а ) внутренняя систематизация - цель - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве;б) внешняя систематизация - цель - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

Систематизации в зависимости от субъекта бывает:

а) официальная - осуществляемая компетентными органами;

б) неофициальная.

Функции систематизации: -выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства); - повышает эффективность законодательства; - делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы); - способствует изучению, исследованию законодательства; - способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).

Основные виды систематизации : 1) инкорпорация - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов - (от познелат. incorporation - включать в свой состав) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновления содержания правовых актов. Однако дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают инкорп-ю официальную и неофициальную.

2) кодификация (официальная сист-ция)- подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания. - это деятельность правотворческих органов гос-ва по созданию нового, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части НПА, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификация всегда носит официальный характер.

3) консолидация (как офиц., так и неофиц-ая) - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу- (позднелат. consolidatio от consolido - укрепляю) - Промежуточное звено между правотворчеством и кодификацией.Цель консолидации - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков. Консолидированными законами называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержания и не стремясь при этом объединить эти старые законы в какой-либо единой логической конструкции. Термин "К." преимущественно применяется в английском праве; в романо-германской правовой системе соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией;

35, Понятие,черты и выды правомерного поведения

Законность - режим реального действия права в государстве - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.

Законность выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанная на праве и законности, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок - качественное выражение законности -- конечный результат правового регулирования.

Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество - из нарушения правопорядка - перерастают в нарушение законности.

Государство обеспечивает законность, а правопорядок из нее вытекает.

Принципы правопорядка:

Конституционность - подчинение правопорядка Конституции.

Целостность

Структурность - правопорядок сложное явление с множеством элементов и связей.

Иерархичность

Нормативность - упорядочение общест-х отношений путем их регламентации правовыми нормами.

Справедливость - соответствие правопорядка одобряемым обществам вариантам поведения.

Роль законности и правопорядка в общественной и гос-ой жизни:

Ни одно гос-во не может сущ-вать без порядка в соц. жизни и без упорядоченности общественных отношений.

основой общественного порядка является правопорядок, который может возникнуть только посредством законности.

Для гос-ва законность и п-порядок - необходимые элементы правового регулирования.

Посредством норм права регулируются все наиболее значимые общественные отношения (экономич., полит., имущ., семейные...)

неправовые методы реализуются через правовые посредством принятия соответствующих НПА.

Нормы права закрепляют права и свободы человека, его обязанности, гарантии, порядок реализации прав и свобод, а также обязанности гос. органов и общ. организаций по обеспечению прав и свобод личности.

Для гражданина законность и п-порядок становятся важными средствами защиты своих интересов от беззакония как со стороны гос-ва так и других людей.

36. Правонарушение - нарушение норм права -- противоправное, общественно опасное, виновное деяние, причиняющее вред интересам личности, общества, государства.

Виды правонарушений

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками , отличавшими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).

Различают характер (качественная характеристика) и степень общественной опасности (количественная характеристика) правонарушений.

Признаки правонарушения - юридические:

1.Противоправность - правонарушением является только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее норму права.

2.Виновность - характеризуется психическим отношением лица к своему неправомерному поведению и его последствиям (хотеть, желать совершить какие-то действия; хотеть, желать, допускать наступление каких-либо последствий).

3.Наказуемость. Закон, признавая то или иное деяние правонарушением, устанавливает за его совершение соответствующие санкции.

4. Наличие юр. ответственности за правонарушение → Деликтоспособность субъекта - способность нести юр. ответственность.

Признаки правонарушения - социальные:

Внешняя выраженность.

Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. П-ми не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом, пока не выразились в поведении человека. Бездействие является правонарушением в том случае, когда человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

2. Общественная опасность .

Правонарушение должно причинять вред общественным отношениям или содержать в себе реальную угрозу причинения такого вреда этим отношениям.

Законодатель объявляет правонарушениями только такие деяния, которые являются опасными для общества и причиняют ему вред.

Следовательно, правонарушение - это деяние, причинившее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения.

Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет.

37. Состав правонарушения - совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание. К данным элементам относятся:

1) Субъект правонарушения - обладающее деликтоспособностью лицо;

2) Субъективная сторона правонарушения (деликт - проступок)- его внутренние признаки, характеризующие личное отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям:

l наличие цели;

l наличие мотива.

l наличие вины - т.е. отношения к совершенному:

-прямой - лицо сознавало противоправный характер деяния, предвидело и желало наступления последствий.

- косвенный - лицо не преследует цели наступления противоправных последствий, но допускает их (убийство в драке)

Неосторожность:

- легкомыслие - лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий

- небрежность - лицо, совершившее преступление, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (например, виновный столкнул потерпевшего с мостика в воду, желая пошутить, тот не справился с течением и утонул, налицо - преступная небрежность).

3)Объект правонурушения - те общественные отношения (мат. и немат. блага) , на которые посягает правонарушитель;

4) Объективная сторона правонарушения - его внешение признаки:

Само деяние (действие, бездействие);

Противоправность - последствия деяния;

Причинно-следственная связь между ними.

Виды составов правонарушений:

Формальный

отсутствуют последствия (изготовил фальшивые деньги)

Усеченный

отсутствует субъективная сторона (вина)

(источник повышенной опасности - собака - покусала - ответственность несет хозяин)

38, Виды правонарушений в зависимости от общественной опасности:

- преступления - наиболее серьёзный и тяжкий вид нарушений норм права. Преступлением признается только такое общественно-опасное поведение, которое предусмотрено уголовным законом и влечет применение мер уголовного наказания.

Преступления посягают на общественный строй государства, его политические и экономические устои, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

- иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Проступки - это правонарушения, не признанные законодателем преступлениями - характеризуются меньшей общественной опасностью по сравнению с преступлениями.

Правонарушения делятся на четыре вида:

а) дисциплинарные проступки - совершаются в сфере служебных отношений и нарушают порядок отношений подчиненности по службе.;

б) гражданские правонарушения - нарушения субъективных прав граждан, юридических лиц и государства (права собственности, обязательственного права, авторского права, изобретательского, наследственного права и др.). Специфической особенностью гражданских правонарушений является их преимущественно имущественный характер.

в) административные правонарушения - общественно опасные, противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. (напр.:нарушение санитарных, противопожарных и ветеринарных правил, правил общественного порядка, воинского учета).

г) уголовные преступления - посягающие на наиболее важные общественные отношения и предусмотренные уголовным законом.

39. Юридическая ответственность -

1) реакция гос-ва на правонарушение;

2) особое отношение между правонарушителем и гос-вом.

Юр. ответственность наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Признаки юр. ответственности:

1) устанавливается государством в правовых нормах;

2) опирается на государственное принуждение, т.е. факт правонарушения влечет государственное воздействие на правонарушителя;

3) применяется специально уполномоченными государственными органами.

4) всегда несет неблагоприятные последствия для нарушителя и связана с общественным осуждением.

Принципы юр. ответственности: - обоснованность - заключается в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания.;- законность - означает, что юридическая ответственность наступает в случаях, если она предусмотрена законом, и только за нарушение закона, при наличии вины. Вид и пределы ответственности указаны в законе.;- целесообразность - предполагает соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяет индивидуализировать санкции, учитывая различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).;- справедливость - призвана соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечивать возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;- гуманизм - выражается в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство.- неотвратимость - означает неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц.;

- оперативность;- индивидуальность.

Виды юридической ответственности (как и виды правонарушений):

- уголовная

- ретроспективная (негативная) - ответственность за уже совершенно правонарушение.

- Гражданско-правовая

- перспективная (позитивная) - т.е. ответстввенность, которая возникнет, если будет совершено правонарушение.

- Административная

- дисциплинарная

40, Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.
Основания юридической ответственности делятся на две группы:
фактические;
юридические.
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.
Юридическими основаниями являются:
наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);
наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);
отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности. Например, истечение сроков давности, примирение с потерпевшим могут быть основаниями для освобождения лица от юридической ответственности. Законодатель разграничивает обстоятельства, исключающие преступность деяния и основания для освобождения от ответственности. Например, исключают ответственность крайняя необходимость и необходимая оборона. Такое четкое разграничение характерно только для уголовного права. Не вдаваясь сейчас во все отраслевые подробности, заметим просто, что привлечь лицо к ответственности можно только тогда, когда данный случай не урегулирован особыми юридическими нормами, которые содержат указания на любые обстоятельства, исключающие возможность применения мер юридической ответственности;
наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.
Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

Основания освобождения от юридической ответственности вытекают из определения правонарушения (это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан).

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

1) Обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния:

Необходимая оборона,

Крайняя необходимость и

Совершение малозначительного деяния.

2) Обстоятельства, исключающие противоправность содеянного:

-- профессиональный или хозяйственный риск

Исполнение приказа или иной обязанности (задержание лица, совершившего правонарушение путем причинения соразмерного вреда в случае сопротивления).

3) Обстоятельства, исключающие виновность деяния:

казус или случай без вины,

физическое или психическое принуждение и

невменяемость.

Презумпция невиновности

41, Законность - режим реального действия права в государстве - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Законность выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений. Принципы законности: - Единство - одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной, отличной от общегосударственной, законности в регионах. - Всеобщность - соблюдение законов всеми субъектами права. - Целесообразность - закон целесообразен - недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.- Верховенство закона - его главенство в системе всех норм. Юридические гарантии законности - конкретные правовые средства, с помощью которых законность обеспечивается:1) предупреждение правонарушений;2) выявление правонарушений; 3) пресечение правонарушений; 4) защита и восстановление нарушенных прав;5) контроль и надзор за ее состоянием; 6) юридическая ответственность; 7) процессуальные гарантии; 8) правосудие Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанная на праве и законности, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок - качественное выражение законности -- конечный результат правового регулирования. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.Если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество - из нарушения правопорядка - перерастают в нарушение законности.Государство обеспечивает законность, а правопорядок из нее вытекает.

Принципы правопорядка:

Законность - реальное действие права в гос-ве.

Конституционность - подчинение правопорядка Конституции. - Целостность - Структурность - правопорядок сложное явление с множеством элементов и связей.

Иерархичность - Нормативность - упорядочение общест-х отношений путем их регламентации правовыми нормами. - Справедливость - соответствие правопорядка одобряемым обществам вариантам поведения.

Гарантированность - его обеспеченность принудительной силой гос-ва.

Роль законности и правопорядка в общественной и гос-ой жизни:Ни одно гос-во не может сущ-вать без порядка в соц. жизни и без упорядоченности общественных отношений.основой общественного порядка является правопорядок, который может возникнуть только посредством законности.Для гос-ва законность и п-порядок - необходимые элементы правового регулирования.

Посредством норм права регулируются все наиболее значимые общественные отношения (экономич., полит., имущ., семейные...)неправовые методы реализуются через правовые посредством принятия соответствующих НПА.Нормы права закрепляют права и свободы человека, его обязанности, гарантии, порядок реализации прав и свобод, а также обязанности гос. органов и общ. организаций по обеспечению прав и свобод личности.Для гражданина законность и п-порядок становятся важными средствами защиты своих интересов от беззакония как со стороны гос-ва так и других людей

42, Структура правого сознания В структурном отношении правосознание состоит из двух основных компонентов: правовая идеология - это систематизированное научное выражение взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (например, естественно-правовая, либерально-правовая идеология и др.); правовая психология - это концентрированное выражение чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям.

В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

Познавательная функция (гносеологическая) - состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.

правосознание классифицируется по различным критериям:

по уровню осмысления правовых явлений:

обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;

профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юридического образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается вереде профессиональных юристов;

научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно- правовой материи.

Обыденному сознанию соответствует правовая психология, а профессиональному и научному сознанию - правовая идеология;

43. Правовая культура – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

· ясные законы,

· совершенную законодательную технику,

· развитую правовую науку,

· высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.

1. отношение к праву,

2. привычка соблюдать право (закон),

3. правовая активность.

Структура правовой культуры включает:

· культуру правового сознания, правового поведения;

· культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения. Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки. Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры:

1. правовая культура общества;

2. правовая культура индивида;

3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры:

· обыденная,

· профессиональная и



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!