Роль трудовых ресурсов, знаний, материальных ресурсов, информации, времени и пространства в обеспечении эффективности управления организации. Понятие и виды ресурсов государственного управления

Обоснованность и действенность целей государственного управления и их "древа" определяются с другой стороны (обратной их генезису) связанностью с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими ресурсами и обеспеченностью ими. В том-то и состоит, да и возможна практичность целеполагания в государственном управлении, что ϶ᴛᴏ не благие пожелания и не ϲʙᴏбодный полет субъективистской мысли, а цели-задачи, решаемые на деле.
Стоит отметить, что особое значение здесь имеют, как и во всем, природные и человеческие ресурсы, но ϶ᴛᴏ столь очевидно, что не требует доказательств. Таких ресурсов мало и увеличения их не предвидится, из-за чего внимание хотелось бы привлечь к тем, кᴏᴛᴏᴩые не требуют больших затрат, возобновляемы и развиваемы и находятся в нашем распоряжении.

Прежде всего - ϶ᴛᴏ ресурс права, причем права в широком, искомом смысле, включающем в себя как ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие мировоззрение, традиции, образ жизни и поведение людей, так и систему законов и механизмов их обеспечения. Очень многие и давно, по меньшей мере с времен Древнего Рима, знают, что частное и публичное право (jus) выступает самым испытанным историей и действенным инструментом упорядочения, организа-

ции и поддержания возможной рациональности и эффективности общественной жизнедеятельности.
Отсюда идет и современная установка на сформирование правового государства, кᴏᴛᴏᴩая будет господствующей в мировой политике. Значит, любые цели, кᴏᴛᴏᴩые ставятся в государственном управлении, должны оцениваться с позиции их ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия правовым требованиям (справедливости, правды, гуманизма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с опорой на силу законов и государственных механизмов осуществления последних. Тогда можно надеяться, что цели государственного управления не останутся на бумаге или в речах лидеров, а будут, хотя бы в пределах правовых возможностей, практически реализовываться.

Исключительно богатым по потенциалу ресурсом как формирования, так и осуществления целеполагания в государственном управлении будет демократия - определенная система самоорганизации жизни людей на базе их прав и ϲʙᴏбод. В России давно, где-то со времен декабристов, любят порассуждать о демократии, ее типах и формах, ϶ᴛᴏ понятие широко практикуется в политическом лексиконе, особенно среди тех, кто занимает положение оппозиции, оно предмет мудрствования почти в любом кругу интеллектуалов. Но в самой власти, в процессах государственного управления формы, методы и другие элементы демократии могут быть использованы робко, с опаской. Не данным ли вызваны все беды, зафиксированные историей и сегодняшним днем? Понятием демократии все еще оперируют на абстрактном уровне, где многое выглядит вроде бы убедительным, в то время как демократия в виде явлений, отношений и процессов весьма конкретна и заявляет о ϲʙᴏем существовании тогда, когда действительно проникает в жизнь большинства людей, становится атрибутом их повседневных ощущений, мыслей и практических действий.

В буквальном смысле слова демократия есть организованная сила общества. И цели государственного управления с минимальными затратами и максимальными результатами могут достигаться тогда, когда потенциал демократии включен в их реализацию. Люди должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и мочь практически работать в ϶ᴛᴏм направлении. А для того ɥᴛᴏбы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, нужно доверие к данным целям и реальное ощущение людьми совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами. Такое "наложение" целей и ожиданий в жизненно доступном диапазоне времени и приносит, если исходить из исторического опыта, использование демократии.

Следует сказать и о таком ресурсе целеполагания в государственном управлении, как организация. Последняя в данном процессе решает две проблемы. Организация позволяет упорядочить, рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления. Как отмечается специалистами в области целевого управления, одним из главных достоинств открытого установления целей будет возможность сплотить одних и ясно показать другим, что они могут обратиться к другим организациям как к источнику экономического и морального удовлетворения.

Доказана действенность нескольких подходов к организации дискуссий по выбору целей. Среди них такие методы, как "мозговая атака", "ориентация группы", "альтернативные сценарии будущего" и метод "Дельфы"1. Не стоит, видимо, доказывать, что организованный интеллект позволяет выстроить лучшее "древо" целей государственного управления, по сравнению с тем, кᴏᴛᴏᴩое создано единичным, даже талантливым умом. То же имеет место и при реализации целей: должны быть организованы функции, структура, деятельность, используемые принципы и т.д. А что касается "древа" целей государственного управления, то о его практическом осуществлении без организации не может быть и речи.

В качестве ресурсов целеполагания в государственном управлении крайне важно учитывать и такие сугубо субъективные элементы, как знания или, иными словами, инновационно-технические возможности общества. К концу XX века накоплен большой объем общественного, естественного и точного знания, подготовлен значительный и квалифицированный персонал по различным направлениям человеческой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Но все ϶ᴛᴏ слабо используется в процессах управления, в частности, и для того, ɥᴛᴏбы намеченные цели государственного управления непременно осуществлялись. Вероятно, заслуживают большего внимания менталитет народов и людей, укоренившиеся среди них социальнр-психологические стереотипы. Ведь в подобных характеризующих признаках кроются как определенные консерватизм и традиционность, так и известные рационализм и конструктивность представлений, подходов и действий. И каждый из них имеет ϲʙᴏе значение, актуален в разных ситуациях и вполне может обеспечивать реализацию некᴏᴛᴏᴩых целей государственного управления.

icm.: Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер. с англ. М., 1982. С.156; подробнее о методах см. на с. 157 - 162.

Особого разговора заслуживает соотношение целей и средств их осуществления. Об адекватности вторых первым часто забывают, в результате чего цели, по замыслу вроде бы благородные и нужные, реализуют такими средствами, что в итоге они теряют всякий жизненный смысл. Ярким примером будет вся история социалистического строительства, кᴏᴛᴏᴩое вроде бы велось в целях осуществления чуть ли не христианской мечты о братстве и равенстве (см. Деяния святых апостолов, гл. 4, 32, 34, 35), но такими средствами, кᴏᴛᴏᴩые, увы, мало продвинули людей по ϶ᴛᴏму пути. Много расхождений между целями и средствами обнаруживается и в наши дни. Между тем здесь пробудет один принципиальный момент, кᴏᴛᴏᴩый в управлении не всегда учитывается. Объективный результат даюттрадиционно не цели, а средства, используемые при их реализации. Неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие средств ведет и к существенному различию целей и получаемых результатов, что, по принципу обратной связи, дискредитирует сами цели.

Рациональное и эффективное государственное управление требует связанности целей, средств и результатов их реализации, так как только оно создает кругооборот в системе государственного управления, рождает к нему доверие общества, людей и стимулирует управленческие процессы. Не случайно еще в 50-х годах П. Дракером, Д.Мак-Грегором, Э.Шлехом и другими специалистами была заложена и начала развиваться (и практически испытываться) концепция управления по целям или результатам1.

В итоге надо признать, что цели государственного управления, представленные в определенном "древе", призваны отвечать таким блокам требований: а) быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и деятельности людей, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать объективной логике функционирования того или иного явления, процесса, отношения, учитывать формы и механизмы последних; б) быть социально мотивированными, т. е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их в жизнь; в) быть обеспеченными в ресурсном отношении как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом или возможном потенциале, привязываться к конкретным условиям и факторам общественной жизнедеятельности;

icm. подробнее: Кунц Г., 0"Доннел С. Указ. соч. T.I. С. 193 - 222.

г) быть системно организованными, включать в определенной последовательности цели стратегические, оперативные и тактические, общие и частные, главные и обеспечивающие, конечные и промежуточные, отдаленные, близкие и непосредственные и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Правовое обеспечение государственного управления

В истории государственно-правовой мысли право давно понимается как нечто, предшествующее юридическому закону, принятому в установленной форме и по установленной процедуре. Право связано с глубинными потребностями и интересами людей в упорядочении собственной, общественной и частной жизнедеятельности, с их всеобщей волей. Оно содержит в себе элементы прав и свобод личности, гуманизма, социальной справедливости, исторической устойчивости и надежности общественных процессов.

Правовое обеспечение государственного управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона или иного правового нормативного акта «охватывается» назревшая общественная потребность в упорядочении взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом (моделью, логической структурой) и в определенном направлении. Правовой документ рассчитан на многократное применение разными людьми в приблизительно подобных обстоятельствах. Здесь всегда имеются сложности, связанные с тем, что формирование норм (правил) поведения осуществляется на основе информации о прошлом (о знаемой потребности), но они должны будут применяться и в будущем, которое неведомо. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогнозный характер.

«Сердцевину», типологический «образ» правового обеспечения составляет нормативный аспект - разработка и юридическое (в актах государственных органов) закрепление норм поведения людей и ведение определенных общественно значимых дел.

Традиционно в норме (правиле) поведения, установленной или санкционированной государственной властью, различаются три основных элемента. Гипотеза - часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, отношение жизни, в которых она действует. Диспозиция - часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция - часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения (нарушения) диспозиции и гипотезы соответствующей нормы (юридические санкции).

Правовое регулирование - это деятельность государства по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных для исполнения. Оно необходимо для упорядочения жизнедеятельности общества и государства.

Правовое обеспечение государственного управления - это установление правил функционирования органов государственного управления.

Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности правового обеспечения государственного управления:

· отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации государственного управления;

· отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий);

· волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, как в государственной службе (кадровый состав государственных органов), так и при обращении граждан в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

· центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности;

Правовой статус государственного органа состоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл.

Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу (существующего или предполагаемого) государственного органа в ценностной системе государственных органов страны.

Во-вторых «несущим» элементом правового статуса выступает компетенция государственного органа - юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор управленческих функций для конкретного государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы и методы; осуществление управленческих функций; перечень управляемых объектов или определенных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа.

В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юрид и ческое закрепление его организационной структуры , а также форм, методов и процедур ее функционирования.

Правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности всех явлений, процессов и отношений в обществе. Это, прежде всего, своевременность принятия соответствующих правовых норм . Запаздывание в нормативном оформлении возникающих управленческих связей создают большие проблемы. Формы правового обеспечения государственного управления должны быть устойчивыми и стабильными . Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм.

Основополагающее значение в правовом обеспечении государственного управления принадлежит Конституции государства как нормативному правовому акту высшей юридической силы в стране. Конституция является отражением определенной системы общественных отношений и задает обществу целевую и ценностную направленность, по которой оно должно развиваться.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 1996 года) является по своей сути общедемократической и призвана выполнять юридические, политические, идеологические функции (основные направления воздействия на общественные отношения).

Все функции Конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга.

Важнейшей формой правового обеспечения государственного управления являются законы. Закон - это принятый в особом порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции). Ук а зы Президента Республики Беларусь по предметам ведения имеют нормативный характер. Хотя они и подзаконны по своей юридической природе, но часто в условиях отсутствия необходимых законов играют роль первичных, «установительных» правовых нормативных актов.

Важное значение среди форм правового обеспечения государственного управления отводится подзаконным правовым нормативным актам, представляющим собой нормативный юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не противоречащий.

Структура правового обеспечения государственного управления должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности, предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию.

Информационное обеспечение государственного управления

государственное управление кадровый

Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и «материей» управления.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о составляющих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления. По существу, все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации.

Управленческая информация - это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий.

Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и, соответственно, по компетенции конкретных государственных органов; во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах; в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

· нормы законодательных и иных актов, дающие право государственным органам и государственным служащим на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении;

· обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);

· обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления;

· факты, выявляемые отношения в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов;

· проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном, сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

Информация, используемая в системе государственного управления разнообразна и разнородна, она имеет свою природу и особые формы. Она позволяет описать внешнеполитическую, экологическую, социально-политическую и др. обстановку, проследить динамику тех или иных процессов, реализуемых в государстве и обществе.

Информацию, используемую в государственном управлении, можно классифицировать по разным признакам. Ее можно разделить на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, по степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).

Информация , из каких бы источников она ни шла, и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать определённым требованиям. Она должна быть актуальной, достоверной, достаточной, доступной, оперативной, адекватной для принятия соответствующих решений.

Цель информационного обеспечения административно-государственного управления состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями государственного органа и их работниками, подготовить к переработке, переработать, предоставить органу управления в переработанном виде, провести анализ, обеспечить прямые и обратные связи ее циркуляции и т.д. Все это невозможно эффективно делать без средств вычислительной техники и новых информационных технологий. Эффективность принимаемых решений зависит от качества информации, средств и методов ее обработки. Одной из важнейших проблем информационного обеспечения государственного управления является определение достаточности информационного обеспечения.

Современное развитие государства выдвигает на первый план решение глобальной социально-управленческой задачи - формирование единого информационно-правового простра н ства , что позволит рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.

Уровень информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими, телекоммуникационными системами определяют эффективность государственного управления. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессов, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возможность перевода всей работы с информацией на новые научный и технический уровни.

Важный аспект информационного обеспечения государственного управления связан с развитием ее технической базы . Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум.

Можно выделить несколько направлений в области информационного обеспечения государственного управления. Это чисто технико-технологическое направление , решаемое специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики. Другое направление - непосредственно управленческое состоит в стандартизации и унификации управленческой и н формации . Третье направление определяется развитием профессиональной и психологической подготовки персонала управления. И четвертое направление связано с тем, что информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений. Для этого необходимо юридически решать вопросы о непосредственном взаимодействии информационной системы и системы государственного управления, а также о полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.

Кадровое обеспечение государственного управления

Непосредственно заняты в обеспечении государственного управления человеческие ресурсы , то есть, прежде всего, тр у довые ресурсы и кадровый состав государственных органов. Особенно значимая роль принадлежит государственным служащим.

Трудовые ресурсы - это люди, работники предприятий всех форм собственности, объединенные для совместной деятельности. Кадровое обеспечение государственного управления и его эффективное использование ведется на уровне законодательной и исполнительной власти, которые оказывают влияние на формирование рынка труда страны и регионов, на миграционные процессы через политику занятости населения, организации системы общего и специального образования, профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации и т.д.

Кадровое обеспечение административно-государственного управления требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют в своих руках исполнительно-распорядительные полномочия. Кадры государственных органов - государственные служащие - это корпус профессионально подготовленных специалистов разносторонней квалификации, способные по своим личным, деловым качествам и образованию компетентно выполнять функции административно-государственного управления.

Кадровое обеспечение - это активная созидательно-организующая деятельность государства по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребности государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.

Механизм кадрового обеспечения государственной службы - это и система принципов, форм, методов, нормативно, документально признанных и меры, порядок осуществления кадровой деятельности.

Эти меры и порядок включают взаимодействия специальных подразделений и людей в сфере организационно-управленческой, образовательной, нормативно-правовой, финансовой, научно-методической, нравственно-психологической. Лишь в системности всех элементов кадровая компонента дает запланированный эффект.

Кадровое обеспечение административно-государственного управления реализуется через государственную кадровую политику. Цель государственной кадровой политики - формирование дееспособных трудовых коллективов, рациональное использование человеческих ресурсов страны, создание благоприятных условий для их всемерного развития. Она охватывает совокупность социально-экономических и политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе и ведется по трем основным направлен и ям :

1) в области государственных предприятий, учреждений, организаций;

2) в системах государственной службы на республиканском, региональном и местном уровне;

3) в области негосударственных предприятий (акционерных, частных, арендных, компаний, фирм и т.д.).

На основе государственной кадровой политики в каждом государственном органе, на государственном или частном предприятии может вырабатываться своя конкретная кадровая политика, вытекающая из целей, задач и функций соответствующего органа управления. Кадровая политика проводится через аппарат (администрацию), его структуры и персонал. Затрагивая все категории кадров общества, государственная кадровая политика для работников частной сферы, общественных организаций, не может быть столь же императивной, как для государственных служащих.

Кадровая работа направлена на формирование наиболее работоспособного состава сотрудников. Для этой цели могут использоваться различные технологии и процедуры, специфичные для различных этапов развития организации и конкретных задач управления персоналом. Управление персоналом (практика работы с кадрами) - это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организационных структур, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала с целями, стратегией, условиями и задачами развития. Сила организации, прежде всего, лежит в человеческом капитале. В практической плоскости это осознание реализуется через адекватность используемых методов, технологий, процедур управления персоналом, которые можно объединить в три подгру п пы :

1) методы формирования кадрового состава;

2) методы поддержания работоспособности персонала;

3) методы оптимизации кадрового потенциала. Они предстают как система, обеспечивающая постоянный ресурс развития организации во всех формах ее жизненного цикла.

Вопросы государственной кадровой политики Республики Беларусь находят свое отражение в законодательных и других правовых актах, содержащих нормы и положения, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним относится Конституция Республики Беларусь, законы, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления, программные и методические документы Правительства Республики Беларусь, а также другие нормативные правовые акты, относящиеся к данной сфере.

Особая роль принадлежит кадрам, занятым на государственной службе и обеспечивающим эффективность функционирования государственного аппарата.

Для характеристики кадрового состава органов государственного управления используются количественные и качественные показатели: численность государственных служащих, их половозрастной состав, образование и т.д.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Источники информации и правовое обеспечение процесса информатизации государственного управления, методы и способы данного процесса и существующие проблемы. Направления и пути совершенствования информационного обеспечения государственного управления.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2013

    Сущность понятия государственного управления и контроля. Система и структура органов государственной власти. Ресурсное обеспечение государственного управления и контроля. Роль нормативно-правовых документов в развитии государственной системы управления.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2013

    Правовые основы принципов государственного управления охраной государственной границы Российской Федерации. Основные нормативные акты. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации принципов государственного управления в пограничной сфере.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Информационная структура современного государственного управления: информационные технологии, связи с общественностью, нормативно-правовая база. Организация информационного обеспечения в органах государственной власти и управления в Санкт-Петербурге.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2012

    Изучение подходов к классификации функций государственного управления. Исследование методов государственного управления в административном праве. Анализ форм государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Организация аппарата государственного и муниципального управления. Понятие и характеристики, основные виды органов государственного управления и способы их формирования. Политический механизм системы государственного и муниципального управления.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Общая характеристика и изучение основных принципов государственного управления. Практический анализ применения принципов государственного управления на примере законодательства Республики Беларусь. Развитие системы принципов государственного управления.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2012

    Характеристики процесса государственного управления. Подготовка и принятие политических и административных решений в процессе государственного управления. Этапы формирования, направления реализации, информационное обеспечение. Контроль за законностью.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Предпосылки формирования особенностей государственного управления. Причины реформирования системы государственного управления. Процесс совершенствования государственного управления в России. Преобразования в структуре органов государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Организационно-функциональная структура государственного управления. Цели и принципы государственного управления. Система функций, формы, методы и средства государственного управления. Характеристика структуры государственного управления и ее звеньев.

Курсовая работа
Ресурсный потенциал государственного управления: инновационные технологии реализации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение______________________ ______________________________ __ 3
Глава 1. Сущность и понятие системы государственного управления____ 5
1.1. Природа и сущность государственного управления_______________ 5
1.2. Ресурсное обеспечение целей государственного управления________ 11
Глава 2. Инновационные пути реализации государственного управления в области ресурсов______________________ ________________________ 15
2.1. Ресурсный потенциал государственного управления_____________ 15
2.2. Инновационные технологии ресурсного потенциала государственного управления____________________ ______________________________ _ 21
Заключение____________________ ______________________________ 29
Список литературы____________________ ________________________ 30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования . Основания или источники государственного управления разнообразны как многообразна общественная жизнь, структура общественных отношений. Под основаниями государственного управления понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты государственного управления с целью достижения поставленных задач. Ресурсы государственного управления это потенциальные основания государственного управления, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Полное и всестороннее изучение всех возможных и фактически используемых оснований властвования дает представление о потенциале государственного управления.
Перестроить существующую пирамиду власти: сделать власть ответственной за распоряжение общественными делами, а не владельцем собственности граждан, их жизненных судеб, общенародных ресурсов. Это современный путь организации власти, реальный механизм ее демократизации, подконтрольности обществу и подлинного самоуправления. Именно здесь мы видим созидательную основу всей конструкции новой российской государственности: либо она примет правовой вектор развития, либо неизбежен новый тоталитарный диктат власти чиновников.
Российская государственность в нынешнем виде - это тормоз на пути превращения России в инициативную, динамично развивающуюся державу, способную обеспечить гражданам высокие социальные стандарты и гарантии развития на пути к социальному прогрессу. До тех пор, пока органы местного самоуправления в России не возьмут в свои руки реальную власть, основанную на праве, территории (поселения), трудовой ассоциации распоряжаться местным богатством, муниципальной собственностью, местными ресурсами, в том числе и землей, все остальные законодательные акты остаются голой декларацией, не обеспечивающей механизмы развития реальной самодеятельности населения. В настоящее время главная цель реформирования властных отношений - повышение политической, хозяйственной и трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности, обеспечить благосостояние семьи - не только не достигнута, но и во многом дискредитирована.
Только при правильном распределении ресурсов власти результатами труда наконец станет распоряжаться не государство, не коррумпированный чиновник, не "новый русский", а местное сообщество, а через него и каждый человек как равный участник властных отношений.
Цель данной курсовой работы изучить сущность инновационных технологий реализации ресурсного потенциала государственного управления.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи :
- определить сущность и понятие системы государственного управления;
- выделить ресурсный потенциал государственного управления;
- определить инновационные технологии ресурсного потенциала государственного управления.
Объектом изучения выступают государственное управление, предметом – инновационные технологии реализации ресурсного потенциала.

Глава 1. Сущность и понятие системы государственного управления

      Природа и сущность государственного управления
Государственное управление - социальный феномен политически организованной цивилизации. В новейшее время, на протяжении всего XX столетия, оно неразрывно связано с эволюцией индустриального общества, является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства. Именно на пороге XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления в условиях политической социализации, обозначилось качественное усложнение этих задач, проявилось технократическое превосходство бюрократической организации над другими формами управления. 1 Переосмысление парадигмы государственного управления на рубеже третьего тысячелетия вызвано глобальными социальными реформами, произошедшими повсеместно в самых разных государствах мира. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.
Термин “государственное управление” характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. 2 Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и “собственно” государственное управление (как делать и при помощи чего).
Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Например, необходимы государственные программы для обеспечения минимального уровня жизни нуждающимся или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа субсидиарности (от лат. subsidia-rius -- вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. 3 Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования. С другой стороны, эта оценка включает понимание специфики именно государственного управления, его целевую направленность на производство общественных благ, непосредственную связь с политикой.
Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными жизненными потребностями на государственное управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными отношениями, как материальными, так и культурными. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.
Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной.властью. Четкость выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции аппарата своих административных учреждений, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.
Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.
Гражданское общество - не что иное, как свободная и относительно независимая от государства общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники культурной и самодеятельной инициативы людей. 4 Демократизация является классическим шагом по пути к автономии гражданского общества относительно государственного аппарата. Различные течения общественной мысли доказывают, что не может быть демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к государственному аппарату. Однако это хотя и необходимое, но само по себе еще не достаточное условие демократии. При этом полная автономия гражданского общества относительно государства практически невозможна, по крайней мере как на данном этапе, так и в обозримом будущем социальной эволюции. Более того, гражданское общество в современном понимании - это не набор институтов, находящихся за пределами государства, а форма их соединения в единый способ гражданской жизни, и прежде всего связи между общественностью и практиками хозяйствования. В современных условиях устанавливаются качественно новое переплетение и взаимообусловливание структурных и функциональных характеристик гражданского общества, создается новая конфигурация его отношений с государством, не укладывающаяся в ложе старых представлений о совокупности независимых от государства социальных субъектов и каналов коммуникации. Власть исходит не только от государства и основана не только на принуждении. Она имеет множество корней, когда переплетаются государственные и негосударственные институты, и действует не только сверху - вниз, но и снизу - вверх.
Ресурсы государственного управления включают финансовые, имущественные, природные и иные ресурсы государства, которые можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также средства частных лиц, внешние и внутренние займы, другие негосударственные ресурсы, которые на законном основании могут быть направлены на эти цели. 5 Определенная часть государственных финансовых ресурсов обособляется в виде различных фондов, программ. Качество распоряжения ресурсами предстает наиболее надежным показателем учета общенациональных интересов в процессе государственного управления. В свою очередь параметрами этого показателя являются, соразмерность объявленных мер и имеющихся ресурсов, социально-приоритетное, целевое и подконтрольное их использование в процессе взаимоотношений представительных и исполнительных структур на общегосударственном, региональном и местном уровнях государственной власти.
Выполнение решений включает множество конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных окружающей социальной средой и обеспеченных в той или иной степени ресурсами. Сюда входят: процессы принятия и реализации решений, связанных, прежде всего с формированием и осуществлением государственных программ; технологии государственного управления, связанные с методами управления в кризисных ситуациях, информационно-коммуникативными процессами; организационно-экономическая поддержка традиций и культуры; предоставление налоговых льгот; выдача государственных заказов или осуществление государственных закупок и т.д. Сюда же относятся программы, проекты содействия, кредиты и займы, осуществляемые и предоставляемые международными организациями и отдельными государствами как следствие межправительственных соглашений. Это - преимущественная сфера действий исполнительных органов государственной власти.
Переходя к определению государственного управления, можно отметить, что оно имеет свою специфику и признаки, выделяющие его среди других видов управленческой деятельности. Вместе с тем налицо его тесные связи с существующей системой политической власти. Государственное управление выступает как механизм, способ, с помощью которого государство на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению материальных, социальных, культурных потребностей разных групп населения. 6 Это достигается с помощью конкретных действий политического, правового, организационного, финансового и т.п. характера, что включает различные этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством которых происходит координация и осуществление политики государства. В этом смысле государственное управление представляет конкретно-содержательную часть государственной политики. С другой стороны, государственное управление наряду с отличиями имеет общие черты с менеджментом в частных организациях, в основном касающиеся управленческих технологий и учета интересов клиента. Отсюда вытекает, что от успешного соединения рационального анализа с принятием политических решений в процессе государственного управления зависит уровень использования административных возможностей, а также финансовых, информационных, людских и, наконец, властных ресурсов государства.
Таким образом, можно дать следующее определение: государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.
      Ресурсное обеспечение целей государственного управления
Исключительно богатым по потенциалу ресурсом как формирования, так и осуществления целеполагания в государственном управлении является демократия - определенная система самоорганизации жизни людей на основе их прав и свобод. 7 Однако демократия как явление, система отношений и процессов весьма конкретна и имеет место лишь тогда, когда действительно проникает в жизнь большинства людей, становится атрибутом их повседневных ощущений, мыслей и практических действий. В буквальном смысле слова демократия есть организованная сила общества. И цели государственного управления с минимальными затратами и максимальными результатами могут достигаться тогда, когда потенциал демократии включен в их реализацию. Люди должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и иметь возможность работать в этом направлении. Чтобы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, нужно доверие людей к этим целям и реальное ощущение ими совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами. Такое "наложение" целей и ожиданий в жизненно доступном диапазоне времени и приносит, если исходить из исторического опыта, использование демократии.
Следует сказать и о таком ресурсе целеполагания в государственном управлении, как организация. Она позволяет упорядочить, рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления. Одним из главных достоинств открытого установления целей является возможность сплотить одних и ясно показать другим, что они могут обратиться к другим организациям как к источнику экономического и морального удовлетворения.
Доказана действенность нескольких подходов к организации дискуссий по выбору целей. Среди них такие методы, как "мозговая атака"", "ориентация группы", "альтернативные сценарии будущего" и метод "Дельфы". 8
Организованный интеллект позволяет выстроить лучшее дерево целей государственного управления, чем то, которое создано одним, даже талантливым, умом. То же происходит и при реализации целей: должны быть организованы функции, структура, деятельность, используемые принципы и т. д. А что касается "дерева целей" государственного управления, то о его практическом осуществлении без организации не может быть и речи.
В качестве ресурсов целеполагания в государственном управлении необходимо учитывать и такие сугубо субъективные элементы, как знания, или, иными словами, инновационно-технические возможности общества. К началу XXI в. накоплен большой объем общественного, естественного и точного знания, подготовлен значительный и квалифицированный персонал по различным направлениям человеческой деятельности. Но все это слабо используется для того, чтобы намеченные цели государственного управления непременно осуществлялись. Вероятно, большего внимания заслуживают менталитет народов, укоренившиеся среди людей социально-психологические стереотипы. Ведь в подобных характеризующих признаках кроются не только определенные консерватизм и традиционность, но и известные рационализм и конструктивность представлений, подходов и действии. И каждый имеет свое значение, актуален в разных ситуациях, вполне может обеспечивать реализацию некоторых целей государственного управления.
Особого разговора заслуживает соотношение целей и средств их осуществления. Часто их взаимной адекватностью пренебрегают, и цели, благородные и нужные по замыслу, реализуют такими средствами, что в итоге они теряют всякий истинный смысл. Яркий пример - история социалистического строительства, которое велось в целях осуществления чуть ли не христианской мечты о братстве и равенстве, но такими средствами, которые, увы, мало продвинули людей по этому пути. Много расхождений между целями и средствами обнаруживается и в наши дни. Между тем здесь проявляется один принципиальный момент, который в управлении не всегда учитывается.
Непосредственно воспринимаемый результат дают, как правило, не цели, а средства, используемые при их реализации. Несоответствие средств ведет и к существенному различию целей и получаемых результатов, что по принципу обратной связи дискредитирует сами цели.
Рациональное и эффективное государственное управление требует связанности целей, средств и результатов их реализации, ибо только оно создает кругооборот в системе государственного управления, рождает к нему доверие общества, людей и стимулирует управленческие процессы.
Цели государственного управления призваны отвечать таким блокам требований: а) быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и деятельности людей, соответствовать объектив ной логике функционирования того или иного явления, процесс, отношения, учитывать формы и механизмы последних; б) быть социально мотивированными, т. е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их и жизнь; в) быть обеспеченными в ресурсном отношении как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом или возможном потенциале, привязываться к конкретным условиям и факторам общественной жизнедеятельности.

Глава 2. Инновационные пути реализации государственного управления в области ресурсов
2.1. Ресурсный потенциал государственного управления

Государственное управление само по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется государственное управление. Оно пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы.
Распространяя свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, управление государства вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Одной из важнейших среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для государственного управления (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. 9 Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует еще больших финансовых ресурсов. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше - для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.
Во-вторых, само функционирование государственного управления, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств. В центре внимания властвующих находится экономическая политика. Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: "Новый курс" (Ф. Рузвельт), "Новые рубежи" (Дж. Кеннеди), "Война против бедности" (Л.Джонсон). За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно - программа экономического подъема США. Уровень экономического развития страны и роль государственного управления в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.
В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания государственного управления, обеспечения ее безопасности.
Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.
Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.
Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, в частности средств государственного регулирования общественных процессов, политическая власть может сделать многое:
заставить экономические процессы, набравшие слишком большую скорость, притормозить (и наоборот, когда это необходимо);
стимулировать структурную перестройку хозяйства в целях практического освоения достижений НТР;
стимулировать инвестиции в национальную экономику;
не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;
предотвратить перенакопление капитала в стране, стимулируя его вывоз за границу;
замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и т.д.
Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета. Большие возможности открывает налоговая система страны. При этом налоги - это не только главный источник средств формирования доходной части бюджета, но и инструмент, с помощью которого (снижение или повышение налогов) осуществляется влияние на процесс воспроизводства общественного капитала. Налоги не случайно называют настоящим "экономическим чудом": с помощью этого экономического ресурса в США, например, практически все крупные и крупнейшие предприятия имеют форму корпораций (акционерных обществ). 10 И практически нет гигантских предприятий, находящихся в единоличной собственности. Это - результат налоговой политики. Дело в том, что несколько десятилетий назад власти установили на корпорации налог, который был существенно ниже, чем налог на крупные единоличные фирмы. Не случайно о США нередко говорят "Америка инкорпорейтед", подчеркивая тем самым преобладание корпоративной формы капитала. Важными экономическими ресурсами, которыми располагает государственное управление, являются манипулирование с процентными ставками по банковским вкладам, поощрение научно- технического прогресса и многое другое, посвященной взаимодействию политической и экономической общественных систем. Здесь же отметим, что роль и значение экономических ресурсов политической власти столь велики, что в литературе можно встретить понятие "экономическая власть". Речь идет о том огромном влиянии, которое могут оказать и оказывают на политическую власть, на проводимую ею политику владельцы капиталов. Преследуя интересы наиболее выгодного использования принадлежащего им капитала, они оказывают давление на политическую власть, идут на подкуп отдельных лиц, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования.
Силовые ресурсы. Этот вид ресурсов государственного управления выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности управления государства, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Это - армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им Техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы в той или иной их части политическая власть использует весьма часто. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в годы экономических и политических кризисов. Политическая власть использует армию, полицию, силы охраны порядка для подавления массовых выступлений с требованиями смены правительства. Войска не раз "наводили порядок" в конфликтном обществе. Даже в демократических государствах Европы и в США вооруженные силы выполняют важную роль в поддержании конституционного порядка.
Очевидно, что политические структуры заинтересованы в высокой лояльности и преданности им силовых структур. Поэтому, как свидетельствует международный опыт, работа в силовых структурах относится к престижным и довольно высоко оплачиваемым профессиям. Достаточно отметить, что годовое жалование полицейского в США лишь немного меньше, чем губернатора штата.
С понятием "силовые ресурсы" нередко связывают понятие "военная власть". Последнее характеризует ситуацию, когда в структуре политической власти преобладают военные. Исторический опыт дает немало тому примеров. При этом военные контролируют все структуры власти либо заменяют ее собой. Специфика военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских структур. В данном случае возникает полицейское государство.
Социальные ресурсы. Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения (уровень пенсии составляет до 90% от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных организаций и т.д.
Информационные ресурсы. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации (СМИ). 11 Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Однако "молодость" не означает малую эффективность или второстепенную роль. Средствам массовой информации (в условиях, когда практически каждая семья имеет телевизор и радиоприемник) принадлежит весьма важная роль как в период становления политической "власти, так и в период ее функционирования. Данная группа ресурсов политической власти имеет специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут (по крайней мере, в какой-то своей части) стать антиресурсом политической власти. Чтобы СМИ стали действительными ресурсами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень велико желание СМИ стать независимыми. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Удельный вес частных каналов сравнительно невелик. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности
и т.д.................

Ресурсы органов государственного управления как необходимое и сложное явление, еще не рассматриваются системно как на практи­ке, так и в науке.

Именно ресурсы органов госуправления выступают после целепо-лагания важнейшим элементом в механизме госуправления. Как из­вестно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение гра­ждан и функционирование институтов общества, протекающий цик­лически, системно, с использованием комплекса средств для достиже­ния его цели и преобразования общественных отношений. Термин «ресурсы» означает средства, запасы, возможности, источники че­го-либо. Ресурсы органов госуправления - это все средства, методы, блага, обладание которыми и использование которых повышает способ­ность и возможность управляющего воздействия. Особое значение име­ют природные и человеческие ресурсы - самые ценные и к тому же ограниченные. К ним управленцам стоит относиться архибережно, научиться не транжирить национальное достояние, а обращаться к другого рода ресурсам, которые не требуют больших затрат и могут воспроизводиться и развиваться.

К таким средствам, методам и благам относятся:

Ресурс права, причем право здесь понимается в самом широ­ком смысле, не только конституции, законодательства, нормативные акты, но правовая культура людей;

Ресурс демократии как соответствующей системы самооргани­зации жизни людей на основе их прав и свобод, антипод демонии власти;

Ресурс организации как упорядочения, рационализации системы госуправления и процесса (деятельности) госуправления, в том числе при определении целей и принятии соответствующих политических и административных решений;

Ресурс знания в самом широком смысле, включая информаци­онно-технологические возможности общества, формирующие мента­литет госслужащих, социально-психологические стереотипы поведе­ния, социальные и моральные нормы людей.

Можно, очевидно, объяснить ресурсы через определенные матери­альные и духовные формы, условия какой-либо деятельности. И. Л.Бачило уточняет, что ресурсами выступает вся совокупность материальных и организационных условий, реальное состояние кото­рых обеспечивает качественную деятельность управленческих струк­тур, выделяет такие виды ресурсов: информационные, кадровые, фи­нансовые, научные, технологические.

Нехватка, некомплектность ресурсов является часто причиной бед. Если ресурсов выделено недостаточно, работники понимают, что за­дание бессмысленно и соответственно относятся к нему. Цель уже не служит стимулом. Так, расхождение между словом и делом (призывом и неподкрепленными ресурсами) убивает желание и возможность дос­тичь повышения эффективности, производительности в работе орга­низации. Это определяет проблему совершенствования ресурсного обеспечения системы госуправления.


Ресурсное обеспечение может совершенствоваться в количествен­ном и качественном отношениях. Качественное его улучшение, как правило, является более сложной проблемой, но и положительный эффект здесь значительнее. Например, увеличение численности лич­ного состава не создаст «профессионального ядра» кадров. Более того, квалифицированные работники способны решать стоящие перед сис­темой задачи не числом, а умением.

Аналогичным образом обстоит дело с материально-техническим обеспечением. Так, тщательно продуманное территориальное размещение экспериментальных лабораторий, оснащенных техникой для производства сложных экспертиз, может удовлетворить потребности в их проведении с меньшими затратами, чем простое увеличение со­ответствующего оборудования и экспертов, и т. д. Естественно, совер­шенствование ресурсного обеспечения требует предварительного ана­лиза потребностей системы, конкретных органов госуправления и сте­пени их соответствия наличным резервам, а также возможности их перераспределения и использования с учетом научно обоснованных нормативов.

Другая проблема ресурсного обеспечения госуправления связана с возникающими во все времена противоречиями между теми, кто вы­деляет ресурсы, и теми, кто их использует. Известно, у кого больше ресурсов, у того больше власти и возможностей. Ресурсы - это источ­ник реализации всех видов целей, но если есть заметные «ножницы» между целями-заданиями и целями самосохранения организации, нет гарантии, что выделяемые ресурсы будут использованы на благо наро­да, в Интересах дела. Бывает, что правительственная программа полно­стью достигла целей,- решила проблему, ради которой разрабатывалась, исчерпала свои возможности; бывает, что созданная с самыми благими пожеланиями программа терпит полный провал, нисколько не продви­нувшись к цели. В обоих случаях всегда есть момент, когда можно и нужно от нее отказаться и перераспределить выделенные ресурсы на продолжение перспективной работы или на новую программу, которую надо опробовать. Но ни одно государственное учреждение не способно решиться на это - это общая болезнь администраторов. Причина здесь в основном в нежелании лишиться выделенных средств.

Итак, результаты деятельности никогда не совпадают абсолютно с полагаемой целью как идеальным предвосхищением будущего, ибо реальные связи всегда богаче, многостороннее любого идеального об­раза, существующего в сознании субъекта в момент постановки цели. Расхождение также детерминировано ресурсами, средствами реализа­ции цели. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор ресурсов для ее достижения, с другой - та со­вокупность ресурсов, которыми располагает субъект, в общем виде предопределяет реально достижимые цели. Неправильный выбор средств означает невозможность достижения цели. Идеальное полагание будущей деятельности вне выбора определенных ресурсов, средств может означать, что речь идет не о конкретной цели, а лишь об абстрактном и туманном стремлении.

Неоптимальность целей, взятых в качестве руководства к дейст­вию, часто выделяется уже после.того, как появились отрицательные последствия, неизбежные в данном случае.

Вся история человечества свидетельствует, что формулирование целей государственного управления - дело крайне сложное. "Над этим процессом неумолимо довлеют три негативных фактора: субъективность; большое число целей, их изменчивость и противоречивость; неопределенность в развитии и функционировании государственного организма, его отдельных частей, которая передается сфере управле­ния и пронизывает ее (неполная определенность внешней среды и внутренних свойств государства имеет результатом неполную опре­деленность целей госуправления).

Обоснованность и действенность целей государственного управления и их «древа» определяются с другой стороны (обратной их генезису) связанностью с соответствующими ресурсами и обеспеченностью ими. В том-то и состоит, да и возможна практичность целеполагания в государственном управлении, что это не благие Пожелания и не свободный полет субъективистской мысли, а цели задачи, решаемые на деле. Особое значение здесь имеют, как и во всем, природные и человеческие ресурсы, но это столь очевидно, что не требует доказательств. Таких ресурсов мало и увеличения их не предвидится, из-за чего внимание хотелось бы привлечь к тем, которые не требуют больших затрат, возобновляемы и развиваемы и находятся в нашем распоряжении.

Прежде всего -- это ресурс права , причем права в широком, искомом смысле, включающем в себя как соответствующие мировоззрение, традиции, образ жизни и поведение людей, так и систему законов и механизмов их обеспечения. Очень многие и давно, по меньшей мере со времен Древнего Рима, знают, что частное и публичное право (jus) выступает самым испытанным историей и действенным инструментом упорядочения, организации и поддержания возможной рациональности и эффективности общественной жизнедеятельности. Отсюда идет и современная установка на формирование правового государства, которая является господствующей в мировой политике. Значит, любые цели, которые ставятся в государственном управлении, должны оцениваться с точки зрения их соответствия правовым требованиям (справедливости, правды, гуманизма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с опорой на силу законов и государственных механизмов осуществления последних. Тогда можно надеяться, что цели государственного управления не останутся на бумаге или в речах лидеров, а будут, хотя бы в пределах правовых возможностей, практически реализовываться.

Исключительно богатым по потенциалу ресурсом как формирования, так и осуществления целеполагания в государственном управлении, является демократия -- определенная система самоорганизации жизни людей на основе их прав и свобод. В России давно, где-то со времен декабристов, любят порассуждать о демократии, ее типах и формах, это понятие широко практикуется в политическом лексиконе, особенно среди тех, кто занимает положение оппозиции, оно предмет мудрствования почти в любом кругу интеллектуалов. Но в самой власти, в процессах государственного управления формы, методы и другие элементы демократии используются робко, с опаской. Не этим ли вызваны все беды, зафиксированные историей и сегодняшним днем? Понятием демократии все еще оперируют на абстрактном уровне, где многое выглядит вроде бы убедительным, в то время как демократия в виде явлений, отношений и процессов весьма конкретна и заявляет о своем существовании тогда, когда действительно проникает в жизнь большинства людей, становится атрибутом их повседневных ощущений, мыслей и практических действий.

В буквальном смысле слова демократия есть организованная сила общества. И цели государственного управления с минимальными затратами и максимальными результатами могут достигаться тогда, когда потенциал демократии включен в их реализацию. Люди должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и быть способны практически работать в этом направлении. А для того чтобы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, нужно доверие к этим целям и реальное ощущение людьми совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами. Такое наложение целей и ожиданий в жизненно доступном диапазоне времени и приносит, если исходить из исторического опыта, использование демократии.

Следует сказать и о таком ресурсе целеполагания в государственном управлении, как организация. Последняя в данном процессе решает две проблемы. Организация позволяет упорядочить, рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления. Как отмечается специалистами в области целевого управления, одним из главных достоинств открытого установления целей является возможность сплотить одних и ясно показать другим, что они могут обратиться к организациям как к источнику экономического и морального удовлетворения.

Доказана действенность нескольких подходов к организации дискуссий при выборе целей. Среди них такие методы, как «мозговая атака», «ориентация группы», «альтернативные сценарии будущего» и метод «Дельфы» 63 . Не стоит, видимо, доказывать, что интегральный интеллект позволяет выстроить лучшее «древо» целей государственного управления, по сравнению с тем, которое создано единичным, пусть даже талантливым умом. То же имеет место и при реализации целей: должны быть организованы функции, структура, деятельность, используемые принципы и т.д. А что касается «древа» целей государственного управления, то о его практическом осуществлении без организации не может быть и речи.

В качестве ресурсов целеполагания в государственном управлении необходимо учитывать и такие сугубо субъективные элементы, как знания или, иными словами, инновационно-технические возможности общества. К началу XXI века накоплен большой объем общественного, естественного и точного знания, подготовлен значительный и квалифицированный персонал по различным направлениям человеческой деятельности. Но все это пока слабо используется в процессах управления, в частности, и для того, чтобы намеченные цели государственного управления непременно осуществлялись. Вероятно, заслуживают большего внимания менталитет народов, укоренившиеся среди них социально-психологические стереотипы. Ведь в подобных характеризующих признаках кроются как определенные консерватизм и традиционность, так и известные рационализм и конструктивность представлений, подходов и действий. И каждый из них имеет свое значение, актуален в разных ситуациях и вполне может обеспечивать реализацию некоторых целей государственного управления.

Особого разговора заслуживает соотношение целей и средств их осуществления. Об адекватности вторых первым часто забывают, в результате чего цели, по замыслу вроде бы благородные и нужные, реализуют такими средствами, что в итоге они теряют всякий жизненный смысл. Ярким примером является вся история социалистического строительства, которое вроде бы велось в целях осуществления чуть ли не христианской мечты о братстве и равенстве 64 , но такими средствами, которые, увы, мало продвинули людей по этому пути. Много расхождений между целями и средствами обнаруживается и в наши дни. Между тем здесь проявляется один принципиальный момент, который в управлении не всегда учитывается. Объективный результат дают как правило не цели, а средства, используемые при их реализации. Несоответствие средств ведет и к существенному различию целей и получаемых результатов, что, по принципу обратной связи, дискредитирует сами цели.

Рациональное и эффективное государственное управление требует связанности целей, средств и результатов их реализации, ибо только оно создает кругооборот в системе государственного управления, рождает к нему доверие общества, людей и стимулирует управленческие процессы. Не случайно еще в 50-х годах прошлого века П. Дракером, Д. Мак-Грегором, Э. Шлехом и другими специалистами была заложена и начала развиваться (и практически испытываться) концепция управления по целям или результатам 65 .

Суммируя сказанное, следует признать, что цели государственного управления, представленные в определенном «древе», призваны отвечать следующим требованиям:

  • а) быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного раз вития и технологий деятельности людей, соответствовать объективной логике функционирования того или иного явления, процесса, отношения, учитывать формы и механизмы последних;
  • б) быть социально мотивированными, т.е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их в жизнь;
  • в) быть обеспеченными в ресурсном отношении как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом или возможном потенциале, привязываться к конкретным условиям и факторам общественной жизнедеятельности;
  • г) быть системно организованными, включать в определенной последовательности цели стратегические, оперативные и тактические, общие и частные, главные и обеспечивающие, конечные и промежуточные, отдаленные, близкие и непосредственные и т.д.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!